Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (рус., англ., фр.). Конвенции международной организации труда Международные нормы о запрещении детского труда

Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (рус., англ., фр.). Конвенции международной организации труда Международные нормы о запрещении детского труда

Принята на 87-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда, Женева, 1 июня 1999 года

постановив принять ряд предложений о детском труде, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,

решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает сего семнадцатого дня июня месяца одна тысяча девятьсот девяносто девятого года нижеследующую конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1999 года о наихудших формах детского труда.

Статья 1

Каждое государство-член, ратифицирующее настоящую Конвенцию, немедленно принимает эффективные меры, обеспечивающие в срочном порядке запрещение и искоренение наихудших форм детского труда.

Статья 2

Для целей настоящей Конвенции термин «ребенок» применяется ко всем лицам в возрасте до 18 лет.

Статья 3

Для целей настоящей Конвенции термин «наихудшие формы детского труда» включает:

а ) все формы рабства или практику, сходную с рабством, как, например, продажа детей и торговля ими, долговая кабала и крепостная зависимость, а также принудительный или обязательный труд, в том числе принудительную или обязательную вербовку детей для использования их в вооруженных конфликтах;

b ) использование, вербовку или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений;

с ) использование, вербовку или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков, как они определены в соответствующих международных договорах;

d ) работу, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

Статья 4

1. Национальное законодательство или компетентный орган определяют после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся виды работ, указанные в пункте d) статьи 3, принимая во внимание соответствующие международные нормы, в частности положения пунктов 3 и 4 Рекомендации 1999 года о наихудших формах детского труда.

2. Компетентный орган после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся выявляет места осуществления определенных таким образом видов работ.

3. Перечень определенных согласно пункту 1 настоящей статьи видов работ периодически анализируется и, по мере необходимости, пересматривается после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся.

Статья 5

Каждое государство-член после консультаций с организациями работодателей и трудящихся создает или указывает соответствующие механизмы для осуществления контроля за применением положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию.

Статья 6

1. Каждое государство-член разрабатывает и осуществляет программы действий по искоренению в приоритетном порядке наихудших форм детского труда.

2. Такие программы действий разрабатываются и осуществляются после консультаций с соответствующими правительственными ведомствами и организациями работодателей и трудящихся, принимая во внимание, в случае необходимости, мнения других заинтересованных групп.

Статья 7

1. Каждое государство-член принимает все меры, необходимые для обеспечения эффективного применения и соблюдения положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию, в том числе посредством введения и применения уголовных или, в зависимости от обстоятельств, других санкций.

2. Каждое государство-член, принимая во внимание важность образования в деле искоренения детского труда, принимает в установленные сроки меры, направленные на:

а ) недопущение вовлечения детей в наихудшие формы детского труда;

b ) оказание необходимого и должного прямого содействия для прекращения занятия детей наихудшими формами детского труда, а также их реабилитации и социальной интеграции;

с ) предоставление всем детям, освобожденным от наихудших форм детского труда, доступа к бесплатному базовому образованию, а также по мере возможности и необходимости к профессионально-технической подготовке;

d ) выявление и охват детей, находящихся в особо уязвимом положении; и

е ) учет особенностей положения девочек.

3. Каждое государство-член назначает компетентный орган, ответственный за применение положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию.

Статья 8

Государства-члены принимают необходимые меры с целью оказания друг другу помощи в проведении в жизнь положений настоящей Конвенции, используя для этого более широкое международное сотрудничество и/или помощь, включая поддержку социально-экономического развития, программ по борьбе с бедностью и всеобщего образования.

Статья 9

Официальные грамоты о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации.

Статья 10

1. Настоящая Конвенция имеет обязательную силу только для тех членов Международной организации труда, ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором.

2. Она вступит в силу через 12 месяцев после даты регистрации Генеральным директором ратификационных грамот двух членов Организации.

3. Впоследствии настоящая Конвенция вступит в силу для каждого государства-члена Организации через 12 месяцев после даты регистрации его ратификационной грамоты.

Статья 11

1. Каждый член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, по истечении десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может денонсировать ее заявлением о денонсации, направленным Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. Денонсация вступит в силу через год после даты ее регистрации.

2. Для каждого члена Организации, который ратифицировал настоящую Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте десяти лет не воспользовался предусмотренным в настоящей статье правом на денонсацию, Конвенция будет оставаться в силе на следующие десять лет, и впоследствии он сможет денонсировать ее по истечении каждого десятилетия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.

Статья 12

1. Генеральный директор Международного бюро труда извещает всех членов Международной организации труда о регистрации всех ратификационных грамот и заявлений о денонсации, направленных ему членами Организации.

2. Извещая членов Организации о регистрации полученной им второй ратификационной грамоты, Генеральный директор обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.

Статья 13

Генеральный директор Международного бюро труда направляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации в соответствии со статьей 102 исчерпывающие сведения о всех ратификационных грамотах и заявлениях о денонсации, зарегистрированных им в соответствии с положениями предыдущих статей.

Статья 14

В случаях, когда Административный совет Международного бюро труда считает это необходимым, он представляет Генеральной конференции доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает целесообразность включения в повестку дня Конференции вопроса о ее полном или частичном пересмотре.

Статья 15

1. Если Конференция примет новую конвенцию, полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:

а ) ратификация каким-либо членом Организации новой пересматривающей Конвенции влечет за собой автоматически, независимо от положений статьи 11, незамедлительную денонсацию настоящей Конвенции при условии, что новая пересматривающая конвенция вступила в силу;

b ) со дня вступления в силу новой пересматривающей конвенции настоящая Конвенция закрыта для ратификации членами Организации.

2. Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по форме и содержанию для тех членов Организации, которые ратифицировали ее, но не ратифицировали пересматривающую конвенцию.

Статья 16

Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.

КОНВЕНЦИЯ*
о запрещении и немедленных мерах по искоренению
наихудших форм детского труда

Конвенция 182

________________
* Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 25 марта 2004 года.


Генеральная конференция Международной организации труда,

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся на свою 87-ю сессию 1 июня 1999 года,

считая необходимым принять новые акты для запрещения и искоренения наихудших форм детского труда в качестве главного приоритета для национальных и международных действий, включая международное сотрудничество и международную помощь, которые дополняли бы Конвенцию и Рекомендацию 1973 года о минимальном возрасте , остающиеся основополагающими актами по детскому труду,

считая, что эффективное искоренение наихудших форм детского труда требует немедленных и всесторонних действий, при которых принимаются во внимание большое значение бесплатного базового образования и необходимость освобождения детей от любой работы такого рода, а также их реабилитации и социальной интеграции, учитывая при этом нужды их семей,

напоминая о революции об упразднении детского труда, принятой 83-й сессией Международной конференции труда в 1996 году,

признавая, что детский труд в большой степени является следствием бедности и долгосрочное решение этого вопроса лежит в устойчивом экономическом росте, ведущем к социальному прогрессу, в частности к искоренению бедности и всеобщему образованию,

напоминая о Конвенции о правах ребенка , принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года,

напоминая о Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации , принятой 86-й сессией Международной конференции труда в 1998 году,

напоминая о том, что некоторые наихудшие формы детского труда охватываются другими международными актами, в частности Конвенцией 1930 года о принудительном труде и ,

постановив принять ряд предложений о детском труде, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,

решив придать этим предложениям форму международной конвенции,

принимает сего семнадцатого дня июня месяца одна тысяча девятьсот девяносто девятого года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1999 года о наихудших формах детского труда.

Статья 1

Каждое государство-член, ратифицирующее настоящую Конвенцию, немедленно принимает эффективные меры, обеспечивающие в срочном порядке запрещение и искоренение наихудших форм детского труда.

Статья 2

Для целей настоящей Конвенции термин "ребенок" применяется ко всем лицам в возрасте до 18 лет.

Статья 3

Для целей настоящей Конвенции термин "наихудшие формы детского труда" включает:

a) все формы рабства или практику, сходную с рабством, как, например, продажа детей и торговля ими, долговая кабала и крепостная зависимость, а также принудительный или обязательный труд, в том числе принудительную или обязательную вербовку детей для использования их в вооруженных конфликтах;

b) использование, вербовку или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений;

c) использование, вербовку или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков, как они определены в соответствующих международных договорах;

d) работу, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

Статья 4

1. Национальное законодательство или компетентный орган определяют после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся виды работ, указанные в пункте d) статьи 3, принимая во внимание соответствующие международные нормы, в частности положения пунктов 3 и 4 Рекомендации 1999 года о наихудших формах детского труда.

2. Компетентный орган после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся выявляет места осуществления определенных таким образом видов работ.

3. Перечень определенных согласно пункту 1 настоящей статьи видов работ периодически анализируется и, по мере необходимости, пересматривается после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся.

Статья 5

Каждое государство-член после консультаций с организациями работодателей и трудящихся создает или указывает соответствующие механизмы для осуществления контроля за применением положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию.

Статья 6

1. Каждое государство-член разрабатывает и осуществляет программы действий по искоренению в приоритетном порядке наихудших форм детского труда.

2. Такие программы действий разрабатываются и осуществляются после консультаций с соответствующими правительственными ведомствами и организациями работодателей и трудящихся, принимая во внимание, в случае необходимости, мнения других заинтересованных групп.

Статья 7

1. Каждое государство-член принимает все меры, необходимые для обеспечения эффективного применения и соблюдения положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию, в том числе посредством введения и применения уголовных или, в зависимости от обстоятельств, других санкций.

2. Каждое государство-член, принимая во внимание важность образования в деле искоренения детского труда, принимает в установленные сроки меры, направленные на:

a) недопущение вовлечения детей в наихудшие формы детского труда;

b) оказание необходимого и должного прямого содействия для прекращения занятия детей наихудшими формами детского труда, а также их реабилитации и социальной интеграции;

c) предоставление всем детям, освобожденным от наихудших форм детского труда, доступа к бесплатному базовому образованию, а также по мере возможности и необходимости к профессионально-технической подготовке;

d) выявление и охват детей, находящихся в особо уязвимом положении; и

e) учет особенностей положения девочек.

3. Каждое государство-член назначает компетентный орган, ответственный за применение положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию.

Статья 8

Государства-члены принимают необходимые меры с целью оказания друг другу помощи в проведении в жизнь положений настоящей Конвенции, используя для этого более широкое международное сотрудничество и/или помощь, включая поддержку социально-экономического развития, программ по борьбе с бедностью и всеобщего образования.

Статья 9

Официальные грамоты о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации.

Статья 10

1. Настоящая Конвенция имеет обязательную силу только для тех членов Международной организации труда, ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором.

2. Она вступит в силу через 12 месяцев после даты регистрации Генеральным директором ратификационных грамот двух членов Организации.

3. Впоследствии настоящая Конвенция вступит в силу для каждого государства - члена Организации через 12 месяцев после даты регистрации его ратификационной грамоты.

Статья 11

1. Каждый член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, по истечении десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может денонсировать ее заявлением о денонсации, направленным Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. Денонсация вступит в силу через год после даты ее регистрации.

2. Для каждого члена Организации, который ратифицировал настоящую Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте десяти лет не воспользовался предусмотренным в настоящей статье правом на денонсацию, Конвенция будет оставаться в силе на следующие десять лет, и впоследствии он сможет денонсировать ее по истечении каждого десятилетия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.

Статья 12

1. Генеральный директор Международного бюро труда извещает всех членов Международной организации труда о регистрации всех ратификационных грамот и заявлений о денонсации, направленных ему членами Организации.

2. Извещая членов Организации о регистрации полученной им второй ратификационной грамоты, Генеральный директор обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.

Статья 13

Генеральный директор Международного бюро труда направляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций исчерпывающие сведения о всех ратификационных грамотах и заявлениях о денонсации, зарегистрированных им в соответствии с положениями предыдущих статей.

Статья 14

В случаях, когда Административный совет Международного бюро труда считает это необходимым, он представляет Генеральной конференции доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает целесообразность включения в повестку дня Конференции вопроса о ее полном или частичном пересмотре.

Статья 15

1. Если Конференция примет новую конвенцию, полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:

a) ратификация каким-либо членом Организации новой пересматривающей Конвенции влечет за собой автоматически, независимо от положений статьи 11, незамедлительную денонсацию настоящей Конвенции при условии, что новая пересматривающая конвенция вступила в силу;

b) со дня вступления в силу новой пересматривающей конвенции настоящая Конвенция закрыта для ратификации членами Организации.

2. Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по форме и содержанию для тех членов Организации, которые ратифицировали ее, но не ратифицировали пересматривающую конвенцию.

Статья 16

Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.

Женева, 17 июня 1999 года.

(Подписи)

Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 8 февраля 2003 года N 23-ФЗ - "Бюллетень международных договоров" N 4 за 2003 год)

Текст документа сверен по:
"Бюллетень международных договоров",
N 8, август, 2004 год

    КОНВЕНЦИИ МОТ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТРУД ДЕТЕЙ

    Л.А. ЯЦЕЧКО

    На сегодняшний день остается актуальным вопрос правового регулирования труда с участием детей. И хотя Российская Федерация занимает твердую позицию искоренения детского труда в его наихудших формах, тем не менее в российском трудовом праве еще существуют пробелы и несоответствия международным трудовым стандартам в данной отрасли.
    Нашей страной ратифицировано семь конвенций Международной организации труда, напрямую регулирующих условия труда детей и подростков, и две конвенции МОТ, запрещающие принудительный труд. Данные конвенции могут и должны применяться судами, когда на практике возникают споры об оценке условий труда несовершеннолетних.
    Конвенция N 16 "Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов" 1921 г., вступившая в силу 20 ноября 1922 г., диктует, что "использование труда ребенка или подростка моложе восемнадцати лет на любом судне, кроме судов, на которых заняты лишь члены одной семьи, должно ставиться в зависимость от представления справки о медицинском освидетельствовании, подтверждающей его пригодность к такой работе" (ст. 2). В ст. 3 названной Конвенции отмечено, что при длительном использовании труда детей на работе в море такой работник должен подвергаться медицинскому освидетельствованию не реже одного раза в год. И только "в неотложных случаях" согласно ст. 4 компетентные власти могут разрешить подростку младше 18 лет подняться на борт без прохождения медицинского освидетельствования при условии, что он пройдет его в первом же порту, в который зайдет судно.
    Конвенция МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" 1930 г. разрешает привлекать к принудительному труду только трудоспособных взрослых лиц мужского пола не младше 18 лет и не старше 45 лет (ст. 11) и не более чем на 60 дней в году (ст. 12).
    Конвенция N 77 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности" и Конвенция N 78 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах" устанавливают требования к применению наемного труда этих лиц в указанных сферах. Конвенция N 77 относит к промышленным предприятиям шахты, карьеры по добыче полезных ископаемых, судостроительные, производственные, занятые перевозкой грузов и пассажиров и др. (ст. 1). В свою очередь ст. 1 Конвенции N 78 указывает на разграничение между непромышленными работами, с одной стороны, и промышленными, сельскохозяйственными и морскими работами - с другой. Однако согласно этим двум документам и на промышленные, и на непромышленные работы могут привлекаться лица, не достигшие 18-летнего возраста, только в случае прохождения медицинского освидетельствования "с целью выяснения пригодности к труду". При этом подросток должен находиться под медицинским наблюдением и проходить медицинский осмотр не реже одного раза в год до достижения им 18 лет. В соответствии со ст. 4 Конвенций N 77 и N 78 "в профессиях, связанных с большим риском для здоровья, освидетельствование и переосвидетельствование с целью выяснения пригодности к работе проводятся по крайней мере до достижения возраста в двадцать один год".
    29 декабря 1950 г. вступила в силу Конвенция МОТ N 79 "Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах", определившая допустимые пределы работы указанных субъектов в ночное время и необходимое для них время отдыха. Так, согласно ст. 2 дети младше 14 лет, работающие в течение "полного или неполного рабочего дня", и дети старше 14 лет, совмещающие работу с учебой, "не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью по крайней мере в четырнадцать последовательных часов, включая промежуток времени между восемью часами вечера и восемью часами утра". Хотя в некоторых случаях, если того требуют местные условия, национальными законами может быть определен другой промежуток времени, но не позднее чем с 20 час. 30 мин. вечера до 6 час. утра.
    Для детей старше 14 лет, "которые не обязаны посещать школу полное учебное время", ст. 3 Конвенции N 79 устанавливает иные правила. Их работодатель вправе использовать в ночное время, за исключением периода между 22 час. вечера и 6 час. утра, национальными законами может быть установлено иное время отдыха для детей этого возраста: с 23 час. до 7 час.
    Вместе с тем ст. 4 названной Конвенции разрешает временно применять труд подростков в возрасте от 16 до 18 лет в ночное время в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, когда этого требуют общественные интересы.
    Кроме того, в ст. 5 есть указание на выдачу индивидуальных разрешений для предоставления лицам в возрасте до 18 лет возможности выступать в ночное время в качестве актеров в кинематографических съемках и публичных выступлениях, если эта работа не будет наносить угрозы жизни, здоровью или нравственности ребенка. Минимальный возраст для выдачи подобных разрешений должен определяться национальным законодательством.
    Следующая Конвенция МОТ N 90 "О ночном труде подростков в промышленности" определяет порядок применения детского труда в ночное время на промышленных предприятиях. Согласно ст. 3 подростки, не достигшие 18-летнего возраста, не могут использоваться на работах в ночное время суток, кроме:
    а) в целях обучения учеников или профессионального обучения в определенных отраслях промышленности, где установлена круглосуточная работа, в ночное время могут работать лица от 16 до 18 лет, но с перерывами не менее 13 часов между сменами;
    б) может применяться также и в хлебопекарной промышленности в целях обучения труду подростков, достигших 16-летнего возраста.
    Вместе с тем ст. 5 разрешает использовать труд подростков 16 - 18 лет в ночное время "в случае возникновения непредвиденных или непредотвратимых чрезвычайных обстоятельств, которые не носят периодического характера и которые нарушают нормальный ход работы промышленного предприятия".
    Большого внимания в правовом регулировании труда детей заслуживает Конвенция N 138 "О минимальном возрасте для приема на работу". Эта Конвенция стала обобщающей, так как была принята вместо восьми конвенций, регулирующих возраст приема на работу (N 7, 10, 15, 58, 59, 60, 112, 123).
    Целью принятия Конвенции N 138 явилось упразднение детского труда и повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков.
    В соответствии со ст. 2 указанной Конвенции минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, "во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет". И только в тех государствах, где "экономика и система образования недостаточно развиты, можно первоначально установить возраст в 14 лет как минимальный".
    Как правило, ст. 3 устанавливает минимальный возраст работника в 18 лет в случае, когда работа по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности подростка.
    Вместе с тем ст. 7 содержит оговорку, позволяющую национальным законодательствам допускать прием на работу по найму детей в возрасте от 13 до 15 лет для легкой работы, которая не наносит вред здоровью и развитию и не сказывается отрицательно на их обучении.
    Наконец, Конвенция N 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" 1999 г. была вызвана необходимостью принять новые акты для запрещения и искоренения наихудших форм детского труда в качестве главного приоритета для национальных и международных действий.
    Статья 3 к "наихудшим формам детского труда" относит:
    а) все формы рабства, в том числе торговлю детьми, долговую кабалу, крепостную зависимость, а также принудительный труд, включая обязательную вербовку детей для использования их в вооруженных конфликтах;
    б) использование детей для занятий проституцией и производства порнографической продукции;
    в) использование детей в противоправной деятельности, в том числе для производства и продажи наркотиков;
    г) работу, которая может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.
    Таким образом, Международной организации труда удалось создать целую систему норм, обеспечивающих правовое регулирование условий труда детей и напрямую запрещающих принудительный труд. Безусловно, необходим тщательный анализ международно-правовых норм, регулирующих правоотношения с участием детей как субъектов трудовых правоотношений, для того чтобы устранить пробелы в российском трудовом законодательстве и избежать определенных несоответствий международным стандартам.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Международно-правовые акты области регулирования труда несовершеннолетних начали появляться в начале 20 века, и к настоящему времени можно говорить о целой системе международного законодательства направленного на регулирование правового статуса несовершеннолетних в области трудовых отношений.

Рассмотрением вопросов, относящихся к правам ребенка, занимаются многие специализированные учреждения системы ООН. Среди этих специализированных учреждений особо следует отметить Международную Организацию Труда (МОТ). Эта организация была создана в 1919 г. в рамках Лиги Наций, а в 1946 г. стала первым специализированным учреждением ООН. В работе МОТ принимают участие не только представители государств-членов, но и на равных основаниях с ними представители трудящихся и представители предпринимателей этих стран.

В настоящее время необходимо выделить следующие основные акты МОТ:

· Конвенция Международной Организации Труда N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (Женева, 2 июня 1965 г.)

· Конвенция Международной Организации Труда N 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.)

· Резолюция Международной Организации Труда "О занятости молодежи" (Женева, 16 июня 1998 г.)

· Рекомендация Международной Организации Труда от 9 октября 1946 г. N 80 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах

· Рекомендация Международной Организации Труда от 12 мая 1944 г. N 70 о минимальных нормах социальной политики на зависимых территориях

· Рекомендация Международной Организации Труда от 25 октября 1921 г. N 14 о ночном труде детей и подростков в сельском хозяйстве

Их значение трудно переоценить. Каждая из названных конвенций, резолюций кардинально повлияло на национальное законодательство не только всех европейских стран, но и всего мира.

Прежде всего, это конвенции о минимальном возрасте для принятия детей на различные виды работ, конвенции о минимальном возрасте приема на работу (№138, 1973 г.), о минимальном возрасте найма детей на работу в сельском хозяйстве (№10, 1921 г.), на море (№58), на непромышленных работах (№33, 1932 г., №60, 1937 г.), в промышленности (№59, 1937 г.), в качестве грузчиков угля или кочегаров на флоте (№15), в качестве рыбаков (№112). Остановимся подробнее на положениях некоторых перечисленных выше конвенций.

Так, Конвенция МОТ №58, устанавливающая минимальный возраст найма детей на работу на море, от 24 октября 1936 г. предусматривает, что дети моложе 15 лет не могут быть заняты или работать на борту судов, кроме тех, на которых заняты члены только одной семьи. Имеется в виду, что национальные законы или правила могут предусмотреть для детей не моложе 14 лет выдачу удостоверений, разрешающих им быть нанятыми в случае, если школьная или иная компетентная власть, указанная законами и правилами, убедится после должного учета здоровья и физического развития ребенка в том, что такая работа отвечает интересам ребенка (ст. 2).

В Конвенции МОТ № 60 относительно возраста приема детей на непромышленные работы от 22 июля 1937 г., говорится, что национальные законы или правила должны установить количество часов в день, в течение которых дети, возраст которых превышает 14 лет, могут быть заняты на легких работах (ст. 2-3). Предусматривается также, что национальные законы или правила должны установить возраст или возрасты, превышающие упомянутые в ст. 2 настоящей Конвенции, для допуска молодежи и подростков к любой работе, которая по своему характеру или по условиям, в которых она производится, является опасной для жизни, здоровья или нравственности лиц, связанных с ней (ст. 5).

Наряду с актами МОТ можно выделить иные международно-правовые акты. В частности Европейскую Социальную Хартию.

Европейская Социальная Хартия 1961 года (с изменениями 1991 года) включает ст. 7 «Право детей и подростков на защиту», которая предусматривает особое положение детей и подростков в сфере трудовых отношений, в частности:

· минимальный возраст приема на работу составляет 15 лет, за исключением случаев, когда дети заняты на определенного вида легких работах, не способных нанести ущерб их здоровью, нравственности или образованию;

· более высокий минимальный возраст для приема на работу в отношении определенных видов занятий, которые считаются опасными и вредными для здоровья;

· запрет привлечения лиц, на которых распространяется положение об обязательном обучении, к таким работам, которые лишают их возможности воспользоваться в полном объеме этим обучением;

· ограничение продолжительности рабочего дня для лиц в возрасте до 16 лет в соответствии с потребностями их развития и, в частности, с их потребностями в профессиональной подготовке;

· право на справедливую оплату труда или на соответствующее пособие за молодыми трудящимися и учениками;

· время, затраченное подростками на профессиональную подготовку во время обычного рабочего дня с согласия работодателя, рассматривается как часть рабочего дня;

· для работающих лиц в возрасте до 18 лет как минимум трехнедельный ежегодный оплачиваемый отпуск;

· запрет на использование лиц в возрасте до 18 лет на ночных работах, за исключением некоторых видов работ, предусмотренных в национальных законах или нормативных актах;

· обязательный и регулярный медицинский осмотр лиц в возрасте до 18 лет, занятых на некоторых видах работ, предусмотренных национальными законами или иными нормативными актами;

· обеспечение специальной защиты от опасности физического и морального ущерба, которой подвергаются дети и подростки, и, в частности, от опасности, которая прямо или косвенно связана с их работой.

Большинство конвенций предусматривает обязательное проведение медицинского освидетельствования детей: Конвенция №77 – в промышленности (1946 г.); Конвенция №78 – на непромышленных работах (1946 г.); Конвенция №124 – для подземных работ (1965 г.). В частности, в Конвенции №77 устанавливается, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу на промышленные предприятия, если в результате тщательного медицинского освидетельствования будет установлено, что они не пригодны для работы, на которой должны быть использованы.

Национальные же законы или правила должны определять орган, компетентный выдавать удостоверения о пригодности к работе, а также определять условия, которые должны соблюдаться при составлении и выдаче документа.

Международная организация труда приняла ряд норм, направленных на ограничение ночного труда детей и подростков: Конвенция №6 (1919 г.) о ночном труде подростков в промышленности; Конвенция №79 (1946 г.) о ночном труде подростков на непромышленных работах; Конвенция №90 (1948 г.) о ночном труде подростков в промышленности. В частности в Конвенции №90 предусматривается, что законы или правила по осуществлению настоящей конвенции должны: а) предписывать надлежащие меры для того, чтобы эти законы или правила доводились до сведения всех заинтересованных лиц; б) определять лиц, ответственных за выполнение положений настоящей Конвенции; в) предписывать соответствующие меры наказания за всякого рода нарушения этих положений; г) предусматривать учреждение и содержание системы инспекции, необходимой для обеспечения эффективного осуществления этих положений; д) требовать от каждого нанимателя ведения регистрационной книги с указанием имен и даты рождения всех используемых им лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Несовершеннолетние не зря выделяются как особые субъекты трудовых правоотношений. Задача любого правового государства защитить их права, гарантировать возможность реализации труда.

Как подчеркивается в п.1 Конвенции № 138, «каждый Член Организации, для которого настоящая Конвенция находится в силе, обязуется осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков».

Более того, как мы подчеркнули во введение к работе «…детский труд в большой степени является следствием бедности, и что долгосрочное решение этого вопроса лежит в устойчивом экономическом росте, ведущем к социальному прогрессу, в частности к искоренению бедности и всеобщему образованию» .


Конвенция Международной Организации Труда N 124 о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках (Женева, 23 июня 1965 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (Женева, 2 июня 1965 г.) // Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1919 – 1956. - том 2.

Конвенция Международной Организации Труда N 112 о минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков (Женева, 3 июня 1959 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 90 о ночном труде подростков в промышленности (пересмотренная в 1948 году) (Сан-Франциско, 17 июня 1948 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах (Женева, 9 октября 1946 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности (Монреаль, 19 сентября 1946 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах (Монреаль, 19 сентября 1946 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября 1921 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море (Генуя, 15 июня 1920 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 16 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов (Женева, 25 октября 1921 г.)

Резолюция Международной Организации Труда "О занятости молодежи" (Женева, 16 июня 1998 г.) (извлечение) // Библиотечка Российской газеты. - выпуск N 15. - 2000 г.

Конвенция Международной Организации Труда N 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.) // Библиотечка Российской газеты. - выпуск №22-23. - 1999 г.

Одним из важнейших средств, доступных МОТ в борьбе про­тив детского труда, является принятие Международных трудовых конвенций и рекомендаций. МОТ приняла свою первую конвен­цию по детскому труду в 1919 г., в год своего основания. Через несколько лет был принят целый ряд конвенций (9), устанавли­вающий минимальный возраст для приема детей на работу в раз­личных отраслях. Одними из последних и наиболее полных норм МОТ по детскому труду стали Конвенция о минимальном возра­сте для приема на работу 1973 г. № 138 и соответствующая ей Рекомендация № 146, а также Конвенция о наихудших формах детского труда 1999 г. № 182 и Рекомендация № 190 .

Конвенция о минимальном возрасте № 138, дополняемая Реко­мендацией № 146, обязывает государства, ратифицировавшие ее,проводить национальную политику, направленную на эффек­тивное искоренение детского труда и постепенно повышать ми­нимальный возраст для приема на работу. Конвенция представ­ляет собой гибкий и динамичный инструмент, устанавливаю­щий минимальный возраст для приема на работу в зависимости от вида работы и уровня развития страны.

Конвенция устанавливает принцип, согласно которому ми­нимальный возраст должен быть не менее возраста окончания обязательного школьного образования и ни в коем случае не ме­нее 15 лет и что минимальный возраст должен быть постепенно доведен до уровня, совпадающего с возрастом достижения моло­дыми людьми полного физического и умственного развития.

Основная цель Конвенции № 138 это действенное устране­ние детского труда. Она является ключевым инструментом пос­ледовательной стратегии борьбы с ним, в то время как Рекомен­дация № 146 предусматривает широкие рамки и необходимые политические меры как для предотвращения, так и для устране­ния проблемы.

В июне 1999 г. Международная конференция труда единоглас­но приняла новую Конвенцию по вопросам детского труда.

Конвенция о наихудших формах детского труда № 182 отражает всеобщее единодушие в том, что наихудшим формам детского труда немедленно должен быть положен конец.

За всю историю МОТ эта конвенция имеет самый высокий темп ратификации. К марту 2002 г. она была ратифицирована 117 странами, в том числе и 6 странами СНГ.

Конвенция № 182 распространяется на всех детей, девочек и мальчиков в возрасте до 18 лет и не предусматривает исключе­ний для каких-либо отраслей экономики или категорий работ­ников. Она призывает «принять немедленные и эффективные меры по запрещению и искоренению наихудших форм детского труда».

Конвенция № 182 определяет как наихудшие такие формы детского труда, как:

рабство и принудительный труд, включая торговлю детьми и принудительную вербовку для участия в вооруженных конф­ликтах;

детскую проституцию и порнографию;

производство и продажу наркотиков;

работу, которая может нанести вред здоровью, безопаснос­ти или нравственности детей.

Конвенция оставляет за национальными правительствами право на определение существующих опасных видов работ, зап­рещенных Конвенцией, это должно быть сделано после кон­сультаций с организациями работодателей и трудящихся, с уче­том существующих международных норм.

Следует отметить, что детский труд особо часто применяется в сельском хозяйстве, что для многих регионов России стало дав­но традицией. Статья 16 Конвенции о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве № 184 отражает положения Конвен­ций № 138 и № 182 в отношении опасных видов работы. Она ус­танавливает 18 лет минимальным возрастом для доступа к опас­ным работам в сельском хозяйстве.

Другая Конвенция МОТ, являющаяся ключевой в защите детей от некоторых из наихудших форм эксплуатации, Конвенция о при­нудительном труде 1930 г. № 129, одна из основных и наиболее широко ратифицированных Конвенций МОТ.

Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу № 138, Конвенция о наихудших формах детского труда № 182 и Конвенция о принудительном труде № 129 рассматриваются в ка­честве основных, или базовых, Конвенций МОТ. Все они вклю­чены в Декларацию МОТ об основополагающих принципах и пра­вах в сфере труда, которая была принята Международной Кон­ференцией труда в 1998 г.

Декларация заявляет, что все государства члены МОТ име­ют обязательство соблюдать и содействовать применению прин­ципов, выраженных в этих Конвенциях, независимо от того, ра­тифицировали они их или нет.

Существует значительное количество международных согла­шений, имеющих отношение к вопросам детского труда. Наибо­лее значимая из них это Конвенция ООНпо правам ребенка 1989 г. Она добивается защиты широкого спектра прав детей, включая право на образование и право на защиту от экономической эксп­луатации. Эта Конвенция самая ратифицируемая за всю исто­рию, но несколько стран еще только должны принять ее.