Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Русская культура в первые годы советской власти. Русская культура в первые годы советской власти Культурная жизнь в 1917 1920 годах

Русская культура в первые годы советской власти. Русская культура в первые годы советской власти Культурная жизнь в 1917 1920 годах

Революция 1917 г. оказала громадное влияние на судьбу России и все сферы жизни общества. Однако последствия революционного переворота в культуре проявились не сразу. В 1917 г. контуры будущего советского строя были едва обозначены, особый международный статус России как «осажденной крепости» только намечался, задачи создания «нового человека коммунистического общества» еще не были сформулированы большевистскими теоретиками. А именно эти факторы определяли особые условия развития российской культуры на протяжении десятилетий. Долговременные последствия революции для отечественной культуры будут раскрываться читателю постепенно, по мере изучения курса. В данной главе речь пойдет о непосредственном воздействии революционных потрясений на интеллигенцию и культурную жизнь общества.

Свержение монархии в феврале 1917 г. вызвало духовный подъем, сплотивший общество. Демократические реформы Временного правительства (отмена сословий, религиозных и национальных ограничений, провозглашение гражданских свобод, отделение церкви от государства и др.) открывали дорогу к демократизации общества и культуры. Пробуждение масс к активной творческой жизни отразилось в широком движении художественной самодеятельности: на фабриках и заводах создавались театральные и музыкальные студии, изостудии, литературные кружки. В сентябре 1917 г. был создан Пролеткульт - центр, координирующий творческие организации пролетариата.

Большинство интеллигенции с воодушевлением встретило начало революции как очистительной бури, которая должна смести все прогнившее и омертвевшее в жизни и искусстве, и активно включилось в общественную работу. Весной 1917 г. по всей стране проходили съезды учителей, собрания творческой интеллигенции, создавались различные комитеты и комиссии. Союз деятелей искусств, объединивший большинство художников от «правых» до «левых», выдвинул идею созыва учредительного собрания деятелей искусств, независимого от власти. Некоторые организации, в том числе комиссия М. Горького, занимались вопросами сохранения культурного наследия. Был создан Государственный комитет по народному образованию, в который вошли более 100 педагогов и общественных деятелей, в том числе будущий нарком просвещения первого большевистского правительства А.В. Луначарский. Комитет разработал ряд законопроектов, предусматривавших демократизацию управления учебными заведениями, введение общедоступного обязательного бесплатного начального обучения и нового правописания, создание единой школы.

Однако в условиях политического кризиса эти законопроекты не были приняты, как не были решены и многие другие проблемы, стоявшие перед страной. Министерство просвещения, в котором за восемь месяцев работы сменилось три министра (профессор А.А. Мануйлов, академик С.Ф. Ольденбург, профессор С.С. Салазкин), не играло активной роли в подготовке реформы школы.

Революционные иллюзии большей части интеллигенции развеялись на протяжении 1917 г., нарастало разочарование во Временном правительстве, не оправдавшем возлагавшихся на него надежд. Однако дальнейшее развитие революции, приведшее к власти большевиков, вызвало негативное отношение к ней большинства интеллигенции. Октябрьское восстание в Петрограде и последовавший разгон Учредительного собрания были восприняты как узурпация власти.

Неприятие новой власти подогревалось распространившимися слухами о разрушениях соборов в Кремле, разграблении Зимнего дворца. Многие профессиональные союзы интеллигенции отказались сотрудничать с советской властью, начался массовый саботаж служащих. На собраниях Московского университета, ученых Петрограда, Дома литераторов, Дома искусств и других многочисленных организаций принимались коллективные постановления против захвата власти большевиками.

Отказ большей части интеллигенции от профессионального сотрудничества с советской властью в первые месяцы ее существования привел к разрушению системы государственных и общественных органов руководства культурой, и новые органы формировались практически на пустом месте. Была разрушена старая система финансирования. Нарастание экономического кризиса сокращало бюджетные средства, выделяемые на культуру. Экономическая экспроприация, проводимая большевиками, подорвала меценатство.

В условиях революции и Гражданской войны практически приостановились научные исследования, с большими перебоями работали университеты и школы, боролись за выживание музеи, библиотеки, театры. Разрушалось и нечто более важное, чем отдельные учреждения культуры. «Прежней культурной среды уже нет - она погибла, - писал в 1919 г. К. Чуковский, - и нужно столетие, чтобы создать ее».

Стихия народного бунта, разбуженная революцией, не щадила ни человеческих жизней, ни, тем более, ценностей культуры. Уничтожались помещичьи усадьбы, а вместе с ними библиотеки, картины, скульптуры, годами собиравшиеся владельцами. Окрестными крестьянами были сожжены подмосковная усадьба А. Блока Шахматово, пушкинское Михайловское. Много культурных ценностей было разграблено или вывезено за границу.

За годы революции и Гражданской войны страна понесла большие человеческие потери. Много жизней унесли эпидемии, голод, бандитизм - неизбежные спутники хаоса. Около 2 млн человек оказались в эмиграции.

Велики были психологические и нравственные последствия революции и войны для российского общества. Миллионы людей были вырваны из привычных условий существования, потеряли близких. Массовым явлением стала детская беспризорность. Т радиционные нравственные ценности, веками освящаемые религией, были поколеблены. Патриотизм противопоставлен пролетарскому интернационализму, уважение к родителям - классовому чутью, законопослушность и гражданский долг - революционной целесообразности.

В Екатеринодаре в начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза. В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в построек в год.




С гг. в гражданское строительство проникает м о д е р н. Наряду с эклектизмом и модерном бытовал также – н е о р у с с к и й стиль.


Заметный след в архитектуре Екатеринодара начала XX в. оставил И. К. Мальгерб (гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены: - городской общественный банк, - Троицкая церковь (1899 г.), - Екатерининский собор (1900 г.), - трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.), - четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.


С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: -Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции.


Известным архитектором в начале XX века являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал: Административное здание по ул. Красной, 6, прошлом дом ф. М. Акулова. Построен в гг. реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий


Одним из самых активных кубанских зодчих являлсяВ. А. Филиппов (гг.), Ему принадлежат проекты таких зданий, как: Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь (гг.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия (гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище (гг.), здание Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.


Архитектору Н. Г. Петину (гг.) принадлежат проекты: - Ильинской церкви, (во имя Св. пророка Ильи; ул. Октябрьская, 149) - Дворец творчества детей и юношества (ул. Красноармейская, 54). В прошлом первая Екатеринодарская мужская гимназия.


К 80-м годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов, по одной армяно-григорианской церкви, римско-католическому молитвенному дому и еврейской синагоге. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.


Сооружение ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова был сооружен памятник 200-летию Кубанского казачьего войска. В 1907 г. на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II.







Театральный режиссёр Всеволод Эмильевич Мейерхольд В строительство новой жизни был вовлечён театр В Новороссийске его арестовала контрразведка, сидел в тюрьме, коммунист, единственный большевик среди крупных деятелей театра. Летом 1919 года создаёт первый советский театр им. Ленина в Новороссийске




В разные годы, в театре выступали Леонид Собинов, величайший тенор своего времени, Василий Качалов, Иван Берсенев, Александр Вертинский. Оркестр Олега Лундстрема, солисткой которого была популярнейшая Клавдия Шульженко. Посещение театра зрителями вносило приятное разнообразие в небогатую на яркие события повседневную жизнь.


Сергей Есенин В 1920 г. на перегоне Тихорецкая – Пятигорск из окна вагона увидел С.А.Есенин скачущего за поездом жеребёнка. В одном из писем поэт рассказал об этом: «Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать… Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребёнок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни…».


Из этого вроде бы заурядного случая вырос замысел поэмы «Сорокоуст» Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд? А за ним по большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок? Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Неужель он не знает, что в полях бессиянных Той поры не вернет его бег, Когда пару красивых степных россиянок Отдавал за коня печенег? По-иному судьба на торгах перекрасила Наш разбуженный скрежетом плес, И за тысячи пудов конской кожи и мяса Покупают теперь паровоз.

(1917–1920 гг.)

Общие условия развития культуры. Октябрьская революция и гражданская война в России до предела обострили международную обстановку, усилили политический и экономический кризис внутри страны.

В очень трудном положении оказалось население российских городов. Биолог Б.Е. Райков так описывает революционный Петроград: «Выдача хлеба по карточкам снизилась до 200 граммов на человека, временами вместо хлеба выдавали немолотый овес… Торговля совершенно прекратилась, лавки были пусты и заколочены. В домах не было ни света, ни воды, так как водопровод и канализация замерзли, а электростанции бездействовали... В городе свирепствовал сыпной тиф. Случаи голодной смерти получили массовый характер. Люди разбегались, стремясь попасть в более теплые и сытые места страны. Но уехать было крайне трудно, поезда ходили редко... Население Петрограда за три года сократилось с двух миллионов до 800 тысяч человек».

Резко возросла преступность. М. Горький писал, что успех революции был связан и с тем, что она обратилась к самым низменным инстинктам, которые так легко разбудить в человеке. Хозяевами жизни почувствовали себя люмпенские слои. «Грабь награбленное» – под таким девизом совершались бесконечные «экспроприации».

В первые революционные годы практические шаги большевиков определялись необходимостью удержания власти в своих руках и уверенностью, что сразу после пролетарской революции можно перейти к коммунистическим отношениям, которые предполагали отсутствие частной собственности, прямое распределение материальных ценностей вместо товарно-денежных отношений, плановость хозяйства, всеобщность труда. Отсюда – национализация, продразверстка, политика «военного коммунизма», заключение Брестского мира, подавление мятежа «левых эсеров», разгон Учредительного собрания – меры, которые вызывали недовольство у той или иной части населения, а чаще всего у абсолютного большинства. Не случайно, появлялись настроения «неуравновешенности, неопределенности, отчаяния, безверия», что усиливало хаос и политическое противостояние.

Одной из важнейших составляющих политики советской власти была провозглашена культурная революция. В конечном счете, она преследовала две основные задачи: приобщение к культуре широких слоев населения; организация культуры таким образом, чтобы она показывала преимущества нового строя.

Школы, библиотеки, музеи, театры, институты, лаборатории, художественные галереи, клубы, все богатство культуры объявляется народным достоянием.

Единодушно большевики выступили против церкви, январским декретом 1918 года она была отделена от государства. В феврале 1921 г. появился декрет об изъятии церковных ценностей. Закрывались монастыри.

Новая власть решительно поддерживала разрушение традиционной народной морали. Молодежные лидеры организовывали дискуссии об отмирании любви, как пережитке капитализма. Было создано общество «Долой стыд». Преследование церковных обрядов (венчание, крещение) шло на государственном уровне, взамен предлагались «новые» традиции – «октябрение» (крещение), когда ребенка с пеленок принимали в комсомол и давали революционное имя.

Вообще в годы революции появилось немало мягко говоря странных имен, мода на которые очень быстро прошла. Популярными были имена типа – Революция, Диктатура, Гегемона, Ледат (Л.Д. Троцкий), Вилен (В.И. Ленин), Вектор (Великий коммунизм торжествует), Тролезин (Троцкий, Ленин, Зиновьев), Ясленик (Я с Лениным и Крупской).

Власти старались привлечь на свою сторону представителей прежней российской интеллигенции. Правда, только тех, кто мог принести пользу в области естествознания, техники, практического производства. Изыскивались средства на материальную поддержку ученых.

Большое внимание уделялось и улучшению материальной базы научно-исследовательской деятельности. Отпускаются необходимые средства Институту экспериментальной медицины, Институту труда и другим научным учреждениям. За годы гражданской войны было создано много новых научных подразделений, среди которых следует назвать Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) под руководством профессора Н.Е. Жуковского, радиолабораторию в Нижнем Новгороде (руководитель – М.А. Бонч-Бруевич), оптический, физический, физико-технологический институты.

Судьба не технической интеллигенции оказалась куда более драматичной. В 1921 г. была репрессирована профессорская группа, так называемой Петроградской боевой организации, куда попали люди никаких террористических действий против власти не принимавшие, в т.ч. был расстрелян поэт Н. Гумилев, активно помогавший советской власти.

Осенью 1922 г. в административном порядке были высланы 200 ученых, философов, историков, литераторов. Среди пассажиров «Философского парохода» были Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Ф.А. Степун, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, А.А. Кизеветтер, Ю.И. Айхенвальд, М.А. Осоргин, С.Н. Прокопович.

Идеологический критерий становится основным в оценке качества любого «продукта» творческой интеллигенции. Система образования, общественные науки, литература, искусство и театр превращались в инструменты воспитательного воздействия Советской власти на широкие народные массы.

Образование. До октябрьских событий 1917 года три четверти населения страны оставались безграмотными.

В октябрьские дни 1917 был создан Народный комиссариат по просвещению (Наркомпрос), во главе с А.В. Луначарским. В 1918 г. – Конституция законодательно закрепила право для всех на «полное, всестороннее и бесплатное образование». В 1919 году Совнарком принял декрет, согласно которому все население России в возрасте от 8 до 50 лет обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке. Была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, а осенью 1923 г. – добровольное общество «Долой неграмотность!» (ОДН), во главе с М.И. Калининым.

По всей стране, включая самые отдаленные уголки появляются школы грамоты, избы-читальни, кружки по ликвидации безграмотности. Обучение ведется за счет государства. Всех слушателей освобождали от работы на два часа с сохранением заработной платы. Советам предоставлялось право привлекать все гражданские слои населения к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности.

Необходимо подчеркнуть, что тяга к знаниям была действительно велика. Не хватало бумаги, учебников, писали на побеленных стенах углем, чернила делали из свеклы, учились при лучине, восковых свечах. В Красной Армии грамоту осваивали при любых условиях. С.М. Буденный вспоминал, что в одном из полков 1-й Конной Армии, когда красноармейцы шли строем на передовую линию фронта комиссар на спины кавалеристов, пришпиливал ленты бумаги, на которых крупно были написаны буквы алфавита. В годы первой пятилетки комсомольцы объявили культурный поход под девизом: «Грамотный, обучи неграмотного!».

В короткие сроки были созданы буквари для взрослых не только на русском, но и на национальных языках народов РСФСР. Всего с 1920 по 1940 г. было обучено 50 млн. мужчин и женщин.

С середины 1918 по 1920 год число школ увеличилось почти наполовину, а учащихся – на 3 млн. человек.

Резкие изменения произошли и в системе высшего образования. В основном они заключались в его пролетаризации. В августе 1918 г. были введены новые правила приема в вузы. Для привлечения в состав студентов рабоче-крестьянской молодежи этими правилами отменялись вступительные экзамены, плата за обучение, устанавливались стипендии для студентов из пролетарских слоев.

Создаются так называемые рабочие факультеты (рабфаки) – общеобразовательные учебные заведения, осуществляющие подготовку в вузы.

В учебные программы, как школ, так и вузов вводился обязательный блок марксистских дисциплин.

Основные направления и тенденции в литературе и искусстве . Художественное творчество, разумеется, переживает коренную ломку. Оно должно было теперь вписаться в предложенную систему ценностей.

Литература. Горячо на революционные события откликнулась поэзия. Стихотворениям, поэмам, «сверхповестям» В. Хлебникова (одного из «отцов» кубо-футуризма) присущи гуманизм, дух свободы, оптимизм. Хлебников гордился тем, что заранее назвал 1917 г. как время крушения Российской империи.

Поначалу, предельно совпали интересы руководителей партии большевиков и В. Маяковского.

М. Горький откровенно заявил о том, что он не разделяет позиции большевиков, что «вооруженные и безоружные люди превратились в стадо баранов», «здоровые силы страны погибают, истребляя друг друга». Писатель призывает к бережному отношению к национальным богатствам и наследию прошлого.

Театр. Наряду с профессиональными театрами появляется множество студий, организованных совсем неопытной молодежью, для которых театр был единственной политической трибуной (радио не было, газеты выходили очень маленькими тиражами).

Будущий кинорежиссер С. Эйзенштейн создает первый театр «Пролеткульта».

Поскольку никто не знал что такое «пролетарское искусство» старые пьесы ставили на новый лад. В классику вмонтировали аттракционы, акробатические этюды, включали злободневные политические диалоги, песенки и куплеты.

Кино. Новое правительство сразу же усвоило, что кино – «важнейшее из всех искусств». В августе 1919 г. «Старые» фильмы сразу же запретили, поскольку они оказались совершенно непригодны по своей идеологической направленности.

Для создания собственной кинопродукции правительство привлекает крупнейших писателей и поэтов – А. Толстого, А. Серафимовича, В. Брюсова, А. Белого, М. Горького, А. Блока. В 1919 г. начала работать Московская государственная школа кинематографии во главе с режиссером В. Гардиным. Первый советский художественный фильм назывался «Серп и молот» и был посвящен проблеме укрепления союза города и деревни. Экранизировались классические произведения, но только те, которые показывали бесправие трудящихся в царской России. М. Горький составил детальный план инсценировок по истории культуры и сам написал сценарий из жизни первобытного общества. Главное место занимали, конечно, агитационные фильмы.

Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны. Государственные акты в области народного образования, которые были приняты после 1917 г.: 1) «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.); 2) «Основные принципы единой трудовой школы (октябрь 1918 г.); 3) ряд правительственных декретов.

Новая система образования строилась на демократических принципах: 1) единая трудовая школа; 2) обязательное сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование; 3) преемственность всех звеньев обучения, отсутствие «тупиковых» (начальных) школ; 4) бесплатное обучение; 5) доступность обучения на всех ступенях и для всех детей независимо от социального, имущественного положения или национальности их родителей.

К 20-м гг. XX в. относится создание так называемых рабфаков – факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (был создан Институт красной профессуры).

Развитие народного образования в условиях индустриализации страны: 1) государство главным образом с началом индустриализации, а также в условиях нарастания военной угрозы вкладывало значительные средства в развитие точных и естественных наук, повышался материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых стороной; 2) индустриализация потребовала обученных, подготовленных рабочих, поэтому в 30-е гг. также произошли большие перемены. К концу второй пятилетки практически полностью была ликвидирована неграмотность, а к 1938 г. более 8 % рабочих имели образование 7 классов и выше; 3) повысилась тяга рабочих к знаниям, самообразованию, во многих рабочих квартирах стали появляться книги.

Развитие науки. Административно-командная система основное внимание уделяла цифровым показателям, в том числе и в области науки и культуры. В печати сообщалось о росте количества научных учреждений по сравнению с 1913 г. и числа научных работников в несколько раз. Хотя в действительности в эти годы в советской науке работали выдающиеся ученые и инженеры своего времени, а именно: И.П. Бардин, В.И. Вернадский, Г.О. Графтио, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др. Крупные фундаментальные работы проводились в Физико-техническом институте в Ленинграде, в 1934 г. была образована комиссия телемеханики и автоматики. Но общий уровень подготовки специалистов, особенно в начале 30-х гг., быстро снижался. В условиях массовых репрессий, начавшихся в стране против старой интеллигенции в конце 20-х – начале 30-х гг., главный упор был сделан на быстрый количественный рост инженерно-технических кадров при снижении требований (в частности, отмена дипломных проектов).

Литература и искусство. В этот же период партийное руководство стало решать, что именно из произведений искусства необходимо и полезно народу. В результате процесс развития культуры был очень противоречивым. С одной стороны, впервые десятки миллионов людей разных национальностей имели возможность прикоснуться к родникам литературы, искусства, взяли в руки книги Пушкина, Гете, Шекспира, познакомились с произведениями народов СССР, приобрели свою письменность. Народ получил «Тихий Дон» М.А. Шолохова, книги А.П. Гайдара, Н.А. Островского, А.С. Макаренко, К.А. Паустовского, А.Н. Толстого, музыку С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.М. Баланчивадзе; картины и скульптуры В.И. Мухиной, М.В. Нестерова, фильмы Г.Н. и С.Д. Васильевых, А.П. Довженко, архитектурные сооружения братьев Весниных, А.В. Щусева и др.

Но в то же время подвергалось гонениям творчество М.А. Булгакова, С.А. Есенина, А.П. Платонова, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, разрушались памятники архитектуры (храм Христа Спасителя), были уничтожены тысячи церквей, переписывалась история страны.

20. Внешняя политика СССР и международные отношения в 1920-1930 гг.Главными задачами советской внешней по­литики в 1920-х П. стало обеспечение международного при­знания новой власти и создание мирных условий для внутрен­них преобразований в стране.

Противоречием в реализации этого курса было то, что ре­ально внешняя политика строилась с учетом не только нацио­нальных интересов страны, но и идеологических догм. Создан­ный в 1919 г. Коммунистический Интернационал (Коминтерн), объединявший в своих рядах коммунистические партии стран Европы, Азии и Америки, ставил своей главной задачей фор­мирование предпосылок для победы в этих государствах миро­вой пролетарской революции. На решение этой задачи шли ог­ромные средства из государственного бюджета РСФСР, а затем и СССР. Так, значительные доходы страны от первых лет НЭПа были использованы для поддержки революционного движения в Германии, которое так и не привело к ожидавшей­ея революции. Деятельность Коминтерна, а также отказ Совет­ского правительства выплачивать долги царской России и Вре­менного правительства и компенсировать потери иностранных инвесторов от национализации, делали невозможным призна­ние Советской России со стороны ведущих западных стран.

Стремясь прорвать блокаду, РСФСР в конце 1920 - начале 1921 г. подписала мирные договоры с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, что означало признание этими пра­вительствами восточного соседа. Были нормализованы отноше­ния с пограничными государствами на юге: Турцией, Ираном, Афганистаном. Союзный договор был заключен с Монголией.

Для установления дипломатических отношений с Запа­дом, Советское правительство объявило, что согласно при­знать часть долгов дореволюционного времени, но выдвинуло встречные требования о возмещении ущерба, причиненного интервенцией. Оно предлагало обсудить эти проблемы, вос­становить дипломатические и торговые отношения с Западом. для этого была созвана международная экономическая кон­ференция в Генуе (Италия). Главой советской делегации был назначен Ленин, однако за границу он выехать не смог из-за предполагаемых диверсий и терактов. Руководил российской д<;легацией нарком иностранных дел Г. В. Чичерин - пред­ставитель родовой аристократии, участник революционного движения, известный специалист в области международного права. Хотя сблизить позиции и достичь соглашения с Запа­дом не удалось, Чичерин сумел убедить германскую делега­цию (также заинтересованную в прорыве международной изоляции после поражения в войне) заключить двусторон­ний договор, в основе которого лежал отказ от взаимных претензий и установление дипломатических отношений. Та­кой договор был подписан в пригороде Генуи - Рапалло. Про­должением этого договора стала серия взаимовыгодных эконо­мических соглашений между двумя странами. Долгое время именно за Германией оставался приоритет во внешней полити­ке Советской России: эти страны объединяло положение «изго­ев» в послевоенном европейском и мировом сообществе, а также стремление преодолеть с помощью друг друга международную изоляцию. Советской России было необходимо получение кредитов и машин для нужд индустрии. Германия была заин­тересована в преодолении ограничений, наложенных на нее Версальским договором. Обеим странам удалось не только достичь своих целей, но и заметно изменить сам характер межгосударственных отношений, сделать их более довери­тельными. Ситуация изменилась с приходом к власти в Гер­мании фашистов (1933).

для стран Запада не оставалось ничего иного, как последо­вать примеру Германии. В противном случае огромный россий­ский рынок оставался бы для них закрытым. В 1922-1923 ГГ. были заключены экономические соглашения РСФСР с рядом ведущих стран Европы. В 1924 г. состоялось международное признание СССР со стороны Англии, Италии, Франции, Шве­ции, Дании, Австрии, Греции, Мексики, Китая. В 1925 г. дипло­матические отношения с Россией установила Япония. К этому времени СССР уже поддерживал дипломатические отношения с более чем 20 государствами. Расширение экономических и политических связей с внешним миром использовалось Коминтерном для активи­зации коммунистической" пропаганды. Посол СССР во Фран­ции был выслан из страны после того, как заявил, что в слу­чае войны будет призывать французских солдат повернуть оружие против своего правительства. В 1927 г. в Англии бьЦIИ обнародованы бумаги, которые раскрывали подрывной характер деятельности ряда официальных советских учреждений, после че­го последовал разрыв советско-английских отношений. В 1929 г. военный характер приобрел конфликт на КВЖД.

В конце 20-х П. концептуальные основы советской внеш­ней политики несколько изменились. Вместо идеи близкой мировой революции была предложена иная концепция, со­гласно которой признавалось, что СССР в течение достаточно долгого времени может оставаться единственной страной со­циализма, а потому его поведение на международной арене должна определять формула: «СССР - осажденная крепость».

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. в целом справилась с возложенными на нее задачами: между­народная изоляция была преодолена, были обеспечены мир­ные условия для планов реконструкции экономики страны.