Главный герой рассказа — мальчик по имени Котька. Вместе с другом Павликом он возвращался с рыбалки. Дорога проходила мимо огуречного поля, и Павлик подговорил Котьку набрать огурцов. Так они и сделали, но мальчиков заметил сторож. Сторож начал свистеть в свисток и ребята убежали. Павлик после этого решил не рисковать и не носить домой огурцы, добытые таким сомнительным способом. Он отдал свою долю Котьке.
Дома Котька радостно сообщил маме, что принес огурцы. Но когда мама узнала, откуда они взялись, то не обрадовалась. Мама объяснила Котьке, что он и его друг Павлик украли огурцы, и велела отнести их обратно на поле. Было уже поздно и на улице стемнело. Котька боялся идти один в темноту, но мама была непреклонна. Пришлось мальчику идти обратно.
По дороге Котька от страха громко плакал. Когда он дошел до поля, на его плач вышел сторож. Котька все ему рассказал и вернул украденные днем огурцы. Сторож тоже сказал Котьке, что воровать нехорошо. Когда же Котька стал оправдываться, что его подговорил на этот поступок Павлик, сторож заметил, что надо жить своим умом и решения принимать самостоятельно, без чужих подсказок.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «Огурцы» состоит в том, что брать чужое, воровать – это очень плохо. Даже если что-то чужое легкодоступно, как огурцы на колхозном поле, все равно этого брать нельзя. Рассказ учит тому, что следует быть ответственным за свои деяния. Котька совершил плохой поступок, взял чужое. Его мама хоть и проявила жесткость, отправив сына возвращать огурцы, но сделала она все правильно. Котька в результате на всю жизнь должен запомнить преподанный мамой урок, что воровать – это очень плохо.
В рассказе «Огурцы» мне понравился сторож с огуречного поля. Он по-доброму отнесся к Котьке, который принес украденные огурцы обратно и не стал его сильно ругать. Сторож также объяснил Котьке, что не стоит совершать поступки под влиянием уговоров другого человека. Все решения в жизни следует принимать самостоятельно.
На чужой медок не разевай роток.
На друга надейся, а сам не плошай.
Сам смекай, где берег, где край.
Маргарита Коротких
«Пересказ рассказа Н. Носова «Огурцы». Занятие по развитию устной связной речи старших дошкольников
развитие устной связной речи на примере художественных произведений.
Учить пересказу по опорным картинкам
Развивать грамматические навыки
Обогащать словарный запас
Отвечать на вопросы целым предложением
Воспитатель: Дети, сегодня мы будем учиться пересказывать рассказ Николая Носова (демонстрация портрета писателя).
Воспитатель: Какие произведения этого автора мы с вами уже читали?
Дети: “Приключения Незнайки”, “Горки”.
Воспитатель: А о чём будет новый рассказ Н. Носова, вы скажите сами как только отгадаете загадку:
Летом в огороде – свежие зелёные,
А зимою в бочке - жёлтые солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
Дети: (огурцы)
Воспитатель: Когда их много, они – огурцы. А когда один?
Дети: Огурец.
Воспитатель: Есть что? (показывает картинки)
Дети: Огурец, огурцы.
Воспитатель: Нет чего?
Дети: Огурца, огурцов.
Воспитатель: Подошёл к чему?
Дети: К огурцу, к огурцам.
Воспитатель: Доволен чем?
Дети: огурцом, огурцами.
Воспитатель: Думаю о чём?
Дети: Об огурце, об огурцах.
Воспитатель читает рассказ. В процессе чтения помещает на доску иллюстрации по порядку.
Проводится беседа по содержанию рассказа.
Воспитатель: Кто главные герои рассказа?
Где живут дети: в городе или в деревне?
Куда отправились дети?
Куда забрели дети на обратном пути?
Что делали мальчики на колхозном огороде?
Как отнеслась мама к тому, что Котька пришел с огурцами?
О чём думал Котька, когда нёс огурцы обратно?
Что Котька сказал сторожу?
В каком настроении Котька возвращался домой?
Игра: “Что такое хорошо и что такое плохо?”
Воспитатель называет разные поступки, дети оценивают их, поднимая и опуская большой палец в кулачке.
1. Павлик взял с собой Котьку ловить рыбу.
2. Мальчики забрались в чужой огород.
3. Мальчики убежали от сторожа.
4. Павлик подумал, что ему достанется от родителей и отдал огурцы Котьке.
5. Котька рассказал маме, где взял огурцы.
6. Мама отправила Котьку к сторожу.
7. Котька решил, что бросит огурцы в канаву, а скажет что отнёс.
8. Котька подумал:”Нет! Отнесу, а то дедушке из-за меня попадёт!”
9.”Дедушка, я принёс огурцы обратно,”- произнёс Котька.
10. Котька сказал: “Павлик брал и я взял”.
11. Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
Воспитатель: Дети, в народе говорят: “Не тобой положено, не тобой и возьмётся”. Как вы понимаете эту пословицу?
Кому из героев рассказа нужно так сказать?
Дети:
Нельзя брать чужого. -
Нужно отвечать за свои поступки. -
Раз, два, три, четыре, пять!
Хмуриться не будем,
Про печаль забудем,
Станем улыбаться,
Весело смеяться!
Улетели все печали,
Лица радостными стали!
Воспитатель: Дети, всё, что мы хотим пожелать Котьке и самим себе, мы вложим в нашу пирамиду.
Дети по очереди говорят пожелания, кладут ладонь и выстраивают пирамиду.
-Будь честным!
Будь трудолюбивым!
Будь смелым!
Будь умным!
Будь здоровым!
Будь счастливым!
Воспитатель: Дети, наши пожелания услышат все и пусть они сбудутя!
Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал «Икс». А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.
Н.Н.Носов - автор таких произведений как «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры». За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов - сказок «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.
по УМК «Перспектива»
Конспект урока
Тема : Н.Носов «Огурцы».
Тип урока : урок открытия новых знаний
Оборудование: презентация, выставка книг Н.Носова, рисунки по его рассказу, карточки с заданиями
Цели урока:
Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения;
Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации;
подбирать пословицы к содержанию текста;
формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Задачи урока:
образовательные:
способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
создать условия для выразительного чтения;
способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитательные:
воспитание нравственных чувств и этического сознания: уважение к пожилым людям, любовь и бережное отношение к чувствам близких.
уважение к труду других людей, осознание ценности быть честным; отрицательное отношение ко лжи.
Планируемые результаты
Предметные умения:
Составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;
Пересказывать текст от лица главного героя;
Формулировать правила дружеских отношений.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
Проявлять желание читать произведения о детях;
Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
Адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Познавательные:
Определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
– подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Коммуникативные:
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Ход урока.
Мотивация учебной деятельности.
Начинаем урок литературного чтения. Приятно общаться с человеком весёлым и доброжелательным. Начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
2. Речевая разминка. Проверка дом. задания.
(слайд)
Доброе дело крепко.
Доброму добрая память.
Не устоять худу против добра.
На свете не без добрых людей.
Прочитайте глазами. Что вы прочитали?
Прочитайте шёпотом. Прочитайте шёпотом и медленно. Прочитайте громко и медленно. Прочитайте выразительно, делая акцент на главном слове.
Что объединяет эти пословицы? (они о добре)
Проверим, как вы выполнили задание в «Творческой тетради»?
(дети читают пословицы)
Оценивают себя на листе оценивания.
Актуализация знаний.
Рассмотрите иллюстрации к произведениям одного замечательного автора.(слайд)
Кто узнал эти произведения? Назовите. («Огурцы» «Заплатка» «Мишкина каша»)
Перед вами выставка книг Н.Носова. Какие его произведения вам знакомы?
4. Тема и цель урока.
Отгадайте загадку. Назовите тему урока.
Я забрался в огород,
Зонт зелёный там растёт,
Кто-то хитрый под зонтом
Отыскал тенистый дом.
Вот он! Вот он! Мой хитрец-
Вкусный, спелый …..(огурец)
Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?
Какую цель вы перед собой поставите?
5. Работа по теме урока.
А) Первичное чтение. Читает выразительно учитель.
К какому жанру относится произведение? Почему?
Проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы. (Дети в паре работают на карточке)
1. Куда ходили Павлик и Котька?
А) на рыбалку
Б) на огород
В) в лес
2. В каком настроении пришёл Котька домой?
А) грустном
Б) радостном
В) задумчивом
3. Как встретила сына мама?
А) просила вернуть огурцы
Б) засолила огурцы
В) отдала огурцы соседям
4. Почему Котька не хотел возвращаться на огород?
А) было стыдно
Б) было далеко идти
В) боялся сторожа
5. Как повёл себя сторож с мальчиком?
А) отругал, накричал
Б) спокойно поговорил
В) ничего не сказал
6. Какое душевное состояние было у Котьки по пути домой?
А) грустное
Б) безразличное
В) радостное
Проведите самопроверку. (слайд)
(А, Б, А, В, Б, В)
Физминутка.
(под музыку дети повторяют движения героев на доске)
Продолжение работы над произведением.
Читаем рассказ ещё раз. А чтобы не было затруднений при чтении, потренируемся. Читайте целыми словами. (слайд)
место – поместил – поместились
Читайте первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.
о-гля-ды-вать-ся – оглядываться
о-ста-но-вил-ся – остановился
Читайте внимательно.
соврал – сорвал совать – соврать
нарвали – наврали выпрошу - выброшу
Читаем до слов «Ну, и я взял» (оцениваем чтение ученика)
Что вы узнали о двух друзьях?
Как вы относитесь к поступку Павлика? А с вами когда- нибудь такое было?
Как мама оценила поступок Котьки?
Как можно озаглавить эту часть? (каждый пункт плана появляется на слайде)
(«Котька пришёл домой радостный»)
Читаем до слов «Котька повернулся и медленно пошёл по улице».
Как Котька отреагировал на требование мамы отнести огурцы на грядку?
Какие серьёзные слова сказала мама? О чём они говорят? Какие чувства были у мамы в тот момент?
Как озаглавим эту часть?
(«Пусть лучше у меня не будет сына»)
Прочитаем этот диалог по ролям выразительно.
Что чувствовал Котька, когда шёл по улице? Какие черты характера проявились у Котьки? Каким изобразил его автор? Что ещё можно сказать о Котьке?
Как озаглавим эту часть?
(«Шёл по улице и плакал»)
Читаем до слов «Иди, иди, сынок»
Как сторож оценил раскаяние Котьки? Каким был дедушка-сторож? В чём вы почувствовали его строгость? В чём проявилась доброта? Как нужно читать слова героев?
Прочитаем отрывок по ролям.
Как озаглавим эту часть?
(«Сам понимать должен»)
Прочитайте последние три строчки. Чему радовался Котька?
Как озаглавим?
(«На душе у него было радостно»)
Мы разобрали весь рассказ и составили план. (слайд)
Он поможет вам дома подготовить пересказ этого рассказа. А чтобы вы его не забыли, я напечатала план на карточках, которые вы возьмёте домой.
Какой поступок совершил Котька в конце рассказа? Можно ли его поступок назвать благородным?
Прочитайте пословицы на доске. Соотнесите их с текстом. (слайд)
На обмане далеко не уедешь.
За правое дело стой смело.
Кто выбрал пословицу 1 отметьте себя.
Найдите в рассказе предложение, в котором заключена основная мысль.
(«А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен»)
Сделайте вывод. (выносится на доску) слайд
Какой жизненный урок преподала мама сыну?
Чему учит нас история с Котькой? (честности, чувству товарищества, обдумывать свои поступки)
Почему свой рассказ Н.Носов назвал «Огурцы»?
Рефлексия
Что же почерпнули из этого урока? Начните свой ответ словами:
Я никогда не думал, а теперь понял…
Я понял, что за плохой поступок …
Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Посмотрите в свои листы самооценки. Поднимите руку у кого более трёх «!» Вы получаете пятёрку. У кого два – четыре.
9. Домашнее задание.
Пересказ рассказа Н.Носова «Огурцы» по плану. По желанию сделать свои иллюстрации к рассказу.
Главные герои рассказа сорвали огурцы, не спросив при этом сторожа. Ребята сорвали их столько, что пришлось нести огурцы домой. Дома мама одного из главных героев узнала о том, каким образом сын достал огурцы. Тогда она сказала мальчику отнести их обратно на огород, и во всем признаться сторожу. Мальчики там и поступили. Сторож их немного поругал, но огурцы сказал оставить себе. Произведение Носов «Огурцы» повествует о том, что ни в какой ситуации нельзя брать чужое без проса, ведь это очень плохо.
Главные герои – ребята, которых зовут Павлик и Котька. Однажды ребята собрались на рыбалку, но она абсолютно не удалась. Мальчик не повезло, они не смогли ничего словить. Тогда ребята решили возвращаться домой. Их путь пролегал через огороды. На одном из них мальчики увидели уже созревшие огурцы, и решили сорвать для себя несколько штук. Ребята очень тихо перелезли через забор, сорвали огурцы и со своей добычей побежали со всего духу домой.
Котька прибежал домой с огурцами, там его уже давно ждала мама. Она спросила, откуда у его сына овощи. Тогда мальчику пришлось сознаться в содеянном. Мама сказала Котьке о том, что ему обязательно нужно вернуть огурцы и сознаться в том, что он их украл. Мальчик не хотел этого делать, ведь ему было стыдно. Но все же Котька вернулся на огород и признался сторожу. Тот немного ему поругал, но сказал оставить огурцы себе.
В руки Алисы Селезневой попадает таинственный черный камень неизвестного происхождения. Чтобы раскрыть его тайну девочка отправляется на поиски приключений.
Действия романа разворачиваются вокруг нескольких женщин: известной писательницы Виды Винтер, её сестёр и главной героини Маргарет Ли, которая работает в библиотеке своего отца и с ума сходит по французским романам
Осел, увидел Соловья, сказал птице, что давно наслышан о ее таланте, и попросил спеть. Ослу хотелось самому услышать чудное звучанье, и проверить, действительно ли птица так хороша.
Жили на свете вдова и две дочери: старшую мать любила, так как та была на нее похожа и внешне, и ужасным характером, а младшую заставляла работать. Младшая дочь была красива, добра, как ее отец.
Семья отправилась в лес собирать землянику. Мама дала дочке Жене кувшинчик и показала полянку, на которой много ягод. Девочка походила по полянке, но ягод не нашла.