Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Как найти информацию. В диссертации применяют затекстовые ссылки Что необходимо для достоверности

Как найти информацию. В диссертации применяют затекстовые ссылки Что необходимо для достоверности

  • Цели применения информации
  • Как искать информацию?
  • Как хранить информацию?

Если ХХ век был веком промышленности, то в XХI веке главным ресурсом, несомненно, выступает информация. Большинство престижных и высокооплачиваемых профессий сопряжены с потоками данных, а формирование умений работать с информацией крайне важно для развития и совершенствования своих навыков. Любой, кто заинтересован в достижении успехов в профессии, должен уметь собирать, анализировать, изучать и хранить информацию. И уж конечно, каждый руководитель ежедневно сталкивается с необходимостью работать с большими объемами информации, которая обрушивается на него беспрерывной лавиной. Как не утонуть в этом потоке, как научиться распределять сведения на необходимые, полезные и ненужные, хранить данные так, чтобы быстро ориентироваться в них? Именно этому и будет посвящена статья.

Мы постоянно находимся в информационном поле, но лишь часть поступающей информации имеет значение для нас как личности и нашей профессиональной деятельности. Слишком большие объемы сведений являются причиной поверхностности восприятия, что приводит к «клиповости» мышления, свойственного новому поколению. «Клиповость» (от слова «клип») - явление, при котором человек усваивает только короткие поверхностные отрывки информации, из-за чего его память наполнена большим количеством разномастных, но бесполезных сведений. Чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо научиться работать с информацией правильно, отсеивая ненужное и сохраняя полезное.

Чтобы справиться с поступающими данными, нужно изучить самые действенные приемы работы с информацией - они помогут в распределении и систематизации сведений.

Как анализировать полученную информацию

В первую очередь необходимо уяснить для себя, какие данные вы считаете информацией, а какие являются лишь информационным шумом. Чтобы сделать это, достаточно ответить на вопросы: Несет ли пользу данная информация? С какой целью вы будете ее применять? Если вы не можете дать ответов на эти вопросы, значит, полученные сведения не являются нужной информацией. Она должна быть связана с действиями - если определенным данным не соответствуют никакие действия, значит, информация бесполезна.

Существуют такие критерии оценивания информации как достоверность (правдивость) и надежность - они определяются посредством изучения первоисточника и сопоставления его с другими первоисточниками. Нужно учитывать новизну и актуальность информации - свежи эти сведения и факты или уже устарели.

Определите подходящие вам темы, и тогда станет намного проще отсеивать полезные данные от бесполезных. Благодаря выбранным темам вы сможете легко воспринимать, сортировать и обобщать полученную информацию. Желательно разобраться со смежными темами, чтобы их подразделы не дублировались и не вносили путаницу в вашу систему. В таком случае нужно четко определить, в какую тему вы определяете конкретный подраздел.

Анализ полученной информации очень важен - если данные прошли все вышеприведенные фильтры, значит, их можно пускать в дело.

Цели применения информации

Исходя из целей применения информации в работе организаций ее можно разделить на тактическую, стратегическую и оперативную.

Стратегическая информация необходима для длительного планирования, решения глобальных задач и поиска путей развития организации. Она может быть на первый взгляд не связана с деятельностью компании, но при этом определять ее судьбу. К примеру это могут быть политические события или экологические изменения в вашем регионе. Стратегические данные касаются мировых экономических тенденций, современных методов производства (сырье, технологии), действующих лиц в вашем секторе рынка (конкуренты, клиентура, партнеры).

Как может выглядеть база стратегических данных:

  • развитие в разных странах сектора промышленности (или другого бизнеса), в котором работает ваша компания;
  • внешние факторы (экология, наличие сырья, стоимость товаров и услуг на рынке);
  • изучение областей применения вашего продукта.

Тактическая информация. Если стратегические цели компании определяют ее направление (куда?), то тактические - путь следования (каким образом?). Тактическая информация помогает в планировании, касающемся преодоления конкуренции, расширения масштабов производства, выведения на рынок новых продуктов, внедрения новых технологий.

База тактических данных может иметь такую структуру:

  • продукция (изучение аналогичных товаров конкурентов, внедрение новинок и выведение из оборота неактуальных товаров, соответствие новых продуктов законодательству страны);
  • увеличение производственных объемов (прогнозируется ли рост популярности вашего товара на рынке, каковы предполагаемые затраты и доходы, поведение конкурентов);
  • выход на зарубежный рынок (экономическая, политическая и социально-культурная обстановка);
  • изучение факторов, влияющих на развитие компании (конкуренты, лицензирование и патентование, виды востребованной продукции, территории конкурирования).

Оперативная информация включает в себя базы данных, полезных для решения срочных вопросов: поиск новых поставщиков или точек сбыта, внезапно возникшие угрозы существованию фирмы (банкротство субподрядчика, утрата крупных клиентов). Такие базы данных состоят из информации, которую можно быстро применить в сложных ситуациях. Важно, чтобы данные были максимально точны, ведь во время преодоления кризиса от этого может зависеть судьба предприятия.

Как искать информацию?

Сегодня информации так много, что она чаще сама находит нас, чем мы ее. И все же немаловажно определять правильные принципы работы по поиску информации.

В данном случае на первый план выступает работа с источниками информации, то есть их обнаружение, проверка на правдивость и полезность предоставляемых сведений. Среди источников информации выделяются:

  • Медийные источники: интернет и СМИ (газеты, телевидение);
  • Узкоспециальные источники (методические пособия и научные труды специалистов в конкретной области знаний);
  • Живые источники (специалисты, коллеги, партнеры, способные предоставить необходимую информацию).

Предпочтительно иметь несколько надежных постоянных источников, к которым можно обращаться по разным вопросам, а для тех, которые используются впервые, разработать методику быстрой и точной проверки на достоверность, актуальность и ценность предоставленных сведений.

Как хранить информацию?

Вы должны решить, каким образом вы будете хранить информацию, чтобы она находилась на идентичных носителях, а не была разбросана по разным дискам, флеш-накопителям, компьютерам и бумажным документам.

К слову, о бумаге. Сегодня мало кто хранит данные в виде отпечатанных документов - электронные варианты занимают куда меньше места, их проще искать, можно редактировать и быстро копировать, пересылать по почте и сбрасывать на носители. Но существует немало профессий, где сохранение бумажных документов является обязательным условием, и об этом мы поговорим немного ниже. Но в первую очередь коснемся способов хранения электронной информации.

Как известно, техника регулярно сбоит, поэтому помимо оригиналов на вашем рабочем или домашнем ПК нужно иметь копии, и желательно две. Скопировать документы можно на второй компьютер или ноутбук, с рабочего на домашний или наоборот. Если речь идет о текстовых документах, то все ваши многолетние труды запросто уместятся на флеш-накопителе - можно сделать два экземпляра. Диски уже начинают терять свои позиции, к тому же имеют существенный недостаток - после длительного хранения или многократного использования они становятся не пригодными к запуску, могут не прочитаться дисководом. Конечно, можно делать копии на дисках, но они не должны быть единственными.

Очень удобны облачные сервисы хранения персональных данных. Самые крупные почтовые сайты предоставляют бесплатное облако - Яндекс.Диск, Google.Диск, Облако@mail.ru. Есть и платные сервисы, где ваша информация будет более защищена. Плюс в том, что вы имеете доступ к своим данным из любой точки мира, где есть интернет. Но и этот способ не является абсолютно надежным - может случится сбой в работе сервиса, хакерская атака, и тогда ваши файлы окажутся недоступными.

Поэтому, как уже говорилось, храните информацию сразу в нескольких копиях. Однажды из-за своей беспечности мне довелось оказаться в пренеприятнейшей ситуации. Очень важные для работы файлы хранились на двух компьютерах. И вдруг у одного сломался винчестер (без возможности дальнейшего восстановления), а у другого - слетела операционная система. Когда мы получили второй компьютер с установленной ОС, то обнаружили, что горе-настройщик отформатировал диск D. Информация, хранившаяся на двух носителях, была безвозвратно утеряна.

Знайте, что в данном случае осторожность и запасливость не могут быть излишними: один оригинал и две копии - золотое правило хранения данных.

Большинство государственных и юридических учреждений и сегодня хранит свои записи в виде бумажных документов - несмотря на удобство электронных копий этот вариант намного надежнее. Потому следующие рекомендации будут касаться и электронных, и бумажных носителей информации.

Три зоны

Самый удобный способ работы с информацией заключается в размещении документов таким образом, чтобы их возможно было найти быстро и без труда. Нужно создать три рабочих зоны, каждая из которых будет соответствовать частоте обращения к информации.

Первая зона - это данные, к которым вы обращаетесь ежедневно, они должны быть под рукой. В случае с обоими видами носителей они располагаются на рабочем столе.

Если говорить о рабочем столе компьютера, то не рекомендуется хранить на нем сами файлы. Дело в том, что этот раздел находится непосредственно в операционной системе Windows и размещен на системном диске С. При сбоях в работе компьютера данные с системного диска могут быть полностью или частично утеряны. По этой же причине лучше не хранить информацию в «Моих документах» - они также размещены в ОС. При неполадках проще спасти файлы с других локальных дисков (D, Е), поэтому храните информацию первой зоны на этих дисках, выведя ярлыки на рабочий стол.

Вторая зона - это информация, которой вы пользуетесь периодически, но не ежедневно. В кабинете это могут быть периферийные зоны и ящики рабочего стола, в электронном варианте - хранение документов на не системных локальных дисках без выведения ярлыков на рабочий стол.

Третья зона - архив. В нем содержатся документы, с которыми вы работали ранее и которые могут понадобиться вам в будущем: для подтверждения авторства, для использования содержащихся в них сведений и других целей. В компьютерном варианте это скорее всего будет папка «Архив», находящаяся в корне локального диска, а в бумажном - стеллажи, шкафы, отдельный кабинет для хранения папок с документами.

Для электронных носителей важно правило: сохраняйте файлы в распространенных расширениях, которые смогут прочитать все аналоги и версии программ.

Постарайтесь сохранять информацию идентичными способами. Например, если вы решили держать одну копию на облачном сервисе, а вторую на флеш-накопителе, то следуйте своему решению, а не разбрасывайте копии по разным носителям. Если часть копий будет на дисках, часть на втором ПК, часть на флешках и еще часть в облаке, то вы просто запутаетесь. Типов носителей для хранения копий должно быть не больше двух.

То же самое касается бумажных документов - существует немало способов запечатлеть данные на бумаге, но вы должны выбрать лишь самые приемлемые для вас: распечатанные на принтере документы, ксерокопии, выписки от руки и т.д.

Не стоит забывать, что работа по обработке информации включает в себя и четвертую, не названную зону - это мусорное ведро (хоть реальное, хоть виртуальное). Если информация устарела, если вы уверены, что она не пригодится, если она не имеет отношения к работе - безжалостно удаляйте ее из своего жизненного пространства, иначе потом просто не сможете разобраться с завалами накопившихся данных.

Классификация

Если вам приходится ориентироваться в больших объемах информации (чаще это касается архивов), то разбейте ее на разделы. Это могут быть темы («Пейзажи», «Животные», «Люди») - так хранят свои архивы фотографы. Можно создать классификацию по временным отрезкам: например, папка с годом, а в ней - папки по месяцам. Если в вашей работе важна хронология, то вы с легкостью вспомните, к какому периоду относится данная информация и найдете ее по дате - так хранят информацию журналисты. Если в вашей работе много названий или имен, можно рассортировать их по алфавитным папкам - к примеру, по фамилиям клиентов.

Существует немало профессий, где удобно использовать все три метода классификации: к примеру, архив хранится в хронологическом порядке, рабочие материалы разбиты по темам, а в папке «Клиенты» находится алфавитный каталог.

Такую систему точно можно организовать и в случае с бумажными документами - создать тематические папки с надписями на корешках, отметить их разными цветами или цифрами.

Бывает, что поступившая информация не вписывается в вашу концепцию расположения данных. Что делать? Вариант первый - создать новую тему, второй - создать раздел «Другое», где хранятся не подошедшие другим темам сведения, и третий - оставить информацию «отлежаться». Через некоторое время вы сумеете понять, к какой теме ее отнести или выбросить совсем.

Чтобы знать, как работать с информацией эффективно, нужно научиться правильно ее обрабатывать. После того, как вы провели первичный анализ, расположили и классифицировали сведения, вам нужно определить максимально удобные пути их усвоения.

В каком виде к нам поступает информация? Это печатная литература (книги, журналы, газеты), видеоролики, аудиозаписи и электронные документы. К слову, большая часть печатных документов существует в электронном формате, и вы можете выбрать, как вам удобнее работать с информацией. Людям старшего поколения привычнее листать осязаемые страницы, молодежи проще обзавестись планшетом с программой для чтения.

Что касается новостей, их тоже можно получать из бумажных и электронных источников - из газет или с информационных сайтов. Обычно предпочтение отдается новостным порталам, поскольку новости там появляются очень быстро и объем поступающей информации не ограничен полосами. Недостаток - новостийщики Интернет-порталов обычно сначала выкладывают новости, а потом уже проверяют их. А иногда и не проверяют совсем - поэтому нужно уметь ориентироваться в потоке информационного мусора. В газетах информация более проверена и ввиду ограниченного объема собраны самые важные новости.

Очень удобный метод работы с информацией - аудиофайлы. Имея диктофон, можно надиктовывать данные, чтобы потом преобразовать их в текстовый формат. Это очень удобно в тех случаях, когда нужно зафиксировать сведения очень быстро и нет времени писать или печатать. К слову, часть информации можно хранить в аудиофайлах, если нет необходимости предоставлять их кому-то в напечатанном виде.

Информацию для изучения или ознакомления можно получать с помощью прослушивания аудиозаписей - много книг и тренингов переведены в аудиоформат. Это значительно экономит время: аудиокниги можно слушать в пути, им не страшно недостаточное освещение, при этом у вас свободны руки и можно делать какую-то несложную работу, например, домашнюю.

Важным источником получения и передачи информации является Интернет-почта. Старайтесь проверять свои ящики каждое утро, сразу же рассортировывая письма. Ненужное отправьте в «Спам» (сделав эту пометку, вы больше не будете получать письма от этого адресанта), а остальное распределите по степени важности. На что-то нужно ответить сразу же, а каким-то письмам нужно отлежаться до уточнения или получения дополнительной информации.

Умение работать с информацией предполагает ежедневные манипуляции, направленные на сортировку и обработку поступающих данных. Не позволяйте залеживаться письмам и не обработанным документам. Периодически разбирайте папку «Другое», где хранятся сведения, с которыми вы пока что не знаете что делать. Если они не понадобились в течение длительного времени - выбрасывайте.

Идите в ногу со временем. Существует немало приспособлений и программ, позволяющих оптимизировать работу с информацией. Не пожалейте денег и времени, приобретите их и научитесь ими пользоваться - это обязательно окупится.

Узнав, как правильно работать с информацией, вы сможете высвободить немалое количество времени, которое раньше тратилось на блуждание в лесу разрозненных сведений и фактов. А время - очень ценный рабочий материал, который можно использовать для саморазвития, повышения квалификации или расширения своего дела.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Редакция принимает только оригинальные, не публиковавшиеся ранее научные статьи, подготовленные с учетом «Этики научных публикаций в научно-практическом журнале “Библиотековедение ”. Тематика статьи должна соответствовать содержанию журнала, а также одной из основных рубрик. При направлении статьи на рассмотрение в журнал необходимость указывать научную специальность и соответствующую ей науку из утвержденного для журнала перечня . Одна статья может соответствовать не более трем специальностям.

В редакцию журнала предоставляются:

Оригинал статьи предоставляется в электронной форме, содержащей текст в формате Microsoft Word, через систему электронной редакции на сайте издания.

Весь текст набирается шрифтом Times New Roman Cyr, кеглем 12 pt, с полуторным междустрочным интервалом. Объем статьи — не более 18—25 тысяч знаков с пробелами (без учета реферата, ключевых слов, примечаний, списка источников).

Структура текста:

Сведения об авторе/авторах — имя, отчество, фамилия, место работы (учебы), в том числе подразделение (при наличии), должность, почтовый адрес организации, ученая степень, ученое звание, ORCID, SPIN, адрес электронной почты автора — размещаются перед названием статьи в указанной выше последовательности и будут опубликованы вместе со статьей. Контактная информация: почтовый адрес для передачи корреспонденции, телефоны (рабочий, домашний, мобильный) — может быть использована только для переговоров между автором и редакцией и не подлежит опубликованию.

Индексы УДК и ББК (по Средним таблицам), раскрывающие тематическое содержание статьи.

Название статьи .

Сведения об источнике финансирования исследования/публикации (в случае наличия) оформляется в виде сноски «звездочка» к названию статьи и представляется в подстрочнике на 1 странице.

Реферат — краткое изложение статьи по следующей структуре: актуальность проблематики и новизна решения, главные содержательные аспекты. Объем — 200—250 слов. Размещается после названия статьи.

Ключевые слова по содержанию статьи (8—10 слов) размещаются после реферата.

Основной текст статьи желательно разбить на подразделы (с подзаголовками).

Инициалы в тексте набираются через неразрывный пробел с фамилией (одновременное нажатие клавиш «Ctrl» + «Shift» + «пробел». Между инициалами пробелов нет.

В тексте используются кавычки «…», если встречаются внутренние и внешние кавычки, то внешними выступают «елочки», внутренними «лапки» — «…“…”».

В тексте используется длинное тире (—), получаемое путем одновременного нажатия клавиш «Ctrl» + «Alt» + «-» (на цифровом блоке клавиатуры), а также дефис (-).

В списках и перечнях не используется автоматическая нумерация текстового редактора.

Инфографика , в том числе таблицы, схемы, рисунки и формулы в тексте должны нумероваться; схемы и таблицы должны иметь заголовки, размещенные над схемой или полем таблицы, а каждый рисунок — подрисуночную подпись.

Список источников (не менее 20 наименований) оформляется как затекстовые библиографические ссылки в соответствии с принятыми стандартом (ГОСТ Р 7.0.5—2008 «Библиографическая ссылка»), выносится в конец статьи. Источники даются в порядке упоминания/цитирования в статье. Отсылки к списку в основном тексте даются в квадратных скобках [номер источника в списке, страница] (например: ). В случае необходимости повторного цитирования источника, отсылку дают на номер первого упоминания источника. Повторные и комплексные ссылки не используются. Заголовки (и названия журналов) во второй и последующих ссылках нельзя заменять их словесными эквивалентами «Его же», «Он же», «Там же» и т. д.

При оформлении списка источников автоматическая нумерация текстового редактора не используется, порядковый номер отделяется от текста ссылки знаком табуляции. Знаки «точка» и «тире», разделяющие области библиографического описания, заменяются точкой. Во всех библиографических ссылках на электронные ресурсы обязательно указывается дата обращения.

При цитировании интернет-ресурсов необходимо максимально полно, насколько это возможно указывать ФИО автора (авторов), точное название работы, название ресурса, опубликовавшего описываемый документ, а также точную ссылку на веб-страницу-первоисточник (а не на главную страницу сайта, с которого взят материал).

Любое упоминание в тексте статьи имен ученых и исследователей должно сопровождаться отсылками на их работы.

Редакция рекомендует отслеживать и использовать публикации по теме статьи, вышедшие в предыдущих номерах журнала «Библиотековедение», а также в других научных журналах по тематике авторской рукописи, в целях обеспечения преемственности и подтверждения актуальности темы.

Примечания нумеруются арабскими цифрами (с использованием кнопки меню текстового редактора «надстрочный знак» — a 1 , a 2). При оформлении библиографических источников, примечаний и ссылок автоматические «сноски» текстового редактора не используются. Текст примечаний размещается после текста статьи с заголовком «Примечания».

Подрисуночные подписи оформляются по схеме: название/номер иллюстрации — пояснения к ней (что/кто изображен, где; для изображений обложек книг и их содержимого — библиографическое описание; и т. п.). Имена файлов в списке должны соответствовать названиям/номерам предоставляемых фотоматериалов.

2. Материалы на английском языке

Информация об авторе/авторах — имя, инициал отчества (если имеется), фамилия, место работы (учебы), почтовый адрес организации, адрес электронной почты автора, название статьи, реферат, ключевые слова (в том же объеме и порядке, как в русском тексте), сведения об источнике финансирования — в электронной форме (отдельный файл) через систему электронной редакции как дополнительные материалы, содержащей текст в формате Microsoft Word.

Отдельным файлом предоставляется список источников в транслитерации, с переводом на английский язык (согласно Правилам, принятым в редакции). Нумерация источников должна соответствовать нумерации в авторском оригинале на русском языке.

3. Иллюстративные материалы

Предоставляются в электронной форме (фотография автора обязательна, иллюстрации) — отдельными файлами через систему электронной редакции как дополнительные материалы в форматах TIFF/JPG разрешением не менее 300 dpi одновременно с авторским оригиналом статьи. Не допускается предоставление иллюстраций, импортированных в Microsoft Word, а также их ксерокопий.

Таблицы, схемы, диаграммы и графики предоставляются в файле в формате Microsoft Word или Microsoft Excel, включающем исходные данные, в котором возможно редактирование графических материалов.

Иллюстративный материал и инфографика должны быть адаптированы для черно-белой печати высокого качества.

4. Распечатанный и подписанный Акцепт Публичной оферты

Правовые вопросы, связанные с публикацией в журнале, включая обязательства сторон (автора и издателя), регулируются на основе подписанного Акцепта к Публичной оферте . Предоставляя свои материалы в журнал, авторы гарантируют, что они обладают исключительными правами на передаваемый для публикации материал, который является их оригинальным, нигде ранее не публиковавшимся произведением.

Акцепт может быть представлен в свободной форме, в распечатанном виде на бумажном носителе. Должен быть подписан автором (соавторами) собственноручно шариковой ручкой с синими чернилами и содержать следующую информацию:

Дата рождения:

Адрес почтовый для передачи корреспонденции:

Адрес электронной почты:

Гражданство (для иностранцев):

Паспорт: серия _____ № ___________, выдан __________, дата выдачи __________, код подразделения __________

Текст: «согласен(а/ы) с условиями Публичной оферты Федерального государственного бюджетного учреждения "Российская государственная библиотека" No. 101/02Л/0033 от «25» февраля 2019 г., и акцептую ее, то есть предоставляю Издателю исключительные права на предложенных условиях на Произведение с условным названием ________________________ ».

Для удобства можно воспользоваться подготовленными образцами акцепта (или акцепта для статей в соавторстве ).

Все источники научно-технической информации можно подразделить на два вида: документальные и электронные. Основная часть научной информации представлена в виде документов, которые можно условно подразделить на первичные и вторичные, являющиеся результатом преобразования информации на основе изучения первичных документов. Перечень основных источников информации представлен на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Основные источники информации

В свою очередь первичные источники делятся на опубликованные и неопубликованные (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Классификация первичных источников информации

Опубликованные источники информации

Книга - непериодическое издание в виде нескольких сброшюрованных листов печатного материала, объемом более 48 страниц, как правило, в обложке или переплете, прошедшее редакционно-издательскую обработку. Книги подразделяются на несколько типов:

Научная, научно-популярная и производственно-техническая;

Учебники и учебные пособия;

Справочники и энциклопедии;

Нормативная литература.

Брошюра - произведение печати, объемом от 5 до 48 страниц.

Периодическое издание - произведения печати, выпускаемые отдельными, неповторяющимися по содержанию выпусками, под одним названием, которые регулярно выходят через определенные или неопределенные промежутки времени, причем каждый выпуск имеет порядковый номер или дату.

Журнал - периодическое издание, выходящее не реже двух раз в год и не чаще одного раза в неделю, подчиненное интересам определенного круга читателей, имеющее постоянное название, одинаковое оформление и ежегодную сквозную нумерацию.

Важная роль журнала в научных коммуникациях состоит в следующем:

Журнал выполняет одновременно функции текущего оповещения и публичного архива, обеспечивая оперативное доведение информации;

Является средством апробации результатов научных исследований;

Фиксирует приоритет научных и прикладных задач, создавая условия для признания авторов как ученых.

Журнальные публикации составляют примерно 70 % всех научных документов и около 80 % специалистов различных уровней считают научный журнал основным источником научно-технической информации.

Препринт - оттиск опубликованной статьи, который издательство рассылает по своей корреспондентской сети. В препринте публикуется то, что, возможно, не могло быть опубликовано в журнале и никогда потом не будет опубликовано, а так же материал, считающийся сырым, спорным, неапробированным, не требующий такого рецензирования, как журнальная статья.

Неопубликованные источники информации.

Диссертация - квалификационная научная работа в определенной области наук, содержащая совокупность научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты и свидетельствующая о личном вкладе автора в науку и о его качествах как ученого. Основу диссертации составляют выполненные и опубликованные научные работы, открытия или изобретения, внедренные в производство технологические процессы и др.

Депонированные рукописи - переданные на хранение в орган-депозитарий научные работы, выполненные индивидуально или в соавторстве и рассчитанные на ограниченный круг потребителей. Сведения о депонированных рукописях отражаются в реферативных журналах и библиографических указателях. Депонированные рукописи приравниваются к публикациям, а их авторы сохраняют право на публикацию статей в научных изданиях. Ограничения по объему депонированных рукописей значительно меньше, чем для публикаций, что позволяет автору более полно представить результаты своей работы.

Научный отчет - отчет научной организации о проведенном исследовании, который доступен организациям и частным лицам, хранится в фонде ВНТИЦентра.

Вторичные источники служат посредником между документами и реципиентами (читателями, зрителями, слушателями) и являются результатом аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ). Информационные издания, целью выпуска которых является предоставление оперативной информации о самих публикациях и о наиболее существенных сторонах их содержания. Ин­формационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о произведе­ниях печати, но и идеями и фактами, в них заключенными. Выпуском информационных изданий за­нимаются институты, центры и службы научно-технической информации (НТИ).

Основная масса источников подразделяется на три вида: библиографические, реферативные и обзорные (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Классификационная структура информационных изданий

Резюме - отвечает на вопрос “Что?” об источнике информации.

Аннотация - отвечает на вопрос “Что?” и “О чем?” об источнике информации.

Реферат - это сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Реферирование подразумевает анализ литературы по проблеме, т.е. систематизированное изложение чужых мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного.

Каталоги (картотеки), указатели, которые могут быть составлены по различным признакам. Чаще всего встречаются алфавитный, авторский, предметный, географический, нумерационный, хронологический, систематический каталоги (по отраслям знаний, независимо от того, кто является автором), картотеки персоналий (о ком-то), адресные картотеки.

Библиографические издания содержат упорядоченную со­вокупность библиографических описаний, которые извещают специалистов о том, что издано по интересующему его вопросу. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документа (сиг­нальная функция), а с другой - сообщает необходимые сведе­ния для его отыскания (адресная функция). Из библиографи­ческих описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.

Библиографические указатели чаще всего носят сигналь­ный характер и состоят из перечня библиографических описа­ний часто без аннотаций и рефератов. Эти издания с макси­мальной полнотой отражают отечественную и зарубежную ли­тературу. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до мо­мента отражения ее в указателе.

Наиболее значительным библиографическим указателем является "Сигнальная информация" (СИ). Цель та­кого издания - быстро информировать специалистов о новых публикациях по мировой науке и технике. Именно на эти из­дания возложена функция опережающего оповещения читателей о только что вышедшей научной и технической ли­тературе. СИ представляет собой по преимуществу система­тические указатели, выпускаемые в виде бюллетеней, темати­ка которых охватывает почти все отрасли мировой науки и техники.

В связи с развитием научно-исследовательских работ и не­обходимостью детально анализировать литературу, выпущен­ную в предыдущие годы, все большее значение для исследова­телей приобретает ретроспективная библиография, назначе­нием которой является подготовка и распространение библи­ографической информации о произведениях печати за какой-либо период времени прошлого.

Эта библиография представлена широким кругом пособий. Среди них тематические указатели и обзоры, внутрикнижные и пристатейные списки литературы, каталоги отраслевых на­учно-технических издательств, персональная библиография выдающихся естествоиспытателей и инженеров, библиографи­ческие указатели по истории естествознания и техники.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведе­ниями и выводами. К реферативным изданиям относятся ре­феративные журналы, реферативные сборники, экспресс-ин­формация, информационные листки.

Реферативные журналы по техническим наукам издает ВИНИТИ, который наиболее полно отражает всю мировую лите­ратуру по естествознанию и технике, публикуя рефераты, ан­нотации и библиографические описания, составляемые на ста­тьи, монографии, сборники.

Реферативные сборники представляют собой периодичес­кие, продолжающиеся или непериодические издания, которые содержат рефераты неопубликованных документов. Их выпус­кают центральные отраслевые институты научно-технической информации и технико-экономических исследований. Такие из­дания носят обычно узкотематический характер.

Экспресс-информация (ЭИ) - это периодическое издание журнальной или листовой формы, которое содержит расши­ренные рефераты наиболее актуальных опубликованных зару­бежных материалов и неопубликованных отечественных доку­ментов, требующих оперативного освещения. Рефераты содержат все основные данные первоисточ­ников, сопровождающиеся рисунками и таблицами, а также теоретическими вы­кладками, вследствие чего необходимость обращения к ориги­налу отпадает.

Информационные листки - оперативные печатные издания, которые содержат рефераты, отражающие информацию о передовом производственном опыте или науч­но-технических достижениях.

К обзорным изданиям относятся обзор по одной проблеме, направлению и сборник обзоров. Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в пер­вичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Такие издания обычно сообщают о состоянии или развитии какой-либо отрасли науки или прак­тической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

Цель обзоров - обеспечить проведение научных исследова­ний и разработок на современном уровне, устранить параллелизм в работе на­учно-исследовательских организаций, помочь сделать правиль­ный выбор направления и методов разработки в определенной области.

Соискателю, ведущему разыскание литературных источни­ков, нельзя обойти вниманием издания книжной палаты, которая выпускает библиографи­ческие указатели; издания государственной библиотеки; государственной библиотеки иностранной литературы, издаю­щей различные библиографические указатели и картотеки.

Наряду с информационными изданиями для информационного поиска следует использовать автоматизиро­ванные информационно-поисковые системы, базы и банки дан­ных . Данные поиска могут быть использованы непосредствен­но, однако чаще всего они служат ступенью (ключом) к обнаружению первичных источников информации, каковыми явля­ются научные труды (монографии, сборники) и другие нужные для научной работы издания.

Писательство нынче становится занятием популярным. И писать пробуют все – и люди молодые, и зрелые – и обо всем: и в ключе фанфиков, и рассказывая собственные истории. Но тенденция среди начинающих авторов одна: кажется, что для необходимы только фантазия и воображение. Придумал – продумал – написал, и все. И кайф от работы получил, и счастье, что закончил книгу. И можно браться за следующую, опять полагаясь лишь на жизненный опыт, зачастую скромный, и фантазию. Однако это дилетантский подход.

Почему дилетантский? Потому что одной фантазии для достоверности мало. Очень мало. И когда начинающим авторам задаешь вопросы – а где в вашей истории другие города и села, неужели один населенный пункт и все? а почему две страны воюют друг с другом? потому что исстари повелось, и земли пограничные они не делят, и политика ни при чем? а злодей сам по себе такой злобный появился, и темного прошлого у него нет? а как же психология формирования ? – ответ один. Безапелляционный и предсказуемый: «Это же выдумка! Это же книга! Это же, в конце концов, ! И здесь все возможно!» А на самом деле…

Все ли возможно в выдуманной истории?

Конечно, многое. Авторским произволом можно оправдать и магию, и великанов, просочившихся в наш мир, и пришельцев с апокалипсисом, в конце концов. Но вот отсутствие достоверности одной выдумкой не оправдать. А для достоверности необходимы знания, хотя бы базовые, и логика. Ибо в нелогичную историю никто не поверит. И вам как автору никто не поверит. И книгу закроют, не дочитав, устав .

Что необходимо для достоверности

1. .

Герои любой истории живут в мире – в современном, альтернативном или выдуманном. А мир – это география, культура, история, экономика, социология, политика и геополитика. Как минимум.
Мир должен быть развернутым, даже если все события происходят в одном селе. У читателя должно создаваться ощущение, что за пределами села есть другие страны и города, горы и моря. Значит, понадобятся знания о ландшафтах, климатических зонах, флоре и фауне и так далее.

Люди (или иные существа) в любом мире:

Живут в обществе, а это социология: в первую очередь, структура общества (социальная лестница, кланы и рода, аристократия и купечество, социальное неравенство, этикет и нормы обращения);

Вступают в экономические отношения (бартерные, товарно-денежные) друг с другом и с государством – и платят налоги;

Живут по законам государства, а это система политического управления, властная верхушка и правящие круги (как государства, так и отдельно взятого города), уголовные и административные законы.

Плюс – внешняя политика, если города или страны воюют друг с другом. Плюс культура – мифология, религия и прочие верования; исконные ремесла и промыслы; одежда. Плюс история мира (вехи развития страны/города) – возможные войны, периоды расцвета/упадка. Плюс – элементарные (или несколько измененные, но стабильные и единые для мира) законы физики.

Кстати, все вышеперечисленное существует в нашем мире, и построить на его основе выдуманный или альтернативный мир не так уж сложно. Главное – определиться, на чем вы ходите сделать акцент, и исходя из этого набираться необходимых знаний. И если вы, например, пишете о двух воюющих государствах, о культуре и обществе можно упомянуть вскользь. И все силы бросить на изучении геополитики, дипломатии и экономики.


2. Герои/ .

Важно помнить, что это самостоятельные люди. И здесь пригодятся знания:

  • психологии (личность, темпераменты, цели и мотивы личности, пирамида потребностей и т.д.);
  • межличностных отношений и конфликтологии;
  • социологии;
  • культуры (ибо любой человек есть продукт культуры – или бескультурья);
  • философии («быть или не быть», ага, — извечная философская проблема, как и «что делать?» и «как жить дальше?»);
  • биологии и медицины – особенно физиологии и анатомии, чтобы ваш герой не перебинтовывал ушибленную икру на коленке.

Вообще знать физиологические понятия необходимо, а то бывает, что человек потер ушибленное предплечье, а перевязывают ему плечо, потому как автор не в курсе, где заканчивается предплечье и начинается плечо. То же самое касается расположения внутренних органов, основных костей скелета и особенностей артериального и венозного кровотечений. И основ питания, если вы жаждете поместить героя в экстремальные условия выживания. И ради интереса можно почитать, какие болезни приобретаются при длительном исключительно мясном питании.

3. Наука.

В любом мире наука будет присутствовать: даже в древнем обществе были медицина на уровне знахарства, астрономия и мифология, природоведение на уровне знаний сезонов и их особенностей (в первую очередь, для ведения сельского хозяйства). И если вы пишете о знахаре, то знания о внешнем виде растений, об лечебных свойствах и сочетаниях необходимы.

Полезный совет: разрабатывая мир, прикиньте, с каким периодом (раннее, развитое или позднее средневековье), с каким укладом – мануфактурным, индустриальным или технологическим – нашего мира можно соотнести ваш. И ищите конкретную информацию, анализируя особенности – есть канализация или нет, в богов верят или в высшую силу, какие типовые постройки в городах – дерево или камень. Соответственно анализируются и развитие ремесел, и социальная лестница, и даже одежда и состав тканей.

Сложно? Конечно, сложно. 🙂 И будет еще сложнее, если вспомнить о логике, ибо все явления, все особенности мира связаны между собой, а основу всех связей составляют , за которыми нужен глаз да глаз. И потому странным будет казаться и деревянный город в каменной пустоши, и унитаз с душем при отсутствии канализации.

С одной стороны, кажется, это мелочи, детали, но именно эти детали либо придадут истории достоверность, либо заставят читателя пренебрежительно фыркнуть, заявить «Автор, да быть такого не может, ты бредишь!» — и закрыть книгу.

Также не помешают знания из области филологии :

  • о том, что такое и композиция,
  • о том, чем герой отличается от персонажа,
  • об основных и так далее.

Многие советуют авторам получать филологическое образование как профильное, однако не каждый хороший писатель нынче филолог, и далеко на каждый филолог способен стать хорошим писателем. Но по литературоведению и лингвистике точно лишними не будут.

Где брать необходимую информацию?

Во-первых, конечно, в Интернете. Главное, повторюсь, выделить те области знаний, которые вам необходимы. Главный герой – медик, заблудившийся в сибирской тайге? Чудно. Ищем информацию о:

1) профессии медика, особенно изучая биологию, признаки болезней/отравлений, правила оказания первичной медпомощи;

2) об особенностях сибирской тайги, включая климат и сезонность, флору и фауну;

3) о выживании в экстремальных условиях по принципу Робинзона Крузо – чем и как питаться, где ночевать, чего бояться, как пользоваться огнем и т. д.

Во-вторых, очень пригодится личный опыт . В Яндексе, конечно найдется все, но «живой» опыт дороже. И если ваш герой-медик собирается мужественно идти через дикий горный перевал, вам точно не помешает съездить в горный поход и своими глазами увидеть красоту гор, на своей шкуре ощутить все прелести «дикого» отдыха. И поучаствовать в ролевых играх и хотя бы подержать в руках меч, если ваша история – о великих битвах и красивых поединках. Книга от этого только выиграет.

В-третьих, информацию приносит наблюдательность . Мы многое упускаем из виду, торопясь на работу или уткнувшись носом в смартфон. А ведь практически все, что нам необходимо для работы над «живой» историей, с самого рождения. И в транспорте вместо проверки сообщений в соцсетях можно понаблюдать за людьми – за типажами, за поведением и привычками, за отношениями в компании или паре. А можно вообще несколько остановок пешком пройти и цветением сирени или переливами снежных сугробов в свете фонарей. И у родителей и бабушек-дедушек тоже можно узнать многое – о том, как жили при другой власти и, по сути, в другом мире, какие тогда были ценности, какие проблемы.

Нас повсюду окружает бездна полезной информации, которую мы не замечаем, которой не хотим пользоваться (ведь надо ж учиться!), ориентируясь на собственный опыт как на единственно верное средство. А зря. Но – все в ваших руках, коллеги 🙂 Было бы желание учиться. Ибо профессиональный писатель – это психолог, и филолог, и социолог, и политолог, и философ, и много кто еще.

Вам понадобится

  • Читательский билет
  • Доступ к интернету
  • Умение работать с библиотечными каталогами
  • Умение работать с поисковыми службами интернета

Инструкция

Выясните, с чем вы имеете дело - с фактом или оценкойПервое, с чем мы сталкиваемся при получении новой информации – это факты. Фактом называются сведения, уже проверенные на достоверность. Та информация, которую не проверили или которую невозможно проверить, фактом не является.Фактами могут быть числа, даты, имена, события. Все, что можно потрогать, измерить, перечислить, подтвердить. Факты предоставляются различными источниками – научно-исследовательскими институтами, социологическими агентствами, агентствами статистики и т.д. Главное, что отличает факт от оценки – объективность. Оценка всегда выражает чью-то субъективную позицию, эмоциональное отношение, призыв к каким-то действиям. Факт не дает никакой оценки, ни к чему не призывает.

Проверьте источники информацииВторое, с чем мы сталкиваемся – это источники информации. Далеко не все факты мы можем проверить самостоятельно, поэтому наше знание во многом основывается на доверии к источникам. Как проверить источник информации? Известно, что критерием истинности является практика, иными словами истинно только то, с помощью чего мы можем решить конкретную задачу. Информация должна быть эффективной. Эту эффективность отражает число людей, которые успешно применили данные сведения. Чем больше людей доверяют источнику, ссылаются на него, тем достовернее предоставляемая информация.

Сравните источники информацииК счастью, популярность и авторитетность источника еще не являются гарантией достоверности. Одним из признаков достоверной информации является ее непротиворечивость. Любой факт должен быть подтвержден результатами независимых исследований, т.е. он должен повториться. Независимые исследователи должны придти к одним и тем же выводам. К случайным, единичным сведениям необходимо относиться с большой осторожностью. Чем больше одинаковых сведений получено от разных источников, тем эти сведения достовернее.

Проверьте репутацию источника информацииДело в том, что источник всегда несет ответственность за предоставляемые факты. Эта ответственность не только морально-нравственная, но и вещественная. За предоставление сомнительных данных организации, их предоставляющие, могут лишиться средств к существованию. Потеря читателей, штраф или даже тюремное заключение – последствия для лжецов могут быть самыми тяжкими. Солидные организации берегут репутацию и никогда не станут рисковать, публикуя недостоверную информацию. Почитайте историю организации, узнайте имена ее руководителей, ознакомьтесь с отзывами читателей и мнениями экспертов.

Узнайте об авторе источника информацииЛюбая информация, в конечном итоге, передается людьми. Если информация вызывает у вас сомнения, проверьте, кто является автором. Почитайте другие работы автора, узнайте его биографию, имеет ли он научную степень, какую должность занимает, каким опытом обладает в данной области и, конечно, на кого ссылается. Если невозможно узнать об авторе, то и доверять сомнительной информации не рекомендуется.

Обратите внимание

Информация, которую невозможно проверить на достоверность, является бессмысленной.

Полезный совет

Прежде, чем искать информацию четко сформулируйте проблему, которую хотите разрешить. Это уменьшит вероятность того, что вы будете дезинформированы.

Читая, обратите внимание на логичность изложения материала и количество грамматических ошибок. Большое количество ошибок и логическая непоследовательность уже говорят о том, что данная информация не заслуживает доверия.

Источники:

  • Достоверность информации в Интернете
  • Понятие достоверности исторического источника

Совет 2: Достоверные источники информации: как их искать и проверять

Благодаря эволюции СМИ, а также пришествию в жизнь людей интернета и его последующему развитию, можно с уверенностью говорить, что проблема информационного голода для рядового человека в целом решена, теперь у него всегда под рукой нужная и актуальная информация практически по любым вопросам. Однако здесь возникает новая проблема: информации столь много и она постоянно обновляется (в том числе заведомо некомпетентными, либо сознательно дезинформирующими общество людьми), что обывателю не только сложно выбрать самое необходимое, но и вообще разобраться в достоверности получаемых сведений.

Имеет смысл рассматривать поиск достоверной информации преимущественно в интернете, так как практически любая значимая информация (радиопередачи, статьи газет, выпуски телепередач, информация и т.д.) довольно быстро попадает в сеть.

Поэтому информация во многих местах интернета является малодостоверной и хаотично разбросанной, обоснование каких-либо утверждений может быть некорректным, а факты представлены с искажениями. Во многих случаях также сведения представляют собой продукт манипуляции сознанием и информационных войн.

Тем не менее найти достоверную информацию при определенных навыках несложно. Ниже перечислены наиболее частые случаи, в которых необходимо установить истинность предоставляемых сведений, и конкретные приемы работы с данными.

Достоверность новостных статей

Новость, окрашенная в яркие эмоциональные тона, но не имеющая ссылок на достоверные источники, не подтвержденная фотографиями или съемками, носит явно пропагандистский характер. Здесь также следует помнить, что имеющая видеорепортаж новость имеет больше шансов на достоверность, чем новость, снабженная только фотоматериалами (фотографии намного легче подделать, нежели осуществить видеомонтаж).

Сомнительные же фотографии следует проверять с помощью поиска по картинкам (в системах Яндекс или Google). Часто случатся, что при освещении событий СМИ используют более старые фотографии похожих (но не тех, о которых пишут) событий.

Новостную аналитику (особенно политизированных событий) без ссылок на надежные источники нужно воспринимать как недостоверную.

Надежными источниками являются:

Конкретный человек, который располагает в силу своего положения или полномочий сведениями, передаваемыми СМИ;
- документы;
- результаты социологических или научных исследований, опубликованные на сайте их исполнителя;
- печатное издание, имеющее выходные данные;
- подробно снятые видеорепортажи.

Использование социальных сетей

В разгар военных или политических конфликтов (например, как это происходит в настоящее время на Украине после ) не стоит полагаться на достоверность средств массовой информации, пусть даже и официальных. Как правило, СМИ в это время отстаивают политику своих стран и могут либо приукрашивать происходящие события в свою пользу, либо вообще сознательно дезинформировать население.

Чтобы узнать, какова реальная политическая, военная, экономическая обстановка на местах, можно опрашивать людей, живущих в интересующем регионе с помощью социальных сетей. При этом нужно следить за тем, чтобы опрашиваемые люди не являлись ярыми сторонниками какого-либо политического лагеря или явно заинтересованной структуры; иначе не избежать сознательного или спонтанного искажения информации.

Достоверность научной информации

В России в настоящее время очень распространены различные организации, которые используют в своем наименовании слово «академия», тем самым претендуя на свою научность, а также научность предоставляемой ими обществу информации.

Однако в России сегодня имеется лишь одна государственная академия – Российская академия наук (РАН). Именно ее научные материалы следует воспринимать всерьез. Больше никакие «академии» в России, в том числе частная, но широко известная Российская академия естественных наук (РАЕН), не являются источником достоверной научной информации.

Также источником заведомо истинных сведений можно считать государственные научно-исследовательские объединения и институты. Данные по проведенным научным изысканиям можно получить у пресс-службы этих организаций либо на официальных сайтах.

Достоверность образовательной информации

Система образования (особенно с распространением частных учебных заведений) сегодня также не застрахована от предоставления своим пользователям недостоверной информации. Чтобы избежать ее, потенциальный пользователь должен проверить, соответствуют ли используемые учебники ФГОС, входят ли в Федеральный перечень учебников, которые рекомендованы и допущены для использования в учебном процессе, имеет ли образовательное учреждение государственную аккредитацию.

В России в настоящее время полного доверия заслуживают лишь учебные материалы государственных учебных заведений.