Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Психодинамический подход. Психодинамический подход Классический психоанализ

Психодинамический подход. Психодинамический подход Классический психоанализ

Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику. Следует отметить, что это не обязательно лечение психически больного человека, это может быть и абсолютно здоровый человек, который пытается решить возникшую проблему.

Известно как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками, но так или иначе большинство видов психотерапии соотносимо с тремя основными подходами: поведенческий (бихевиоральный), психодинамический и гуманистический (феноменологический).

Можно сказать, что это три ступени психотерапии, воздействующие соответственно на три уровня развития личности:

1) Уровень развития личности «РЕБЕНОК». Личность является не самостоятельной, она находится внутри социального индивида. Мы пока даже не говорим о личности в точном смысле, это человек полностью зависимый от социального окружения. Так пациента воспринимает бихевиоральная психотерапия или терапия поведения. Терапевт – учитель, пациент – ученик. Терапевт проводит коррекцию поведения.

2) Уровень развития личности «ПОДРОСТОК». Подросток в личностном смысле – это человек готовый к самостоятельному решению личностных проблем, но решать их пока не умеет. Так пациента воспринимает динамическая психотерапия или терапия причин. Терапевт помогает пациенту в осознании причин проблемы. Терапевт не может дать совет, он должен только подсказать пациенту причину симптома, создать условия для личностного развития пациента. Решать проблему должен сам пациент.

3) Уровень развития личности «ВЗРОСЛЫЙ». Полностью состоявшаяся личность. Человек готовый и умеющий решать свои личностные проблемы. Так пациента воспринимает гуманистическая психотерапия или терапия процесса. Терапевт – консультант, пациент – клиент, происходит общение двух равных людей. Консультант помогает человеку заметить некоторые существующие проблемы, выявить их, и тогда появляется возможность личностного роста.

Поведенческий (бихевиоральный) подход

Теоретическим источником поведенческой терапии являлась концепция бихевиоризма американского зоопсихолога Д.Уотсон (1913) и его последователей, которые поняли огромное научное значение павловского учения об условных рефлексах, но истолковали и использовали их механистически. Согласно взглядам бихевиористов, психическая деятельность человека должна исследоваться, как и у животных, лишь путем регистрации внешнего поведения независимо от влияния личности.

Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители.

Д. Вольп (1969) определял поведенческую терапию как «применение экспериментально установленных принципов научения для изменения неадаптивного поведения. Неадаптивные привычки ослабевают и устраняются, адаптивные привычки возникают и усиливаются».

Если психотерапевт подобным образом работает не с поведением человека, а с его мышлением, это называется когнитивно-певеденческий подход. Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Д. Келли (1987). Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменять мышление пациентов.

Как проводится психотерапия:

1) Психотерапевт проводит детальный анализ поведения пациента, но не вникает в его личность, не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы). Цель анализа - получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д.

Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:
1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?

2) Далее идет процесс научения. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные - новым способам мышления. Составляется план по совместной и самостоятельной работе пациента, задаются задания, чтобы тот практиковал за пределами терапевтической среды то, что получил во время сеансов терапии. Происходит излечение.

С этим подходом связан широкий круг методов: рационально-эмотивная терапия А. Эллиса, когнитивная терапия А. Бека и др.

Психодинамический подход

Основой этого подхода является психоанализ З. Фрейда.

Цель психотерапии - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни.

Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения "терапевт-пациент" рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода.

В конечном итоге «Эго» должно понять что хочет «Ид» и победить его.

Как проводится психотерапия:

1) Психотерапевт проводит анализ бессознательного конфликта пациента, путем подробного разбора отношений пациента в прошлом.

Классический психоанализ включает 5 базовых психотехник:
1. Метод свободных ассоциаций, предусматривает порождение непроизвольных, таких, которые случайно приходят в голову, высказываний, содержание которых может отражать любые переживания клиента.
2. Толкования сновидений. Учитывается то, что во время сна ослабляются Эго-защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания переживания, а также то, что сновидения - это процесс трансформации переживаний в более приемлемую для восприятия и овладения форму;
3. Интерпретация, т.е. толкования, объяснения, включающий три процедуры: идентификацию (обозначение, разъяснение) собственное толкование и перевод на язык повседневной жизни клиента;
4. Анализ сопротивления, обеспечивает осознание клиентом своих Эго-защитных механизмов и принятие необходимости конфронтации по ним;
5. Анализ переносов. Перенос – психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо.

2) Психотерапевт наводит пациента на мысль об этом конфликте и добивается осознания его.

3) Выяснив конфликт, пациент прослеживает как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы.

С этим подходом связан широкий круг методов: классический психоанализ 3. Фрейда, индивидуальная психотерапия А. Адлера, аналитическая психотерапия К.Г. Юнга, интерперсональная психотерапия С. Салливана, характерологический анализ К. Хорни, и др., а в детской психотерапии - школами А. Фрейд, эго-анализ М. Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.

Гуманистический (феноменологический) подход

Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, А. Маслоу и др.

Согласно этому подходу, каждый человек обладает уникальной способностью по-своему воспринимать и интерпретировать мир. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность, - феноменологией.

Сторонники этого подхода убеждены, что не инстинкты, внутренние конфликты или стимулы среды детерминируют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Как говорил Сартр: «Человек - это его выборы». Люди сами себя контролируют, их поведение детерминировано способностью делать свой выбор - выбирать, как думать, и как поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием человеком мира. Например, если вы воспринимаете мир как дружелюбный и принимающий вас, то вы, скорее всего, будете чувствовать себя счастливым и в безопасности. Если же вы воспринимаете мир как враждебный и опасный, то вы, вероятно, будете тревожным и дефензивным (склонным к защитным реакциям).

Фактически феноменологический подход оставляет за пределами своего рассмотрения инстинкты и процессы научения, которые являются общими и для людей, и для животных. Вместо этого феноменологический подход сосредоточивается на таких специфических психических качествах, которые выделяют человека из животного мира: сознание, самосознание, креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них. По этой причине феноменологический подход называется также гуманистическим.

К. Роджерс в центр своей психотерапевтической практики поставил личность клиента, которая чувствует свою беспомощность, закрытость для истинного общения и т.п. Основной гипотезой К.Роджерса стало то, что отношения между клиентом и психотерапевтом является катализатором, условием позитивных личностных изменений. Роджерс определяет главную цель психологической помощи как обеспечение условия, благодаря которым человек сам решает свои проблемы.

Как проводится психотерапия:

1) Установление благоприятных отношений между психотерапевтом и клиентом, при которых клиент чувствует безусловное принятие и поддержку.

2) Клиент сам решает, о чем говорить и когда, без направления, оценки или интерпретации со стороны психотерапевта. Терапевт лишь создает правильные условия.

Этапы роджерского подхода следующие:
1. самовыражение, когда клиент в атмосфере принятия начинает понемногу открывать свои проблемы, чувства;
2. развивается самораскрытие и принятие себя клиентом во всей своей сложности и противоречивости, ограниченности и незавершенности;
3. развивается процесс отношения к собственному феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от собственного «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть самим собой;
4. развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление внутренней коммуникации, поведение и самоощущение «Я» становятся органичными, спонтанными. Происходит интегрирование личностного опыта в единое целое;
5. личностные изменения, открытость себе и миру, клиент становится конгруэнтным с миром и собой, открытый собственному опыту.

3) Эти условия способствуют осознанности, самопринятию и выражению пациентами своих чувств. Особенно тех, которые они подавляли и которые блокируют их рост, тем самым вызывая проблему. Это и есть излечение.

С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса, гештальт-терапия Ф. Перлза, психологическое консультирование Р. Мэй, биоэнергетика В. Райха, сенсорное осознание Ш. Сильвера и Ч. Брукса, структурная интеграция И. Рольфа, психосинтез Р. Ассаджиоли, логотерапия В. Франкла, экзистенциальный анализ Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), музыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.

К психодинамическому подходу относят, прежде всего, транзакционный анализ и психодраму, а также телесно-ориентированную психотерапию.

Как пишет В.Ю.Большаков в своей книге о психотренинге, транзакционный анализ – это "психологический метод, который помогает людям подойти рационально к анализу собственного и чужого поведения, лучше осознать себя и структуру своей личности, а также сущность взаимодействия с другими людьми и внутренне запрограммированный жизненный стиль – сценарий" (Большаков , 1996, с.36).

Э.Берн в своей книге "Транзакционный анализ в группе" выделяет четыре вида психологического воздействия, которые осуществляет ведущий в рамках этого подхода: деконтаминация, рекатектирование, прояснение и переориентация.

"Деконтаминация означает, что когда реакции, чувства или мнения фальсифицированы или искажены, ситуация направляется посредством процесса, аналогичного анатомическому препарированию. Рекатектирование означает, что изменяется действенное акцентирование, осуществляемое пациентом на различных аспектах своего опыта. Прояснение означает, что пациент начинает сам понимать, что происходит, вследствие чего получает стабильную возможность управлять новым состоянием, и есть надежда, что он сможет перенести эти процессы без помощи терапевта на новые ситуации, с которыми будет сталкиваться после окончания тренинга. Переориентация означает, что в результате всего предыдущего поведение, реакции, стремления пациента изменяются таким образом, что приобретают достаточную согласованность, чтобы стать конструктивными" (Берн , 1994, с.10).

Вмешательство в жизненный сценарий, которое осуществляется с помощью этих четырех видов воздействия, – наиболее тонкая и сложная работа ведущего. В ходе занятий участники достигают инсайта – момента озарения, когда становятся ясными подлинные мотивы поведения, тех или иных поступков.

Возникновение инсайта сопровождает и другое направление психодинамического подхода – психодраму. Психодраму определяют как "инсценирование" реальных проблем участников с обязательным распределением ролей. В отличие от транзактного анализа, в психодраме человек не раскладывает свой жизненный сценарий по полочкам, а проигрывает его на сцене, достигая понимания и эмоциональной разрядки через катарсис – внутреннее очищение в процессе эмоционального отреагирования. В момент катарсиса наступает внутреннее озарение, которое помогает по-иному взглянуть на ситуацию, осмыслить ее и избавиться от сковывающего действия неэффективных сценариев.

Одной из наиболее популярных и упрощенных модификаций психодрамы является ролевой тренинг (Арнольд , 1989). Участники разыгрывают не законченные сценарии, а небольшие эпизоды, пробуя себя в разных психологических ролях. Этот метод рассчитан на углубление и совершенствование социализации, коррекции ценностных и нравственно-этических установок участников и связанного с ними внутреннего психологического самочувствия. Проработка ролей, установок, переживаний, наблюдение как за собственным самочувствием, так и за состоянием других членов группы позволяют достичь достаточной эмоциональной глубины, подготовить изменение оценок, ориентиров и позиций.


Существенно расширяет возможности метода то, что он применим в случае намеренного или неосознаваемого сопротивления изменениям, когда коррекция своего поведения на уровне сознания затруднена.

Основной задачей ролевого тренинга считается развитие коммуникативных функций и коррекция навыков общения, снятие "зажимов" и "комплексов" (Там же ). Эту общую задачу можно разделить на ряд более частных:

  • активизация невербальных языков общения;
  • развитие эмпатического потенциала, умения концентрироваться на партнере по общению;
  • отработка спонтанного поведения;
  • легкость действий в присутствии других людей;
  • умение легко и гибко ориентироваться в типичных ситуациях житейского и бытового плана, простейших конфликтах производственного и личного характера;
  • умение правильно вести себя в ситуации конфликта вплоть до самых сложных и лично значимых ситуаций (Арнольд , 1989).

Один из ведущих идеологов телесно-ориентированной терапии В. Райх определяет суть роста клиентов под воздействием тренинга как "...процесс рассасывания психологического и физического панциря, постепенное становление более свободным и открытым человеческим существом" (Райх , 1993, с. 10). Работа со своим телом, прикосновения других членов группы, постоянный анализ своих внутренних ощущений позволяют участникам придти к более полному осознанию себя, своей сути.

При этом развитие участников, по мнению еще одного представителя телесно-ориентированной терапии, М. Фельденкрайза, проходит через следующие стадии:

1. "Естественный способ"

Некоторые действия человек делает так же, как и животные: дерется, бегает, отдыхает. Все естественные деятельности функционируют одинаково в каждом человеке, так же, как они одинаковы у всех голубей или у всех пчел.

2. "Индивидуальная стадия"

Отдельные люди находят свой собственный, индивидуальный способ выполнения действий. Если этот способ дает какие-то преимущества, он перенимается другими.

3. "Метод или профессионализация"

На третьей стадии появляется нечто общее в том, как разные люди выполняют один и тот же процесс. Далее процесс выполняется уже в соответствии со специфическим методом, основанным на знании, а не естественно.

4. "Заученный метод вытесняет естественный"

Мы можем наблюдать, как естественная практика постепенно уступает место приобретаемым методам, "профессионализму" (см.: Фельденкрайз , 1993, с.62-73).

Таким образом, в рамках психодинамического подхода основной детерминантой личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные психические процессы. Психологическое вмешательство направляется на достижение осознания конфликта между сознательным и бессознательным и собственного бессознательного, "рассасывание панциря", выстроенного сознанием. Этой задаче подчинен и метод: достижение осознания достигается за счет "вытаскивания бессознательного наружу" через анализ символов, сопротивления и переноса, внимание к своим внутренним ощущениям и реакциям тела. Сама процедура строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного во внешнем плане .

Психодинамический подход

Динамическая (психодинамическая) психотерапия известна также под названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии, эксплоративной психотерапии. Основой психодинамического направления в психотерапии является достижение понимания динамики психической жизни индивида, основанное на концепции бессознательного.Любой подход в психоаналитической психотерапии основан на постепенном осознании клиентом ранее неосознаваемых им проблем и конфликтов. Болезненная симптоматика в свою очередь рассматривается как неосознаваемое выражение скрытых конфликтов клиента. Процесс осознания скрытых механизмов развития болезни приводит к глубоким личностным изменениям и постепенно сглаживает болезненную симптоматику. Большинство психодинамических подходов являются долгосрочными.

Психодинамический подход берет начало от классического психоанализа (Фрейд - Freud S.). Наиболее известными являются:

Аналитическая психология (Юнг - Jung С. G.)

Индивидуальная психология (Адлер - Adler А.)

Волевая терапия Ранка (Rank О.)

Активная аналитическая терапия Штекеля (Stekel W.)

Интерперсональная психотерапия Салливана (Sullivan Н. S.)

Интенсивная психотерапия ФроммРайхманн (FrommReichmann F.)

Характерологический анализ Хорни (Horney К.)

Гуманистический психоанализ (Фромм - Fromm Е.)

Эгоанализ Кляйн (Klein М.)

Чикагская школа (Александер - Alexander F. G., Френч - French Т. М.)

Секторная терапия Дойча (Deutsch F.), объективная психотерапия по Карпману (Karpman В.)

Краткосрочная психотерапия (Сифнеос - Sifneos P. Е., Малан - Malan D. Н., Беллак - Bellak A. S.)

Психобиологическая терапия Майера (Meyer A.)

Биодинамическая концепция Массермана (Masserman J. Н.)

Адаптационная психодинамика Радо (Rado S.)

Гипноанализ (Волберг - Wolberg L. R.)

и некоторые другие

Согласно психодинамическому подходу, определяющим в понимании природы человека и его болезней является то, что все психические феномены - это результат взаимодействия и борьбы интрапсихических сил. В соответствии с теорией конфликта инстинктов Фрейд описал основные силы в этой борьбе, которые участвуют в происхождении неврозов: “Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им”. Этиологию неврозов он считал сексуальной по природе. Психоаналитический подход включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации.

На этих принципах основывается психоаналитическое наследие, для которого наиболее существенными являются следующие положения:

1. Главное значение имеют человеческие инстинктивные импульсы, их выражение и трансформация и, что наиболее важно, их подавление, посредством которого удается избежать болезненных чувств или переживаний неприятных мыслей, желаний и воздействия сознания

2. Вера, что такое подавление является, по существу, сексуальным, что причиной расстройства является неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие

3. Идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя

4. Уверенность в сопротивлении выявлению эдипова комплекса, его быстром восстановлении

5. Мысль о том, что, по существу, мы имеем дело с борьбой между биологическими внутренними импульсами (или инстинктами - Ид) и выступающим в роли защиты по отношению к внешней реальности Эго - в общем контексте моральных правил или стандартов (СуперЭго)

6. Приверженность концепции психического детерминизма, или причинности, согласно которой психические феномены, так же как и поведение, бесспорно, не изменяются случайно, а связаны с событиями, которые предшествуют им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения

Терапевтические изменения и лечебный процесс в психодинамической психотерапии своей конечной целью имеют осознание бессознательного (если сформулировать эту задачу в возможно более краткой форме), причем применение этого подхода может быть возможным и полезным для любого человека, не обязательно с какими-либо болезнями.

Психотерапевт ищет способ раскрытия у пациента преимущественно сексуального подавленного содержания и сопротивления этому. Он добивается этого путем медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания исторического (прошлый опыта) значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе. Понятно, что поэтому динамическая цель иногда значительно удалена.

Динамический подход реализуется преимущественно средствами вербализации, включающей свободные ассоциации пациента и анализ психотерапевтом реакций переноса и сопротивления. Анализ как задача психотерапевта облегчается четырьмя специфическими процедурами: конфронтацией, прояснением (кларификацией), интерпретацией и прорабатыванием. Методика свободных ассоциаций с самого начала является основным способом взаимодействия психотерапевта с “бесцензурным” содержанием психики пациента. Она служит главной процедурой для выявления “сырого” материала, на котором базируется анализ.

Анализ включает также освещение сновидений, которые Фрейд считал “королевской дорогой к бессознательному”. Конфронтация обращена к распознаванию пациентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию; прояснение предполагает помещение явлений в “резкий фокус”, чтобы отделить важные аспекты от незначительных; интерпретация следует за полученным материалом, определяя (в вопросительной форме) основной смысл или причину события; прорабатывание обращено к повторению, постепенному и тщательно разработанному исследованию интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимание пациента.

Интерпретация является наиболее важной процедурой, а прорабатывание - самой длительной частью психотерапии. Прорабатывание обязательно включает самостоятельную работу пациента вне психотерапевтических часов. Тем не менее возможны и краткосрочные психодинамические методы терапии.

В рамках данного подхода мы рассматриваем следующие направления психотерапии::

Психоанализ (общие основы)

Психоанализ З. Фрейда

Аналитическая психотерапия К. Юнга

Индивидуальная психология А. Адлера

Самоанализ К. Хорни

Детский психоанализ

Структурный психоанализ Ж. Лакана

Трансактный анализ

Краткосрочная психодинамическая психотерапия

Символдрама

ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА. Зигмунд Фрейд (Freud) родился 6 мая 1856 года в австрийском городке Фрейберге. Он был первым сыном сорокалетнего торговца шерстью Якоба Фрейда от его второго брака с двадцатилетней Амалией. Говорили, что мальчик родился "в сорочке". Мать с самого рождения уверовала в великое будущее своего первенца и назвала его Зигмундом в честь популярного героя моравских легенд. Семья Фрейда долго скиталась по городам Европы в поисках убежища от еврейских погромов и, в конце концов, осела в венском гетто. Зигмунду в это время было 4 года. В Вене он прожил почти всю жизнь.

История психоанализа начинается с 1880, когда Й.Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию (катарсис), и это привело к смягчению симптомов. Выйдя из гипнотического состояния, пациентка не помнила о том, что рассказывала под гипнозом. Фрейд использовал ту же самую методику с другими пациентами и подтвердил результаты Брейера.

Они сообщили о своих наблюдениях в совместной публикации Исследования истерии (Studien uber Hysterie, 1895), в которой предположили, что симптомы истерии определяются замаскированными воспоминаниями о забытых «травмирующих» событиях. Память об этих событиях исчезает из сознания, но продолжает, тем не менее, оказывать значительное влияние на пациента. Причину такого исчезновения из сознания Фрейд видел в конфликте между определенными импульсами, связанными с данным событием, и моральными устоями.

По личным причинам Брейер отошел от исследований. Работая независимо, Фрейд обнаружил, что сходный опыт имеет место не только при истерии, но и при неврозе навязчивых состояний сексуальной природы, который нередко возникает в детском возрасте. Сексуальные желания ребенка вовлекают поочередно рот, анус и гениталии, что происходит в биологически определенной последовательности, достигая кульминации между тремя и шестью годами, когда сексуальные потребности адресуются родителю противоположного пола.

Это приводит к соперничеству с родителем того же пола, сопровождающемуся страхом наказания. Все эти переживания вместе носят название « эдипов комплекс ». Наказание, которого страшится ребенок, принимает в его воображении форму телесных повреждений, например повреждения гениталий. Для фазы эдипова комплекса характерна мастурбация, сопровождающаяся фантазиями, связанными с объектом любви.

Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при развитии невроза. Процесс формирования симптома начинается, когда бессознательные детские влечения угрожают прорвать барьер, поставленный вытеснением, и выйти в сознание для реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики, как по моральным соображениям, так и из страха наказания. Выход запретных импульсов воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги. Психика может защитить себя от этой опасности, снова и снова изгоняя нежелательные импульсы из сознания, т.е. как бы обновляя акт вытеснения.

Если это не удается или удается лишь частично, достигается компромисс. Какие-то неосознаваемые желания все же достигают сознания в ослабленном или искаженном виде, что сопровождается такими знаками самонаказания, как боль, дискомфорт или ограничение активности. Навязчивые мысли, фобии и истерические симптомы возникают как компромисс между конфликтующими силами психики. Таким образом, согласно Фрейду, у невротических симптомов есть смысл: в символический форме они отражают безуспешные попытки личности разрешить внутренние противоречия.

Фрейд обнаружил, что принципы, которые позволяют интерпретировать невротические симптомы, в равной степени относятся и к другим психическим феноменам, как моральным, так и психологическим. Сновидения, например, представляют собой продолжение дневной жизни в таком измененном состоянии сознания, как сон. Применив психоаналитический метод исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, зрительные впечатления от сновидения можно интерпретировать и перевести на повседневный язык.

Во время сна детские бессознательные сексуальные желания пытаются выразить себя в форме зрительного галлюцинаторного опыта. Этому противостоит внутренняя « цензура », которая ослабляет или искажает проявления бессознательных желаний. Когда цензуре это не удается, прорвавшиеся импульсы воспринимаются как угроза и опасность, и человеку снится страшный сон или кошмар – знак неудачной защиты от угрожающего импульса.

Психологические теории и концепции личности. Краткий справочник. - В кн.: Горностай П., Титаренко Т. (ред.). Психология личности: словарь-справочник. К.: "Рута", 2001 >>>

Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Перевод А.И. Федерова >>>

Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. 3-е изд., стер. - СПб.: Издательство « Лань », 2002. - 320 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература) >>>

Электронная энциклопедия « Кругосвет » >>>

Психоанализ Юнга

Основоположником аналитической психотерапии явился Карл Густав Юнг - психиатр, психолог и культуролог. Юнг родился 26 июля 1875 года в местечке Кесвиль, недалеко от Базеля, в Швейцарии.

Первые работы Юнга посвящены исследованию спиритизма и оккультных явлений. Он систематически работал с медиумами - людьми, которые в состоянии гипнотического транса говорили на языках, которых никогда не изучали, описывали места, в которых не были. Полуграмотная девушка из деревни, дальняя родственница Юнга, под гипнозом свободно говорила на литературном немецком и могла изложить сложную философию гностиков 2-го века нашей эры.

Размышляя над фактами появления в речах медиумом фраз и мыслей, явно не согласующихся со строем их души, выражающих взгляды и убеждения давно умерших людей, Юнг приходит к мысли о существовании неких "психических раковин" - или "проформ", обладающих необычайной жизненностью, изнутри организующих личность. Их он впоследствии назовет "архетипами".

Мировоззрение Юнга нельзя сформулировать в общепринятых терминах: материализм - идеализм, эмпиризм - рационализм и т. п. Он ясно чувствовал в основаниях современной науки примесь первобытного догматизма, некую воинствующую, легитимную шизофрению, обусловленную отрывом разума от целостной коллективной души. Он призывал к осторожности и постоянной самокоррекции научной мысли - в свете всего духовного наследия - мифологии, искусства, религии, повседневного опыта.

Человек, как считал Юнг, "никогда ничего полностью не воспринимает и не понимает". Всякий факт, всякое психическое переживание могут быть интерпретированы многими способами. Любой научный опыт содержит множество импликаций. Любая мысль способна ветвиться до бесконечности и т. п.

Внешне карьера Юнга складывалась благополучно. В 1903 году он женился на Эмме Раушенбах - дочери преуспевающего фабриканта. Жена стала помощницей и ученицей, успешно применяла его методики при лечении больных. С ней Юнг прожил счастливо 52 года, став отцом четырех дочерей и сына. Работу в клинике он успешно сочетал с наукой.

Придя к представлению о фрагментарности психики, Юнг разработал "тест свободных ассоциаций", который работал, оценивая задержку при ответе на слово, вызванную его эмоциональной значимостью для пациента. Тест позволял выявить соответствие между эмоционально окрашенными комплексами слов и поведением испытуемого. Впоследствии тест был назван "детектором лжи" и до сих пор применяется в психиатрии и криминалистике.

В 1907 году Юнг опубликовал работу о раннем слабоумии. Он предположил, что эмоционально заряженный комплекс ответственен за выработку определенного токсина, задерживающего умственное развитие. Встреча и сотрудничество с Фрейдом составили важный этап в научном развитии Юнга. В 1909 году вместе с Фрейдом и Ференчи Юнг совершает лекционное турне по Америке и получает почетную степень доктора.

Международная известность и частная практика Юнга растут. Он имеет неплохой доход и может посвящать больше времени свободным исследованиям. Юнг становится первым президентом международной психоаналитической ассоциации. Он погружается в мир сказок и мифов, воодушевленный мыслью выявить общечеловеческие структуры бессознательного.

Драма разрыва с Фрейдом в 1913 г. открыла большую свободу исследованиям. Растет интерес Юнга к архетипам и символам души. Он все глубже "спускается в пучину" бессознательного. Последовавшие за разрывом 6 лет (1913-1918) Юнг обозначил как период "творческой болезни". Он стремился расшифровать свои сновидения и описать их общепонятным языком. В результате получилась объемистая книга в 600 страниц, иллюстрированная множеством рисунков и схем.

В 20-е годы Юнг совершает ряд путешествий в Африку, к индейцам пуэбло, живущим в Северной Америке. Он стремится понять культуру как душу народа, полагая, что именно через взаимодействие и синтез культур реализуется общей смысл истории. Таким образом, встречаются две главные темы Юнга - психолога и культуролога - темы индивидуального развития личности и коллективного бессознательного.

Подобно тому, как индивидуация направлена к достижению психической целостности личности за счет гармонизации и синтеза архетипов бессознательного, история человечества направлена к достижению его культурной целостности за счет взаимодействия культур Востока и Запада, мифов, религии, литературы и научных дисциплин.

30-е годы Юнг был удостоен титула почетного президента психотерапевтического общества. Это был период временного вынужденного сотрудничества с гитлеровскими властями. Интерес к мировой политике возрос у Юнга в результате наблюдения массовых психологических процессов в условиях тоталитарных режимов Муссолини и Гитлера. В конце второй мировой войны внимание Юнга все больше склоняется к общемировым проблемам.

Поскольку на карту поставлена судьба человечества, естественно спросить: а не существует ли архетипа, который представляет человечество как целое? Ведь существование такого архетипа и сознательная работа с ним могут способствовать реальному синтезу культур. Действительно, в культурах Востока, а также в алхимии и гностицизме обнаруживается мотив Человека Света, который падает во тьму, оказывается расчлененным тьмой и затем должен быть "собран" и возвращен свету. Этот мотив символизирует созревание человечества.

Уверенность в единстве всего сущего укрепила убежденность Юнга в том, что терапевтическая работа, религия, политика, культура, искусство - это дороги, направленные к одной цели - единому сознанию человечества, в рамках которого все противоположности оказываются взаимодополнительными и снимаются в высшем синтезе.

К концу жизни Юнг все меньше интересовался внешними перипетиями событий и все больше сосредотачивался на мировых проблемах. Его называли "мудрым старцем из Кюснахта". Возможно, он был одним из первых, кто осознал все значение наступающего кризиса мировой цивилизации. Угроза атомной войны, перенаселенность, загрязнение природы, исчерпание ресурсов - эти внешние аспекты кризиса видны невооруженным взглядом.

Но в чем его главная причина? Какие внутренние конфликты человечества стоят за ним? Как выйти из состояния массового психоза, в которое человечество все более погружается? Эти и подобные им вопросы Юнг стремился разрешить на путях анализа коллективного бессознательного. Так, человечество стало его главным "пациентом".

ПСИХОАНАЛИЗ АДЛЕРА

Адлерианская психология (Индивидуальная психология) - теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером, рассматривает личность холистически как наделённую творчеством, ответственностью, стремящуюся к воображаемым (fictional) целям в пределах своей области феноменологического опыта. В индивидуальной психологии утверждается, что иногда из-за чувства неполноценности стиль жизни бывает саморазрушительным.

Индивид с “психопатологией” скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы, и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий (action methods) развить новый стиль жизни.

Основоположник. Адлер родился 7 февраля 1870 года, около Вены, и умер во время лекционного тура в Абердене, Шотландии, 27 мая 1937 года. Окончив Университет Вены в 1895 году, в 1898 году Адлер занялся частной практикой в качестве офтальмолога. Позднее он переключился на общую практику, а затем на неврологию. Уже в течение этого периода проявилась социальная ориентация Адлера; в то время он написал книгу о здоровье портных (1898), в связи с чем его можно считать предшественником индустриальной медицины.

В 1902 году по приглашению Фрейда, Адлер присоединился к вечернему дискуссионному кружку по средам Фрейда. Биографы сходятся во мнении, что данное приглашение было связано с тем, что Адлер написал две статьи в защиту теории Фрейда. Хотя учебники часто упоминают Адлера как студента Фрейда, на самом деле, Адлер был коллегой, который уже состоялся как врач.

На протяжении следующих десяти лет Адлер стоял одной ногой в кружке Фрейда, а другой вне него. Хотя работа “Изучение неполноценности органа” заслужило одобрение Фрейда, последующая его работа по инстинкту агрессии, написанная в 1908 году натолкнулось на неодобрение Фрейда. Гораздо позже, когда Адлер уже отказался от теории инстинктов, Фрейд все же включил инстинкт агрессии в психоанализ (Sicher & Mosak, 1967), тогда Адлер провозгласил: “Я обогатил психоанализ агрессивным влечением. Я с радостью преподнес им его в дар!” (Bottome, 1939).

Все возрастающее расхождение с точкой зрения Фрейда привело Адлера к ощущению дискомфорта в Венском обществе и разочарованию в нем. Адлер критиковал Фрейда за акцентирование сексуальности; Фрейд осуждал психологию эго Адлера. Они расходились по целому ряду вопросов: (1) в единстве (unity) неврозов, (2) зависть к пенису (сексуальное) против маскулинного протеста (социальное), (3) в защитной роли эго в неврозах и (4) в роли бессознательного. Фрейд считал, что Адлер не открыл ничего нового, а лишь подверг повторной интерпретации то, что уже было сказано психоанализом.

Он полагал, что открытия Адлером были “тривиальными и методологически плачевными, что обрекает весь его труд на бесплодность” (Colbi, 1951). После ряда встреч, где в атмосфере сарказма, обмена язвительными замечаниями и прерывания оратора репликами, обсуждались эти вопросы (Brome, 1968), в 1911 году Адлер подал в отставку с поста президента Венского психоаналитического общества. После этого года Фрейд навязал выбор между ним и Адлером. Некоторые члены этого кружка выразили свои симпатии Адлеру, выйдя из состава кружка и сформировав Общество свободного психоаналитического исследования. В 1914 году они опубликовали первое издание “Zeitschrift fur Individualpsychologie”.

В течение следующих десяти лет, за исключением периода войны, Адлер и его соратники разработали социальный взгляд на невроз. И хотя Адлер еще с 1908 года демонстрировал интерес к детям и к образованию, в центре их внимания был главным образом клинический аспект. В 1922 году Адлер инициировал, вероятно, первую общественную программу, - центры помощи детям.

Эти центры были размещены в школах, в них бесплатно работали психологи. Метод, который навлек на Адлера так много критики, был методом публичного семейного образования, метод, который до сих пор используется центрами семейного образования Адлера. До 1934 года в Вене существовало двадцать восемь таких центров, пока с пришествием нацизма эти центры не были закрыты. Такая форма центра была перенесена Рудольфом Дрейкурсом и его студентами в Соединенные Штаты (Dreikurs, Corsini, Lowe & Sonstegard, 1959).

Успех подобных центров побудил авторитетных лиц Венской Школы пригласить нескольких последователей Адлера составить программу школы по адлерианской методике. Так родилась школа, описанная в “Дисциплине без наказания” Оскара Шпиля (1962). Эта школа делала упор на методах образования, которые используются до сих пор, на поощрении, дискуссии в классе, демократических принципах, на ответственности детей за самих себя и друг за друга.

Социальная ориентация идивидуальной психологии неизбежно привела к интересу к групповым методам и введению Адлера в семейную терапию (1922). Дрейкурсу приписывают (1959) первое использование групповой психотерапии в частной практике.

Между Первой и Второй мировыми войнами адлерианские группы существовали в 20 европейских странах и в Соединенных Штатах. В 1926 году Адлер был приглашен в Соединенные Штаты для демонстрации и лекций, и вплоть до 1934 года, когда фашизм взял власть в Австрии, он делил свое время между медицинским факультетом Колледжа Медицины Лонг-Айленда в Соединенных Штатах, и за границей. Сегодня общества идивидуальной психологии существуют в Соединенных Штатах, Англии, Канаде, Франции, Дании, Швейцарии, Германии, Австрии, Нидерландах, Греции, Италии, Израиле и Австралии.

ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Анна Фрейд - дочь Зигмунда Фрейда - продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. Получив педагогическое образование, она работала учительницей в школе для детей пациентов своего отца и с 1923 года начала собственную психоаналитическую практику. А.Фрейд - автор многих трудов о закономерностях развития ребенка, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при его воспитании и обучении; о природе и причинах нарушений нормального развития и путях их компенсации.

В работе "Норма и патология детского развития" (1965) А. Фрейд указала истоки психоаналитического интереса к детям. Она писала, что после выхода в свет книги ее отца "Три очерка по теории сексуальности" (1905), многие аналитики стали наблюдать своих детей и находить подтверждение всем отмеченным 3. Фрейдом особенностям детского развития: детской сексуальности, Эдипова и кастрационного комплексов. В этом направлении в 20-30-е годы педагогический факультет Венского психоаналитического института готовил воспитательниц детских садов и учителей. Тогда же известные ученые - психоаналитики (А. Айхорн, С. Бернфельд и др.) вели наблюдения за беспризорными детьми и юными правонарушителями.

Во время и после второй мировой войны эти исследования продолжались в специализированных учреждениях, где в центре внимания были наблюдения за младенцами и детьми раннего возраста, лишенными родителей. Большой вклад в разработку психоаналитического изучения детства внесли Р. Спитц, Дж. Боулби, М. Риббл и др. Теоретические идеи развивали Э. Криз и X. Гартман.

Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник >>>

Сайт « Энциклопедия психотерапевта » >>>

Под понятием «психодинамика» принято подразумевать движение, согласование и противоборство сил, которые происходят внутри человеческой психики. Поэтому — это такой подход, в соответствии с которым, обличаемые для человека процессы, происходящие в психике, формируются не факторами извне, не разумом либо же волей человеческой, а самостоятельной динамикой сил.

Согласно психодинамическому подходу, все психические феномены являются результатом согласования и борьбы интрапсихических сил. Психологи зачастую игнорируют разные рычаги природы, и подталкивают на то, чтоб заглянуть в разум человека, чтобы появилась возможность понять человеческие отношения, приоткрыть створку в осознании мира, как он его видит.

Психодинамический подход содержит психологические теории внутри самого человека, на бессознательном уровне. Такие понятия как психодинамические и психоаналитические подходы зачастую смешивают. Необходимо запомнить, что теории Фрейда — психоаналитические, а вот психодинамический термин можно смело отнести как к Фрейду, так и к последователям.

Данный подход берет свое начало от методики психоанализа, который исходит из понимания психических событий. Выделение психотерапии как независимой области случилось приблизительно 150 лет тому назад. Это повлекло за собой разработку психотерапевтических методов. Сам подход состоит не только лишь из подхода Фрейда, но и из всей теории в психологии, которые сконцентрированы на анализе человеческой индивидуальности, определении взаимодействующих в людях сил и частей его психики.

Зигмунд Фрейд начиная с 1891 года и в последующие 40 лет разработал целый ряд теорий, они вошли в основу психодинамического подхода к психологии. Все его теории подтверждены на протяжении долгого времени и проверены на пациентах. Психодинамическое терапевты излечивают своих пациентов от таких недуг, как: депрессии, расстройства психики, постоянное чувство тревоги.

Основные положения данного подхода:

  • неосознанные мотивы оказывают сильнейшее влияние на наши чувства и поведение в целом;
  • все самые потаенные боязни и переживания, страхи и опаски кроются именно в детских и юношеских переживаниях;
  • различное поведение, либо оговорки имеют зачастую неосознанную причину;
  • личность слагается из 3 составляющих – это: ид, эго и супер-эго;
  • от ид исходят 2 основных инстинкта: эрос и танатос;
  • определенная доля подсознания непрерывно конфликтует с эго;
  • личность представлена в виде диска и видоизменяется при разных конфликтах и в различное время психосексуального развития.

Методология

  • Анализ сновидений
  • Case Study (Маленький Ганс)
  • Свободная ассоциация
  • Оговорки (parapraxes)
  • Гипноз

Основные вехи психодинамического подхода

  • Коллективное бессознательное (Карл Юнг)
  • Подсознание (Фрейд)
  • Психосексуальное развитие (Фрейд)
  • Защитные механизмы (Фрейд)
  • Психея (Фрейд)
  • Психосоциальное развитие

Область применения

  • Терапия (психоанализ)
  • Анализ сновидений
  • Личность (Эриксон, Фрейд)
  • Нравственное развитие (супер-эго)
  • Вложение (Боулби)
  • Важность подсознания
  • Агрессия (смещение/танатос)
  • Развитие гендерно-ролевого начала

Допущения

  • Основные причины поведения идут из бессознательного.
  • Психический детерминизм: все имеет причину(ы).
  • Разные части подсознания пребывают в постоянной борьбе.
  • Поведение и чувства, включая проблемы, идут из опыта детства.

Что достигнуто

  • Свободная ассоциация
  • Популяризация кейс-метода в психологии
  • Проективные тесты (ТАТ, Роршаха)
  • Защитные механизмы
  • Важность детства

Кртитика

  • Ненаучность (мало эмпирической поддержки)
  • Субъективность методов – нельзя обобщить результаты
  • Смещенная выборка (например, женщины среднего возраста из Вены)
  • Игнорирование медидативных процессов (например, мышления, памяти)
  • Слишком детерминированный (нет понятия свободной воли)
  • Недоказуем

Критикуют в основном из-за того, что он ненаучен, и не малое число концепций теории Фрейда лишь субъективны, а научно их невозможно доказать. Примером этому может послужить невозможность проверки, что же на самом деле подсознание, либо 2-х сторонняя личность. Также, большое количество доказательств теории было взято из наблюдений Фрейда. Психодинамический подход чересчур детерминирован (однозначная предопределённость).

Другие статьи по этой теме:

Гуманизм в психологии Кратко о когнитивной психологии Основные направления в психологии Механизмы психологической защиты Что такое психоанализ? Высказывания великих людей Эрик Эриксон биография

Динамическая (психодинамическая) психотерапия известна также под названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии, эксплоративной психотерапии. Основой психодинамического направления в психотерапии является достижение понимания динамики психической жизни индивида, основанное на концепции бессознательного.

Любой подход в психоаналитической психотерапии основан на постепенном осознании клиентом ранее неосознаваемых им проблем и конфликтов. Болезненная симптоматика в свою очередь рассматривается как неосознаваемое выражение скрытых конфликтов клиента. Процесс осознания скрытых механизмов развития болезни приводит к глубоким личностным изменениям и постепенно сглаживает болезненную симптоматику. Большинство психодинамических подходов являются долгосрочными.

Психодинамический подход берет начало от классического психоанализа (Фрейд — Freud S.). Наиболее известными являются:

    Аналитическая психология (Юнг — Jung С. G.)

    Индивидуальная психология (Адлер — Adler А.)

    Волевая терапия Ранка (Rank О.)

    Активная аналитическая терапия Штекеля (Stekel W.)

    Интерперсональная психотерапия Салливана (Sullivan Н. S.)

    Интенсивная психотерапия ФроммРайхманн (FrommReichmann F.)

    Характерологический анализ Хорни (Horney К.)

    Гуманистический психоанализ (Фромм — Fromm Е.)

    Эгоанализ Кляйн (Klein М.)

    Чикагская школа (Александер — Alexander F. G., Френч — French Т. М.)

    Секторная терапия Дойча (Deutsch F.), объективная психотерапия по Карпману (Karpman В.)

    Краткосрочная психотерапия (Сифнеос — Sifneos P. Е., Малан — Malan D. Н., Беллак — Bellak A. S.)

    Психобиологическая терапия Майера (Meyer A.)

    Биодинамическая концепция Массермана (Masserman J. Н.)

    Адаптационная психодинамика Радо (Rado S.)

    Гипноанализ (Волберг — Wolberg L. R.)

    и некоторые другие

Согласно психодинамическому подходу, определяющим в понимании природы человека и его болезней является то, что все психические феномены — это результат взаимодействия и борьбы интрапсихических сил . В соответствии с теорией конфликта инстинктов Фрейд описал основные силы в этой борьбе, которые участвуют в происхождении неврозов: “Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им”. Этиологию неврозов он считал сексуальной по природе. Психоаналитический подход включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации.

На этих принципах основывается психоаналитическое наследие, для которого наиболее существенными являются следующие положения:

1. Главное значение имеют человеческие инстинктивные импульсы, их выражение и трансформация и, что наиболее важно, их подавление, посредством которого удается избежать болезненных чувств или переживаний неприятных мыслей, желаний и воздействия сознания

2. Вера, что такое подавление является, по существу, сексуальным, что причиной расстройства является неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие

3. Идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя

4. Уверенность в сопротивлении выявлению эдипова комплекса, его быстром восстановлении

5. Мысль о том, что, по существу, мы имеем дело с борьбой между биологическими внутренними импульсами (или инстинктами — Ид) и выступающим в роли защиты по отношению к внешней реальности Эго — в общем контексте моральных правил или стандартов (СуперЭго)

6. Приверженность концепции психического детерминизма, или причинности, согласно которой психические феномены, так же как и поведение, бесспорно, не изменяются случайно, а связаны с событиями, которые предшествуют им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения

Терапевтические изменения и лечебный процесс в психодинамической психотерапии своей конечной целью имеют осознание бессознательного (если сформулировать эту задачу в возможно более краткой форме), причем применение этого подхода может быть возможным и полезным для любого человека, не обязательно с какими-либо болезнями.

Психотерапевт ищет способ раскрытия у пациента преимущественно сексуального подавленного содержания и сопротивления этому. Он добивается этого путем медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания исторического (прошлый опыта) значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе. Понятно, что поэтому динамическая цель иногда значительно удалена.

Динамический подход реализуется преимущественно средствами вербализации, включающей свободные ассоциации пациента и анализ психотерапевтом реакций переноса и сопротивления. Анализ как задача психотерапевта облегчается четырьмя специфическими процедурами: конфронтацией, прояснением (кларификацией), интерпретацией и прорабатыванием. Методика свободных ассоциаций с самого начала является основным способом взаимодействия психотерапевта с “бесцензурным” содержанием психики пациента. Она служит главной процедурой для выявления “сырого” материала, на котором базируется анализ.

Анализ включает также освещение сновидений, которые Фрейд считал “королевской дорогой к бессознательному”. Конфронтация обращена к распознаванию пациентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию; прояснение предполагает помещение явлений в “резкий фокус”, чтобы отделить важные аспекты от незначительных; интерпретация следует за полученным материалом, определяя (в вопросительной форме) основной смысл или причину события; прорабатывание обращено к повторению, постепенному и тщательно разработанному исследованию интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимание пациента.