Культура речи всегда определялась ее правильностью. Самой первой ступенью является знание принципов русского языка.
Норма (произошло от латинского norma - дословно "наугольник", переносное значение - «правило») - общепринятый обязательный порядок. Все разделы языка управляются определенным образом. Современный русский язык руководствуется различными правилами. Это орфографические и пунктуационные нормы. Они бывают орфоэпические (фонетические) и фразеологические, морфологические и синтаксические, стилистические.
Например, орфографические нормы регламентируют выбор графического написания слова. Пунктуационные определяют выбор знаков препинания, а также их расстановку в тексте.
Пунктуационная норма - это правило, указывающее применение или не применение при письме тех или иных знаков препинания. Изучение пунктуационных норм обусловливает владение литературным языком. Эти приципы определяют культуру речи в целом. Правильное применение пунктуации должно обеспечить взаимопонимание пишущего человека с читателем написанного текста.
Применение знаков препинания закреплено правилами. Пунктуационная норма регулирует выбор вариантов построения предложений. Также она осуществляет контроль речи говорящего. Правда, оценка «верно - неверно» применительно к пунктуационной норме во многом зависит от субъекта. Русская пунктуация чрезвычайно гибкая.
Русский язык не зря назван великим и могучим. Но он не является застывшим и неизменным. Русская речь насыщается неологизмами и словами, пришедшими из других языков. Точно так же перенимаются и пунктуационные нормы в попытке отразить процесс интеграции. Но никогда нельзя забывать об уважении к языку как к наследию, отточенному вековой историей нашего народа.
В давние времена, когда на Руси буквы уже были, а точек-запятых ещё не было, любой письменный текст был подобен непролазной чаще. Не было даже пробелов между словами. Да и то сказать, много ли напишешь на бересте или пергаменте, который к тому же ещё и дорог?
Сначала появились знаки, разделяющие предложения - пробел, а в нём крест, вертикальная волнистая черта или точка. Позже появились пробелы между словами. Тексты просветлели - в непроходимом лесу появились тропы и просеки. Читателю стало проще добираться до цели - точного и ясного понимания.
Пунктуация – это совокупность знаков препинания и система выработанных и закрепившихся правил их употребления. Точка по латыни `punctum`, и это первый и главный знак, точка отделяет одно предложение от другого. Ей помогают вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие - только они могут заключать фразу. Внутри предложения другие знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, скобки, кавычки.
Знаки структурируют текст - делят его на смысловые и логические отрезки, отвечают за интонационный рисунок текста.
Орфография - дисциплина очень строгая, за редчайшим исключением слово имеет одно и только одно написание, всё остальное - ошибки.
Пунктуация же гибка и подвижна. Автор письменного текста волен построить предложение исходя из его смысла, акцентируя внимание на тех или иных его элементах. Правила пунктуации сложны и разнообразны, но меняя по своему усмотрению структуру предложения, даже школьник может легко избежать «узких» мест. Не стоит писать длинными, на полстраницы предложениями, как Лев Толстой (ему можно, он - гений), иначе увязнешь в запятых, тире и прочих знаках.
Правила пунктуации описаны в справочниках и пособиях. Некоторые правила очень чёткие - знаки при обращении, причастных и деепричастных оборотах, однородных членах и так далее. Но в живом языке постоянно идут различные процессы. Например, нужно ли выделять запятыми поистине или во всяком случае? Тут только добрая воля автора, он ставит запятые в зависимости от пауз, логического ударения. В русском языке есть много вводных слов, но есть и такие слова, которые только движутся в эту сторону, и правила пунктуации здесь не очень строгие. А есть ещё авторские знаки…
Если мы затрудняемся в написании слова, мы всегда можем посмотреть в специальный словарь. А правила пунктуации можно сравнить с правилами дорожного движения - есть типичные случаи, а есть единичные, очень конкретные, и только автор может предложить нам единственно возможное очень красивое решение. Знаки препинания могут сделать письменный текст очень выразительным, они могут, пусть и отчасти, заменить интонацию, мимику и жесты, присущие устной речи.
Пунктуация – это
1) система знаков препинания;
2) нормы и правила употребления знаков препинания, исторически сложившаяся в русской письменности;
3) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
Главное назначение пунктуации – способствовать пониманию читателем письменного текста, его структуры, синтаксической и смысловой. Текст, написанный без знаков препинания, читается в три-пять раз медленнее, чем текст оформленный. (Лекант)
В основе слова препинание лежит корень -пя-, от которого ведут свое начало такие слова, как запятая, пнутъ, препона и др. Все эти слова содержат в себе в той или иной степени значение препятствия, преграды, обстановки, задержки. Так и знаки препинания совпадают с остановками в речи, с интонацией, с переходом к новой мысли, к новому понятию.
ПУНКТУАЦИОННОЕ ПРАВИЛО
Пунктуационное правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора знака препинания (т. е. его употребление или неупотребление). Условия выбора знака препинания – это грамматические, смысловые и интонационные особенности предложений и их частей.
Примечание. Место в предложении, где необходима постановка знаков препинания, можно найти по опознавательным признакам (приметам). Опознавательные признаки применения пунктуационных правил:
1) морфологические: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц;
2) синтаксические: наличие двух и более грамматических основ, обращений, вводных слов, обособленных членов предложения, однородных членов, чужой речи;
3) звуковые: произношение со звательной и другими видами интонаций;
4) смысловые: выражение причины и др.
(М.Т. Баранов, Т. Костяева… Справочник по русскому языку для учащихся)
1. Интонационный принцип . (Л.В. Щерба, А.М. Пешковский, Л. А. Булаховский) знаки препинания - показатели ритмики и мелодики речи. (Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопросительный и восклицательный знаки, интонационное тире, в ряде случаев многоточие и т. д . (...)
Тёплый ветер, дувший с юга, стих.
Дувший с запада резкий ветер вдруг неожиданно стих.
2. Синтаксический (грамматический) принцип. (Я. К. Грот) знаки препинания делают наглядным синтаксический строй речи, выделяют отдельные предложения и их части. Это получило отражение в формулировке большей части пунктуационных правил:
как точка, фиксирующие конец предложения; знаки на стыке частей сложного предложения (когда имеется в виду их отграничительная роль); знаки, выделяющие разнообразные конструкции, но грамматически с ним не связанные, т. е. не являющиеся его членами (вводные слова, сочетания слов и предложения; вставки, обращения; междометия); знаки при однородных членах предложения; знаки, выделяющие приложения, определения - причастные обороты и определения - прилагательные с зависимыми словами, стоящие непосредственно после определяемого слова или оторванные от него другими членами предложения (...)
3. Логический (смысловой) принцип. пунктуация обеспечивает понимание текста. (Но довольно часто случается так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное, т. е. конкретный смысл диктует и единственно возможную структуру.
Например: Трое перед фотографией, напряжены (И. Ильф).
Трое перед фотографией напряжены.
Смысловой принцип в расстановке знаков препинания выявляется особенно наглядно при обособлении, а также при присоединительных членах предложения (...) Конкретные смысловые оттенки, фиксируемые в предложении, могут (...) варьироваться, и потому в пунктуации, покоящейся на таком принципе, всегда есть нечто субъективное, индивидуальное (...)
ВЫВОДЫ: все три принципа действуют в ней не разобщённо, а в единстве (...) Выделять же отдельно принципы сейчас можно лишь условно, для удобства изучения (...)
Таким образом, если учесть, что синтаксические единицы речи создаются для того, чтобы передавать мысли и эмоции, то станет очевидным совмещение действия всех трёх принципов в единой пунктуационной системе. (Валгина)
Интонация и пунктуация – дети одного отца – смысла речи.
Некоторые случаи несовпадения интонации и пунктуации
1) Паузы нет, а запятая есть:
Он сделал несколько прыжков, но, поняв, что их не догнать, отстал.
Нам странно слышать, что, если человек заболел, он должен иметь деньги на врача.
Узнав, что случилось, они немедленно приехали.
Вывод: письмо «по слуху» - источник ошибок.
2) Пауза есть, а запятой нет.
Прорубленная через вековой сосновый лес _просека уходила далеко за горизонт.
Ещё осенью за связь с партизанами гитлеровцы сожгли деревню.
И плывя в края иные по морской воде, ты другой такой России не найдёшь нигде.
Знаки препинания и их функции.
11 знаков препинания:
точка (.), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!),
многоточие (...), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:),
тире (-), скобки (круглые) (), кавычки (« ») абзац (красная строка)
Функции ЗП:
Отделительная (точка, ?, !, ;, …, :, кр.строка) – отделяют отрезки текста друг от друга
Выделительная (скобки, кавычи, одиночные тире и запятая)
Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.
§1. Значение термина пунктуация
§2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
§3. Какую роль играют знаки препинания?
Точка, вопросительный и восклицательный знаки
Многоточие в конце предложения
§1. Запятая
§2. Точка с запятой
Зачем нужно двоеточие?
Двоеточие в простом предложении
Двоеточие в сложном предложениии
§1. Тире
§2. Двойное тире
§1. Кавычки
§2. Скобки
Тире ставится
Тире не ставится
§1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
§2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом
§1. Обособление согласованных определений
§2. Обособление несогласованных определений
§3. Обособление приложений
Обстоятельства обособляются
Обстоятельства не обособляются
§1. Уточнение
§2. Пояснение
§1. Предложения с вводными словами
§2. Предложения с вводными предложениями
§3. Предложения со вставными конструкциями
Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи
§1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
§2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные
§1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
§2. Пункуационное оформление диалога