Разработка и план реализации проекта
Подбор методической и художественно- экологической детской литературы, иллюстрационного материала, дидактических игр.
Создание условий для реализации проекта
Подготовка консультаций «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
Взаимодействие с детьми
Беседа: «Беседа о мусоре, и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше». Цель: Дать детям представление о проблеме мусора в городах. Рассказать о вреде свалок для природы и человека. Приучать детей к ответственному отношению к природе. Донести до ребят важность этой проблемы и показать некоторые выходы из данной ситуации. Предложить подумать над разрешением проблемы мусора силами ребят в д.с. и дома.
Беседа
: «
Земля - наш общий дом и мы его спасём»
Цель
:
Воспитание у детей гуманного отношения к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Задачи
:Продолжение формирования навыков культуры поведения в природе; Расширение представлений о том, что в природе всё взаимосвязано; материальных ресурсов (макулатура).
Дидактические игры:
«Собери мусор правильно». «Сортируем мусор»
Рассматривание иллюстраций на тему: « Мусор вокруг нас»
НОД по экологии на тему : « Посмотрим умным взглядом на мусор»
Цель: Расширение представления детей о вторичном использовании бытовых отходов.
Задачи: Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней. Ознакомление детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования бросового материала. Развитие познавательной активности детей в процессе познания о проблемах города; умения наблюдать и делать выводы. Закреплять умение разумно использовать различные материалы. Активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы).
Художественно –эстетическое развитие
Чтение экологических рассказов и сказок.
Рассматривание иллюстраций на тему: «Спасите планету от мусора»
НОД по ручному труду (коллективный) «Ваза с ромашками из бросового материала».
Задачи: Воспитание бережного отношения к окружающему миру. Воспитание умения работать в коллективе дружно сообща. Закрепление умения работать с бросовым материалом, использовать его в нужных целях. Закрепление умения создавать композицию из вазы и цветов.
Социально –коммуникативное развитие
Помощь воспитателю в уборке групповой комнаты от мусора.
Трудовые поручения: «Помощь малышам в уборке участка от мусора». «Уборка группового участка от мусора»
Цель: Воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к окружающему .
Дидактические игры: « Собери мусор правильно». «Сортируем мусор»
Речевое развитие
Чтение экологических рассказов и сказок
Рассматривание иллюстраций «Мусор вокруг нас»,
Отгадывание загадок.
Взаимодействие с родителями:
Консультация для родителей « Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду».
Организация конкурса поделок из бросового материала «Вторая жизнь мусора»
Оформление выставки поделок из бросового материала «Дом для пичужки», «Наши птицы».
КВН по познавательному развитию на тему: «Вторая жизнь мусора».
Цель: Систематизировать и закрепление знаний детей о проблеме загрязнения окружающей среды. Задачи: Формирование знаний детей о нормах и правилах поведения в окружающем мире. Развитие у детей основных мыслительных процессов, при выполнении поставленных перед детьми заданий. Развивать творческое воображение и фантазию при использовании бросового материала Воспитывать чувства ответственности за свое поведение в окружающем мире. Формировать коммуникативные навыки в ходе совместной деятельности.
Савина Ольга
Проект познавательно-творческий «Вторая жизнь мусора»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9
Проект
Познавательно – творческий
на тему : «Вторая жизнь мусора »
с детьми 6- 7 лет
Подготовил :
Воспитатель
Савина О. В.
г. о. г. Выкса
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно - творческий
Продолжительность проекта – краткосрочный
Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта – 2 недели (13.11.17г. - 24.11.17г.)
Проблема : Охрана природы, попытка решить мусорную проблему .
Интеграция образовательных областей :
«Познавательное развитие »
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
«Речевое развитие»
Актуальность
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности.
Экологически - социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогом дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект , одной из немногих технологий выводящий педагога и воспитанников за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Цель проекта : Осознание у детей целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов) и изготовления из него различных нужных вещей.
Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Развивать умение видеть экологическую проблему и находить пути ее решения.
Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.
Учить наблюдать, видеть причинно- следственные связи, делать выводы.
Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
Развивать творческие способности детей в изготовлении поделок из бросового материала.
Формировать детско - родительские отношения в духе воспитания интереса и экологических правил поведения в природе.
Вовлекать родителей в педагогический и творческий процесс.
Ожидаемый результат :
Дети и взрослые осознают значимость охраны природы, экологически целесообразное поведение в окружающей среде, осознают, что бытовой мусор можно использовать вторично для изготовления полезных вещей.
Этапы реализации проекта
1 этап - Подготовительный :
Разработка и план реализации проекта .
Подбор методической и художественно - экологической детской литературы, иллюстративного материала, дидактических игр.
Подготовка консультации для родителей .
Просмотр с детьми презентации «Вторая жизнь мусора »
2 этап - Основной :
Перспективно-тематическое планирование по реализации экологического проекта : «Вторая жизнь мусора »
Вид деятельности Задачи Форма организации деятельности с детьми
Физическое развитие Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность. Развивать внимательность, быстроту, ловкость.
Игры- эстафеты «Кто быстрее соберет мусор » , «Найди и промолчи» .
Познавательное развитие 1/Дать детям представление о проблеме мусора , Рассказать о вреде свалок для природы и человека, Приучать детей к ответственному отношению к природе.
2. Воспитывать у детей желание сберечь и сохранить красоту природы.
3. Расширять представления детей о вторичном использовании бытовых отходов.
4. Изучить способы сортировки мусора . 1. Беседа о мусоре , и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше ».
2. Беседа «Земля – наш общий дом и мы ее спасем» .
3. НОД по экологии : «Посмотрим умным взглядом на мусор »
4. Дидактические игры «Собери мусор правильно » , «Мусорознайка » .
Речевое развитие Познакомить детей с новыми произведениями, формирование умений внимательно слушать, развернуто отвечать на вопросы по содержанию.
Чтение экологических сказок и рассказов.
Рассматривание иллюстраций «Мусор вокруг нас ?
Отгадывание загадок.
Дидактическая игра «Скажи наоборот» .
Художественно- эстетическое развитие Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Закреплять умение работать с бросовым материалом,использовать его в нужных целях.
Развивать творческие способности детей. Ручной труд 1.«Сказочные герои для кукольного театра» . (поделки из пластмассовых стаканов, ложек, из бумажных коробок, контейнеров).
2. «Ваза с цветами» (из бумаги и пластмассовой баночки) .
3. Игрушки-забавы из бросового материала (пластмасса, контейнеры из -под киндер-сюрпризов, ленточки, бумага) .
4. Подставки для кисточек (ячейки из- под яиц) .
5. Контейнеры для карандашей (коробочки,шпагат,)
6. Игольницы в подарок мамам. (поролон, диски,нитки) .
Взаимодействие с родителями Консультация «Воспитание у детей 6- 7 лет положительного отношения к труду» .
Памятка «Что можно сделать из бросового материала» .
Мастер класс «Вторая жизнь мусора » .
Конкурс плакатов «Все вместе мы можем избавить планету от мусора » .
3 этап - Заключительный :
1. Выставка поделок из бросового материала «Вторая жизнь мусора » .
2. Экологическая акция «Покормите птиц зимой» . (изготовление кормушек из бросового материала) .
3. Экологический досуг «Дети против мусора » .
Результат :
Проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно , нужно бережно относиться к вещам,беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной , театральной и игровой деятельности.
Список литературы :
1. Воронкевич О. А., «Детские экологические проекты » ; СПб. ; Детство-Пресс, 2016г.
2. Гомарович Э. С. «Чем дышит город» . М.: «Химки» ,2013г.
3. Захлебный А. Н. «Книга для чтения по охране природы» . М.: Просвещение, 20114г.
4. Коноплева Н. П. «Вторая жизнь вещей » . М. «Просвещение» , 2015г.
5. Родионов С. К. «Что такое мусор » . М.: «Химки» , 2013г.
6. Интернет ресурсы.
Публикации по теме:
Руководитель проекта: Эседуллаева Диана Зумрудиновна Краткая аннотация В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок,.
Познавательно-творческий проект «Фантик» Слайд№2 АКТУАЛЬНОСТЬ Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь.
Познавательно-творческий проект «Такие разные сказки» (вторая младшая группа) Познавательно-творческий проект «Такие разные сказки» (Вторая младшая группа) Воспитатель:Афонина М. А. Тип проекта: Познавательно-творческий,.
Проект «Планета Земля – вторая жизнь ненужных вещей» «Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно.
1. Замысел проекта.
Наши города населены огромным количеством людей. Каждый день из каждой квартиры выбрасывают мусор. Мусор – мусорный макет – мусорный контейнер – машина увозит мусор на свалку. Так должно быть! Но не всегда так происходит.
Однажды мы гуляли по нашей площадке и обнаружили среди кустов мусор (пакеты от чипсов, сухариков, грязные бумажки). Дети стали задавать вопросы: «Как мусор попал к нам на участок? Кто его оставил здесь? Почему люди бросают мусор на землю? Почему так много мусора вокруг? Что нужно сделать, чтобы его стало меньше? Можно ли дать мусору «вторую жизнь»?». Так у нас и возникла идея создания нашего исследования «Проблема мусора».
2. Как искали ответы на возникающие вопросы:
Методы исследования:
Начало исследования:
После того как дети обнаружили мусор на своей площадке ими было выдвинуто предположение, что мусор разбросали подростки. На вопрос: «Почему?» был дан ответ: «Они некультурные и слишком ленивые, чтобы убрать за собой». На следующее утро мы вышли за территорию детского сада и увидели большое количество мусора вокруг (полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, стеклянные и пластиковые бутылки, много бумаги). Что же мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше на детских площадках? Нужно собрать мусор и выбросить его в мусорный контейнер!
Оказалось проблема мусора очень важна для нашего города! Мы решили её изучить. Воспитатели подготовили слайды для того, чтобы дети смогли разобраться в том, какой бывает мусор и как долго он может пролежать в земле до полного разложения: пластиковая бутылка более - 100 лет, жестяная и консервная банка - более 10 лет, стеклянная бутылка - более 1000 лет, бумага - 1 год, пищевые отходы - 1 месяц.
В течение недели мы проследили за тем, что мусор необходимо рассортировать (для того, чтобы легче переработать). Сделали выводы: больше всего скапливается бумага, пластик и пищевые отходы.
Семья Юли Ш. тоже занимается раздельным сбором мусора.
Мы решили в игровой форме попробовать правильно рассортировать мусор (стекло, пластик, бумага). У нас получилось!
После того, как мусор рассортирован он отправляется на переработку и оказывается можно дать старым вещам «новую жизнь»!
Из старой бумаги и газет – на заводе делают новые альбомы и тетради.
Из пластиковых бутылок – украшения детских площадок и красивые сувениры.
Из железных банок – детали для самолетов и новую кухонную посуду.
Практическая часть:
Со временем некоторые вещи становятся ненужными, единственный способ от них избавиться – выбросить. Но мы узнаем, что можно дать «вторую жизнь»: сделать подарки, игрушки, предметы интерьера.
У нас в группе открылась творческая мастерская – «Чудесное превращение мусора». Наши поделки:
Вывод. Если мы хотим жить в чистом городе, нужно не сорить! Убирать за собой мусор! И в наших силах дать вещам «вторую жизнь»!
Сделаем мир чище или мусор и его вторая жизнь проект
Сибирякова Айталина Семеновна, воспитатель первой категории МБДОУ ЦРР Детский сад «Кунчээн» с. Дябыла МО Чурапчинский улус (район) Республика Саха (Якутия)
Актуальность проекта . Мусор – проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех.
Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк и лес, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Путешествуя с родителями в разные страны, дети обращают внимание на чистоту вокруг, различные приспособления для мусора в зарубежных городах и сравнивают с улицами родного города. Бесконечные вопросы «Почему у нас так много мусора?», «Откуда он берётся?», «Как он влияет на здоровье человека и всего живого?» привели к идее создании проекта «Мусор и его вторая жизнь». Сотрудничество детского сада с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Тип проекта: Познавательно-творческий.
Участники проекта: Дети – педагоги- родители.
Возраст: дети 6-7 лет
По продолжительности проект: долгосрочный
Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».
Цель проекта: воспитание у подрастающего поколения любви и уважительного отношения к окружающей среде, своей малой Родине, сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Задачи проекта:
1.Расширять представления детей о природе, развитие интереса к познанию природы.
2. Обогащение нравственного опыта, воспитание любви к окружающей среде, сохранить его чистым и красивым.
3.Расширять представления о том, что в природе ничто не исчезает бесследно, формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
4.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Методы исследования:
·Изучение литературных источников
·Размышление. «Что такое мусор?», «Всегда ли свалка – единственный выход?», «Экологические проблемы», «Как быть?»
·Наблюдение, опрос, ситуации, практическая часть.
Этапы:
1этап Подготовительный
разработка содержания проекта, срок 2 месяца. Определение проблемы: постановка цели и задач.
Цель : Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «Вторая жизнь мусора». Подбор материала. Определение методической, научно- популярной, художественной литературы, иллюстрации
Создание условий для чтения художественно- экологической литературы.
2.Основной этап (творческо-исследовательский)
Цель: Выявление причин появления мусора; Изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора;
Один из путей его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:
Взаимодействие с детьми
Познавательное развитие
Беседа: «Беседа о мусоре, и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше».
Цель: дать детям представление о проблеме мусора. Рассказать о вреде свалок для природы и человека. Приучать детей к ответственному отношению к природе. Донести до ребят важность этой проблемы и показать некоторые выходы из данной ситуации. Предложить подумать над разрешением проблемы мусора силами ребят в д.с. и дома.
Беседа : « Земля – наш общий дом и мы его спасём»
Цель : Воспитание у детей гуманного отношения к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Задачи : Продолжение формирования навыков культуры поведения в природе; Расширение представлений о том, что в природе всё взаимосвязано; материальных ресурсов (макулатура).
Дидактические игры: «Собери мусор правильно». «Сортируем мусор»
Рассматривание иллюстраций на тему: « Мусор вокруг нас»
НОД по экологии на тему: «Посмотрим умным взглядом на мусор»
Цель: Расширение представления детей о вторичном использовании бытовых отходов.
Задачи: Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней. Ознакомление детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования бросового материала. Развитие познавательной активности детей в процессе познания о проблемах города; умения наблюдать и делать выводы. Закреплять умение разумно использовать различные материалы. Активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы).
Художественно –эстетическое развитие
Чтение экологических рассказов и сказок.
Рассматривание иллюстраций на тему: «Спасите планету от мусора»
НОД по ручному труду (коллективный) «Ваза с ромашками из бросового материала».
Задачи: Воспитание бережного отношения к окружающему миру. Воспитание умения работать в коллективе дружно сообща. Закрепление умения работать с бросовым материалом, использовать его в нужных целях. Закрепление умения создавать композицию из вазы и цветов.
Выставка «Чудеса для людей ин ненужных вещей»
Социально –коммуникативное развитие
Помощь воспитателю в уборке групповой комнаты от мусора.
Трудовые поручения: «Помощь малышам в уборке участка от мусора». «Уборка группового участка от мусора»
Цель: Воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к окружающему.
Дидактические игры: « Собери мусор правильно». «Сортируем мусор»
Речевое развитие
1.Наглядная агитация для родителей «Планета Земля»- «Вторая жизнь ненужных вещей», «Как научить ребенка не загрязнять окружающую среду»
2.Мастер класс «Вторая жизнь ненужных вещей»
3.Выставка конкурс «Осенние фантазии»
4.Выставка работ по итогам проекта.
3.Заключительный этап
1.Совместное мероприятие «Берегите планету»
2.Выставеа работ
3Презентация проекта для педагогов, родителей
Конечный результат:
Список литературы:
1.Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
2.Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
3.Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - №3.
4.Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
5.Зиновьева, М.В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста: диссертация на соиск. учен. степ. канд. психологических наук: (19.00.13) /М.В. Зиновьева. - Москва, 2001.
6. Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - №2.
7. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Шакиров Ильмир
Экологический проект на тему "Бытовые отходы человечества.Как спасти свое село от мусора"
МБОУ « Надеждинская основная общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района РТ.
Экологический проект на тему:
«Бытовые отходы человечества.
Как спасти своё село от мусора».
МБОУ «Надеждинская ООШ»
Руководитель: Шакирова Танзиля
Хашимовна, учитель географии.
422782 РТ Пестречинский район
С. Надежнино ул. Школьная д1
2018г.
Введение 3
Практическая часть :
3.Заключение 15
Список литературы 17
Введение
Экологический кризис сегодня охватил практически всю планету. Неизбежный спутник цивилизации – все возрастающее количество бытовых и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут по всей планете. В последнее время в мире экологическим проблемам стало уделяться значительно большее внимание, чем раньше. В среднем каждый человек в мире за день образует около 1 кг бытовых отходов, однако в год это составляет сотни миллионов тонн, причем в США, например, это количество, увеличивается на 10 % каждые 10 лет. В России в 1991 году образовывалось значительно меньше отходов на душу населения, чем в Америке, однако в связи с экспансией западного образа жизни, включающего в себя одноразовые бесплатные пакеты, одноразовую посуду, одноразовые алюминиевые банки из-под пива и других прохладительных напитков, мы их быстро догоняем. И если в некоторых странах существует система раздельного сбора и переработки отдельных компонентов мусора, то у нас пока все одноразовые упаковки и другие “блага” цивилизации пополняют растущие, как грибы, свалки.
Эта проблема актуальна и для моего села. Я вижу, как загрязнены мусором территории вокруг домов, завалены обочины автомобильных дорог. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали ближайшие леса. Меня заинтересовало, куда же девается этот мусор? Я люблю свое село и мне больно смотреть, как загрязняются улицы, поэтому я решил провести исследование по этой проблеме.
Цель:
изучить влияние мусора на окружающую среду
Задачи:
1.Познакомиться с видами мусора
2.Выявить причины увеличения мусора
3.Выяснить способы переработки мусор
4.Выявить места свалок мусора с. Кобяково
5.Обобщить полученную информацию
6.Выяснить, что можно сделать для уменьшения количества мусора в с. Кобяково
Методы исследования:
Определение количества мусора
Выявление продолжительности сохранения мусора
Выявление мест свалок мусора с. Кобяково
Теоретическая часть
В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте с окружающей природой. В природе существовали неписанные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т.е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца. У наших предков проблема мусора не стояла так остро. Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей.
Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть – 97% - идет в отходы.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации.
1.1.Классификация мусора:
Какой бывает мусор?
бытовой спецотходы промышленный
В бытовые отходы идут :
Каждый из нас постоянно пользуется множеством вещей, которые далеко не безопасны, не задумываясь об этом. Со многими из них надо обращаться очень аккуратно, а после использования не разбрасывать, не превращать в игрушки. Это спецотходы.
Вот некоторые из них:
Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника (т.к. в ней присутствует ртуть, медь, свинец и др.)
Спецотходы нельзя выбрасывать и уничтожать в общей куче мусора, ведь они наносят огромный вред окружающей среде и здоровью людей по многим причинам.
Кроме бытовых и спецотходов, есть еще и отходы промышленных предприятий:
Огромное количество мусора, образующегося в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению отрасли промышленности, занимающейся его переработкой.
В результате исследований установлено, что состав нашего мусора представляет собой сложный комплекс разнообразных химических соединений.
1.2 Причины увеличения мусора
В каждой семье, каждый человек выбрасывает мусор и с каждым годом его становится все больше и больше.
Можно назвать несколько причин увеличения мусора в последние годы:
1.3 Способы утилизации
Вопрос « куда деть мусор?» становится все актуальнее. Как правило, у нас проблема утилизации мусора решается двумя путями – чаще вывозом на свалку, реже – сжиганием. Оба способа избавления вызывают загрязнение почвы, воды и воздуха, что в итоге влияет на Природу и здоровье человека. Объем бытовых отходов постоянно увеличивается. У Природы нет отходов. Отходы – изобретение человечества.
Утилизация мусора в России происходит в меру возможности разных регионов. В некоторых регионах с каждым годом увеличивается количество свалок, а в других – вовсю работают мусоросжигательные заводы.
На Западе одним из способов утилизации мусора является его вторичная переработка. Однако в нашей стране население не задумывается об экологических проблемах и поэтому отказывается сортировать свой мусор.
В столице не раз пытались ввести раздельный сбор мусора, но пока это программа не работает. В Санкт-Петербурге одно время поставили баки для разных видов отходов, но жители выбрасывали в них все подряд, так что и такая инициатива не нашла поддержки у жителей города. Так что пока население нашей страны не задумается об экологических проблемах, то все инициативы правительства и общественных организаций по поводу сортировки и повторной переработке отходов не заработают.
1.4 Проблемы утилизации в России
Для нормализации экологической обстановки не только в нашей стране, но и во всем мире, необходимо, чтобы правильно заработала утилизация мусора в России. Однако в нашей стране проблема вывоза и уничтожения мусора становится все серьезнее. Чаще всего мусор просто вывозится на городские свалки, где его либо сжигают, либо оставляют гнить. Оба этих метода утилизации мусора являются очень вредными для окружающих среды. Во время захоронения мусора производится загрязнения не только больших участков земли, но и грунтовых вод и водоемов, которые находятся вблизи таких свалок. Во время сжигания отходов в воздух попадают вредные вещества, которые ухудшают его качество. Так что оба процесса утилизации отходов являются устаревшими, потому что отсутствует процесс переработки этих отходов .
Но практически все бытовые отходы – это прекрасное сырье для некоторых видов производства, которое уже давно используется во многих европейских странах. Но самое важное – это сырье очень дешевое.
Возьмем для примера пластик. Вторичное сырье будет стоить минимум в 2 раза дешевле. А применять его возможно во всех сферах, кроме упаковки продуктов питания или медицинских препаратов.
1.5 Проблема отсутствия сортировки
Отсутствие грамотной системы сортировки мусора на самой начальной стадии – главная проблема в сфере переработки мусора в России . Для того чтобы жители нашей страны сортировали свои отходы по видам необходимо приложить немало усилий. Однако если подумать о мировом опыте в этой сфере, то стоит попытаться установить такую же систему переработки и в нашей стране.
В настоящее время существует ряд способов хранения и переработки твердых бытовых отходов, а именно: предварительная сортировка, санитарная земляная засыпка, сжигание, биотермическое компостирование, низкотемпературный пиролиз, высокотемпературный пиролиз.
Предварительная сортировка.
Этот технологический процесс предусматривает разделение твердых бытовых отходов на фракции на мусороперерабатывающих заводах вручную или с помощью автоматизированных конвейеров. Сюда входит процесс уменьшения размеров мусорных компонентов путем их измельчения и просеивания, а также извлечение более или менее крупных металлических предметов, например консервных банок. Отбор их как наиболее ценного вторичного сырья предшествует дальнейшей утилизации ТБО (например, сжиганию). Поскольку сортировка ТБО - одна из составных частей утилизации мусора, то имеются специальные заводы для решения этой задачи, т. е. выделения из мусора фракций различных веществ: металлов, пластмасс, стекла, костей, бумаги и других материалов с целью дальнейшей их раздельной переработки.
Основная задача, стоящая перед системами переработки ТБО – это наиболее полно утилизировать отходы, образующиеся на некоторой территории. При подборе технологий для реализуемых проектов нужно руководствоваться двумя важными требованиями: обеспечить минимум или полное отсутствие выбросов и произвести максимум ценных конечных продуктов, для реализации их на рынке. Наиболее полно эти задачи могут быть достигнуты при использовании систем автоматической сортировки и разделенной переработки различных видов отходов при помощи современных технологий. Утилизация отходов позволит экономнее расходовать природные ресурсы.
Практическая часть
2.1 Определение количества мусора
На одного жителя Российской Федерации приходиться примерно
300- 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%.
Я решил узнать, сколько и какой мусор выбрасывает моя семья. Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его и взвесили.
Виды мусора | Масса хлама |
||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | Всего |
|
Бумага | 500 г | 600г | 300 г | 700 г | 2100 г |
Пластик | 200 г | 500г | 250 г | 400 г | 1350 г |
Стекло | 400г | 800г | 300 г | 1500 г |
|
1200 г | 1100 г | 1250 г | 1000 г | 4550 |
|
Итого | 2300 г | 3000 г | 1.800 г | 2400 г | 9500 г |
Получается, что моя семья за месяц выбрасывает 9 кг 500 г мусора. Семья состоит из 4 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 2кг 375 г мусора, а за год примерно 285 кг.
Я провела такое же исследование и в классе.
Понедельник вторник среда четверг
+ + + +
пятница суббота
+ =
За неделю в классе накапливается 2 кг 600 г мусора, в классе 6 человек, значит, на одного человека примерно 430 г.
Таким образом, можно узнать примерную массу мусора в школе. У нас 10 классных комнат, значит количество мусора в школе за месяц и весь учебный год.
В нашей школе обучается 43 учащихся, за учебный год на одного учащегося приходится примерно 19 кг мусора.
Я обратил внимание на то, что в школьном мусоре в основном оказывается бумага. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру. При производстве бумаги из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды на 40%, по сравнению с производством бумаги из первичного сырья – древесины. И ещё 20% макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а одна тонна сберегает 0,5 гектара леса. Мы в школе тоже собираем макулатуру и сдаем.
2.2 Свалки: вред окружающей среде
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия не только в отдельных регионах, но и на планете в целом.
Где только нет мусора! Он повсюду. Мусор сопровождает нашу жизнь, мы видим его везде:
Мусор не только портит эстетический вид. Он наносит огромный вред окружающей среде. Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсической пыли. Воду из колодцев и родников пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены. Большинство людей не видят в этом никакой проблемы. И поэтому мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Эти свалки (пусть даже очень маленькие) представляют угрозу для людей.
У нас в селе каждую пятницу приезжает мусоровоз и собирает мусор. Но не все люди могут к этому привыкнуть и поэтому несанкционированных, т. е. просто свалок у нас множество. Их можно увидеть в основном у местных водоёмов. Ветер разносит мусор, собаки растаскивают его. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух, дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов. Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер. Свалки являются рассадником крыс, мышей, многочисленных насекомых.
Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет, металлической консервной банки – около 90, полиэтиленового пакета – около 200 лет, а стеклянной банки – около 1000 лет, а большинство пластиков не разлагаются.
Эти цифры я могу подтвердить своим исследованием: как долго сохраняется мусор в воде и почве.
Я поместил мусор из разных материалов: бумага, пластик, метал, фрукт, полиэтиленовый пакет,
В емкость с водой
В емкость с почвой
Посмотрим, что происходит с мусором:
В воде | Металл | Пластик, Полиэтиленовый пакет | Фрукт | Бумага |
Сразу | Опустился на дно | Остался на поверхности | Остался на поверхности | Намокла |
Через неделю | Без изменений | Без изменений | Разбухнет | Начала распадаться |
Через месяц | Произошли изменения | Без изменений | Разложился |
В почве | Металл | Пластик, Полиэтиле-новый пакет | Фрукт | Бумага |
Сразу | ||||
Через неделю | Без изменений | Без изменений | Разбухнет | Небольшие изменения |
Через месяц | Незначительные изменения | Без изменений | Сильные изменения | Сильные изменения |
В течение месяца мы наблюдали. Особенно все это было интересно ученикам начальных классов. Они прибегали каждый день и наблюдали. Многие увидев, что в течение месяца большинство мусора осталось без изменений, каждый для себя сделал вывод. Они представили, что емкость с водой – это любимая их речка, где они любят купаться. И горячо пообещали, что не будут выбрасывать мусор в водоемы. Я уверен, что они сдержат свое слово, но этого мало. Это должны ещё осознать и родители. Потому что, куда бы дети не пошли отдыхать, они идут туда со взрослыми. И если мама или папа выбросит мусор, то ребенок, даже зная,что так нельзя, всё равно последует примеру родителей.
Страшно подумать, что ожидает нас в скором будущем: мы окажемся заложниками самих себя, мы окружим себя горами мусора.
2.3 Борьба с мусором.
Ученые считают, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет, и не может быть в принципе.
Многие считают, что самый эффективный метод борьбы с мусором – это сжигание. Но мусор ни в коем случае нельзя сжигать. В огне и дыме таких костров образуются химические вещества, многие из которых чрезвычайно опасны для человека. С дымом эти вещества легко переносятся на огромные расстояния. Через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают к нам в дом, оседают на продуктах питания, на одежде и коже. Наконец, они попадают в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды.
Сжигать мусор недопустимо. Тем самым мы создаем угрозу своей жизни и жизни других людей и наносим вред окружающей среде. Этот запрет должен быть абсолютным!
Вот некоторые цифры: при сжигании 1 тонны твердых отходов образуется 320 кг шлаков, 30 кг летучей золы, 6 тыс. м 3 дымовых газов, содержащих оксиды серы, азота, фтористый водород. В развивающихся странах утилизирует бытовые отходы, путем сжигания в специальных высокотемпературных печах. Согласно опубликованной статистики только в Европе в 1995 году таким образом было утилизировано семнадцать процентов всех отходов. Положительная сторона такой утилизации в том, что объем отходов, уменьшается на девяносто процентов, а вес на шестьдесят - семьдесят. Кроме того, при сжигании отходов выделяется тепловая энергия, которую можно использовать для выработки электроэнергии или обогрева помещений. Однако следует признать, что в процессе горения могут образовываться токсины и тяжелые металлы, потому стремясь обезопасить окружающую среду и не допустить выброса токсинов и тяжелых металлов в атмосферу необходимо печи оборудовать сложными и дорогостоящими фильтрами. В процессе использования они также приходят в негодность и отправляются на свалку. Потому при утилизации отходов путем сжигания необходимо большое внимание уделять снижению количества кислотных газов, оксида азота, двуокиси серы и конечно же выброса тяжелых металлов. Все эти вещества наиболее опасны. Они выделяются в процессе горения и могут попасть даже в продукты питания, так как в виде мельчайших частиц сажи попадают на растения, которыми питаются животные. А если человеческий организм усвоит вместе с пищей полученные эти элементы, они могут вызвать самые непредсказуемые последствия и заболевания раком, расстройство гормональной системы организма.
Мы еще долго можем ждать, когда в нашей стране построят достаточное количество мусороперерабатывающих предприятий, которые будут перерабатывать мусор самым эффективным и безопасным способом.
Но если у нас будет раздельный сбор мусора, я считаю, что свалки не будут нас пугать своими размерами. Приведенные ниже в таблице данные свидетельствуют об этом.
Группа отходов | Проблемы и упущенные возможности | Пути решения |
Пищевые отходы | 1. Гниющие пищевые отходы - рассадник микробов. При гниении выделяются дурно пахнущие и ядовитые вещества. | 1.Компостирование. |
Бумага | 1. На изготовление бумаги для нужд одного человека расходуется 300 деревьев. | 1. Экономить, особенно цветную бумагу. |
Пластмассы | 1. Неразлагаемые (срок разложения до 500-1000 лет). | Не покупать товары в излишней упаковке. |
Опасные | 1. При разложении или сжигании выделяют яды. | Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками. |
Металлы | Производство алюминия очень энергоемко. | Сдавать алюминиевые банки. |
Каждую весну в нашем селе мы проводим экологическую акцию «Очистим село от мусора».
На последнем хочу остановиться. Каждый год мы собираем мусор вдоль дорог. Но,к сожалению, мусора каждым годом все больше и больше. Чего там только нет! Самый неожиданный мусор, который мы увидели – это были детские подгузники.
Вдоль дороги лежал мешок подгузников. Но ведь это выкинули взрослые!
Что же делать? Есть ли надежда на победу в «борьбе» с мусором?
В мире уже налажен сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др. Это значительно экономит средства при их переработке. Пищевые отходы, например, перерабатываются значительно легче, с меньшими затратами энергии и средств, а непищевые требуют более глубокой переработки. Кроме того, отдельные виды мусора (бумага, стекло, металл) можно не уничтожать, а перерабатывать в полезные вещи. Мусору можно и нужно давать «вторую жизнь». У нас в стране такой опыт проводится в Москве с 2005 года. Однако попытки приучить население к такому сбору отходов особого результата пока не дают.
Об этом же говорят и данные анкеты, которую я провел среди ребят своего класса: (см. приложение)
Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме.
Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше».
Заключение
Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, я пришел к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел. Для себя я составил памятку «Что может сделать один?»
ПАМЯТКА
Если каждый из нас будет выполнять эти правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чуточку чище.
Давайте же вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем поселке всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки.
Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!
Список литературы
Интернет-ресурсы
1.Утилизация отходов . http://pererabotka-musora.ru/.shtml
2.. musoranety.narod.ru
3.trasyy.livejournal.com
Приложение
Анкета
. «Бережно ли ты относишься к школьному имуществу?