Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Четыре среды жизни на земле. Презентация на тему "среда обитания и внешнее строение млекопитающих" Охлаждение тела зайца и слона происходит благодаря большим ушам

Четыре среды жизни на земле. Презентация на тему "среда обитания и внешнее строение млекопитающих" Охлаждение тела зайца и слона происходит благодаря большим ушам

В теле млекопитающих различают те же отделы, что и у других наземных позвоночных животных: голову, шею, туловище, хвост и две пары конечностей. Конечности имеют типичные для позвоночных отделы: плечо (бедро), предплечье (голень) и кисть (стопу). Ноги располагаются не по бокам, как у земноводных и пресмыкающихся, а под туловищем. Поэтому туловище приподнято над землей. Это расширяет возможности в использовании конечностей. Среди зверей известны лазающие по деревьям, стопоходящие и пальцеходящие звери, прыгающие и летающие.

Рис. 190. Представители млекопитающих: 1 - бобр; 2 - гепард; 3 - дельфин; 4 - макака; 5 - летучая мышь; 6 - антилопа

Особенности строения млекопитающих позволяют им совершать разнообразные движения, развивать большую скорость при беге, прекрасно летать, плавать в воде. Это свидетельствует о длительной эволюции зверей и способности приспосабливатся к разнообразным условиям.

В строении головы хорошо различимы лицевой и черепной отделы (рис. 191). Спереди находится рот, окруженный мягкими губами. На конце морды имеется покрытый голой кожей нос с парой носовых отверстий. Спереди по бокам головы расположены глаза, защищенные подвижными веками, по наружным краям которых находятся длинные ресницы. Хорошо развиты слёзные железы, секрет которых омывает глаза и обладает бактерицидным действием. Ближе к затылку, выше глаз, по бокам головы выступают крупные ушные раковины, которые поворачиваются в сторону источника звука и позволяют направленно улавливать его.

У большинства млекопитающих хорошо развит шерстный покров, защищающий их от резких перепадов температур - от охлаждения и перегрева.

Рис. 191. Внешнее строение млекопитающего: 1 - лицевой отдел головы; 2 - черепной отдел головы; 3 - рот; 4 - мочка носа; 5 - уши; 6 - туловище; 7 - передние и 8 - задние конечности; 9 - когти

В шерсти различают более жесткие и длинные остевые волосы и короткие мягкие волоски, образующие подшёрсток. Длинные жесткие волосы, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию, называются вибриссами. Звери периодически линяют по сезонам: меняется густота и окраска шерсти. Зимой шерсть более густая, а у зверей, обитающих на снежном покрове, становится белой. Летом шерсть более редкая и окрашена в защитные темные тона.

Нижний конец каждого волоса погружен в кожу, вокруг него имеется волосяная сумка (рис. 192), к ней подходят небольшие мышцы, поэтому шерсть может подниматься так, как у испуганной кошки или лающей собаки. У основания волоса находятся сальные железы. Их секрет смазывает шерстный покров, придавая ему эластичность, уменьшая смачиваемость и слипаемость шерсти. Шерсть млекопитающих происходит из тех же самых зачатков эпителия, что и чешуи рептилий. Об общем их происхождении свидетельствуют роговые чешуйки, расположенные на хвосте крыс, мышей, бобров. Это один из признаков, подтверждающих родственные отношения млекопитающих и рептилий. В зависимости от условий обитания шерстный покров видоизменяется. Так, у роющих зверьков в шерсти нет остевых волосков, она короткая и ровная, может укладываться в любом направлении, не мешая зверькам двигаться под землей. У ехидны, ежа и дикобраза ости видоизменены в жесткие острые иглы, служащие для защиты. К роговым образованиям кожи млекопитающих относятся когти, ногти, рога и копыта.

Рис. 192. Строение кожи млекопитающего: 1 - потовая железа; 2 - сальная железа; 3 - волос; 4 - волосяная сумка; 5 - жировые отложения; 6 - мышцы

В коже млекопитающих много желез. Кроме гроздевидных сальных желез, о которых уже говорилось, имеются трубчатые потовые железы (см. рис. 192). Выделяемый ими пот испаряется, охлаждая тело животного. У многих зверей развиты пахучие железы. Их выделения служат для ме-чения своей территории, предупреждением для врагов и конкурентов, облегчают встречи особей одного вида.

Важное значение имеют млечные железы. Они представляют собой видоизменения потовых желез. Их трубчатые протоки сливаются вместе и открываются на вершине сосков. Число млечных желез обычно соответствует числу детенышей. В млечных железах вырабатывается молоко - высококалорийный продукт, которым матери выкармливают детенышей. По этому признаку и произошло название всего класса - Млекопитающие.

Млекопитающие - класс эволюционно высокоразвитых позвоночных, обладающих прогрессивными чертами: они вынашивают, рождают и выкармливают детенышей молоком. Эти признаки в сочетании с интенсивным обменом веществ, постоянной высокой температурой тела, хорошо развитым мозгом и сложным поведением позволили млекопитающим освоить все среды обитания, широко расселиться по Земле, достигнуть большого разнообразия и высокой численности.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Назовите общие признаки млекопитающих, используя рисунки 190 и 191.
  2. Какое строение имеет кожа млекопитающих?
  3. В чем сходство и различие в строении покровов тела млекопитающих и рептилий?
  4. Какие роговые образования развиваются из эпидермиса кожи млекопитающих?
  5. Какие железы есть в коже млекопитающих?

Разделы: Биология

Данная форма апробирована в различных курсах биологии и подходит для всех возрастных групп учащихся. Методическая помощь учителя в данном уроке заключается в контроле за трансформацией учебных кубиков, формулировании и анализе учебной информации на них. Урок по теме «Общая характеристика отряда млекопитающие. Особенности их строения в зависимости от среды обитания» направлен на достижение главной цели: формирование культуры анализа учебного материала о млекопитающих животных и выявление зависимостей их внешнего строения от экологических сред обитания. В результате поэтапного изучения рассматриваются основные вопросы темы: общая характеристика зверей, признаки внешнего строения млекопитающих животных, изучение отделов тела, практические наблюдения и советы по уходу, содержанию и многообразию млекопитающих, экологические группы зверей и особенности их внешнего строения, закрепление материала в виде проверки утверждений. Практическая часть кубиков представлена инструктивными карточками, которые некоторые ученики выполняли дома в виде исследовательских проектов, представленных своим одноклассникам. Для наглядности использовались качественные игрушки и чучела животных – лисы, козла, волка и кабана. Часть урока сопровождалась компьютерной презентацией с рисунками и основными терминами.

Тема: «Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания».

Цели урока:

  • Образовательные :
    • изучить общие черты класса млекопитающие;
    • сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания.
  • Развивающие :
    • вспомнить и закрепить знания учащихся об экологических особенностях различных групп млекопитающих;
    • повторить последовательность работы по алгоритму кубиков.
  • Воспитывающие :
    • продолжить умение работать в группе,
    • развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира.

Дидактическое и материальное оснащение урока: чучела млекопитающих, мультимедийный образовательный комплекс 1с-биология, набор учебных кубиков, фигурки животных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие учащихся.
2. Ознакомление с темой урока, постановка учебной цели и задач перед учащимися.
3. Повторение работы с алгоритмом кубиков: указатели (треугольнички) показывают ряды (горизонтальные или вертикальные), а направление стрелок и градусы - угол поворота рядов кубиков. для облегчения работы каждая сторона имеет свою цветовую гамму. в случае путаницы кубиков возвращаться в начало (рисунок 1).

II. Актуализация опорных зунов, мотивационных состояний

Разминка – вопросы на стороне 1 (Приложение 1 )

ответы: 1. Козла; 2. Як; 3. Медведь; 4. Ёжик; 5. Тигр; 6. Слон и конь; 7. Кабан; 8. Пума; 9. Газель; 10. Бобр; 11. Соболь; 12. Бурундук; 13. Кошка; 14. Куница – куна; 15. Кит.

III. Формирование новых понятий, способов действий

1. «Териология» – раздел зоологии, изучающий особенности строения и поведения млекопитающих животных.

2. Изучение стороны 2 – общая характеристика млекопитающих. (вместе с учащимися проговариваются и обсуждаются все пункты (Приложение 2 ).

  • млекопитающие имеют второе название «звери»;
  • известно около 5000 современных видов зверей;
  • распространены по всему земному шару (учащиеся просматривают видеофрагмент «происхождение млекопитающих и распространение»);
  • высшие позвоночные животные;
  • теплокровные (постоянная температура тела);
  • тело покрыто шерстью (волосяным покровом);
  • рождают живых детенышей и выкармливают их молоком;
  • размеры от 4 см до 33 метров;
  • масса от 1,2 граммов до 150 тонн;
  • обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями;
  • имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты);
  • все системы органов достигают наибольшей дифференцировки;
  • высокое развитие нервной системы позволяет быстро приспосабливаться к условиям среды;
  • в классе млекопитающих 19 отрядов, 122 семейства, 1017 родов, 5237 видов зверей;

Учащимися озвучиваются известные российские териологи (кубик 16).

Темы проектов:

1. «Мы взяли в дом собаку» (рассматривание шерсти собаки, вибриссов. поведение и повадки при выполнении команд).
2. «Жвачные животные» (наблюдение за коровами, лошадьми, козами во время кормежки, изучение многообразия копытных животных в Казани).
3. «Моя кошка» (наблюдение за поведением кошки во время беременности, ухаживания за потомством, поведение котят).
4. «Освоение подражания у обезьян, как доказательство развития психики» (исследовательская работа)

IV. Применение новых понятий, способов действий

1. Применение знаний о строении млекопитающих в области экологии животных (Сторона 5, Приложение 5 )

– Какое явление позволило млекопитающим заселить все среды жизни? (Приспособленность)

Учащиеся опять делятся на группы, чтобы вспомнить из курса экологии признаки внешнего строения различных экологических групп зверей:

  • 1 группа характеризует хтонобионты и эдафобионты;
  • 2 группа определяет признаки прыгающих и авиабионтов;
  • 3 группа характеризует дендробионты и гидробионты.

В конце всех характеристик ученики подводят общий вывод о приспособленностях млекопитающих к различным условиям существования и средам жизни.

2. Закрепим знания (Сторона 6, Приложение 6 )

Выбрать правильные утверждения:

  • Млекопитающие – высшие теплокровные позвоночные животные (Да)
  • Внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания (Нет)
  • Кожа млекопитающих эластичная, прочная, имеет волосяной покров (Да)
  • Забота о потомстве особенно выражена у животных рождающих беспомощных детенышей (Да)
  • Жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года (Нет)
  • Зародыш развивается вне материнского организм (Нет)
  • Передвигаются млекопитающие по земле, под землей, по деревьям, в воде, в воздухе (Да)
  • Водные млекопитающие произошли от сухопутных предков (Да)
  • Роговые образования кожи способны видоизменяться (Да)
  • Молочных желез много, они развиваются независимо от количества детенышей (Да)
  • На громкие звуки млекопитающие реагируют всем телом (Да)
  • Конечности млекопитающих могут видоизменяться или утратиться совсем (Да)
  • Шерсть млекопитающих предохраняет от перепадов температур.
  • Хвост выполняет функцию руля или опоры.
  • Звери заселили все среды жизни на планете

3. Животное-загадка: Определите по каким признакам можно отнести Чебурашку к млекопитающим животным?

Среды (места обитания), в которых живут организмы, разные. Выделяют четыре среды обитания - наземно-воздушную, водную, почвенную и организменную (тела других организмов).

Водная среда связана с водоемами: океанами, морями, реками, озерами и др. Воды в них разные, где-то стоячие, где-то с достаточно сильными течениями, соленые и пресные. Во многих водах мало кислорода и солнечного света. С глубиной наступает полумрак, а после 200 м глубины свет вообще отсутствует.

Поэтому растения в воде могут расти лишь на небольшой глубине, там куда еще проникает свет. Температура в водной среде не так резко меняется в течение года и суток. Отрицательной температуры воды не бывает, поэтому даже в самых холодных местах она составляет +4 °C.

Большинство водных растений - это водоросли. Однако среди водных встречаются и высшие растения.

В наземно-воздушной среде обитания растет подавляющее большинство растений и почти все высшие растения. Растения суши формируют леса и луга, степи и тундры и другие растительные сообщества. Особенностями наземно-воздушной среды являются большое количество воздуха и света, наличие ветра, во многих местах сильное колебание температуры и влажности в зависимости от времени года и суток.

Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения приспособлены к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещенных участках, другие - в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых широтах, другие - приспособлены к сезонным колебаниям температуры. Из-за такого разнообразия сред растения наземно-воздушной среды отличаются множеством различных форм.

Почвенная среда обитания находится в почве - верхнем плодородном слое земной коры. Почва образуется как смешение частиц распавшихся горных пород и остатков живых организмов (перегноя). Света здесь почти нет, поэтому в почве могут обитать только мелкие водоросли. Однако здесь находятся семена и споры растений, а также корни. Почвенная среда обитания населена в основном бактериями, животными и грибами.

Растения могут жить только в средах, к которым приспособлены. Если переместить растение в другую среду, то оно может погибнуть.

Поэтому когда человек выращивает культурные растения, он создает необходимые условия для их нормального роста и развития - поливает их, удобряет почву, избавляет от вредителей. Дикие же растения приспособлены к конкретным условиям окружающей среды.

Тема : « Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания» (слайд 1).

Цели урока:

Образовательные - изучить общие черты животных класса Млекопитающие; сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания;

Развивающие - вспомнить и закрепить знания учащихся о экологических особенностях различных групп млекопитающих; повторить последовательность работы по алгоритму кубиков;

Воспитывающие - продолжить умение работать в группе, развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира .

Дидактическое и материальное оснащение урока : И.Н.Пономарева «Биология. Животные» учебник для 7 класса, изд-во «Вентана –граф», 2009, чучела млекопитающих, мультимедийный образовательный комплекс 1с-биология, набор учебных кубиков, фигурки животных.

Ход урока :


  1. Организационный момент .

  2. Актуализация опорных знаний, мотивационных состояний:

  • Повторение работы с алгоритмом кубиков (слайд 2 )

  • Разминка – вопросы на кубиках (сторона №1, слайд 2) вопросы распределяются между учащимися, а затем они отвечают. В помощь или подтверждение их ответов используется фото-ряд (слайды 4-5).
-Какого зверя забивают в настольной игре (козла)?

-Какой бык при полете поднимается выше всех (як)?

-Какой зверь был официальным талисманом игр московской олимпиады 1980 года (медведь)?

-Этот зверек дал название короткой мужской прическе (ежик)?

-В честь какой кошки в ВОВ назвали немецкий танк т-5 (пантера)?

-Какие животные обитают на шахматной доске (слон, конь)?

-Изображение какого зверя видят спортсмены-стрелки при стрельбе по бегущей мишени (кабан)?

-Какая американская кошка представляет собой товарный знак спортивной одежды и обуви (пума)?

-Какая горная коза подарила свое название грузовому автомобилю (газель)?

-Какой зверь является лучшим лесорубом (бобер)?

-С каким зверьком, имеющим ценный мех, связано в русском языке обозначение четырех десятков (соболь)?

-Какого зверька таежники называют «медвежья совесть» или «грозовой барометр» (бурундук)?

-Какой зверь рождается с усами (кошка)?

-Какое млекопитающее дало название древней русской монете (куница, монета « куна»)?

-Какое млекопитающее можно встретить в океанах, если вода окрашена в розовый и фиолетовый оттенки (кит)?

-Что такое «териология»? какое происхождение имеет это слово? (Возникает проблемный вопрос, который позволяет перейти к новой теме.)


  1. Формирование новых понятий, способов действий:

  • «териология» - раздел зоологии, изучающий особенности строения и поведения млекопитающих животных (слайд 6).

  • происхождение млекопитающих (слайд 7 – видеофрагмент)

  • общая характеристика млекопитающих (сторона кубиков №2, слайд 8. Учащиеся проговаривают и обсуждают все пункты.)
_млекопитающие имеют второе название «звери»;

_известно около 5000 современных видов зверей;

_ распространены по всему земному шару;

_высшие позвоночные животные;

_теплокровные (постоянная температура тела);

_тело покрыто шерстью (волосяным покровом);

_рождают живых детенышей и выкармливают их молоком;

_размеры от 4 см до 33 метров;

_масса от 1,2 граммов до 150 тонн;

_обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями;

_имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты);

_все системы органов достигают наибольшей дифференцировки;

_высокое развитие нервной системы позволяет быстро приспосабливаться к условиям среды;

_в классе млекопитающих 19 отрядов, 122 семейства, 1017 родов, 5237 видов зверей.

Учащимися озвучиваются известные российские териологи (сторона кубиков №2, кубик №16, слайд 9).


  • внешнее строение млекопитающих (сторона кубиков №3) :
учащиеся делятся на группы для изучения внешнего строения –

1 группа изучает отделы тела, конечности млекопитающих (работа с фигуркой кошки, слайд 10); 2 группа изучает строение головы (работа с чучелом зайца, слайды 11-12); 3 группа изучает строение шерсти, кожи и ее видоизменений (слайды 13-16). Каждая группа анализирует изученный материал и представляет коллективу.


  • подумаем вместе! (для закрепления материала отвечаем вместе на вопросы кубиков №15-16 стороны №3):
-почему к названию класса нельзя добавить частицу «ся»? (тогда название приобрело бы другой смысл - животные сами питаются молоком);

-почему звери спят свернувшись в клубок? (для меньшей теплоотдачи);

-почему отстрел зверей разрешен зимой? (более ценный мех, нет линьки);

-что такое запах псины? (сгорание от тепла тела сальных выделений на шерсти млекопитающего);

-сколько развивается молочных желез у зверей? (по количеству детенышей) (впечатления детей из книги С. Михалкова «от 2 до 5»: «Маленькая девочка моется в бане с мамой, внимательно ее разглядывая. Помолчав некоторое время, она спрашивает у матери: «Мамочка, разве у тебя только 2 груди?». «Да»- отвечает, улыбаясь, мама. Подумав, девочка произносит: «Странно, а я думала как у нашей кошки дамки, восемь штук в 2 ряда»);

-почему толстые животные нервные и раздражительные? (это вопрос отводится учащимся для домашней проработки).


  • проверим на практике – отчет учащихся выполнявших исследовательские проекты по изучению млекопитающих животных (сторона кубиков №4).
Темы проектов: 1. «Мы взяли в дом собаку» (рассматривание шерсти собаки, вибриссов, поведение и повадки при выполнении команд, слайд 17).

2. «Жвачные животные» (наблюдение за коровами, лошадьми, козами во время кормежки. Изучение многообразия копытных животных в Казани, слайд 18).

3. «Моя кошка» (наблюдение за поведением кошки во время беременности, ухаживания за потомством, поведение котят, слайды 19 - 25, мини-презентация).

4. «Освоение подражания у обезьян, как доказательство развития психики» (исследовательская работа «О подражании приматов человеку и освоению жестов «конфета» и «пить»», слайд 26.)


  1. Применение новых понятий, способов действий:
- применение знаний о строении млекопитающих в области экологии животных, соответствие внешнего строения со средой обитания (сторона №5)

- какое явление позволило млекопитающим заселить все среды жизни? (приспособленность)

- учащиеся опять делятся на группы, чтобы вспомнить из курса экологии признаки внешнего строения различных экологических групп зверей (слайды 27-28):

1 группа характеризует хтонобионты и эдафобионты;

2 группа определяет признаки прыгающих и авиабионтов;

3 группа характеризует дендробионты и гидробионты.

В конце всех характеристик ученики подводят общий вывод о приспособленностях млекопитающих к различным условиям существования и средам жизни.


  • закрепим знания (рефлексия) (сторона №6, слайд 29)
Выбрать правильные утверждения:

-млекопитающие - высшие теплокровные позвоночные животные.

-внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания.

-кожа млекопитающих эластичная, прочная, имеет волосяной покров.

-забота о потомстве особенно выражена у животных рождающих беспомощных детенышей.

-жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года.

-зародыш развивается вне материнского организма.

-передвигаются млекопитающие по земле, под землей, по деревьям, в воде, в воздухе.

-водные млекопитающие произошли от сухопутных предков.

-роговые образования кожи способны видоизменяться.

-молочных желез много, они развиваются независимо от количества детенышей.

-на громкие звуки млекопитающие реагируют всем телом.

-конечности млекопитающих могут видоизменяться или утратиться совсем.

-шерсть млекопитающих предохраняет от перепадов температур.

-хвост выполняет функцию руля или опоры.

-звери заселили все среды жизни на планете

Проверка и оценка ответов учащихся (слайд 30):13-15 правильных ответов - оценка «5», 9-12 правильных ответов - оценка «4», 6-8 правильных ответов - оценка «3», ниже 6 – стоит еще раз потрудиться дома.


  • животное-загадка : определите признаки, по которым можно отнести Чебурашку к млекопитающим животным?

  1. Домашнее задание: Проработать последний вопрос кубика №16, стороны №3

Тема: «Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания».

Цель урока: отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания.

Задачи:

Образовательные:

Изучить общие черты класса млекопитающие;

Сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания.

Развивающие:

Вспомнить и закрепить знания учащихся об экологических особенностях различных групп млекопитающих;

Воспитывающие:

Продолжить умение работать в группе

Развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира.

Оборудование: презентация.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный .

Формы организации учебного процесса: работа в парах, фронтальная

Ход урока.

Орг. момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

    Проверка д/з

Рассмотрите фотографии животных. слайд

На какие два класса можно разделить животных?

На основании каких внешних признаков вы отнесли этих животных к классу Пресмыкающихся и к классу Птиц?

    Актуализация знаний. (Постановка проблемного вопроса).

Учитель показывает иллюстрации различных представителей класса Млекопитающих и загадывает загадки на слайде

Я, друзья, подземный житель

Землекоп я и строитель

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нём.

Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос, Будто нос

Лет тыщу рос.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь)

В птичник повадиться –

Рыжим хвостом

Заметает следы

Как вы думаете к какому классу относятся эти животные?

(Все эти животные относятся к классу Млекопитающие)

Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери.

Правильно. Где можно встретить млекопитающих?

В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном полюсе.

Давайте сформулируем тему урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих.

2. Постановка проблемного вопроса: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания? Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

3. Изучение нового материала

Откройте статью учебника на стр. 244 найдите и зачитайте определение кто такие млекопитающие?

Млекопитающие – это хордовые, теплокровных животные, которые выкармливают новорожденных детенышей своим молоком.

Давайте попробуем дать общую характеристику классу Млекопитающих.

    Около 5 тысяч видов.

    Теплокровные животные, шерстный покров.

    Живорождение.

    Выкармливание детенышей молоком.

    Крупный головной мозг (хорошо развиты передние полушария).

    Разнообразное и сложное поведение.

    Имеют различные приспособления к условиям обитания.

    Дифференциация зубов.

    Наличие наружного уха.

    Наличие разнообразных желез.

Теперь мы с вами можем ответить на проблемный вопрос

Вывод: прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.

А теперь мы вместе постараемся найти ответ на вопрос: Каковы особенности внешнего строения млекопитающих? Слайд

Внешний облик и размеры очень разнообразны: от 4 см (карликовая белозубка из насекомоядных), до 33 м при массе 150 т. (голубой кит) слайд

В теле млекопитающих различают те же отделы, что и у других наземных позвоночных животных: голову, шею, туловище, хвост и две пары конечностей. Слайд

Ноги располагаются не по бокам, как у земноводных и пресмыкающихся, а под туловищем. Поэтому туловище приподнято над землёй. Это расширяет возможности в использовании конечностей. Слайд

В строении головы хорошо различимы лицевой и мозговой отделы. Спереди находится рот, окружённый мягкими губами. На конце морды имеется покрытый голой кожей нос с парой носовых отверстий. Спереди по бокам головы расположены глаза, защищённые подвижными веками, по наружным краям которых находятся длинные ресницы. Хорошо развиты слёзные железы, секрет которых омывает глаза и обладает бактерицидным действием. Ближе к затылку, выше глаз, по бокам головы выступают крупные ушные раковины, которые поворачиваются в сторону источника звука и позволяют направленно улавливать его.

Среди зверей известны:

Стопоходящие

Пальцеходящие

Прыгающие

Лазающие по деревьям

Летающие

Плавающие.

Особенности строения млекопитающих позволяют им совершать разнообразные движения, развивать большую скорость при беге, прекрасно летать, плавать в воде. Это свидетельствует о длительной эволюции зверей и способности приспосабливаться к разнообразным условиям. Млекопитающие освоили почти все среды жизни: Слайд

Водная (дельфин, морской котик, касатка)

Наземно – воздушная (летучая мышь, лисица)

Почвенная (крот, слепыш), и

места обитания: Слайд

Наземные

Древесные

Подземные

Воздушные

Способы питания на слайде

- У большинства млекопитающих развит шерстный покров, защищающий их от резких перепадов температур – от охлаждения и перегрева, защищает от механических повреждений, придаёт покровительственную окраску. В шерсти различают более жёсткие и длинные остевые волосы и короткие мягкие волоски, образующие подшёрсток. Длинные и жёсткие волосы, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию, называются вибриссами. Слайд. Звери периодически линяют по сезонам: меняется густота и окраска шерсти. Зимой шерсть более густая, а у зверей, обитающих на снежном покрове, становится белой. Летом шерсть более редкая и окрашена в защитные тёмные тона.

Нижний конец каждого волоса погружён в кожу, вокруг него имеется волосяная сумка , к ней подходят небольшие мышцы, поэтому шерсть может подниматься так, как у испуганной кошки или лающей собаки. У основания волоса находятся сальные железы . Их секрет смазывает шёрстный покров, придавая ему эластичность, уменьшая смачиваемость и слипаемость шерсти.

Млекопитающие и рептилии имеют родственные отношения. Какие? Откройте учебник на стр. 246 и найдите ответ. Слайд

В коже млекопитающего много желёз. Слайд

Заполнить таблицу слайд

Закрепление

Допишите текст о внешнем строении млекопитающих.

Учащиеся работают самостоятельно. Задания выполняются на листочках. Затем проводится проверка, дети зачитывают тексты.

Тело млекопитающих покрыто ________________. На голове имеются _________, ________, _____________.Ноги располагаются под _________________. В отличие от других позвоночных глаза млекопитающих имеют веки с ___________, уши имеют наружную ___________. Млекопитающие выкармливают своих детенышей _________________.

Если останется время работа по слайдам

Домашнее задание Слайд