Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Зенитный пушечно-ракетный комплекс "тунгуска". Комплекс ПВО «Тунгуска-М» и её морской аналог «Кортик Разновидности, модификации и названия

Зенитный пушечно-ракетный комплекс "тунгуска". Комплекс ПВО «Тунгуска-М» и её морской аналог «Кортик Разновидности, модификации и названия

«Тунгуска», по классификации NATO – SA-19 Grison, по индексу ГРАУ – 2К22 – это зенитный пушечно-ракетный комплекс РФ и СССР, зенитная самоходная установка, разработанная в Тульском конструкторском бюро (индексы 2С6 и 2С6М).

Скорее всего «Тунгуска» будет заменена на более лучший «Панцирь-С1».

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

К началу 70-х годов, стало видно, что ЗПРК «Шилка» недостаточно хорош в качестве противовоздушной обороны ближнего радиуса действия. Также у него в силу неудовлетворительной мощности снарядов и малой эффективности дальности огня была недостаточная эффективность против самолетов-штурмовиков, обезопасенных броней, воздушных высокоскоростных целей и вертолетов, оснащенных управляемыми противотанковыми ракетами, способными уничтожать наземные цели с расстояния в несколько тысяч метров. Кроме этого радиолокатору комплекса было не под силу самостоятельно искать воздушные цели.

Сначала, в 1970 году, было получено задание о проектировке нового зенитного пушечного комплекса. Но после того, как в 1973 году была проведена научно-исследовательская работа «Запруда», в процессе которой рассматривались вопросы безопасности войск от ударных самолетов, стало понятно, что новую установку необходимо оборудовать еще и зенитными ракетами, в целях, чтобы она была более эффективна в отношении вертолетов.

К концу десятилетия работы по разработке были окончены. В 1980-81 годах по итогам испытаний, произошла доработка, и осенью 1982 года комплекс был взят на вооружение. К четырем ракетам, которыми он обладал сначала, впоследствии еще столько же прибавилось.

После 1995 года завершилась разработка модификации под обозначением «Тунгуска-М1». Она была принята на вооружение в 2003 году. Поставляется в зарубежные государства.

В целях обеспечения систем противовоздушной обороны ближнего радиуса боевых крупных кораблей и малых кораблей, с использованием некоторых узлов и вооружения, состоялась разработка комплекса «Кортик».

4. Состав

В состав «Тунгуски» входят:

  • Батарея, состоящая из шести зенитных самоходных установок 2С6, оснащенных зенитными автоматами ЗУР 9М311 и 2А38
  • 1Р10 — машина техобслуживания и ремонта, предназначенная для проведения ТО-1
  • 2В110 — машина техобслуживания, предназначенная для проведения ТО-2
  • 2Ф55 — машина техобслуживания, оснащенная частично одиночным и групповым ЗИП
  • 2Ф77 – ТЗМ, для перевозки 1 боекомплекта зенитно-управляемых ракет (по одной машине на одну установку) и 1,5 боекомплекта патронов
  • ЭСД2-12 — электростанция на дизельной основе, предназначенная для внешнего питания установок
  • 1РЛ912 — учебно-тренировочное средство, предназначенное для обучения командиров и операторов установок
  • 9Ф810 – тренажёр, предназначенный для обучения наводчиков установок;
  • 9М311УД — учебные ракеты, оснащенные бортовой аппаратурой, используемые в обучении наводчиков установок
  • 9М311ГМВ — учебные габаритно-массовые макеты ракет, используемые при отработке сдачи нормативов и навыков обращения экипажей установок
  • 9М311УР — учебный макет ракет в разрезе, используемый при изучении конструкции установок.

5. Устройство

Главные узлы «Тунгуски» это:

  • гусеничное самоходное легкобронированное шасси ГМ-5970.05
  • два зенитных двухствольных автомата 2А38 калибра 30 мм
  • восемь пусковых установок, оснащенных боекомплектом, состоящим из восьми управляемых зенитных ракет 9МЗ11
  • радиолокационная система, в состав которой входят радиолокационные станции сопровождения и обнаружения цели и наземный радиозапросчик.

Ракета 9М311 состоит из двух ступеней. Двигатель первой из них функционирует благодаря твердому топливу, обечайка же произведена из стеклопластика. У второй ступени двигателя нет, полет происходит по инерции, в хвосте находится газогенератор, благодаря которому появляются лучшие аэродинамические условия. Взрыватель является бесконтактным, его боевая часть оснащена поражающими стержневыми элементами.

6. Тактико-технические характеристики

6.1 Основные характеристики

  • Классификация: ЗПРК
  • Боевая масса, кг: 34000
  • Экипаж, чел.: 4

6.2 Размеры

  • Длина корпуса, см: 788
  • Ширина корпуса, см: 340
  • Высота, см: 402,1 — в боевом положении, 335,6 — в походном
  • База, см: 465
  • Колея, см: 326,5
  • Клиренс, см: 18 — 58

6.3 Бронирование

  • Тип брони: противопульная

6.4 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: две 2А38, калибра 30 мм
  • Тип пушки: малокалиберные нарезные автоматические пушки
  • Боекомплект пушки: 1936
  • Дальность стрельбы, м: по наземным целям – до 2000, по воздушным – зенитная управляемая ракета (2500 – 8000); пушечная – 200 — 4000
  • Другое вооружение: восемь зенитных управляемых ракет 9М311.

6.5 Подвижность

  • Тип двигателя: В-46-2с1
  • Мощность двигателя, л. с.: 710
  • Скорость по шоссе, км/ч: 65
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 по бездорожью, 40 по грунтовке
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Тип подвески: гидропневматическая индивидуальная, оснащенная системой регулировки положения корпуса
  • Преодолеваемый подъём, град.: 35°
  • Преодолеваемая стенка, см: 100
  • Преодолеваемый ров, см: 200
  • Преодолеваемый брод, см: 100.

7. Применение

«Тунгуски» использовались в ходе Чеченских войн в качестве отличного средства огневой поддержки, но не всегда использовались правильно.

8. Модификации

  • 2К22М «Тунгуска-М». Главная цель модернизации заключалась в появлении возможности борьбы с множеством малоразмерных целей. Была установлена аппаратура для коммуникации с ППРУ-1 и пунктом управления 9С482М, из-за чего появилась система распределения целей между установками и значительно возросла боевая эффективность. Кроме этого произошла замена газотурбинного агрегата на новый, с вдвое большим ресурсом. Эта модификация была взята на вооружение в 1990 году.
  • 2К22М1 «Тунгуска-М1». В войне в Персидском заливе была применена новая стратегия. Сначала наносится активный удар беспилотной авиацией за пределами действия противовоздушной обороны в целях разведки ее радиолокационных средств, после этого происходило ее разрушение. Затем начинала действовать пилотируемая авиация. По итогам этого опыта в 1992 году начались работы по дальнейшему развитию комплекса. В результате чего ЗПРК был оборудован ИК пеленгатором ракеты, улучшенной системой измерения углов качки и аппаратурой реализации и приема автоматизированного целеуказания от командного батарейного пункта. Также поменялось шасси, на новое, ГМ-3975. У вычислителя увеличились память и быстродействие. Усовершенствованные ракеты получили обозначение 9М311-1М. Произошло увеличение зоны поражения по дальности до 10 километров и помехозащищенности. Трассер заменил импульсный и непрерывный источник света. Осенью 2003 года ЗПРК был взят на вооружение. В его составе оказались машины техобслуживания и ремонта 1Р10-1М1 и 2Ф55-1М1, машина технического обслуживания 2В110-1, мастерская технического обслуживания обслуживания МТО-АГЗ-М1, ЗСУ 2С6М1 и ТЗМ 2Ф77М.

9. Варианты ракет

  • 9М311 – основной
  • 9М311К (3М87) — морской вариант 9М311. предназначенный для комплекса «Кортик»
  • 9М311-1 – для продажи зарубежным государствам
  • 9М311М (3М88) – модифицированный. Усовершенствованы тактико-технические характеристики
  • 9М311-1М – модифицированный. Предназначенный для ракеты 2К22М «Тунгуска-М1».

Зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) «Тунгуска-М1» был спроектирован во второй половине 1990-х годов и был принят на вооружение российской армией в 2003 году. Головным разработчиком ЗПРК «Тунгуска-М1» является ГУП «Конструкторское бюро приборостроения» (город Тула), выпуском машины занимается ОАО «Ульяновский механический завод». Главным боевым средством модернизированного комплекса является ЗСУ 2С6М1 «Тунгуска-М1». Основным ее предназначением является обеспечение противовоздушной обороны танковых и мотострелковых частей как на марше, так и во время боевых действий.

ЗСУ «Тунгуска-М1» обеспечивает обнаружение, опознавание, сопровождение и последующее уничтожение разнообразных типов воздушных целей (вертолетов, самолетов тактической авиации, крылатых ракет, беспилотников) при работе в движении, с коротких остановок и с места, а также уничтожение надводных и наземных целей, объектов, которые сбрасываются на парашютах. В данной зенитной самоходной установке впервые было достигнуто совмещение двух видов вооружения (пушечного и ракетного) с единым для них радиолокационно-приборным комплексом.

Пушечное вооружение ЗСУ «Тунгуска-М1» состоит из двух 30-мм зенитных двуствольных скорострельных автоматов. Высокий суммарный темп стрельбы - на уровне 5000 выстр./мин - гарантирует эффективное поражение даже скоростных воздушных целей, которые находятся в зоне обстрела комплекса сравнительно небольшое время. Высокая точность наведения (достигается за счет хорошей стабилизации линии выстрела) и высокий темп стрельбы позволяют вести огонь по воздушным целям, находясь в движении. Возимый боекомплект состоит из 1904 30-мм выстрелов, при этом каждый из автоматов установки обладает независимой системой питания.

Ракетное вооружение ЗПРК «Тунгуска-М1» состоит из 8 ЗУР 9М311. Данная ракета бикалиберная, твердотопливная, двухступенчатая, она обладает отделяемым стартовым двигателем. Наведение ЗУР на цель - радиокомандное с оптической линией связи. При этом ракета очень маневренна и устойчива к перегрузкам до 35 g, что позволяет поражать активно маневрирующие и скоростные воздушные цели. Средняя скорость полета ракеты на максимальную дальность равна 550 м/с.

Опыт, который был получен в процессе активной эксплуатации предыдущих версий ЗПРК «Тунгуска», продемонстрировал необходимость увеличения уровня помехозащищенности при стрельбе ЗУР по целям, которые имеют средства постановки оптических помех. Помимо этого, планировалось ввести в состав комплекса аппаратуру автоматизированного приема и реализации целеуказаний, получаемых от вышестоящих КП, для того чтобы увеличить эффективность боевой работы батареи ЗПРК «Тунгуска» при интенсивном авианалете.

Следствием всего этого и стала разработка нового ЗПРК «Тунгуска-М1», который отличается значительно повышенными боевыми характеристиками. Для вооружения данного комплекса была созданная новая зенитная управляемая ракета, оснащенная модернизированной системой управления и импульсным оптическим ответчиком, что позволило значительно увеличить помехозащищенность канала управления ЗУР и повысить вероятность уничтожения воздушных целей, которые действуют под прикрытием оптических помех. Помимо этого, новая ракета получила неконтактный радиолокационный взрыватель, который имеет радиус срабатывания до 5 метров. Такой ход позволил увеличить эффективность «Тунгуски» в борьбе с небольшими воздушными целями. Одновременно с этим увеличение времени работы двигателей позволило довести дальность воздушного поражения с 8 тысяч до 10 тысяч метров.


Введение в состав комплекса аппаратуры автоматизированной обработки и приема данных внешнего целеуказания от КП (по типу ППРУ - подвижной пункт разведки и управления) существенно увеличило эффективность боевого использования батарей комплекса во время массированного вражеского налета. Использование модернизированной цифровой вычислительной системы (ЦВС), построенной на современной элементной базе, позволило существенно расширить функциональные возможности ЗСУ 2С6М1 при решении контрольных и боевых задач, а также увеличить точность их выполнения.

Проведенная модернизация оптического прицельного оборудования комплекса позволила существенно упростить весь процесс сопровождения цели наводчиком, одновременно с этим увеличив точность сопровождения цели и уменьшив зависимость эффективности боевого использования оптического канала наведения от профессионального уровня подготовки наводчика. Проведенная модернизация радиолокационной системы ЗПРК «Тунгуска» позволила обеспечить работу системы «разгрузки» наводчика, прием и реализацию данных от внешних источников целеуказания. Помимо этого был повышен общий уровень надежности аппаратуры комплекса, улучшены эксплуатационные и технические характеристики.

Использование более совершенного и мощного газотурбинного двигателя, обладающего в 2 раза большим ресурсом работы (600 часов вместо 300), позволило повысить мощность всей энергосистемы установки, добившись уменьшения просадок по питанию во время работы с включенными гидроприводами систем вооружения.

Одновременно с эти велись работы по монтажу на ЗСУ 2С6М1 тепловизионного и телевизионного каналов, оснащенных автоматом сопровождения цели, помимо этого была модернизирована и сама станция обнаружения и целеуказания (СОЦ), для того чтобы повысить зоны обнаружения целей по высоте полета до 6 тысяч метров (вместо существующих 3,5 тысяч метров). Добиться этого удалось с помощью внедрения 2-х углов положения антенны СОЦ в вертикальной плоскости.


Заводские испытания модернизированного таким образом образца ЗСУ 2С6М1 подтвердили высокую эффективность введенных опций при работе комплекса по воздушным и наземным целям. Наличие на установке тепловизионного и телевизионного каналов с автоматом сопровождения цели гарантирует присутствие пассивного канала сопровождения цели и всесуточность использования имеющихся ракет. ЗСУ «Тунгуска-М1» в состоянии обеспечить боевую работу, находясь в движении, действуя в боевых порядках прикрываемых воинских частей. Данная система ПВО по совокупности качеств и эффективности защиты подразделений от средств воздушного нападения противника, совершаемых с малых высот, не имеет в мире аналогов.

Отличия ЗРПК «Тунгуска-М1» от предыдущей версии

Модификация комплекса «Тунгуска-М1» отличается полностью автоматизированным процессом наведения ракет на цель и обмена информацией с батарейным КП. В самой ракете лазерный неконтактный датчик цели был заменен на радиолокационный, что положительно сказалось на поражении крылатых ракет типа ALCM. Вместо трассера на установке была смонтирована импульсная лампа, эффективность которой выросла в 1,3-1,5 раза. Дальность действия зенитных управляемых ракет была доведена до 10 тысяч метров. Помимо этого, начались работы по замене выпускавшегося в Белоруссии шасси ГМ-352 на отечественное ГМ-5975, созданное в Мытищах на ПО «Метровагонмаш».

В целом в комплексе 2К22М1 «Тунгуска-М1», который был принят на вооружение в 2003 году, удалось реализовать ряд технических решений, расширивших его боевые возможности:

В состав комплекса была введена аппаратура приема и реализации внешнего автоматизированного целеуказания. Данная аппаратура с помощью радиоканала сопрягается с батарейным КП, а это в свою очередь позволяет автоматически распределять цели между ЗСУ батареи с батарейного КП «Ранжир» и существенно увеличивает эффективность боевого использования комплекса.


- В комплексе были реализованы схемы разгрузки, что существенно облегчило процесс работы наводчика «Тунгуски» при сопровождении подвижных воздушных целей с использованием оптического прицела. По сути, все было сведено к работе как бы с неподвижной целью, что значительно сократило количество ошибок при сопровождении цели (это имеет очень большое значение при обстреле цели ЗУР, так как максимальная величина промаха не должна превышать 5 метров).

Была изменена система измерения углов курса и качки, что существенно сократило возмущающие воздействия на установленные гироскопы, которые появлялись во время движения машины. Также удалось сократить количество ошибок измерения углов курса и наклона ЗСУ, увеличить устойчивость контура управления ЗА, а значит, увеличить вероятность поражения воздушных целей.

В связи с использованием нового типа ракеты, была модернизирована аппаратура выделения координат. Помимо непрерывного источника света ракета получила еще и импульсный источник. Такое решение увеличило помехозащищенность аппаратуры ЗУР и обеспечило возможность эффективного поражения воздушных целей, имеющих системы постановки оптических помех. Использование нового типа ракет также увеличило и дальность поражения воздушных целей - до 10 тысяч метров. Помимо этого в конструкцию ракеты был введен новый радиолокационный неконтактный датчик цели (НДЦ), обладающий радиусом срабатывания до 5 метров. Его использование положительным образом сказалось на поражении малоразмерных воздушных целей, например, крылатых ракет.

В целом в процессе работ по модернизации удалось достичь существенного роста эффективности. ЗПРК «Тунгуска-М1» в условиях постановки противником помех в 1,3-1,5 раза эффективнее, чем предыдущая версия комплекса «Тунгуска-М».

Тактико-технические характеристики «Тунгуска-М1»:
Зоны поражения по дальности: ЗУР - 2500-10000 м, ЗА - 200-4000 м.
Зоны поражения по высоте: ЗУР - 15-3500 м, ЗА - 0-3000 м.
Максимальная дальность стрельбы по наземным целям - 2000 м.
Дальность обнаружения цели - до 18 км.
Дальности сопровождения цели - до 16 км.
Максимальная скорость поражаемых воздушных целей - до 500 м/с.
Боекомплект: ЗУР - 8 в пусковых установках, ЗА - 1904 30-мм выстрелов.
Масса ЗУР в транспортно-пусковом контейнере - 45 кг.
Масса БЧ ЗУР - 9 кг., радиус поражения - 5 м.
Условия работы комплекса: ЗА - с места и в движении, ЗУР - с коротких остановок.

Источники информации:
http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-miss/buk-m2e-i-tunguska-m1
http://www.military-informant.com/index.php/army/pvo/air-defence/3603-1.html
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/tunguska/tunguska.shtml
http://www.kbptula.ru
http://www.ump.mv.ru/tung_ttx.htm

З.П.Р.К. "Тунгуска-М"

    Комплекс предназначен для противовоздушной обороны подразделений мотострелковых (танковых) частей и подразделений от ударов тактической и армейской авиации, вертолетов огневой поддержки, дистанционных беспилотных летательных аппаратов, а также для поражения наземных легкобронированных целей и живой силы. Он способен выполнять боевые задачи в любых климатических условиях. В состав зенитного пушечно-ракетного комплекса "Тунгуска-М" входят боевая машина (2С6), заряжающая машина, средства технического обслуживания и ремонта, а также автоматизированная контрольно-испытательная станция.
  &nbsp Боевая машина смонтирована на гусеничном шасси ГМ-352, имеющем регулируемый клиренс. Гидромеханическая трансмиссия и гидропневматическая подвеска обеспечивают высокую проходимость, хорошую маневренность, а также плавность хода по пересеченной местности. Максимальная скорость движения по дорогам с твердым покрытием - 65 км/ч.


      &nbsp Фото 1. ЗПРК "Тунгуска-М".

    Боевая работа осуществляется следующим образом. Обзор воздушного пространства ведется радиолокационной станцией кругового обзора как с места, так и в движении. После обнаружения цели опознаются. Командир зенитной самоходной установки, выбрав цель для обстрела и определив режим работы (пушечным или ракетным вооружением), передает оператору целеуказания на захват и сопровождение цели. Данные от радиолокационной станции и станции сопровождения целей поступают в центральную вычислительную систему для решения задачи управления огнем в соответствии с выбранным режимом работы. При этом происходит последовательный обстрел целей ракетами и пушечным вооружением. По результатам стрельбы командир принимает решение о переносе огня на другую цель.
    Изделие 2С6 имеет башенную установку с двумя двухствольными 30-мм автоматическими пушками 2А38М и восемью транспортно-пусковыми контейнерами с ракетами ЗУР 9М311. Наведение вооружения на цель осуществляется с помощью гидравлических силовых приводов в круговой горизонтальной и от -10 до + 87 градусов - в вертикальной плоскостях. Они поддерживают высокоточное и быстрое наведение вооружения при стрельбе с места и в движении.


Фото 2. Боевое построение ЗПРК "Тунгуска".

    Пушечное вооружение комплекса включает два двухствольных зенитных автомата 2А38М с системой управления огнем. Двухствольная схема автоматики позволяет вести огонь в интенсивном режиме с темпом стрельбы до 5000 выстр./мин. Питание автоматов - ленточное. Патронная лента снаряжается 30-мм унифицированными патронами с помощью набивной машинки.
    Зенитная управляемая ракета комплекса "Тунгуска-М" (9М311) - твердотопливная бикалиберная двухступенчатая с отделяемым двигателем. Выполнена по схеме "утка". Боевая часть ракеты - осколочно-стержневая. Она имеет контактный и неконтактный взрыватели, что обеспечивает поражение цели как при прямом попадании, так и при пролете на расстоянии до 5 м от нее.
    Ракета имеет высокую маневренность (максимальная располагаемая перегрузка до 32 g), что позволяет поражать скоростные и маневренные цели. Наведение ракет на цель - радиокомандное. Поставляется она в войска в транспортно-пусковом контейнере в снаряженном состоянии и не требует технического обслуживания в течении 10 лет. Боезапас ракет пополняется с помощью транспортно-заряжающей машины. Малый вес (до 55 кг в контейнере) позволяет заряжать ЗУР на пусковые вручную.
    В башенной установке размещаются информационные радиолокационные и оптико-электронные средства, пульты управления членов боевого расчета, цифровая вычислительная система, средства связи. Боевая машина оснащена специальным оборудованием для защиты экипажа от средств массового поражения и создания внутри башни нормальных условий обитания.


Фото 3. Стрельба ЗПРК "Тунгуска" из пушечного вооружения.

    Радиолокационные средства боевой машины включают радиолокатор обнаружения и целеуказания, систему опознавания целей, радиолокатор сопровождения целей и передачи команд на борт ракеты с дальностью до 16 км. Первый из них обеспечивает дальность действия по самолетам с эффективной площадью рассеивания один квадратный метр до 20 км, скорость кругового обзора 1 оборот/с и коэффициент подавления от "местных" предметов до 60 дБ, что полностью исключает сигналы от подстилающей поверхности и позволяет эффективно выделять подвижные цели.
    Оптико-электронная система комплекса состоит из оптического прицела с системой наведения и стабилизации линии визирования цели, имеющего восьмикратное увеличение и поле зрения 8 градусов. Аппаратура выделения координат зенитный управляемой ракеты осуществляет автоматическую выработку угловых координат ракеты относительно линии визирования цели. Она осуществляет переход на полуавтоматическое сопровождение цели на дальность до 16 км и наведение зенитной управляемой ракеты до 10 км.
    Все процессы боевой работы автоматизированы. Выбор вооружения (ракетное или пушечное) и режимы работы системы управления (радиолокационный, оптический или инерционное сопровождение в зависимости от помеховой либо метеообстановки) осуществляется центральная вычислительная машина по специальным алгоритмам. В этом случае даже экипаж средней квалификации способен успешно выполнить поставленную задача. Расчет состоит из четырех человек: командир, оператор, наводчик и механик-водитель.
    Боевая машина комплекса "Тунгуска-М" имеет систему навигации, топопривязки и ориентирования. Ее электроснабжение осуществляется от автономной системы электропитания, имеющей привод от газотурбинного двигателя либо от системы отбора мощности дизельного двигателя шасси.

Тактико-технические характеристики ЗСУ "Тунгуска-М":     Зона поражения по дальности, км:
        - ракетным вооружением: 2,5 - 8
        - пушечным вооружением: 0,2 - 4
    Зона поражения по высоте, км:
        - ракетным вооружением: 0,01-3,5
        - пушечным вооружением: 0 - 3
    Боекомплект:
        - ракет: 8 шт
        - 30-мм патронов: 1904 шт
    Дальность обнаружения, км: 18
    Дальность автоматического автосопровождения, км: 16
    Время реакции (за пролет), с: 6 - 8
    Масса боевой машина, т: 34,0

Практически сразу после создания знаменитой «Шилки» многие конструкторы пришли к выводу, что мощи 23-мм снарядов этого зенитного комплекса все-таки не хватает для выполнения стоящих перед ЗСУ задач, да и дальность стрельбы орудий несколько маловата. Естественно, возникла мысль попробовать установить на «Шилку» 30-мм автоматы, которые использовались на кораблях, а также другие варианты 30-мм пушек. Но она оказалась трудноосуществимой. А вскоре появилась более продуктивная идея: совместить в одном комплексе мощное артиллерийское вооружение с зенитными ракетами. Алгоритм боевой работы нового комплекса должен был быть примерно таким: он захватывает цель на дальней дистанции, опознает ее, наносит по ней удар управляемыми зенитными ракетами, а если противник все-таки ухитряется преодолеть дальний рубеж, то он попадает под сокрушительный огонь 30-мм зенитных артиллерийских автоматов.

РАЗРАБОТКА ЗПРК «ТУНГУСКА»

Разработка зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22 «Тунгуска» началась после принятия ЦК КПСС и Советом Министров СССР совместного постановления от 8 июля 1970 года № 427-151. Общее руководство созданием «Тунгуски» поручили тульскому Конструкторскому бюро приборостроения, хотя отдельные части комплекса разрабатывались во многих советских КБ. В частности, Ленинградское оптико-механическое объединение «ЛОМО» производило прицельно-оптическое оборудование. Ульяновский механический завод разрабатывал радиоприборный комплекс, счетно-решающее устройство создавал Научно-исследовательский электромеханический институт, а делать шасси поручили Минскому тракторному заводу.

Создание «Тунгуски» продолжалось целых двенадцать лет. Было время, когда над ней завис «дамоклов меч» в виде «особого мнения» Министерства обороны. Получилось так, что по основным характеристикам «Тунгуска» была сравнима с принятым на вооружение в 1975 году . На целых два года финансирование разработки «Тунгуски» было заморожено. Вновь приступить к ее созданию заставила объективная необходимость: «Оса», хотя и была хороша для поражения самолетов противника, никуда не годилась при борьбе с зависшими для атаки вертолетами. А уже тогда стало ясно, что вертолеты огневой поддержки, вооруженные противотанковыми управляемыми снарядами, представляли серьезнейшую опасность для нашей бронетехники.

Основное отличие «Тунгуски» от других ЗСУ малой дальности состояло в том, что на ней размешалось как ракетное, так и пушечное вооружение, мощные оптико-электронные средства обнаружения, сопровождения и управления огнем. На ней имелись РЛС обнаружения целей, РЛС их сопровождения, прицельное оптическое оборудование, высокопроизводительная вычислительная машина, система опознавания «свой-чужой» и другие системы. Кроме того, на комплексе стояло оборудование, которое отслеживало любые поломки и сбои в аппаратуре и агрегатах самой «Тунгуски». Уникальность системы была и в том, что она была способна уничтожать как воздушные, так и бронированные наземные цели противника. Конструкторы постарались создать комфортные условия для экипажа. На машине установили кондиционер, отопитель, фильтровентиляционную установку, позволявшую действовать в условиях химического, биологического и радиационного заражения местности. «Тунгуска» получила систему навигации, топопривязки и ориентирования. Ее электроснабжение осуществляется от автономной системы электропитания, имеющей привод от газотурбинного двигателя либо от системы отбора мощности дизельного двигателя. Кстати, в ходе последующей модернизации ресурс газотурбинного двигателя был увеличен в два раза - с 300 до 600 часов. Как и у «Шилки». броня «Тунгуски» защищает экипаж от огня стрелкового оружия и мелких осколков снарядов и мин.

В качестве несущей базы при создании ЗПРК 2К22 было выбрано гусеничное шасси ГМ-352 с системой электропитания. На нем применена гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемным механизмом поворота, гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом и гидравлической натяжкой гусениц. Масса шасси составляла 23,8 тонны, и оно могло выдерживать нагрузку 11,5 тонны. В качестве двигателя применялись различные модификации дизеля В-84 жидкостного охлаждения, которые развивали мощность от 710 до 840 л.с. Все это вместе взятое позволяло «Тунгуске» развивать скорость до 65 км/ч, обладать высокой проходимостью, маневренностью и плавностью хода, что было очень кстати при ведении пушечного огня с ходу. Ракеты же по целям выпускались или с места, или с коротких остановок. Впоследствии поставки шасси для производства «Тунгусок» стало осуществлять Производственное объединение «Метровагонмаш», расположенное в подмосковных Мытищах. Новое шасси получило индекс ГМ-5975. Производство «Тунгусок» было налажено на Ульяновском механическом заводе.

В состав зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска» входят боевая машина (2С6), заряжающая машина, средства технического обслуживания и ремонта, а также автоматизированная контрольно-испытательная станция.

КАК РАБОТАЕТ «ТУНГУСКА»

Имеющаяся на машине станция обнаружения целей (СОЦ) способна обнаруживать летящие со скоростью до 500 м/с объекты на дальностях до 20 км и на высотах от 25 метров до трех с половиной километров. На дальностях до 17 км станция обнаруживает вертолеты, летящие на скорости 50 м/с на высоте 15 метров. После этого СОЦ передает данные целей на станцию сопровождения. Все это время цифровая вычислительная система готовит данные для уничтожения целей, выбирая наиболее оптимальные варианты ведения огня.

"Тунгуска" готова к бою

Уже на дистанции 10 км в условиях оптической видимости воздушная цель может быть уничтожена твердотопливной зенитной управляемой ракетой 9М311-1М. ЗУР выполнена по схеме «утка» с отделяемым двигателем и полуавтоматической радиокомандной системой управления с ручным сопровождением цели и автоматическим выводом ракеты на линию визирования.

После того как двигатель за две с половиной секунды придаст ракете начальную скорость 900 м/с, он отделяется от корпуса ЗУР. Дальше маршевая часть ракеты массой 18,5 кг продолжает полет в баллистическом режиме, обеспечивая поражение скоростных - до 500 м/с - и маневрирующих с перегрузкой 5-7 единиц целей как на встречных, так и на догонных курсах. Ее высокая маневренность обеспечена значительной способностью к перегрузкам - до 18 единиц.

Цель поражается осколочно-стержневой боевой частью, имеющей контактный и неконтактный взрыватели. В случае незначительного (до 5 метров) промаха происходит подрыв боевой части, и готовые стержневые поражающие элементы массой 2-3 г каждый образуют осколочное поле, которое и уничтожает воздушную цель. Можно представить себе объем этого игольчатого поля, если учесть, что вес боевой части составляет 9 кг. Сама ракета весит 42 кг. Она поставляется в транспортно-пусковом контейнере, масса которого с ЗУР составляет 57 кг. Такой относительно незначительный вес позволяет устанавливать ракеты на пусковые установки вручную, что очень важно в боевых условиях. «Упакованная» в контейнер ракета готова к применению и не требует технического обслуживания в течение 10 лет.

Основные характеристики ЗПРК 2К22 «Тунгуска-М 1» с ЗУР 9МЗП-1М

Экипаж, чел 4
Дальность обнаружения целей, км 20
Зона поражения целей ЗУР пушками, км
по дальности 2.5-10
по высоте 0,015-3,5
Скорость поражаемых целей, м/с
Время реакции, с 6-8
Боекомплект, ЗУР/снарядов 8/1904
Скорострельность пушек, выстр./мин.
Начальная скорость снаряда, м/с 960
Вертикальный угол обстрела из пушек, град. -9 - +87
Масса ЗСУ в боевом положении, т до 35
Время развертывания, мин. до 5
Двигатель дизель В-84
Мощность двигателя, л.с. 710-840
Максимальная скорость движения, км/ч 65

Ну а если ракета промахнулась? Тогда в бой вступает пара 30-мм двуствольных зенитных автоматов 2А38, способных поражать цели на дальностях до 4 километров. У каждого из двух автоматов имеются свой механизм подачи патронов в каждый ствол из общей патронной ленты и один стреляющий механизм ударного действия, обслуживающий поочередно левый и правый стволы. Управление стрельбой дистанционное, открытие огня осуществляется при помощи электроспуска.

Двуствольные зенитные автоматы имеют принудительное охлаждение стволов, они способны вести круговой огонь по воздушным и наземным, а иногда и надводным целям в вертикальной плоскости от -9 до +87 град. Начальная скорость снарядов - до 960 м/с. В боекомплекте имеются осколочно-фугасно-зажигательные (1524 шт.) и осколочно-трассирующие (380 шт.) снаряды, которые летят в цель в соотношении 4:1. Темп стрельбы просто бешеный. Он составляет 4810 выстрелов в минуту, что превосходит зарубежные аналоги. Боекомплект орудий составляет 1904 патрона. По отзывам специалистов, «автоматы надежны в эксплуатации и обеспечивают безотказную работу при температурах от -50 до +50 С°, при дожде, обледенении и запыленности, стрельбе без чистки в течение 6 суток с ежесуточным отстрелом до 200 патронов на автомат и с сухими (обезжиренными) деталями автоматики. Без смены стволов автоматы обеспечивают производство не менее 8000 выстрелов при соблюдении режима стрельбы 100 выстрелов на автомат с последующим охлаждением стволов». Согласитесь, эти данные впечатляют.

И все же, и все же... В мире нет абсолютно совершенной техники. И если все производители поднимают на щит исключительно достоинства своих боевых систем, то непосредственные их пользователи - армейские бойцы и командиры - больше озабочены возможностями изделий, их слабостями, ибо именно они могут сыграть самую плохую роль в реальном бою.

Мы редко обсуждаем недостатки нашего вооружения. Все, что пишется о нем, как правило, звучит в восторженных тонах. И это по большому счету правильно - солдат должен верить в свое оружие. Но начинается бой, и появляется порой разочарование, иногда весьма трагичное для бойцов. «Тунгуска», кстати, вовсе не «показательный образец» в этом плане. Это, без всякого преувеличения, совершенная система. Но и она не без недостатков. К ним можно отнести все-таки относительно малую дальность обнаружения цели бортовой РЛС, с учетом того, что 20 километров современные самолеты или крылатые ракеты преодолевают в кратчайшие сроки. Одна из самых больших проблем «Тунгуски» - невозможность применения зенитных управляемых ракет в условиях плохой видимости (задымление, туман и т.д.).

«ТУНГУСКИ» В ЧЕЧНЕ

Весьма показательны итоги применения ЗПРК 2К22 в ходе боевых действий в Чечне. В докладе бывшего начальника штаба СКВО генерал-лейтенанта В. Потапова отмечались многие недостатки реального применения зенитных пушечно-ракетных комплексов. Надо, правда, оговориться, что все это происходило в условиях партизанской войны, где многое делается «не по науке». Потапов рассказал, что из 20 «Тунгусок» были выведены из строя 15 зенитных пушечно-ракетных комплексов. Основным источником боевых повреждений явились гранатометы типа РПГ-7 и РПГ-9. Боевики вели огонь с расстояния 30-70 метров и поражали башни и гусеничные шасси. В ходе технического обследования характера повреждений ЗПРК «Тунгуска» было установлено, что из 13 проверенных боевых машин у 11 единиц оказался поврежденным корпус башни, у двух - гусеничное шасси. «42 ракеты 9М311 из 56, - подчеркивалось в докладе, - были поражены на направляющих боевых машин из стрелкового оружия и осколками мин. В результате такого воздействия на 17 ракетах сработали стартовые двигатели, но из контейнеров они не вышли. На двух БМ возник пожар и выведены из строя правые направляющие ЗУР».

«Поражение боекомплектов, - отмечалось далее в докладе, - было обнаружено на трех боевых машинах. В результате высокой температуры при возгорании топлива и короткого замыкания по цепи системы электропитания произошло уничтожение боеприпасов на одной боевой машине, а на двух других при пролете крупных осколков мин (диаметр отверстий до 3 см) через все короба артотсека, загруженные боеприпасами, произошла детонация только 2-3 снарядов. При этом личный состав расчетов не был поражен внутри боевых машин».

И еще одна интересная цитата из упомянутого доклада: «Анализ состояния автоматов 2А38 позволяет сделать вывод, что при незначительных поражениях кожухов охлаждения стрельба может вестись короткими очередями до израсходования всего боекомплекта. При многочисленных повреждениях кожухов охлаждения происходит клинение 2А38. В результате поражения датчиков начальной скорости снарядов, кабелей электроспуска, пирокассет происходит короткое замыкание по цепи 27 вольт, в результате чего выходит из строя центральная вычислительная система, при этом стрельба продолжаться не может, ремонт на месте невозможен. Из 13 боевых машин были повреждены автоматы 2А38 на 5 БМ полностью и на 4 по одному автомату.

Практически на всех БМ были повреждены антенны станции обнаружения целей (СОЦ). Характер повреждений свидетельствует о выводе из строя по вине личного состава 11 антенн СОЦ (сбиты деревьями при повороте башни) и 2 антенны повреждены осколками мин и пулями. Антенны станции сопровождения целей (ССЦ) повреждены на 7 БМ. В результате наезда на бетонное препятствие на одной БМ повреждена ходовая часть (отрыв правого направляющего колеса и первого правого опорного катка). На 12 поврежденных боевых машинах аппаратурные отсеки видимых повреждений не имеют, что свидетельствует об обеспечении живучести расчета...»

Такие вот интересные цифры. Радует здесь то, что в большинстве своем экипажи «Тунгусок» не пострадали. А вывод прост: боевые машины необходимо применять в тех боевых условиях, для действий в которых они предназначались. Тогда и проявится эффективность оружия, заложенная в него конструкторской мыслью.

Надо, правда, отметить, что любая война - это суровая школа. Тут быстро адаптируешься к реалиям. То же самое произошло и с боевым применением «Тунгусок». В отсутствие воздушного противника они стали использоваться по наземным объектам точечно: неожиданно появлялись из укрытий, наносили свой сокрушительный удар по боевикам и быстро возвращались обратно. Потери машин сошли на нет.

По результатам боевых действий были высказаны предложения по модернизации «Тунгуски». В частности, рекомендовалось предусмотреть возможность управления приводами боевой машины при отказе центральной вычислительной станции; внесено предложение изменить конструкцию аварийного люка, поскольку в боевых условиях экипаж сможет покинуть боевую машину в лучшем случае за 7 минут, что чудовищно долго; предлагалось рассмотреть возможность оборудования аварийного люка по левому борту - около оператора дальности; было рекомендовано установить слева и справа дополнительные смотровые приборы механику-водителю, установить устройства, позволяющие производить отстрел дымовых и сигнальных зарядов, увеличить мощность лампы для подсвета прибора ночного видения и обеспечить возможность наведения вооружения на цель в ночных условиях и т.д.

Как видим, нет пределов совершенствования боевой техники. Надо отметить, что «Тунгуска» в свое время была модернизирована и получила название «Тунгуска-М», была усовершенствована и ракета 9М311, получившая индекс 9М311-1М.


После почти семи лет проектных и опытно-конструкторских работ было решено отказаться от модернизации «Шилки» и создать принципиально новый комплекс.

8 июня 1970 года вышло постановление СМ N° 427-151 о создании новой ЗСУ «Тунгуска». Головным разработчиком «Тунгуски» назначили КБП, а главным конструктором - А.Г.Шипу- нова. Конкретно КБП занималось ра- кетно-артиллерийской частью установки - 2К22. Проектирование РПК вел Ульяновский механический завод Минрадиопрома, позже ставший головным и по его производству. Разработчик счетно-решающего прибора - Научно-исследовательский электромеханический институт Минрадиопрома. Гусеничное шасси ГМ-352 изготавливал Минский тракторный завод. Зенитный комплекс 2С6 «Тунгуска» был принят на вооружение постановлением СМ от 8 сентября 1982 года, а модернизированный комплекс «Тунгуска-М» - приказом министра обороны от 11 апреля 1990 года.

Принципиальной особенностью комплекса 2С6 является совмещение в одной боевой машине пушечного и ракетного вооружения, радиолокационных и оптических средств управления огнем с использованием общих систем: РЛС обнаружения, РЛС сопровождения, цифровой вычислительной системы и гидравлических приводов наведения. «Тунгуска» предназначена для ПВО мотострелковых и танковых частей на марше и на всех стадиях боя. Она имеет сплошную зону поражения (без «мертвой» зоны, характерной для ЗРК), что достигается последовательным обстрелом цели сначала ракетами, а затем пушками. Огонь из автоматов 2А38 может вестись как с места, так и с хода, а пуск ракет - только с места, в крайнем случае - с коротких остановок.


Пушка 2А38. На конце правого ствола - определитель скорости, на конце левого - компенсатор.



«Тунгуска» на авиасалоне в г.Жуков- ском (Московская обл.), август 1992 года.




«Тунгуска» перед парадом в Самаре 9 мая 1995 года. Колонка РЛС обнаружения - в положении по-походному, установлены пусковые контейнеры ракет только внешнего ряда.



«Тунгуска» на авиасалоне в г.Жуковском. Стволы зенитных автоматов подняты на максимальный угол возвышения. Колонка РЛС обнаружения в положении по-боевому. Пусковые контейнеры ракет не установлены.



Башня РПК 2С6. В кормовой части башни - антенна РЛС обнаружения, в передней - РЛС сопровождения. Пушки и пусковые контейнеры ракет могут занимать боевое положение независимо друг от друга. Контейнеры серебристого цвета - габаритные макеты.





Командирская башенка и броневой колпак оптического прицела (справа).


ЗУР 9М311 представляет собой твердотопливную бикалиберную (76/ 152-мм) двухступенчатую ракету, выполненную по схеме «утка». Наведение ее на цель - радиокомандное. РЛС сопровождения по синхронной связи выдает точное целеуказание на оптический прицел и выводит его на линию визирования. Наводчик обнаруживает цель в поле зрения прицела, берет на сопровождение, а в процессе наведения удерживает марку прицела на цели. Ракета имеет хорошую маневренность (максимально допустимая перегрузка - 32 д). Взрыватель ракеты неконтактный, с радиусом действия 5 м. Боевая часть - ос- колочно-стержневая. Длина стержней около 600 мм, диаметр 4 - 9 мм. Поверх стержней имеется «рубашка», содержащая готовые осколки - кубики весом 2 - 3 г. При разрыве боеголовки стержни образуют кольцо радиусом 5 м в плоскости, перпендикулярной оси ракеты. На дистанции свыше 5 м действие стержней и осколков малоэффективно.

Гусеничное шасси ГМ-352 имеет высокую проходимость, маневренность, плавность хода. Возможность ведения стрельбы без снижения скорости обеспечивается применением гидромеханической трансмиссии с гидрообъемным механизмом поворота, гидропневматической подвеской с изменяемым клиренсом и гидравлическим механизмом натяжения гусениц.

Таким образом, «Тунгуска» представляет собой высокомобильную ЗСУ с эффективным ракетным и артиллерийским вооружением. К недостаткам ее можно отнести малую дальность обнаружения цели бортовой РЛС и невозможность действовать ЗУР в условиях плохой видимости (задымление, туман и т.д.).

Автор не располагает данными о боевом применении «Тунгуски» в борьбе с воздушными целями. В новогоднем штурме Грозного в 1994 году в составе Майкопской 131-й бригады Российской армии участвовало шесть «Тунгусок», которые были уничтожены в первые минуты боя.



Макетный образец гусеничного шасси ГМ-5975 для РПК2С6М2. Выставка, пос- " вященная 100-летию Мытищинского машиностроительного завода, май 1997 года.