Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Входит ли внутренняя речь в состав предложения. Виды речи и способы общения: психологические особенности

Входит ли внутренняя речь в состав предложения. Виды речи и способы общения: психологические особенности

Внутренняя речь, прежде всего, связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления.

Внутренняя речь не направлена на общение. Это разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь. Внутренняя речь отличается по структуре от внешней тем, что она свернута, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Внутренняя речь, как и внешняя, существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ. В отличие от собственно внутренней речи внутреннее проговаривание совпадает по структуре с внешней речью Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. -- М.: Педагогика, 2001.. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Внутренняя речь -- это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Внутренняя речь имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Она органически участвует во всех мыслительных процессах, направленных на решение каких-нибудь задач, например, когда мы стремимся понять сложную математическую формулу, разобраться в каком-нибудь теоретическом вопросе, наметить план действий и т. д.

Для этой речи характерно отсутствие полной звуковой выраженности, которая заменяется зачаточными речевыми движениями. Иногда эти зачаточные артикуляционные движения приобретают очень заметную форму и даже приводят к произнесению отдельных слов по ходу мыслительного процесса. «Когда ребенок думает,-- говорит Сеченов,-- он непременно в то же время говорит. У детей лет пяти дума выражается словами или разговором шепотом, или по крайней мере движениями языка и губ. Это чрезвычайно часто случается и со взрослыми людьми. Я по крайней мере знаю по себе, что моя мысль очень часто сопровождается при закрытом и неподвижном рте немым разговором, т. е. движениями мышц языка в полости рта. Во всех же случаях, когда я хочу фиксировать какую-нибудь мысль преимущественно перед другими, то непременно вышептываю ее. Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора». В некоторых случаях внутренняя речь приводит к замедлению мыслительного процесса.

Несмотря на отсутствие полной словесной выраженности, внутренняя речь подчиняется всем правилам грамматики, свойственным языку данного человека, но только протекает не в столь развернутой форме, как внешняя: в ней отмечается ряд пропусков, отсутствует выраженное синтаксическое членение, сложные предложения заменяются отдельными словами. Объясняется это тем, что в процессе практического пользования речью сокращенные формы стали замещать более развернутые. Внутренняя речь возможна лишь как преобразование внешней. Без предварительного полного выражения мысли во внешней речи она не может быть сокращенно выражена и во внутренней речи.

Речевое общение -- это сложный и многосторонний процесс. Речь - представляет собой процесс словесного общения людей друг с другом. При этом речь - многофункциональна. Существует множество классификаций функций речи, основными из которых являются коммуникативная и сигнификативная. Основными видами речи являются внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь, в свою очередь делится на отдельные подвиды: монологическую, диалогическую, устную, письменную и кинестетическую. Внутренняя речь неразрывно связана с внешней речью и представляет собой особую форму мыслительного процесса.

В лингвистике и психолингвистике различают явления внешней и внутренней речи.

Внешняя речь - эго речь, материально оформленная в звуках или графически, обращённая к собеседнику или аудитории.

Поэтому её часто характеризуют как речь «для других». Она имеет отчётливую языковую структуру, осуществляясь в форме слов и предложений, хотя в разных ситуациях общения степень её синтаксической оформленное™ может быть разной. Так, в живом диалоге (в спонтанной речи) возможны разрывы связности, неполнота и незавершённость предложений, логические «перескоки».

Внутренняя речь - это особая, материально не выраженная форма речемыслительной деятельности, речь «для себя» и «про себя».

Она постоянно присутствует в нашем сознании, когда мы просто думаем, или слушаем кого-либо, или читаем. Переход от внутренней речи к внешней (т.е. от мысли - к речи на ту же тему) нередко ощущается как затруднённость речевого оформления, казалось бы, ясной мысли. Уже это заставляет предполагать, что между внешней и внутренней речью существуют серьёзные различия.

Предварительно зададимся двумя вопросами:

  • 1. Думаем ли мы при помощи языка?
  • 2. Думаем ли мы при помощи слов?

На первый вопрос ответ будет, несомненно, положительным. Языковая форма мышления достаточно очевидна хотя бы потому, что человек, владеющий двумя или несколькими языками, обычно может сказать, на каком языке он думает всегда или в определённой ситуации. Показательный пример: выступая на вручении «Оскара», польский режиссёр Анджей Вайда начал свою речь по-английски, а потом извинился и перешёл на польский язык. Извинение звучало так: «Я буду говорить по-польски, так как хочу точнее выразить то, что я думаю и чувствую. А думаю я всегда по-польски». Об этом же говорят и необходимость «внутреннего перевода» на родной язык при чтении про себя текста на чужом языке, которым недостаточно свободно владеешь, и известная оценочная формула: «О// так хорошо знает английский (немецкий и т.п.)> что даже думает по-английски (по-немецки и т.п.)».

Однако второй вопрос (думаем ли мы при помощи слов?) может вызвать законные сомнения и тем самым породить новый вопрос: как же мы думаем? Так как внутренняя речь не имеет ощутимой материальной формы, протекая в нашем сознании в скрытых от непосредственного восприятия психофизических механизмах работы нейронов, её значительно труднее изучать, чем речь внешнюю. Даже если бы всё же удалось записать её, как мы записываем на магнитофон звучащую речь, она осталась бы для нас абсолютно непонятной.

Один из способов изучения внутренней речи - самонаблюдение, или интроспекция (от лат. introspecto - смотрю внутрь), но это не даёт необходимых результатов, так как наблюдать на самом себе можно только последнюю фазу мышления - развёрнутую фазу внутреннего проговариваиия, которая действительно отличается от внешней речи лишь отсутствием озвучивания (фонации) - т.е. это «речь минус звук». Попытайтесь проверить сказанное: вы обязательно начнёте рассуждать про себя. Однако очевидно, что чаще мы думаем как-то иначе. По как?

Можно утверждать, что когда мы начинаем думать о том, как мы думаем, мы начинаем думать не так (не совсем так), как мы обычно думаем. Поэтому для изучения внутренней речи необходимы специальные экспериментальные методы, которыми располагают современная психолингвистика и нейролингвистика и которые действительно позволили многое узнать о месте языка в нашем мышлении. В частности, чрезвычайно много даёт изучение становления речевых навыков ребёнка, а также различных нарушений речи, связанных с поражением коры головного мозга (предмет нейрофизиологии и нейропсихологии). В результате удалось экспериментально подтвердить и уточнить те качества внутренней речи, о которых задолго до появления современных психолингвистических методов писал в книге «Мышление и речь» (1934) известный русский психолог Л. С. Выготский, делавший свои выводы на основе наблюдений над ранней стадией формирования речи ребёнка - так называемой эгоцентрической детской речью (речью «для себя»).

Главные черты внутренней речи - это:

  • а) фазовость;
  • б) редуцированность;
  • в) предикативность.

Фазовый характер внутренней речи как мыслительного процесса проявляется в её неоднородности на разных ступенях работы сознания. Выделяют обычно две фазы: редуцированную и развёрнутую (внутреннее проговаривание). Фаза внутреннего проговаривания, которая отличается, как уже было сказано, от внешней речи только отсутствием звучания и доступна самонаблюдению, может непосредственно предшествовать внешней речи (например, предварительное обдумывание ответа на экзамене или продумывание какого-то серьёзного разговора). Редуцированная фаза является более типичной для процесса мышления и одновременно более сложной. Дальше мы будем говорить именно об этой фазе.

Редуцированность внутренней речи ощущается человеком уже на уровне обиходного сознания. Задумаемся о сравнительной «мыслеёмкости» и «речеёмкости» какого-то отрезка времени, например секунды. Совершенно очевидно, что «мыслеёмкость» времени на много порядков выше, что запечатлено в выражениях «мысль мелькнула» (но не «речь мелькнула»!), «молниеносно вспомнил, представил и т.и. Экспериментально это доказывается для всех уровней языковой структуры: фонетического, лексического, синтаксического.

Па фонетическом уровне артикуляцию заменяют лишь импульсы, идущие от коры больших полушарий к соответствующим органам речи. Показательно, что ребёнку легче думать вслух, и читать он сначала научается вслух, и лишь потом - про себя, но при этом ещё долго продолжает шевелить губами. Наличие артикуляционных импульсов тем очевиднее, чем сложнее решаемая мыслительная задача. Это доказывается специальным экспериментом, в ходе которого записываются электрокимограммы движений мышц языка и нижней губы в процессе мышления, причём длина и плотность записанной волны прямо пропорциональна сложности мыслительной работы.

В эксперименте, проводимом А. Н. Соколовым, одному и тому же испытуемому, студенту К., предлагалось сначала извлечь квадратный корень из 190, а потом квадратный корень из 225. В нервом случае электрокимограмма - это три густо заполненные строки: испытуемый долго и напряженно думал, пытаясь вычислить корень из 190. Во втором случае - это короткая и почти ровная строка: испытуемый быстро вспомнил знакомое число «15» (см. рис. 10.1).

Рис. 10.1.

На I, II и III электрограммах зарегистрированы потенциалы мышц языка (а) и нижней губы (б) в момент извлечения в уме квадратного корня из 190 (с приближением до 0.1); на IV электрограмме - при извлечении в уме квадратного корня из 225. Испытуемый К., студент. Квадратный корень из 190 он вычислял, а квадратный корень из 225 «просто вспомнил».

На лексическом уровне степень редукции - и экономии времени - несравненно выше. Мы не думаем словами в полном понимании термина «слово». Во внутренней речи есть только намёки па немногие обобщающие слова, связанные с данной темой: являясь семантическими комплексами, они могут быть при желании развёрнуты. Именно благодаря тому, что мы мыслим не словами, а «сгустками мысли», «квантами», оказывается возможной внезапность и быстрота мысли => [Хр.: с. 433, Соколов]. При этом такие «внутренние слова» абсолютно лишены грамматической оформленности и во внешней речи могут реализоваться разными частями речи.

Чрезвычайно важно, что во внутренней речи значительное место занимают образы , представления, которые замещают слова и делают мысль очень ёмкой. Показателен в этом отношении ответ Альберта Эйнштейна на распространённую среди крупнейших учёных мира анкету «Как осуществляется ваше научное мышление»: «Слова, как они пишутся и произносятся, по-видимому, не имеют какой-либо роли в моём мышлении. В качестве элементов мышления выступают более или менее ясные знаки и образы физических реальностей. <...> Слова и другие символы я старательно ищу и нахожу на второй ступени, когда описанная игра ассоциаций уже установилась...» .

Обратим также внимание на фразу «игра ассоциаций». Для внутренней речи в рассматриваемой фазе важны не столько логические, сколько ассоциативные связи. Именно поэтому, думая, мы так легко «перескакиваем» с одной мысли, одной темы па другую, не всегда улавливая это «броуново движение» (метафора Б. М. Гаспарова) нашей мысли.

На синтаксическом уровне редуцированность внутренней речи проявляется в отсутствии законченных предложений. При этом в мысли упускается подлежащее, которое обозначает в предложении уже известное, но сохраняется смысловое сказуемое (не обязательно глагол!), в котором содержится зерно мысли, то новое, к чему мы, размышляя, двигаемся. Смысловое сказуемое иначе называется предикатом, поэтому и описанное свойство внутренней речи, вслед за Л. С. Выготским, называют предикативностью => [Хр.: с. 430, Выготский].

Пример ситуации

Приблизительное представление о внутренней речи, в частности о её ассоциативности и предикативности, можно получить по текстам литературы «потока сознания». Используем в качестве примера фрагмент размышлений героя романа «Мысли и сердце», принадлежащего перу знаменитого хирурга-кардиолога Николая Амосова, который много занимался также и проблемой мозга и сознания:

«Ноток мыслей... Краски осени - кармин, киноварь. Жёлтая. Какие жёлтые? Когда-то рисовал, покупал краски. Забыл. Да, охра. Конец сентября. [Ассоциативный переход]. И у меня осень. Через год - шестьдесят. Пожалуй, это уже октябрь. [ Второй - обратный - ассоциативный переход]. Листья жёлтые и даже зелёные есть, но уже неживые. Сухие. И редкие - видно небо через них». Живое течение мысли передастся короткими, в том числе односоставными и неполными предложениями, ассоциативными переключениями.

  • Соколов Л. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968. С. 27.

Названные четыре вида речевой деятельности - говорение, слушание, письмо и чтение - относятся к внешней речи.

Внешняя речь предполагает, как минимум, двух участников коммуникативного акта: того, кто порождает речь (в устной или письменной форме), и того, кто ее воспринимает. С помощью внешней речи язык выполняет свою коммуникативную функцию, а с помощью внутренней речи - функцию мышления.

В психологии и психолингвистике понятие внутренняя речь имеет несколько значений. В широком смысле внутренняя речь - это механизм мышления, это речь «про себя», возникающая в процессе абстрактного мышления, так называемая скрытая вербализация. Она синтаксически короче, чем внешняя речь, и механизм ее формируется у ребенка значительно позже, чем механизм внешней речи, - примерно к пяти годам. По предположению замечательного отечественного психолога Л. С. Выготского, внутренняя речь возникает из так называемой эгоцентрической речи - разговора ребенка с самим собой вслух во время игры. Постепенно эгоцентрическая речь обеззвучивается и укорачивается, т.е. синтаксически сокращается, и превращается во внутреннюю речь - «речь про себя и для себя».

В момент мыслительных затруднений внутренняя речь становится более развернутой и даже может переходить во внешнюю речь, шепотную или громкую. При внутренней речи (в процессе мыслительной деятельности) отмечена скрытая артикуляция, т.е. работа, движение речевых органов, которая при трудных мыслительных задачах усиливается, а при многократном повторении умственных операций - уменьшается и даже полностью прекращается.

В узком смысле внутренняя речь - это один из этапов речевого акта, его начальный этап (этап внутреннего программирования).

Рассмотрим каждый вид речевой деятельности подробнее.

Говорение - это порождение, отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию. При говорении мысль говорящего, облеченная в словесную форму, кодируется с помощью акустических (звуковых) комплексов, т.е. звучащих слов, словосочетаний, предложений. При этом соблюдаются законы фонетики языка, интонация, правила орфоэпии. Строго говоря, мы мыслим синтагмами - не словами, а «порциями смысла», которые затем облекаются в словесную форму, «зашифровываются» с помощью звуковых сигналов и передаются на расстояние.

Слушание (аудирование) - это восприятие акустических речевых сигналов и их понимание. При слушании происходит обратный говорению процесс: воспринятые собеседником акустические сигналы (звуковые комплексы) декодируются, «расшифровываются» по известным ему правилам, переводятся в смысловые единицы (слова, или «порции смысла»), между ними обнаруживаются связи и происходит понимание воспринятой речи.

Письмо - это «зашифровка», кодирование речевых сигналов с помощью графических знаков (письма). Письменная речь оформляется по законам графики, орфографии, пунктуации данного языка. Этот процесс несколько сложнее, чем процесс говорения. Мысль оформляется с помощью звуковых комплексов во внутренней речи, а затем «шифруется», кодируется с помощью графических знаков во внешней речи. Таким образом, и здесь присутствует звуковая, акустическая стадия, когда мысль кодируется, переводится сначала в звуковые комплексы. Однако эта стадия протекает во внутренней речи, без проговаривания. У людей с достаточно развитой речью она отсутствует, однако у детей в случае затруднений проявляется.

Чтение - это «расшифровка» графических комплексов, перевод их в слова и понимание воспринятой речи. У взрослых людей графические комплексы сразу, без прослушивания, переводятся в смысловые комплексы (слова), и таким образом обеспечивается их понимание. Однако если у взрослых эта акустическая стадия является не обязательной и пропускается, то для ребенка подчас необходимо проговорить прочитанное слово вслух, чтобы понять его.

Выделим основные виды речи человека. Это - устная и письменная речь, диалогическая и монологическая речь, внешняя (звучащая и осознаваемая) и внутренняя (не сопровождаемая звуками и не осознаваемая) речь. Определим кратко все обозначенные выше виды речи.Устной называется речь, при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определенные наборы звуков, ассоциируемые с теми или иными известными по опыту предметами или явлениями. Эти наборы звуков через соответствующие колебания давления воздуха передаются и воспринимаются другими людьми на слух. Устная речь не предполагает использования знаков, изображаемых на каких-либо материальных носителях и воспринимаемых зрительно или на ощупь (как, например, знаки письма для слепых людей).Письменной называют речь, основанную на изображениях символов (знаков, букв, иероглифов) на каких-либо материальных носителях: на папирусе, пергаменте, бумаге, экране монитора, на любом другом зрительно воспринимаемом материале. Письменная речь имеет образную основу, в ней для передачи содержания высказывания используются какие-либо изображения.Диалогическая - это речь, в которой участвуют как минимум два человека. Каждый из них произносит реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям; их собственные речевые высказывания в свою очередь выступают как реакции на реплику данного человека.Монологическая - это речь, принадлежащая только одному человеку, произносимая с начала и до конца только им самим. Например, это может быть текст, написанный одним человеком, речь, произносимая одним человеком и не прерываемая репликами других людей. Устным монологом является выступление какого-либо человека перед публикой.Диалог предполагает многократное прерывание речи данного человека высказываниями других людей; при этом реплики каждого из участников диалога выступают как речевые реакции на высказывания других людей и без этого могут оказаться непонятными слушающим или читающим данный диалог. Монолог, в свою очередь, не предполагает какой-либо речевой реакции со стороны воспринимающего его человека и должен быть понятным сам по себе.Как диалог, так и монолог могут быть, соответственно, устными или письменными. В устном диалоге, например, человек может произносить речь от имени двух или нескольких разных лиц, последовательно меняясь с ними ролями (если в таком обмене речевыми репликами участвуют более двух человек, то их совместный разговор называется полилогом). Так часто делают актеры. Различные формы письменного диалога нередко воспроизводят в своих литературных произведениях писатели.Внешней (звучащей, осознаваемой) называют такую речь, которая осознается самим говорящим человеком и которая также воспринимается другими людьми. В повседневном деловом, бытовом и других видах общения мы постоянно пользуемся этой речью для обмена информацией друг с другом.Внутренняя речь - это особая разновидность речи, которая участвует в управлении только внутренними, психологическими процессами, происходящими в голове человека. Эта речь имеет свои особенности и свои, специфические функции. Рассмотрим их подробнее и проиллюстрируем соответствующими конкретными примерами.Внутренняя речь - это прежде всего беззвучная речь. Когда человек пользуется данным видом речи, он не произносит вслух слова и не производит никаких звуков, которые могли бы восприниматься им самим или окружающими людьми. Процесс порождения этой речи представляет собой полностью внутренний процесс, не имеющий очевидных внешних проявлений. Внутренняя речь является неосознаваемой. Когда человек пользуется внутренней речью, он сам этого факта не осознает и в связи с этим не может сказать, какие слова, фразы и т.п. он произносит во внутренней речи. Отсюда следует, например, что процесс своей внутренней речи человек сознательно контролировать не в состоянии. Внутренняя речь имеет свою, особенную структуру, отличающую данную речь от других разновидностей речи. Она, во-первых, является предикативной. Это означает, что во внутренней речи имеются только слова и выражения, относящиеся к предикату высказывания, и практически нет слов и выражений, относящихся к субъекту высказывания. Во-вторых, внутренняя речь является агглютинированной. Внутренняя речь используется человеком только для организации собственного мышления и для управления своими психическими процессами, состояниями и поведением. Она никогда не применяется как средство обмена информацией или общения между людьми. Это не значит, что человек не в состоянии передавать другим людям то, что существует на уровне его внутренней ре­чи. Но делает он это не с помощью внутренней речи как таковой, а при помощи других разновидностей речи, в частности тех, о которых мы говорили выше. Внутренняя речь может переходить в другие виды речи, и процесс этого перехода также в основном является внутренним.