Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Основные проблемы и понятия когнитивной психологии. Основные научные теории когнитивной психологии

Основные проблемы и понятия когнитивной психологии. Основные научные теории когнитивной психологии

– наука многогранная и разносторонняя. Она имеет множество направлений и ответвлений, каждое из которых ориентировано на собственное понимание психической реальности и особенностей ее функционирования. У каждого направления свой подход к анализу аспектов психики. И к сравнительно молодым, но достаточно прогрессивным и очень популярным направлениям относится когнитивная психология. Эта статья посвящена краткому обзору данного направления, а также обзору связанного с ним терапевтического подхода – когнитивной психотерапии.

Понятие и краткая история когнитивной психологии

Когнитивная психология – это раздел психологической науки, занимающийся изучением познавательных процессов человеческой психики. Изыскания, основанные на когнитивном подходе в психологии, ориентированы на исследование чувств, внимания, памяти, воображения, представления информации, способности принимать решения. По сути, это целая концепция, сконцентрированная на активности сознания и процессе познания.

Когнитивная психология исследует процесс получения человеком информации о мире, то, как она представляется им, как хранится в памяти и становится знанием, а также то, каким образом данное знание воздействует не поведение и внимание человека. Это направление касается всего диапазона психических процессов, начиная ощущениями и заканчивая восприятием, вниманием, обучением, распознаванием образов, памятью, формированием понятий. Оно касается , языка, запоминания, воображения, эмоций и процессов развития, а также всех возможных поведенческих сфер.

Появилось данное направление в 50-х годах XX века в США. Хотя, конечно, попытки изучить проблемы сознания предпринимались и раньше. Еще философы древности задавались вопросами, где размещаются мысли и память. Например, в Древнем Египте считали, что они располагаются в сердце. Эту идею поддерживал и Аристотель. Однако Платон полагал, что местом их хранения является мозг. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что огромный интерес к проблеме сознания люди проявляли за сотни лет до того как когнитивная психология сложилась в научное направление.

Немалая заслуга в развитии когнитивной науки принадлежит таким известным философам как Иммануил Кант, Дэвид Юм и Рене Декарт. Так, теория Декарта о психической структуре со временем стала методом изучения психики. Работы Юма поспособствовали установлению законов ассоциаций идей и классификации психических процессов. А Кант указал на то, что разум является структурой, а опыт – фактами, заполняющими эту структуру. Но, естественно, неверно полагать, что только этих людей следует благодарить за становление когнитивной психологии. Огромную роль сыграла деятельность ученых и из других областей.

Одним из людей, повлиявших на становление когнитивной психологии более серьезно, является немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт, ведь он многократно говорил о том, что сознание обладает творческим потенциалом. В дальнейшем эта тема частично развивалась в функционализме и структурализме, и только с появлением бихевиоризма, сфокусировавшегося не на сознании, а на поведении, в начале ХХ столетия интерес к ней угас почти на полстолетия.

Но уже в 1950-х годах начался новый этап в развитии когнитивной науки. Одним из пионеров движения стал американский психолог Эдвард Толмен. Он указал на то, что важно рассматривать когнитивные переменные и поспособствовал отказу от присущего бихевиоризму подхода «стимул-реакция». Однако наиболее значительный вклад в формирование подхода внес швейцарский психолог Жан Пиаже, исследовавший детскую психологию, ориентируясь на стадии когнитивного развития. И даже невзирая на то, что работа Пиаже посвящалась по большей части детской психологии, спектр применимости когнитивного подхода существенно расширился, а сам Пиаже получил награду «За выдающийся вклад в развитие науки».

В 1970-х годах когнитивная психология начала все больше выделяться как отдельная сфера исследований и терапевтическая практика. Множество ее положений стали основой психолингвистики, а ее выводы начали использоваться в других разделах психологической науки, таких как психология образования, психология личности и .

В настоящее время когнитивная психология во многом базируется на аналогиях между механизмами познания у человека и преобразованием информации в вычислительных устройствах. (И это при том, что ее основы закладывались до того, как появилась кибернетика и сложная вычислительно-информационная техника.)

Более всего распространена концепция, где психика представляется устройством, у которого есть фиксированная способность преобразовывать получаемые сигналы. Основное значение в ней имеют внутренние когнитивные схемы и активности организма, участвующие в процессе познания. Человеческая познавательная система рассматривается в качестве системы с устройствами ввода, хранения и вывода данных с учетом ее пропускного потенциала. А базовая метафора когнитивной психологии – это компьютерная метафора, согласно которой работа человеческого мозга уподобляется работе процессора компьютера.

Для тех, кого интересуют представители когнитивной психологии, назовем их имена. Это Борис Величковский, Джордж Сперлинг, Роберт Солсо, Карл Прибрам, Джером Брунер, Джордж Миллер, Ульрик Найссер, Аллен Ньюэлл, Саймон Герберт и некоторые другие. В конце статьи мы еще приведем небольшой список книг некоторых из этих авторов. Сейчас же наибольший интерес для нас представляют основные идеи когнитивной науки.

Но с учетом серьезности темы и физической невозможности рассказать обо всем в одной статье, не будет лишним, если вы уделите время просмотру полуторачасового видео. Это запись лекции «Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идет» доктора психологических наук, старшего научного сотрудника Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ Марии Фаликман. Впрочем, посмотреть его вы можете и по окончании статьи или в любое подходящее время.

Основные идеи когнитивной психологии

Когнитивная психология в своих исследованиях опирается на несколько основополагающих идей. В тезисной форме представим каждую из них:

  • Главные объекты изучения – это познавательные процессы. К ним относятся мышление, речь, восприятие, воображение, . Дополнительно к ним когнитивная наука занимается исследованием человеческого и искусственного интеллекта, эмоциональной сферы личности, психологии развития и процесса распознавания образов.
  • Важнейшая предпосылка когнитивной психологии состоит в изучении и анализе процессов познания в форме функций вычислительной машины. Представители направления рассматривают познавательные процессы психики человека точно так, как, например, инженер-электронщик изучает компьютер. Вычислительная машина выполняет множество операций, связанных с получением, обработкой, хранением и выдачей данных. Когнитивные функции человека отвечают за аналогичные операции.
  • Третья идея вытекает из второй. Она гласит, что психика обрабатывает данные поэтапно. Т.е. любой стимул, полученный из внешнего мира, проходит через цепь порядковых преобразований.
  • Психические системы обработки информации имеют свою предельную емкость. Это предположение объясняет направление работы и задачи когнитивных психологов – они стремятся отыскать естественные и наиболее эффективные методы работы с информацией, поступающей в психику из внешнего мира (терапевты-когнитивисты с помощью этого знания корректируют поведение пациентов).
  • Вся информация, которая поступает в психику посредством познавательных процессов, кодируется и отражается особым (индивидуальным) образом.
  • Для любых исследований необходимо использовать хронометрические средства, позволяющие оценить время ответа на предлагаемые задачи и/или скорость, с которой психика реагирует на сигналы. Когнитивная психология не использует интроспективные технологии (когда человек сам наблюдает за происходящими в психике процессами и при этом не использует инструменты и стандарты), и считает их недостаточно точными.

Эти идеи могут показаться довольно простыми на первый взгляд, однако в действительности они составляют ту базу, на которую опирается целый комплекс сложнейших научных исследований. Это в свою очередь говорит, что когнитивная психология, несмотря на свой сравнительно небольшой возраст, является очень серьезным научным разделом. Изучая процессы познания, происходящие в психике, она может делать определенные выводы, основываясь на полученных эмпирическим путем доказательствах.

Когнитивный подход в психологии позволяет объяснять поведение человека через описание процессов познания, изучать и интерпретировать процессы восприятия, распознавания образов, решения задач, функционирования памяти; исследовать механизмы построения когнитивной картины мира, бессознательного восприятия и познания, причем не только у человека, но и у животных.

Реализуются же все исследования в сфере когнитивной психологи при помощи специальных методов. В первую очередь это методы микродинамического и микроструктурного анализа перцептивных процессов. Микроструктура и микродинамика психической деятельности относятся к предмету когнитивной науки, изучающей особенности психической жизни. Структура здесь является относительно статичным представлением системы организации элементов психических процессов. А микродинамика – это исследование происходящих в психической жизни процессов через обработку поступающей из окружающего мира информации. Благодаря обоим методам действия человека рассматриваются как части единой интрапсихической системы, а не как отдельные явления.

Следующий метод – это микрогенетический метод, основывающийся на одном из видов гештальт-теории (Лейпцигская школа), уделяющей основное внимание особенностям формирования психических явлений. Согласно этой теории, образы предметов возникают в человеческом сознании не сразу, а после прохождения нескольких стадий, которые можно выявить, создав определенные условия. Но главная задача метода – изучить не итоговый результат мыслительного процесса или его взаимосвязь с условиями, а сам процесс, приводящий к данному результату.

Три этих метода предназначены для анализа мышления и когнитивных процессов. Но есть и еще один, привлекающий наибольшее внимание. Это метод замены личностного конструкта, разработанный американским психологом Джорджем Келли в 1955 году. Несмотря на то, что когнитивный подход в психологии еще только формировался, труды Келли стали определяющими для него, и сегодня вокруг них построена такая важная область практической когнитивной психологии как когнитивно-поведенческая психотерапия. При ее рассмотрении мы чуть глубже коснемся и вышеназванного метода.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

когнитивный подход в психологии

Сегодня с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии терапевты работают с психическими расстройствами людей: устраняют их, сглаживают или сокращают вероятность проявления в будущем рецидивов. Она помогает устранять психосоциальные последствия, корректировать поведение, повышать эффективность лечения медицинскими препаратами. Опорой этого направления послужили идеи Джорджа Келли.

Теория личностных конструктов Келли гласит, что каждый психический процесс протекает через разные пути предсказания событий в окружающей реальности. Сознанием и поведением человека не владеют ни инстинкты, ни стимулы, ни даже потребность в самоактуализации. Он выступает в роли ученого, изучающего и познающего мир вокруг и себя самого.

Согласно Келли, человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории ученого. Конструкт состоит из особенностей восприятия, памяти, мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.

Это главное средство для классификации явлений действительности, представляющее собой биполярную шкалу, к примеру, «глупый-умный», «красивый-уродливый», «храбрый-трусливый» и т.п. Процесс выбора человеком конструктов характеризует его как объект познания, что и является предметом интереса всей терапии. Конструкты складываются в систему, и если она оказывается неэффективной, здоровый человек или изменяет ее, или заменяет новой. В случае же психических отклонений прибегают к помощи терапии.

В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации. Этот анализ состоит из трех этапов:

  1. На первом этапе пациент работает с разными инструментами, помогающими определять ошибочные суждения, а затем находить их причины.
  2. На втором этапе пациент при помощи терапевта осваивает приемы корректных соотношений явлений окружающего мира. Задача специалиста показать человеку пользу и вред, преимущества и недостатки существующего конструкта.
  3. На третьем этапе пациент должен осознать новый конструкт и начать выстраивать свое поведение на его основе.

Важно отметить, что специалист лишь запускает процесс лечения, а после просто его корректирует. И немало здесь (что свойственно и прочим сферам психиатрии и психологии) зависит от самого человека, находящегося на лечении.

Теория Келли описывает понятийную схему, позволяющую человеку осмысливать реальность и создавать конкретные поведенческие шаблоны. Она, кстати, была поддержана известным канадским и американским психологом Альбертом Бандурой. Он разработал систему «научения через наблюдение», используемую для изменения поведения.

Сам же личностный конструкт применяется мировыми специалистами, изучающими , страхи и фобии, депрессивные состояния. Психотерапевты-когнитивисты считают, что причина любого психического расстройства кроется в дисфункциональных (неправильных) конструктах. Поэтому теория Келли так важна для терапии.

Вместо заключения

Если говорить об актуальности когнитивной науки вообще, то она востребована специалистами, изучающими особенности и механизмы не только восприятия, памяти, внимания и речи, но и формирования суждений, принятия решений, разрешения проблем, работы интеллекта и множество других вопросов.

Беря во внимание то, что когнитивная психология касается некоторых других наук, ее изучение требуется людям, работающим в совершенно разных областях. Она представляет интерес для неврологов, лингвистов, преподавателей, учителей, инженеров, художников, ученых, дизайнеров, архитекторов, разработчиков образовательных программ, специалистов в области и т.д.

Когнитивная психология и ее представители сыграли огромную роль в понимании закономерностей всего процесса познания и отдельных его механизмов. Деятельность когнитивистов поспособствовала развитию психологии личности, психологии эмоций и возрастной психологии, внесла серьезный вклад в исследования по экологии восприятия и изучение социальных когниций.

Таковы в общих чертах основы когнитивной психотерапии и когнитивной психологии. Еще раз напомним, что эта статья носит чисто ознакомительный характер, и мы ни в коем случае не претендуем на полноценное раскрытие темы когнитивной науки, которой посвящено огромное количество книг и научных трудов. И поэтому рекомендуем вам (если есть соответствующий интерес) почитать работы, которые написали представители когнитивистского направления. Вот несколько таких книг:

  • «Когнитивная психология: история и современность», хрестоматия;
  • «Когнитивная психология», Р. Солсо;
  • «Когнитивная психология», Д. Ушаков;
  • «Когнитивная психология», А. Д. Роберт;
  • «Когнитивная эволюция и творчество», И. Меркулов;
  • «Маленькая книжка о большой памяти», А. Лурия;
  • «Миметика глупости», Крупенин А. Л., Крохина И. М.;
  • «Ваша память», А. Бэддели;
  • «Невидимая горилла», Д. Саймонс, К. Шарби;
  • «Познание и реальность», У. Найссер.

И в заключение посмотрите небольшое видео о когнитивной терапии и механизме ее работы. Развивайтесь, тренируйте свое восприятие и познавайте мир. Желаем вам удачи!

Лекция 29. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Вопросы лекции:

Предпосылки возникновения когнитивной психологии. Начиная с конца 40-х гг. в западной психологии, прежде всего, в американской, намечается возрастание интереса к проблематике сознания. Это выражается в изменении характера публикаций, в росте числа исследовательских работ по данному направлению и связанном с этим росте концепций; а также в популярности данной тематики среди студентов психологических факультетов.

Одновременно внутри психологической науки складываются предпосылки возникновения нового направления, ориентированного на изучение познавательных процессов . Внутри бихевиоризма Э. Толмен способствовал отказу от жесткой схемы S - R и вводит в психологию понятие познания как важной детерминанты поведения. Гештальт-психология также вносит значительные изменения в методологический и концептуальный аспекты психологической науки. Современные когнитивные теории тесно связаны с гештальт-теориями и в терминологической, и в методологическом плане. Наконец, работы Ж. Пиаже способствовали росту исследовательского интереса к проблемам интеллекта и познания .

У когнитивного направления в психологии нет “отца-основателя”, как, например, у психоанализа. Однако мы можем назвать имена ученых, которые заложили своими работами фундамент когнитивной психологии. Джордж Миллер и Джером Брунер в 1960 г. организовали Центр когнитивных исследований, где разрабатывали широкий круг проблем: язык, память, перцептивные процессы и процессы образования понятий, мышление и познание. Ульрик Найссер в 1967 г. опубликовал книгу “Когнитивная психология ”, в которой попытался конституировать новое направление в психологии.

Основные положения когнитивной психологии. Современный когнитивизм трудно определить как единую школу. Широкий спектр концепций, относимых к данной ориентации, объединяет известная общность теоретических источников и единство концептуального аппарата, посредством которого описывается достаточно четко определенный круг феноменов.

Основная цель этих концепций - объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на процессы познания (cognition - познание), “внутренние” характеристики человеческого поведения. Основные направления исследований:

г) изучение построения когнитивной картины мира;


Основным методом для данного научного направления является лабораторный эксперимент . Основные методологические установки исследователей следующие:

1. источник данных - ментальные образования;

2. познание определяет поведение;

3. поведение как молярный (целостный) феномен;

Главная посылка: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются определенные связные идеи, верования, ожидания, гипотезы, которые регулируют поведение, в том числе, социальное. Таким образом, это поведение полностью находится в контексте ментальных образований.

Основные понятия направления: когнитивная организация - процесс организации когнитивной структуры, осуществляющийся под воздействием внешнего стимула (или воспринятого внешнего стимула); frame of reference - “понятийная рамка ”, масштаб сравнения (рассмотрения) воспринятых объектов; понятие образа (целого), понятие изоморфизма (структурного подобия между материальными и психическими процессами), идея господства “хороших” фигур (простых, уравновешенных, симметричных и т.д.), идея поля - взаимодействия организма и среды .

Основная идея направления: когнитивная структура человека не может находиться в несбалансированном, дисгармоничном состоянии, а если это все же имеет место, у человека немедленно возникает стремление изменить это состояние. Человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной структуры. Эта идея связана с концептами “логического человека”, “рационального человека” или “экономического человека”.

Основные научные теории когнитивной психологии. Теория структурного баланса Фрица Хайдера . Основное положение этой теории гласит: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. Наивная психология стремится к внутреннему балансу воспринимаемых человеком объектов, внутренней непротиворечивости. Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Баланс, согласно Хайдеру, это не состояние, которое характеризует реальные отношения между объектами, но только восприятие человеком этих отношений. Основная схема теории Хайдера: Р - О - Х, где Р - воспринимающий субъект, О - другой (воспринимающий субъект), Х - объект, воспринимаемый и Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет некоторое когнитивное поле, и задача психолога заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление изменить ситуацию.

Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома распространяет теоретические положения Хайдера на область межличностных отношений. Ньюком полагал, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную системы отношений. Основное положение этой теории выглядит следующим образом: если два человека позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Развитие этих сходных ориентаций может быть усилено за счет развития межличностных отношений. Консонантное (сбалансированное, непротиворечивое) состояние системы возникает, как и в предыдущем случае, когда все три отношения позитивны, либо одно отношение позитивно и два негативны; диссонанс возникает там, где два отношения позитивны и одно негативно.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера является, пожалуй, наиболее известной широкому кругу людей когнитивной теорией. В ней автор развивает идеи Хайдера, касающиеся отношений баланса и дисбаланса между элементами когнитивной карты мира субъекта. Основное положение этой теории следующее: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, субъективно переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение, направленное на его изменение - человек стремится вновь достичь внутреннего непротиворечия.

Диссонанс может возникать:

1. из логической непоследовательности (Все люди смертны, но А будет жить вечно.);

2. из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам (Родитель кричит на ребенка, зная, что это нехорошо.);

3. из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (Коммунист на выборах президента голосует за Путина (или Жириновского);

4. из несоответствия данного когнитивного элемента прошлому опыту (всегда нарушал правила дорожного движения - и ничего; а сейчас оштрафовали!).

Выход из состояния когнитивного диссонанса возможен следующим образом:

1. через изменение поведенческих элементов когнитивной структуры (Человек престает покупать продукт, который, по его мнению, слишком дорогой (некачественный, немодный и т.д.);

2. через изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (Человек продолжает покупать некоторый продукт, убеждая окружающих, что это - то что надо.);

3. через расширение когнитивной структуры таким образом, чтобы в нее вошли ранее исключавшиеся элементы (Подбирает факты, свидетельствующие о том, что вот В, С и Д покупают такой же продукт - и все отлично!).

Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума описывает дополнительные возможности выхода из ситуации когнитивного диссонанса. Согласно этой теории, возможны другие варианты выхода из состояния диссонанса, например, через одновременное изменение отношения субъекта и к другому субъекту, и к воспринимаемому объекту. Делается попытка предсказания изменений отношений (аттитюдов), которые произойдут у субъекта под влиянием стремления восстановить консонанс внутри когнитивной структуры.

Основные положения теории : а) дисбаланс в когнитивной структуре субъекта зависит не только от общего знака отношений, но и от их интенсивности; б) восстановление консонанса может быть достигнуто не толь за счет изменения знака отношения субъекта к одному из элементов триады “Р,О,Х”, но и путем одновременного изменения и интенсивности и знака этих отношений, причем - одновременно к обоим членам триады.

Название «когнитивная психология» происходит от англ, cognition - познание. Данный подход, сформировавшийся в 60-е гг. XX в. возвращает психологию к тематике ранних этапов, когда основной проблемой была проблема познания, а центральным понятием - понятие «разум» (или «высшие психические процессы») . Речь идет преимущественно об Античности и Новом времени, но с уверенностью можно сказать, что познавательные процессы были ключевой темой психологии на протяжении всей ее истории.

Предметом когнитивной психологии являются все познавательные процессы от ощущений и восприятий до внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Она изучает то, как люди получают информацию о мире, каковы представления человека об этой информации, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, и как эти знания влияют на поведение человека . Методы когнитивной психологии - это преимущественно эксперимент, наблюдение.

Значимыми предшественниками когнитивной психологии были: Вундт и структуралисты, экспериментально исследовавшие сенсорные процессы; американские функционалисты, искавшие ответы на вопрос о том, как психика помогает адаптироваться к реальности; гештальтисты, изучавшие структуру проблемного поля, проблемы восприятия и мышления; представители вюрцбургской школы, впервые начавшие экспериментальное иссле дование процесса мышления.

Рис. 10.19.

Наиболее важной фигурой в этом ряду является фигура швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-

1980). Пиаже, биолог по образованию, начал исследования детского мышления в 20-е гг. XX в.

Работая ассистентом в психологической лаборатории в Сорбонне под началом А. Вине и проводя тестирование интеллекта детей с помощью «метрической шкалы интеллектуального развития», молодой Пиаже (рис. 10.19) обратил внимание не на успешность, а на типичные ошибки, которые совершают дети определенного возраста, отвечая на вопросы теста.

Первые работы Пиаже касались исследования отдельных элементов детского мышления: «Речь и мышление ребенка» (1923), «Суждение и умозаключение у ребенка» (1924), «Представление ребенка о мире» (1926), «Физическая причинность у ребенка» (1927). Они написаны по результатам исследований спонтанных речевых реакций детей в свободной беседе. Из наблюдений и последующих экспериментальных исследований детского мышления сформировалась Женевская школа генетической психологии, родились концепция интеллекта как инструмента поддержания равновесия индивида в среде и замечательная теория этапов когнитивного развития детей .

60-е гг. XX в. были периодом бурного развития вычислительной техники, на смену метафоре «часов», характерной для XVII в., в психологию пришла метафора «компьютера» . Возникает понятие «информация» и попытки описать познавательную деятельность человека с помощью компьютерной метафоры. Понятийный аппарат психологии наполнился новыми терминами, такими как «информационный вход» и «выход», «бит информации», «информационная емкость канала», «помехи при передаче информации», «человек как источник и получатель информации», «обратная связь», «искусственный интеллект» и др.

В атмосфере нового духовного климата рождаются теории, которые ставят целью изучить и описать познавательные процессы человека с использованием новой терминологии.

Одним из первых психологов-когнитивистов был американский психолог Ульрих Найссер (1928-2012), который первоначально выбрал предметом своего интереса физику. Под влиянием книги К. Коффки «Принципы гештальтпеихологии» он продолжил образование у В. Келера, а защитив докторскую диссертацию, начал работать под началом А Маслоу. В 1967 г. выпустил книгу под названием «Когнитивная психология», где дал определение нового подхода, и в один прекрасный момент обнаружил, что его называют «отцом когнитивной психологии» . Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные сигналы подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются. В 1976 г. выходит вторая крупная работа Найссера «Познание и реальность» (рус. перевод 1981), в которой автор подвергает серьезной критике увлеченность американской психологии бихевиоризмом и опасается, что в скором времени наука о поведении будет широкомасштабно использоваться в целях манипулирования людьми. В данной работе Найссер также обсуждает тему экологической валидности психологических экспериментов. Он пишет, что в современных исследованиях когнитивных процессов обычно используется абстрактный, дискретный стимульный материал, далекий от культуры и реальных обстоятельств повседневной жизни. Это несовпадение предъявляемых в эксперименте задач с теми, которые приходится решать человеку в жизни, наводит Найссера на мысль об «экологической инвалидности» моделей современных экспериментов . Одно из основных понятий концепции У. Найссера - понятие «перцептивная схема». Под схемой понимается внутренняя структура, которая складывается у человека по мере накопления опыта, она средство избирательного извлечения информации из внешнего мира и сама меняется под влиянием получаемой информации. Найссер считает, что основным познавательным процессом является восприятие (перцепция), которое порождает другие виды психической активности (базовый тезис эмпирической психологии). С точки зрения биологии, схема - это часть нервной системы с ее периферическим и центральным звеньями. У организма много схем, связанных друг с другом сложным образом. Например, мотивы - это тоже схемы, которые принимают информацию и направляют действия в более крупном масштабе.

Другим представителем когнитивной психологии является Джордж Миллер (1920-2012), который начинал как специалист в области речевой коммуникации, а затем вместе с Джеромом Брунером создает цент когнитивных исследований при Гарвардском университете. Миллер занимался компьютерным моделированием процесса мышления, теорией информации и применением статистических методов для изучения процесса научения.

Джером Брунер (1915-2016) - один из видных представителей когнитивной психологии и последователь Ж. Пиаже. Получил образование и первоначально работал в США (Гарвардский университет), с 1972 г. - в Великобритании (Оксфордский университет). В ранних работах 1940-х гг. обобщил свой опыт исследования процесса восприятия у беженцев из фашистской Германии. Итогом этих исследований стал вывод, что восприятие людей, переживших сильный стресс, искажает реальность. В частности Брунер показал, что, чем большая субъективная ценность приписывается предмету, гем больше кажется его физическая величина, что стресс приводит к тому, что нейтральные слова воспринимаются как угрожающие. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от личного опыта он вводит понятие «социальное восприятие». В работе «Исследование когнитивного роста» (1966) Брунер выделяет три формы знания, которые соответствуют трем этапам когнитивного развития и трем формам представления детьми реальности:

  • в возрасте до трех лет отображение реальности осуществляется в виде имитирующих действий. Например, ребенок не может объяснить, как птица машет крыльями при полете, но может показать, как она это делает;
  • в возрасте трех - семи лет ребенок способен создавать образы, которые могут отражаться в рисунках или храниться в воображении;
  • после семи - восьми лет дети способны пользоваться символами, которые предполагают наличие абстрактного мышления.

Брунер считает, что сущность образовательного процесса - это обеспечение инструментов и методов для перевода опыта человека в символы и упорядочивания их. В переведенной на русский язык книге «Психология познания» (1977) Брунер исследует процесс восприятия как акт категоризации, феномены неадекватного восприятия и культурные различия в восприятии (зрительное восприятие гарпунщиков рыбы, которые воспринимают цель через искажающую призму - толщу воды; сортировка шкур оленеводами по специфике узора и др.). Процесс мышления автор понимает как процесс формирования понятий и с целью его исследования модифицирует известную экспериментальную процедуру Нарцисса Аха, широко известную в отечественной литературе как методика образования искусственных понятий.

Когнитивная психология (КП) – раздел психологической науки, который изучает познавательные процессы психики человека. Её целью является изучение роли знаний в поведении индивидуума.

Объектами когнитивной психологии стали:
  • память;
  • воображение;
  • внимание;
  • восприятие;
  • распознавание образов, звуков, запахов, вкуса;
  • мышление;
  • речь;
  • развитие;
  • интеллект.

«Когнитивный» в переводе означает «познавательный». Если говорить простыми словами, согласно идеям КП человек получает сигналы извне (свет, изображение, звук, вкус, запах, ощущение температуры, тактильные ощущения), анализирует действие этих раздражителей, запоминает их, создает определенные шаблоны своего ответа на внешнее воздействие. Создание шаблонов позволяет ускорить ответ на последующее аналогичное воздействие. Однако при неверном изначальном создании шаблона происходят сбои адекватности восприятия внешнего раздражителя. Поиск неверного шаблона и замена его правильным – метод КП. Когнитивная психология исследует как сознательные, так и бессознательные психологические процессы, однако бессознательное здесь трактуется как автоматические мысли.

История когнитивной психологии

Начало современной психологии было положено в середине 19 века, к концу 19 столетия ощущался явный перевес физиологического подхода в описании психики человека. Исследования Павлова подтолкнули Дж.Уотсона к идее бихевиоризма со схемой «стимул-реакция». Подсознание, душа, сознание, как величины, которые нельзя измерить, попросту списывались со счетов. В противовес этой концепции существовал фрейдизм, нацеленный на изучение внутреннего мира человека, но совершенно субъективный.

Когнитивная психология возникла в результате кризиса идей бихевиоризма и развития искусственного интеллекта, когда в 60-х годах учёным пришла идея о человеке как о биокомпьютере. Процессы мышления описаны аналогично процессам, производимым ЭВМ. Наиболее значимая в 50-е годы теория бихевиоризма имела своим объектом внешне наблюдаемое поведение человека, в противовес им когнитивная психология занялась внутренними процессами в психике индивидуума.

Наиболее активно когнитивная психология развивалась усилиями американских исследователей. Период с 1950 по 1970 называют когнитивной революцией. Термин «когнитивная психология» впервые употребил американец Ульрик Найссер.

Плюсами КП стали:
  • наглядность схемы процессов мозга;
  • наличие системообразующей теории;
  • создание общей модели психики;
  • объяснение философского вопроса о связи бытия и сознания – они связаны через информацию.

Имена когнитивной психологии

Джордж Армитаж Миллер (1920-2012 гг, США) – самая известная его работа посвящена кратковременной памяти человека (формула «7 +/- 2»).

Джером С. Брунер (1915-2016 гг, США) – исследовал когнитивные процессы, внес немалый вклад в теорию обучения, психологию педагогики.

Ульрик Найссер (Нейсер) (1928-2012 гг, США) – в 1976 году в своей книге «Когнитивная психология» он, впервые употребив этот термин, описывающий психологическую теорию последних лет, указал и на её основные проблемы, совершив толчок к дальнейшему развитию КП. Он также описал феномен предвосхищения информации.

На базе КП возникло направление когнитивной психотерапии, основателями которой признаются Альберт Эллис и Аарон Бек.

Черты когнитивной психологии

Наиболее яркими чертами этого направления психологии стали:
  • компьютерная метафора в описании процессов мышления;
  • символьный подход;
  • хронометрические эксперименты на скорость реакции.

Аксиомы когнитивной психологии

А.Т. Бек предположил, что отклонения в психике объясняются нарушением процесса самосознания, ошибкой в обработке внешних данных. Например, женщина с анорексией воспринимает себя как слишком толстую, и излечить её возможно, определив сбой в суждениях. То есть когнитивная психология считает аксиомой наличие объективной действительности. Когнитивная психотерапия решает проблему иррациональных идей.

Хабер в 1964 году сформулировал следующие принципы-аксиомы КП:
  • Информация собирается и перерабатывается в сознании в строгой последовательности (аналогично процессам в ЭВМ).
  • Возможности по хранению и переработке информации ограничены (сравните с емкостью памяти электронных устройств), именно поэтому мозг подходит выборочно к сигналам из внешнего мира, ищет эффективные способы работы с входящими данными (стратегии).
  • Хранение информации происходит в кодированном виде.

Направления когнитивной психологии

Современная КП занимается изучением психологии развития когнитивных структур, языка и речи, теорий интеллекта.

Можно выделить следующие направления КП:
  • Когнитивно-поведенческая психология – направление когнитивной психологии, в основе которого предположение, что личностные проблемы индивидуума обусловлены его неправильным поведением. Целью работы с пациентом является поиск ошибок в поведении, обучение правильным моделям.
  • Когнитивная социальная психология – её задачей является социальная адаптация личности, помощь в социальном росте человека, путем анализа механизмов его социальных суждений.

Современная когнитивная психология тесно связана с исследованиями в нейробиологии. Последняя является областью науки, изучающей устройство и функционирование нервной системы организмов. Постепенно две области науки переплетаются, при этом когнитивная психология сдает свои позиции, уступая место когнитивной нейронауке.


Критика когнитивной психологии

Когнитивная психология не учитывает эмоциональных составляющих процесса познания, абстрагируется от намерений и потребностей человека, старается схематизировать познавательные процессы, которые не всегда можно уложить в схему. Когнитивисты утверждают «автоматичность» переработки получаемых внешних данных, игнорируя сознательный выбор индивидуума. Это основные моменты, из-за которых она подвергается критике. Ограниченность подхода КП привела к развитию генетической психологии (Ж.Пиаже), культурно-исторической психологии (Л.Выготский), деятельностному подходу (А.Леонтьев).

Несмотря на критику, когнитивная психология является ведущим современным направлением науки о процессе познания. КП показывает отличные результаты в терапии больных с депрессией, людей с заниженной самооценкой. КП стала основой для развития когнитивной лингвистики, нейропсихологии, когнитивной этологии (изучение познавательной деятельности животных). Данные КП применяются для построения учебных программ, для повышения результативности курсов, например, по изучению иностранных языков. КП имеет влияние во всех направлениях психологии, психотерапии.

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) появилась в 60-х годах прошлого века. Этот раздел психологии относится к современным направлениям в исследовании познавательных процессов.

Слово «когнитивный» происходит (от латинского cognition – «познание»), а в переводе (с английского cognitive – «познавательный»), таким образом, можно сказать, что когнитивная психология – это часть психологической науки, занимающаяся изучением действий познавательного характера.

Исследования в области когнитивной психологии, как правило, сопряжены с проблемами, связанными:

  • с памятью;
  • эмоциями;
  • вниманием;
  • мышлением (в том числе и логическим;
  • воображением;
  • способностью принимать те или иные решения.

Многочисленные утверждения когнитивной психологии являются базой нынешней психолингвистики. Заключения когнитивной психологии обширно применяются в иных сегментах психологической науки, например, таких как социальная, психология личности и образования.

В настоящее время формирование когнитивной психологии в значительной степени базируется на установлении сходства между процессами, несущими познавательный характер у человека и преобразованными данными вычислительной техникой. Таким образом, были отобраны множественные элементы конструкции (блоки) действия которых были направлены на познание и исполнение в первую очередь в отношении памяти (Ричард Аткинсон).

Максимальное продвижение в когнитивной психологии приобрела теория о том, что психика есть некий прибор с зафиксированной возможностью преобразования полученных сигналов. Значимое место в данной теории отводилось внутреннему когнитивному устройству человека, которое представляло собой некую систему для хранения, ввода и вывода данных, учитывая при этом его пропускную способность. В данном случае проводилась аналогия между работой головного мозга и персонального компьютера.

Немного истории

Это направление психологии зародилось в середине двадцатого века в Соединенных Штатах Америки. До возникновения когнитивной психологии в том виде, в котором она сейчас, специалисты в области данной науки пытались и ранее работать над теми трудностями, которые возникали в процессе познания. Еще несколько веков тому назад ученые пытались исследовать мышление не только с философской точки зрения, но и научной.

Наибольшую конкретику в существующую сегодня психологию привнесли такие ученые того времени, как:

  • Декарт;
  • Кант.

Концепция Декарта, а именно созданная им структура психологической науки, вылилась в изучение своей психики экспериментальными методами. Юм стремился определить законы ассоциативного мышления и систематизировал психические процессы. У Канта, в свою очередь, сознание – это система, а полученные навыки (опыт) данные которые наполняют эту систему.

Было бы неверным полагать, что основой когнитивной психологии считаются лишь данные философы. Безусловно, не только они, но и другие научные деятели иных сфер знаний привнесли собственный вклад в формирование и становление данной области психологической науки.

Полагают, что толчком к появлению когнитивной психологии стала встреча, состоявшаяся в 1956 году в Массачусетском научно-техническом университете. Явившаяся началом революции в психологии, которая основываясь на возникновении интереса к особенностям познания человека и к самому познавательному процессу.

Возникшее новое направление в психологии было нацелено против:

  • бихевиористского течения;
  • изъятия психического элемента из оценки поведения;
  • игнорирования действий, направленных на формирование познавательных процессов и развития.

Заключительной основой когнитивной психологии стал необихевиоризм. Затем, отталкиваясь от взгляда на организм человека, как на систему, занимающуюся получением информации с ее последующей обработкой, был изобретен новейший аспект. Данный аспект базируется на понятии о том, что общество оказывает различного рода воздействие на полученную информацию.

Человечество перерабатывает полученные данные в иную конфигурацию, отбирая конкретные показатели с дальнейшей их переработкой либо полной ликвидацией из-за ненадобности. В этот период когнитивная психология уверенно стоит на собственной методологической площадке, что обуславливается стремительным развитием компьютерных технологий и возникновением новейших абстрактных изучений в сфере психологии.

Основы когнитивной психологии

Главным предметом исследования в когнитивной психологии являются такие познавательные процессы, как:

  • память;
  • речь;
  • воображение;
  • чувства;
  • мышление.

В качестве способов берутся хронометрические методы, базирующиеся на четкой регистрации того периода времени, которое потребовалось для решения существующей задачи либо скорости реакции на полученный сигнал. Интроспективные способы в данном случае неприемлемы, так как не владеют той правильностью и точностью, которая необходима при исследовании отмеченных объектов.

Все конфигурации познавательного процесса человека и его активность, аналогичны операциям персонального компьютера.