Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Понятие гендер. Гендерный признак - это реальное качество человека или стереотип

Понятие гендер. Гендерный признак - это реальное качество человека или стереотип

Введение

Мужчина и женщина - представители одного и того же биологического рода, относящиеся к разному полу - мужскому и женскому. Это знает и понимает каждый школьник. Однако в последнее время все чаще и чаще приходится слышать такое понятие, как гендерный признак. Что означает данное понятие, и в каких аспектах его можно рассматривать? Попробуем разобраться.

Гендерный признак в медицине

В медицинской литературе можно встретить понятие гендерной медицины. Уже давно известно, что хороший врач не будет одинаково лечить от одной и той же болезни мужчину и женщину (даже одного возраста). Почему? Потому что организмы представителей разного пола устроены по-разному. В первую очередь это связано с гормонами. Мужским организмом управляет тестостерон, а женским - эстроген и прогестерон. Именно из-за работы гормонов женский и мужской организмы реагируют на воздействие раздражителей по-разному. У мужчин чаще встречаются одни болезни, а у женщин - другие. Они по-разному переносят стресс и боль. Если терапевт при жалобах женщины на мигрень отправляет ее к гинекологу, это не значит, что это неквалифицированный врач. Скорее, наоборот. Изменение гормонального фона женщины может повлиять буквально на любые процессы в ее организме.

Кроме того, гендерный признак проявляется в эмоциональной реакции и поведении человека. Так, женщинам, для того чтобы нормально себя ощущать, нужно в день выговорить более двадцати тысяч слов, а мужчинам - всего шесть-восемь тысяч. Женщины более эмоциональны, а мужчины более сдержаны. У профессиональных психологов алгоритмы работы с пациентами разных полов кардинально отличаются, так как их «внутреннее устройство» также очень разнится.

Гендерный признак. Социальный и политический аспекты

Интересоваться и серьезно заниматься вопросами гендерного равенства во всем цивилизованном мире начали достаточно давно. Гендерная политика - это важное направление работы многих ученых и политиков в настоящее время. Женщины и мужчины населяют планету примерно в равном соотношении и имеют равные интеллектуальные способности, однако права у них не всегда и не всюду равные. Времена матриархата давно ушли в прошлое, и сегодня очень часто именно женщины не получают доступа ко многим правам и свободам. Исследования в данном направлении показали, что в странах с равными правами для обоих полов все хорошо и с экономическим развитием. А в государствах, где права женщин в большей или меньшей степени ущемляются, очень заметно экономическое отставание. Конечно, это не основная причина, однако сильная зависимость от отношений к "слабому" полу здесь имеет место.

Во многих странах Азии и Африки девочек не пускают в школы, а женщинам не дают доступа к высокооплачиваемым должностям или за ту же работу платят значительно меньше. В некоторых слаборазвитых странах женщина считается собственностью мужа и обязана выполнять большую часть работ по дому и на земле. В то время как мужчина большую часть заработка тратит на свои развлечения. Во многих странах женщины ограничены в юридических правах (право голоса на выборах, права на детей и другие), а также не допускаются в политику. Решать эти и другие гендерные проблемы призвано большое количество общественных организаций по всему миру. Регулярно проводится большое количество кампаний, направленных на прекращение ущемления прав женщин во всех странах. Однако большую роль здесь играют традиции, которые передавались из поколения в поколение и которые почти невозможно перебороть. Поэтому о скором решении существующих проблем речь не ведется.

Довольно часто можно столкнуться с такими выражениями, как "дискриминация по гендерному признаку", "гендер", "гендерный признак". В наше время, когда права всех и вся защищают практически во всём мире, когда слова "толерантность" и "недискриминация" звучат почти из каждого приёмника, эти слова особенно часто появляются в лексиконе политических деятелей, известных правозащитников, а также просто окружающих людей.

Далеко не каждый человек имеет чёткое представление о том, что означает этот термин и всё, что с ним связано. Большинство людей, которые его слышат или используют, путают его с другими обозначениями: "пол" и "половой признак".

О том, что означает "гендер", что такое "гендерный", и чем отличается "гендерный признак" и "признак половой", будет описано в этой статье.

Гендер - что это?

Для начала стоит разобрать само определение понятия "гендер". Смутное представление о том, что такое гендер, и как его использовать в речи, имеет большинство людей, но очень часто многие просто путают понятия, не зная их чёткие определения.

Гендер - это обозначение спектра определённого спектра характеристик, которые относятся к фемининности и маскулинности . То есть, по сути, это перечень характеристик, которые присущи представителям определённого пола. Именно поэтому многие и путают это понятие с полом и половыми признаками. Но следует помнить о том, что между этими двумя понятиями есть существенные различия.

В чём различия между гендерным признаком и половым признаком?

Стоит выделить основные различия, которые имеются между двумя этими понятиями. В принципе, определения их довольно похожи . И гендерный и половой особенности обозначают отличительные особенности представителя определённого пола. При этом стоит уточнить, о каких особенностях идёт речь:

Гендерный признак затрагивает признаки пола , касающиеся социального определения индивида. В теории социального конструктивизма, а также в гендерных исследованиях, понятия "пол" и "гендер" противопоставляются друг другу. В основе этого противопоставления лежит тезис о том, что различия между женщинами и мужчинами не имеют под собой биологического происхождения, а навязаны социальными структурами, для которых эти гендерные обозначения являются легитимными.

Гендер подразумевает разделение не по половым признакам, а по такому эфемерному принципу, как "природная сущность". То есть, за основу берётся не биологическая принадлежность к полу, а своё собственное осознание индивида. Его собственная ментальная принадлежность, его ощущение отношения к определённому полу и является определением его гендера.

Теория социального конструктивизма является теорией противоположной биологическому детерминизму, который предполагает принадлежность человека к полу, признаки которого у него были сформированы ещё в утробе матери. Социальный конструктивизм ставит под сомнение эту теорию гласит, что гендерные роли, половое разделение, не даются при рождении, а проявляются со временем. Если говорить уж совсем грубо, то социальный конструктивизм утверждает то, что женщинами или мужчинами не рождаются, а становятся.

Гендер и его признаки приобретаются индивидом не при рождении, а с течением времени. Каждый человек вправе сам решать к какому полу он относится и какие гендерные признаки ему ближе. Определение своего гендера зависит и от ощущений самого индивида, а также от социальных взаимоотношений.

История появления понятия

Следует сказать и о том, как вообще данное понятие появилось. Для появления определения гендера и гендерных признаков существовал целый ряд определённых предпосылок , которые сильно повлияли на потребность появления на данном этапе развития общества такого понятия.

  • Ещё в 1955 году сексолог Джон Мани занимался изучением половой дифференциации и ввёл понятие гендера для определения социальной роли индивида, отличной от его биологического пола. Необходимость в осуществлении такого рода исследования объясняется появлением транссексуальных и интерсекс-людей. Появление индивидов с определённым гендерным самосознанием потребовало необходимости их определения в социуме. Правда, стоит отметить, что в те годы этот термин не очень прижился, оставшись просто научным понятием - частью исследования.
  • Широкое развитие термина наблюдалась в начала 1970-х годов, когда активно действовало феминистское движение. Феминизм имел в основе определённую теорию, в которой социальный конструктивизм играл довольно серьёзную роль. Теоретики движения феминизма использовали понятие "гендер" для разделения половых признаков, данных природой человеку, от норм и форм поведения человека, которые в обществе делятся на "мужские" и "женские".

Провозглашение разделения понятия "гендер" и "пол" позволило поставить под сомнение биологическое определения человека, как "проявление его судьбы". Это дало серьёзный толчок для развития социальных и гуманитарных наук , так как введение столь пространного понятия, как "гендер", расширило горизонты исследования человеческого самоопределения и социальной адаптации каждого индивида.

Использование термина на современном этапе

На данный момент термин "гендер" часто используется вместо термина "пол". Нет чёткого разграничения ситуаций, в которых должно использоваться то или иное понятие. Использование одного термина вместо другого зависит от взглядов определённого автора.

Авторы, никаким образом не относящиеся к теоретикам феминизма и не являющиеся последователям их идей, чаще всего используют "гендер" как синоним термина "пол". Если автор научной статьи просто не видит в них особых различий, он просто не будет их различать и разделять .

В то же время чёткая позиция есть у феминисток и последователей их движения. Термин "пол" используется ими довольно редко, и то, только для его осуждения. Чаще всего они используют именно "гендер" или "гендерный признак", так как провозглашают свободу самоопределения человека независимо от его биологической идентификации.

Гендер [от англ. gender - род, пол] - а) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе- б) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний. В социальной психологии термин "-гендер"- используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин "-гендер"-, а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым "-женским"- исследованиям.

Исследователи именно этого направления психологических, в том числе и авторы социально-психологических работ, отмечают, прежде всего, следующее: "-применение гендерного подхода в разных науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях - использование гендерного подхода позволяет раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры, ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Гендерный подход также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на &ldquo-мужской&rdquo- модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами"- . Ни в коей мере не подвергая сомнению эвристичность и продуктивность использования подобного ракурса рассмотрения и анализа целого ряда острых вопросов современной психологии, в частности, и социальной психологии, нельзя не заметить, к сожалению, все учащающиеся случаи содержательного "-передергивания"- самой постановки проблемы и постепенного формирования такой ситуации, когда ряд исследований, проводимых под лозунгом реализации гендерного подхода, оказываются не просто тривиальными, а более того, вообще снимающими вопрос о необходимости проверки справедливости выдвигаемых гипотез в силу их изначальной очевидности. Так, грамотно поставленными в логике гендерного подхода можно считать два варианта вопросов в их гипотетическом звучании, если исследование проводится в рамках социально-психологического знания: а) гендерные различия заключаются в том-то и том-то- б) особенности выполнения женщинами такой-то социальной функции заключаются в том-то, особенности выполнения мужчинами такой-то социальной функции заключаются в том-то.

В то же время достаточно часто гипотетическая схема конкретных исследований выстраивается в принципиально иной логике: "-мы предполагаем, что данную социальную функцию мужчины и женщины выполняют по-разному"-. Вряд ли было бы правомерно считать такую постановку вопроса продуктивной, а, главное, требующей специальной проверки - если функция одна, а субъекты, ее реализующие, что называется, по определению различны, более интересным, если это содержательно оправдано, было бы предположение о том, что данная конкретная функция, несмотря на гендерные различия субъектов, выполняется аналогично в обоих случаях.

Таким образом, по сути дела, все исследования подобного рода направлены на доказательство одной и той же "-парадоксальной"- гипотезы: "-Мужчины и женщины отличаются друг от друга"-. Причина подобных казусов, связанных не только с методологической некорректностью, но и, как справедливо указывает С. -Н. -Ушакин, с элементарной смысловой неряшливостью в словоупотреблении англоязычных терминов, кроется в стремлении некоторых исследователей следовать своеобразной "-моде"- и буквально "-за уши"- притягивать в любую работу понятия, которые, что называется, "-на слуху"-.

Между тем даже беглый анализ наиболее серьезных исследований по гендерной проблематике со всей очевидностью доказывает, что они сконцентрированы именно на содержательной стороне гендерных различий, а отнюдь не на доказательстве факта их наличия.

Данная традиция берет свое начало еще в ранних работах К. -Хорни, появившихся задолго до введения понятия "-гендер"- в научный обиход, в которых рассматривалась специфика психодинамического развития мальчиков и девочек, в частности, особенности переживания девочками комплекса кастрации. Именно К. -Хорни принадлежат и первые исследования половых различий именно в социально-психологическом контексте. Так, в частности, "-Хорни утверждала, что значимой силой, стоящей за &ldquo-завистью к пенису&rdquo-, которую постулировал Фрейд, была не анатомия, а культура. Женщины завидуют не самому органу, а власти и привелегиям, которыми обладают люди с пенисом"- . С точки зрения К. -Хорни, "-...женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское &ldquo-превосходство&rdquo-. Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными"- . По этой причине, как считает К. -Хорни, "-Женщины... с особенной вероятностью становятся уступчивыми типами, не расположенными к риску ради достижений"- . При этом на взглядах и выводах К. -Хорни безусловно сказалась ее крайняя приверженность феминистскому движению, она внесла существенный вклад в формирование представлений о социальном поле, а ее работы послужили отправной точкой для дальнейших исследований в данной области. Стоит отметить, что на протяжении довольно длительного периода исследования гендерных различий, изначально возникшие, как мы видим, не без влияния феминистских установок, парадоксальным образом табуировались соображениями псевдополиткорректности по отношению к женщинам.

Так, по словам Д. -Майерса, "-В 1970-е годы многих теоретиков беспокоило, что исследования гендерных различий могут привести к упрочению стереотипов и трактовке их как присущих женщинам недостатков"-. Лишь "-начиная с 1980-х годов ученые, изучающие гендерные различия, стали чувствовать себя свободней. Первоначально те, кто занимался исследованиями в этой области, старались &ldquo-углублять представление о равенстве полов&rdquo-, опровергая раздутые стереотипы. Затем в 1980-е и 1990-е годы... многие исследования выявили гендерные различия, которые оказались ничуть не менее значительными, чем &ldquo-существенные&rdquo- поведенческие, изучаемые в других областях психологии"- .

Наиболее отчетливо данные различия поляризуются по факторам "-независимость - привязанность"-. Как отмечает Д. -Майерс, "-разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.

Гендерные различия по признакам "-независимость - привязанность"- не только наиболее отчетливо представлены в имеющихся исследованиях, но и имеют достаточно четкое теоретическое обоснование. Как отмечалось в первой части настоящей "-Азбуки"-, выявлены отчетливые корреляции между полом и различиями по шкале "-Мышление - Чувствование"- в рамках типологии К. -Юнга и ее последующего развития К. -Майерс и И. -Бриггс. Большинство женщин относятся к "-чувствующему типу"-, а большинство мужчин - к "-думающему"-. В данном ракурсе вполне понятна более высокая сензитивность, эмпатичность женщин, их концентрация на отношениях в противовес логичности, последовательности и сосредоточенности на предметной задаче мужчин.

Что касается других типов гендерных различий, то их эмпирическое подтверждение представляется гораздо менее убедительным. Так, например, традиционный стереотип о социальном доминировании мужчин обычно подкрепляется чисто социологическим анализом процентного соотношения мужчин и женщин, занимающих высокостатусные посты в правительствах, парламентах, крупных корпорациях и т. -п. Ни в коей мере не отрицая очевидный факт подавляющего "-численного превосходства"- мужчин в этом плане, заметим, что он скорее отражает содержание культурных традиций и социальных стереотипов, чем социально-психологическую реальность. Гораздо более эвристичные в этом плане исследования поведения мужчин и женщин, находящихся в одинаковых или близких с точки зрения статуса и предметной деятельности социальных ролях, не дают достаточно убедительных подтверждений наличия значимых гендерных различий.

То же самое можно сказать в отношении еще одного устойчивого стереотипа - о более высокой агрессивности мужчин по сравнению с женщинами. Подобные выводы, как правило, делаются в основном опять-таки на базе социологических данных о процентном соотношении мужчин и женщин в общем числе осужденных за те или иные преступления. При этом упускается из вида, либо сознательно игнорируется тот очевидный факт, что в силу явного физического превосходства среднестатистического мужчины над женщиной последствия проявлений мужской агрессивности в социальной среде (а именно они оцениваются, в первую очередь, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности) гораздо более разрушительны по сравнению с проявлениями женской агрессивности равной или даже большей интенсивности. Между тем, как показал ряд исследований, в том числе с использованием включенного наблюдения, факты проявления агрессивности в крайне жестоких формах в женских "-зонах"- встречаются ничуть не реже, чем в мужских.

Из сказанного следует, что в своей практической работе социальный психолог должен соблюдать известную осторожность при рассмотрении и учете так называемого гендерного фактора. В противном случае он рискует оказаться неадекватным в выявлении реально значимых в контексте групповых процессов переменных, а целенаправленное воздействие на них подменить поиском артефактов конъюнктурного и идеологического порядка.

Практический социальный психолог, работая с группами и организациями, в состав которых входят и мужчины, и женщины, должен быть осведомлен о тех гендерных особенностях, которые характеризуют их активность при решении общегрупповых задач.

99 Социальная психология // Психологический лексикон в 6-ти томах. М., 2005. Т. 3. С. 8.

100 Клонингер -С. Теории личности: познание человека. СПб., 2003. С. 235.

101 Хьелл -Л., Зиглер -Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 261.

102 Клонингер -С. Указ. соч. С. 233.

104 Там же. С. 229-230.

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Гендер (англ. gender - род, пол) - социальный пол индивида в отличии от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин Г. вошел в употребление под влиянием женских исследований для того, чтобы подчеркнуть социальную...

Н равственные, духовные законы так же незыблемы, как и законы природы. Камень, брошенный вверх, обязательно упадёт вниз. Река, повёрнутая вспять, нарушит экологию. Отступление от нравственных законов, игнорирование голоса совести приведёт к искажению мировоззрения, к патологии осознанного восприятия действительности.

Гендер преподносится как равенство человеческих прав, охрана женщин и семьи, но на самом деле гендерная идеология утверждает, что человек рождается двуполым и сам может выбирать - мужчина он или женщина . В недавно изданных украинских учебниках студентам преподносится взгляд «гендерных» учёных о том, что существует даже 5 полов (гетеросексуалы, гомосексуалы, лесбиянки, бисексуалы и транссексуалы). За теорией «гендера» стоит одобрение браков гомосексуалистов, усыновление детей «семьями» гомосексуалистов, пропаганда гомосексуализма во всех сферах жизни, о т. наз. праве на изменение пола (мужчину должны зарегистрировать как женщину, если он этого желает и т. д.).

Проталкивание идеи гендерного равенства : согласно гендерной теории, люди в обществе не должны отличатся по половому признаку (мужской или женский пол), как это было тысячелетиями, но прежде всего - отличаются по социальному полу, который они сами себе выбирают. Биологические признаки в делении людей по принадлежности к мужскому или женскому полу уже больше не должны быть распознавательным критерием, так как это считается «дискриминацией по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности» . Проще говоря, речь идёт о потере рассудка: мужчина уже не является мужчиной, а женщина - женщиной! Гражданин может требовать внести изменения в паспорт и во все свои документы, и вот он - уже не господин Иванов, а - госпожа Иванова. Госпожа Петрова может превратиться в господина Петрова, и это также будет официально задокументировано .

Целью гендерной политики является уничтожение в обществе естественного института семьи, продвижение и легализация гомосексуальных извращений. Этому должны послужить т.н. поправки к закону, и это происходит уже в эти дни!

На международные деньги создаются различные организации и проводятся тренинги, в Министерствах семьи, образования и юстиции внедряют абсурдные идеологические ценности вместо того, чтобы решать подлинные проблемы.

Гендер внедряется в украинские законы: 8 сентября 2005 года, согласно международным стандартам, был принят закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» № 2866-IV . Когда депутаты принимали этот закон, термин «гендер» рассматривался как «равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации». Но закон также имеет и другую формулировку: «Если международным договором Украины установлены правила, отличные от предусмотренных Законом Украины, то приоритет имеют правила международного договора». Сегодня, когда почти по всей Европе легализованы гомосексуальные браки с возможностью усыновления детей и преследованием за так называемую гомофобию (негативная реакция на проявления гомосексуальности), с точностью можно утверждать, что термин «гендер» имеет совсем другое значение, а именно - «социальный пол» человека, то есть пол, который человек сам себе выберет . Об этом свидетельствует «Резолюция 1728 (2010)» ПАСЕ, изданная 29.04.2010 года, под названием «Дискриминация по принципу сексуальной ориентации и гендерной идентичности». Благодаря этому закон № 2866-IV получил совершенно противоположное значение, которое противоречит Конституции Украины и Семейному кодексу Украины.

Термины «мама» и «папа» Совет Европы уже запретил: гендерные идеологи в ЕС считают изображение матери, которая обнимает свое любимое дитя, проявлением сексизма, т.е. дискриминации женщин. Будто это сосредотачивает внимание общества только на репродуктивной функции женщины. Но где же здесь глубокие материнские чувства и отношения между матерью и ребёнком? Об этом гендерные идеологи молчат. Непонятным также является решение Совета Европы, в соответствии с которым СЕ отказывается от употребления слов «мама» и «папа» и предлагает называть просто «родители». Они считают, что неизвестно, какую идентичность избрал этот человек и, таким образом, его можно обидеть. К тому же, если такая позиция уже узаконена, то тогда за оскорбление личности можно подвергнуться наказанию. Из-за гендерных законов и внедрения сексуального воспитания уже с садиков дети будут иметь нарушенную психику и извращённый менталитет .

Если мы исследуем теорию гендерной политики, то мы не найдём в её лексиконе таких классических категорий человеческих отношений, как любовь, нравственность, уважение, взаимовыручка, целомудрие, материнство, дружба, сочувствие. Там речь идёт о «гендерном равноправии», «гендерных стереотипах», «языковом сексизме» и т.д. ().

Человек рождается мужчиной или женщиной, и это отражено не только во внешних признаках пола, но и в психике, и в жизненном предназначении, которое реализуется в супружестве исполнением роли отца или матери. Отличия в психике супругов должны дополнять друг друга и вести к духовному созреванию, которое связано с тем, что муж и жена, воспитывая своего ребёнка, забывают о врождённом эгоизме, и у них формируются семейные духовные ценности: жертвенность, чистая любовь, что является противоположным эгоизму и цинизму. В такой семейной гармонии ребёнок может расти, становясь зрелой личностью.

В гендерной идеологии говорится о правах женщин в Украине, но на самом деле это обман - речь идёт о ликвидации прав женщин и детей. К тому же, речь идёт о вмешательстве в человеческую психику, о каком-то обезличивании, когда человек становится каким-то номером, и неизвестно, мужчина это или женщина .

Чтобы не допустить принятие этих законов, рассказывайте об этом другим и поддержите инициативу противостояния внедрению гомосексуализма в нашей стране на законодательном уровне. Внедрение гендер-гей идеологии происходит с помощью международного финансирования и лоббирования на государственном уровне уже сейчас

Наряду с явными женскими признаками организма, принимается во внимание хромосомный набор, так как иногда вместе с женскими половыми органами соседствуют . Это дает спортсменкам преимущества в соревнованиях.

В настоящее время при помощи современной медицины пол можно изменить.

Гендерный признак, в отличие от полового, является социальным, общественным, приобретенным в результате воспитания. На людей оказывает большое влияние культурное бессознательное окружения. Так как гендер – явление социальное, оно претерпевает изменения одновременно с развитием социума и культуры. К примеру, еще в 19 веке считалось, что мужчина обязательно носит короткую прическу и брюки, а женщина - длинные волосы и платье. В настоящее время эти вещи не считаются признаком гендера.

Смысл понятия «гендерный стереотип»

Гендерный признак, приписываемый женщинам и мужчинам, живуч в массовом сознании. В неразвитом обществе он давит на индивидов, навязывая определенные формы социального поведения. Например, считается, что мужчина – это «добытчик», он обязательно должен зарабатывать больше жены. Считается также, что мужчина должен быть агрессивным, напористым, заниматься «мужскими» профессиями, карьеру на работе, увлекаться рыбалкой, спортом. Женщина же должна быть эмоциональной и мягкой, уступчивой и покладистой. Ей «предписывается» выйти замуж, иметь , заниматься «женскими» профессиями, основное время она должна посвящать семье.

В разных обществах гендерные стереотипы могут отличаться. К примеру, в Испании умение готовить является признаком настоящего мачо, тогда как у славян - это чисто женское занятие.

Подобные стереотипы порождают для некоторых гендерные проблемы. То есть, муж, находящийся в декретном отпуске по уходу за , жена, кормящая семью, мужчина, который увлекается вышиванием, женщина, делающая карьеру вместо замужества - все они подвергаются социальному осуждению за несоответствующее полу поведение. Таким образом, гендерный признак является социальным стереотипом, который приводит также к дискриминации по половому признаку, так как руководящие роли в обществе часто отводятся мужчинам. Многими развитыми странами проводится специальная гендерная политика: государство старается услышать проблемы своих граждан и устранить неравенство по половому признаку. В этих целях создается кодекс законов, ведущих к формированию общества, равного для всех людей.

Слово «гендер» в буквальном переводе означает «пол». Тем не менее, смысловое наполнение этих двух терминов различно. Это особенно ярко проявляется в таком понятии, как «гендерная политика».

Оба понятия – и пол, и гендер – характеризуют разделение людей на мужчин и . Но термин «пол» относится к биологическому разделению, а «гендер» – к социальному.

Различие между полом и гендером

Источники:

  • Основные механизмы гендерной политики

Бессознательное и сознательное – два эти понятия входят в концепцию в психологии, характеризующую две тесно связанные стороны представлений человека о собственной личности. Поэтому, если речь заходит о бессознательном, нельзя не затронуть и сознательное. Несмотря на то, что обычно эти аспекты личности противопоставляются, они все же формируют единое целое, хотя и работают на разных уровнях.

Инструкция

Сознание, иначе называемое сознательное, это форма, в которой предстает объективная реальность, отраженная психикой человека. Нельзя сказать, что сознательное и реальность совпадают, но можно утверждать, что между ними есть нечто общее. Именно сознательное и является связью между реальностью и бессознательным, на его основе человек формирует свою картину мира.

Бессознательное иначе называют подсознанием. Это различные процессы в человеческой психике, которые не управляются им самим, чаще всего, они вообще не осознаются и не находят отражения в разумной деятельности. Даже если поместить подсознательное в определенных его аспектах в фокус своего внимания, уловить его чрезвычайно трудно.

Бессознательное может проявляться в нескольких аспектах. В первую очередь, это неосознаваемая человеком мотивация к действию. Может быть так, что истинные причины поведения неприемлемы с точки зрения этики или социальности личности, поэтому они не осознаются. Бывает, что несколько истинных причин поведения вступают в явное противоречие, и хотя они побуждают к одному действию, часть из них располагается в области бессознательного, поэтому противоречия в голове человека не возникает.

Во вторую очередь, к бессознательным относятся различные алгоритмы поведения, которые настолько отработаны человеком, что воспринимать их даже не нужно, чтобы не занимать ресурс мозга. Третье проявление бессознательного – это восприятие. Обычно, чтобы обработать информацию об имеющейся ситуации, мозгу приходится анализировать огромный объем информации, и если бы каждое действие происходило сознательно, человек бы не смог среагировать на раздражитель. Также к бессознательным относят процессы интуиции, вдохновения, озарения и подобные явления. Они тоже базируются на накопленном в бессознательном пласте информации, который используется непонятным для сознания образом.

Первым теорию бессознательного начал разрабатывать Зигмунд Фрейд – австрийский психолог. Его заинтересовал тот факт, что неосознанные мотивации людей проявляются в снах, невротических патологиях и творчестве, то есть, в состояниях, когда человек не особенно себя сдерживает. Фрейд заметил, что противоречие между сознанием и желаниями, диктуемыми подсознанием, нередко приводит к внутренним конфликтам у человека. Метод психоанализа призван разрешить это противоречие и помочь человеку найти приемлемый выход для реализации подсознательного напряжения.

Фрейдовскую теорию подсознательно развивали австрийский ученый Карл Густав Юнг, который выявил бессознательные процессы не только одной личности, но и коллективные, а также Жак Мари Эмиль Лакан, который провел параллель между психоаналитикой и лингвистикой и предлагал лечение пациентов лингвистическими методами. С ним оказались согласны далеко не все психотерапевты, хотя в ряде случаем метод Лакана действительно приводил к успеху.

Видео по теме