Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Структура познания. Ступени, уровни, формы, методы познания

Структура познания. Ступени, уровни, формы, методы познания

Лекция 4. Учение о познании (гносеология).

Потребность в знаниях – одна из неотъемлемых характеристик природы человека. Собственно вся история человечества может быть рассмотрена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний – от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования компьютерных массивов информации.

В целом под познанием понимают творческую деятельность человека, направленную на получение достоверных знаний о мире. Знание же представляет собой результат познавательной деятельности.

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъектаи предмета познания. Субъект познания – это тот (индивид или социальная группа), кто осуществляет познавательную деятельность. В субъекте познания важны следующие познавательные способности: чувства, рассудок, разум, память, воображение, интуиция. Соответственно, объект познания – это тот фрагмент действительности (природной, социальной, духовной), на который направлена познавательная активность субъекта. Предмет познания – это те стороны, уровни, свойства объекта познания, которые в наибольшей степени вовлечены в познавательную деятельность субъекта и, тем самым, преобразованы им. Так, например, общество является объектом изучения многих социальных наук. Но каждая из них имеет свой предмет: предмет экономических наук – экономические системы, отношения и процессы, предмет политических наук – политические организации, отношения и процессы и т.д.

Познание имеет два уровня: чувственное познание и рациональное познание.

Чувственное познание осуществляется через органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и существует в форме ощущения, восприятия и представления.

Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают информацию о форме предметов, об их цвете. Слуховые ощущения свидетельствуют о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание позволяет ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т.д. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

Восприятие – целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из синтеза ощущений. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто их механическая сумма. Ощущения, которые возникают благодаря различным органам чувств, в восприятии синтезируются, образуя целостный образ предмета. Если объектом восприятия является цветок, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через обоняние – о его запахе. Восприятие же дает информацию о цветке в его целостности.

Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Если ощущения или восприятия возникают лишь при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с предметом, то представления осуществляются в двух формах – в виде образов памяти (предмет, который видел раньше) и воображения (представил то, что некогда не существовало, например, русалку).

Рациональное познание – способ отражения действительности, которое осуществляется посредством мышление. Рациональное познание существует в 3 формах: понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека. Оно обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке – кем бы он ни был.

Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. В суждении устанавливается связь между различными понятиями (например, «золото есть металл»). Суждения выражаются в виде предложений.

Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие. В логике первые суждения называются посылками, а заключительное суждение – выводом. Например:

Посылка 1: Золото – металл.

Посылка 2: Все металлы электропроводны.

Вывод: Золото проводит электрический ток.

Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения располагаются в цепи в последовательности от частных к общим.

Хотя чувственный и рациональный уровни познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее во многих случаях их бывает недостаточно для решения каких-либо проблем. И тогда важную роль в этом процессе приобретает интуиция. Интуиция – это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. При этом интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:

1) неожиданностью решения поставленной задачи;

2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;

3) непосредственным характером постижения истины.

Чувственное, рациональное и интуитивное познания тесно связаны и взаимодополняют друг с друга.

Помимо уровней познания следует выделить и виды познания:

● обыденно-практическое познание, основанное на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте;

● религиозное познание, исходящее из веры в существование сверхъестественного;

● научное познание, предполагающее поиск объективного знания об окружающей реальности;

● художественное познание, выражающее эмоциональное отношение к миру в виде художественных образов;

● философское познание, постигающее сущность мироздания как целостность.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы: чувства, рассудок и разум. Чувства, точнее, органы чувств служат источником ощущений. Рассудок и разум представляют собой способность оперировать понятиями. При этом рассудок строит суждения о конечных вещах, а разум мыслит абсолютное и бесконечное. Традиция деления познавательных способностей на три группы получила дальнейшее развитие у многих философов, в особенности у И. Канта. Вместе с тем чаще встречается более простое подразделение познавательных способностей на чувство и разум. В соответствии с этим выделяют два способа познания: чувственный и рациональный.

Уже в античности наметилось противостояние между философами в вопросе о том, какой из этих двух видов познания является достоверным, ведет к истинному знанию. Традиция противопоставления чувственного и рационального познания базируется на принципиальной разнице между ощущением и понятием . Ощущения принадлежат только конкретному субъекту и относятся лишь к отдельным свойствам объектов, они изменчивы и преходящи . Понятия же являются общими для ряда субъектов, в них зафиксированы общие свойства предметов, в силу чего они более устойчивы . В законченном виде дилемма чувственного и рационального познания выразилась в противостоянии сенсуализма, близкого к эмпиризму и рационализма.

Сенсуализм – философское направление, утверждающее, что все знание производится на основе ощущений, поэтому чувственное познание является достоверным.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Попытка ответить на вопрос: каков источник ощущений, приводит к двум версиям сенсуализма. Материалистический сенсуализм (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббос) считает источником познания внешний опыт, объективные данные органов чувств о предметах и явлениях внешней реальности. Идеалистический сенсуализм (Дж. Беркли, Д. Юм) весь опыт сводит к чувственным данным, которые носят субъективный характер, т.е. к ощущениям человека. Его лозунг: «существовать – значит быть воспринимаемым» (Беркли). Согласно первому, ощущения содержат в себе свойства объекта, согласно второму – свойства субъекта. С точки зрения современной гносеологии это выглядит сильным упрощением реальной картины познания. В действительности она диалектически сочетает в себе объективное (информация об объекте) и субъективное (особенности органов чувств познающего человека).


В действительности, в реальном процессе познания чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом: без рационального чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства, а рациональное без чувственного становится пустым и безжизненным.

Чувственное (опытное) познание осуществляется на основе работы органов чувств, непосредственно взаимодействующих с предметами и явлениями окружающего мира и проявляется в трех формах: ощущения, восприятия, представления. Ощущение – единичный акт чувственного познания, несущий информацию об отдельных свойствах (сторонах) объекта (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и другие ощущения). В результате синтеза нескольких ощущений возникает восприятие – целостный чувственный образ предмета. Представление же есть образ ранее воспринятого предмета или образ, генерируемый воображением (яблоко, русалка).

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, их объяснения, т.е. понимания общих закономерностей их существования, чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения и осмысления информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное (логическое, рассудочное) познание – процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предметов), обобщающего мышления. Основными формами рационального познания выступают: понятия, суждения, умозаключения (в научном познании их аналогами являются: научные понятия, в т.ч. идеализации, законы науки, научные гипотезы и теории).

Элементарными единицами рационального познания, из которых строятся все логические рассуждения, являются понятия. Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Выделяют понятия простые («стол», «дерево», «человек» и т.д.) и сложные (абстрактные) – «бытие», «материя», «совесть» и т.д. Совокупность связанных между собой понятий образует суждение , например, «стол деревянный», «все металлы электропроводны» и т.д. Связь нескольких суждений, на основе которой получается новое суждение – вывод, называется умозаключением . К примеру: Все металлы – электропроводны.

Медь – металл

Медь проводит электрический ток

Умозаключение должно быть проведено «чисто», без ошибок, по законам логики, путем индукции или дедукции. Создатель формальной логики Аристотель понял два важнейших обстоятельства: первое – в логических суждениях и умозаключениях не должно быть противоречий ; и второе – важнейшей функцией суждений является истинность или ложность .

Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления, в котором рождается новое знание. Будучи опосредованным, отражение действительности, рациональное познание:

٠ неразрывно связано с языком как системой знаков, сохраняющих и передающих информацию, в т.ч. последующим поколениям людей;

٠ особенно рельефно выражает природу человека, его сущность. Именно поэтому с самого возникновения философии рациональному познанию уделялось большое внимание, но и по настоящее время ведутся острые споры относительно его сути.

Их тесная связь чувственного и рационального служит основой для такой познавательной способности человека как интуиция , которую иногда определяют как непрогнозируемый скачок с уровня образного мышления на уровень рационального, и наоборот. Будучи связана с нашими бессознательными психическими процессами, интуиция представляет собой нерасчлененный акт познания, непосредственное неосознанно полученное знание. Связывая бессознательное с проблемой интуиции, И. Кант рассматривал ее как непосредственное получение знания в форме догадки без доказательств и логики.

Обобщим рассмотренный раздел схематически:

ОСНОВНЫЕ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Основу человеческого Основу человеческого Основу человеческого

познания составляют познания составляет познания составляет

чувства (чувственный интуиция разум


Человеческое познание

основано на действии чувств,

разума и интуиции

Общее направление процесса познания выражается в формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

В процессе познания различают ступени.

1. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. Через чувства человек контактирует с внешним миром. К основным формам чувственного познания относятся: ощущение, восприятие и представление. Ощущение - это элементарный субъективный образ объективной реальности. Специфической особенностью ощущений является их однородность. Любое ощущение дает сведения лишь о какой-то одной качественной стороне предмета.

Человек способен значительно развить в себе тонкость и остроту чувств, ощущений.

Восприятие - это целостное отражение, образ предметов и событий окружающего мира.

Представление - это чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда-то на его органы чувств. В силу этого образ предмета в представлении, с одной стороны, носит более бедный характер, чем в ощущениях и восприятиях, а с другой стороны, в нем более сильно проявляется целенаправленный характер человеческого познания.

2. Рациональное познание опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех формах: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Понятия объективны по содержанию и источнику. Выделяют конкретные абстрактные понятия, различающиеся по степеням общности.

Суждения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо отрицают или утверждают.

Умозаключение - процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение.

3. Интуитивное познание основывается на том, что внезапное решение, истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне, без предварительного логического доказательства.

Особенности обыденного и научного познания

Познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. Выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знаний возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.

Познание различается и своим предметом. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и т. д., составляющих в совокупности естествознание. Познание человека и общества обусловливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное, религиозное познание.

Научное познание как профессиональный вид общественной деятельности осуществляется по определенным научным канонам, принимаемым научным сообществом. В нем используются специальные методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных критериев. Процесс научного познания включает в себя ряд взаимоорганизованных элементов: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.

Субъект познания - это тот, кто его реализует, то есть творческая личность, формирующая новое знание. Объект познания - это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Объект опосредуется предметом познания. Если объект науки может существовать независимо от познавательных целей и сознания ученого, то о предмете познания этого сказать нельзя. Предмет познания - это определенное видение и понимание объекта исследования с определенной точки зрения, в заданном теоретико-познавательном ракурсе.

Познающий субъект - не пассивное созерцательное существо, механически отражающее природу, а активная, творческая личность. Для того чтобы получить ответ на поставленные ученым вопросы о сущности изучаемого объекта, познающему субъекту приходится воздействовать на природу, изобретать сложные методы исследования.

Философия научного познания

Теория научного познания (гносеология) - одна из областей философского знания.

Наука - это область деятельности людей, сутью которой является получение знаний о природных и общественных явлениях, а также о самом человеке.

Движущими силами научного познания являются:

  • 1) практическая потребность в знаниях. Большинство наук выросли из этих потребностей, хотя некоторые из них, особенно в таких областях, как математика, теоретическая физика, космология, родились не под прямым влиянием практической надобности, а из внутренней логики развития знания, из противоречий в самих этих знаниях;
  • 2) любопытство ученых. Задача ученого - задавать природе вопросы с помощью экспериментов и получать на них ответы. Нелюбопытный ученый - это не ученый;
  • 3) интеллектуальное удовольствие, которое испытывает человек, открывая то, что до него никто не знал (в учебном процессе интеллектуальное удовольствие тоже присутствует как открытие студентом новых знаний «для себя»).

Средствами научного познания являются:

  • 1) разум, логическое мышление ученого, его интеллектуальные и эвристические (творческие) способности;
  • 2) органы чувств, в единстве с данными которых осуществляется мыслительная деятельность;
  • 3) приборы (появились с XVII века), которые дают более точную информацию о свойствах вещей.

Прибор - это как бы вышедший за свои естественные границы тот или иной орган человеческого тела. Тело человека различает степени температуры, массы, освещенности, силы тока и т. п., но термометры, весы, гальванометры и т. д. делают это гораздо точнее. С изобретением приборов познавательные возможности человека невероятно расширились; стали доступными исследования не только на уровне близкодействия, но и дальнодействия (явления в микромире, астрофизические процессы в космосе). Наука начинается с измерения. Поэтому девиз ученого: «Измерь то, что можно измерить, и найди способ измерить то, что измерению пока не поддается».

Практика и познание.

Практика и познание тесно связаны друг с другом: практика имеет познавательную сторону, познание - практическую. В качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением. Теория, в свою очередь, выступает обобщением практики. В практике и через практику субъект познает законы действительности, без практики нет знания сущности предметов.

Практика является также движущей силой познания. От нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового значения и его преобразования.

Практика детерминирует переход от чувственного отражения объектов к их рациональному отражению, от одних методов исследования к другим, от одного мышления к другому, от эмпирического мышления к теоретическому.

Целью познания является достижение истинного значения.

Практика - это специфический способ освоения, в котором результат деятельности адекватен ее цели.

Практика - это совокупность всех видов социально значимой, преобразующей деятельности людей, основой которой является производственная деятельность. Это форма, в которой реализуется взаимодействие объекта и субъекта, общества и природы.

Значение практики для познавательного процесса, для выработки и развития научного и других форм знания подчеркивали многие философы разных направлений.

Основные функции практики в процессе познания:

  • 1) практика является источником познания потому, что все знания вызваны в жизни главным образом ее потребностями;
  • 2) практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты познания от его начала и до его конца;
  • 3) практика является непосредственно целью познания, ибо оно существует не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить их соответствовать образам, в той или иной мере регулировать деятельность людей;
  • 4) практика представляет собой решающий критерий, то есть позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

Философия общения

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно становится осознанным и опосредованным речью. В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель, средства.

Цель - то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

Средство - это способ кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации.

В разных ситуациях общения собеседники существенно различаются в том, насколько они вовлечены в это общение, в какой мере готовы раскрыть свои внутренние переживания и быть понятыми друг другом. Общение имеет глубину, внутреннюю вертикаль, различные уровни. Речь идет о качестве бытия человека в ситуации или отношениях - о степени присутствия человека в данной межличностной ситуации, об уровне аутентичности самовыражения, о чувствительности к собственной внутренней реальности и актуализации подлинной заботы о себе.

Именно эта сложная и трудноуловимая глубинная динамика общения лежит в основе выделения уровней межличностного взаимодействия. В концепции Джеймса Бюджентала описываются семь основных уровней глубины общения:

  • * формальные отношения;
  • * поддержание контакта;
  • * стандартная беседа;
  • * критические ситуации;
  • * интимность;
  • * личное бессознательное;
  • * коллективное бессознательное.

В экзистенциализме проводятся различия между подлинным и неподлинным бытием. Мартин Хайдеггер утверждал, что неподлинное бытие - это бытие в обществе, а общество он рассматривал в смысле неопределенно-личного местоимения Man.

Man - нечто неопределенное, диффузно-обезличенное. Подлинное бытие - бытие перед лицом смерти. В этом противопоставлении подлинного и неподлинного бытия он отразил проблему человеческой индивидуальности и степени растворения человека в обществе. Общество - это общение. Когда слишком много общения, человек теряет себя, растворяется в обществе. Для человека важно соблюдение баланса между общением и уединением.

Познание – это процесс получения знаний об окружающем мире и о самом себе. Познание начинается с того момента, когда человек начинает задавать себе вопросы: кто я такой, зачем пришел в этот мир, какую миссию должен выполнить. Познание – процесс постоянный. Он происходит даже тогда, когда человек не отдает себе отчета в том, какие мысли руководят его действиями и поступками. Познание как процесс изучает ряд наук: психология, философия, социология, научная методология, история, науковедение. Цель любого познания заключается в самосовершенствовании и расширении своего кругозора.

Структура познания

Познание как научная категория имеет четко выраженную структуру. Познание в обязательном порядке включает в себя субъект и объект. Под субъектом понимают такое лицо, которое предпринимает активные шаги для осуществления познания. Объектом познания называется то, на что направлено внимание субъекта. В качестве объекта познания могут выступать другие люди, природные и социальные явления, какие-либо предметы.

Методы познания

Под методами познания понимают инструменты, с помощью которых осуществляется процесс приобретения новых знаний об окружающем мире. Методы познания традиционно принято делить на эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы познания

Эмпирические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью каких-либо исследовательских действий, подтвержденных опытным путем. К эмпирическим методам познания относят: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.

  • Наблюдение – это метод познания, в ходе которого осуществляется изучение объекта без прямого взаимодействия с ним. Говоря иными словами, наблюдатель может находиться на расстоянии от объекта познания и при этом получать нужную ему информацию. С помощью наблюдения субъект может делать собственные выводы по тому или иному вопросу, выстраивать дополнительные предположения. Метод наблюдения широко используют в своей деятельности психологи, медицинский персонал, социальные работники.
  • Эксперимент представляет собой метод познания, при котором происходит погружение в специально созданную среду. Этот метод познания предполагает некоторое абстрагирование от внешнего мира. С помощью эксперимента проводятся научные исследования. В ходе данного метода познания подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза.
  • Измерение представляет собой анализ каких-либо параметров объекта познания: веса, величины, длины и т.д. В ходе сравнения осуществляется сопоставление значимых характеристик объекта познания.

Теоретические методы познания

Теоретические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью анализа различных категорий и понятий. Истинность выдвигаемой гипотезы при этом не подтверждается опытным путем, а доказывается с помощью имеющихся постулатов и окончательных выводов. К теоретическим методам познания относят: анализ, синтез, классификацию, обобщение, конкретизацию, абстрагирование, аналогию, дедукцию, индукцию, идеализацию, моделирование, формализацию.

  • Анализ подразумевает мысленный разбор целого объекта познания на мелкие части. В ходе анализа обнаруживается связь компонентов между собой, их различия и иные особенности. Анализ как метод познания широко применяется в научной и исследовательской деятельности.
  • Синтез предполагает объединение отдельных частей в единое целое, обнаружение связующего звена между ними. Синтез активно применяется в процессе всякого познания: для того, чтобы принять новую информацию, нужно соотнести ее с уже имеющимся знанием.
  • Классификация – это группирование объектов, объединенных по конкретным параметрам.
  • Обобщение предполагает группирование отдельных предметов по главным характеристикам.
  • Конкретизация представляет собой процесс уточнения, осуществляемый с целью акцентирования внимания на значимых деталях объекта или явления.
  • Абстрагирование подразумевает сосредоточение на частной стороне конкретного предмета с целью обнаружить новый подход, приобрести иной взгляд на изучаемую проблему. При этом другие составляющие не рассматриваются, в расчет не берутся или им уделяется недостаточное внимание.
  • Аналогия проводится с целью выявления наличия в объекте познания похожих объектов.
  • Дедукция – это переход от общего к частному в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Индукция – это переход от частного к целому в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Идеализация подразумевает формирование отдельных понятий, обозначающих предмет, которых не существует в действительности.
  • Моделирование предполагает формирование и последовательное изучение какой-либо категории существующих объектов в процессе познания.
  • Формализация отражает предметы или явления с помощью общепринятых символов: букв, чисел, формул или иных условных обозначений.

Виды познания

Под видами познания понимаются основные направления человеческого сознания, с помощью которых осуществляется процесс познания. Иногда их называют формами познания.

Обыденное познание

Данный вид познания подразумевает получение личностью элементарных сведений об окружающем мире в процессе жизнедеятельности. Обыденное познание есть даже у ребенка. Маленький человек, получая необходимые знания, делает свои выводы и приобретает опыт. Даже если приходит негативный опыт, в дальнейшем он поможет сформировать такие качества как осторожность, внимательность, рассудительность. Ответственный подход развивается посредством осмысления полученного опыта, внутреннего его проживания. В результате обыденного познания у личности формируется представление, как можно, а как нельзя поступать в жизни, на что стоит рассчитывать, а о чем надо забыть. Обыденное познание базируется на элементарных представлениях о мире и связях между существующими объектами. Оно не затрагивает общекультурные ценности, не рассматривает мировоззрение личности, ее религиозную и нравственную направленность. Обыденное познание стремится лишь к удовлетворению сиюминутного запроса об окружающей действительности. Личность просто накапливает необходимый для дальнейшей жизнедеятельности полезный опыт и знания.

Научное познание

Данный вид познания основан на логическом подходе. Другое его название – . Здесь большую роль играет детальное рассмотрение ситуации, в которую погружен субъект. С помощью научного подхода осуществляется анализ существующих объектов, делаются соответствующие выводы. Научное познание широко применяется в исследовательских проектах любого направления. С помощью науки доказывают истинность или опровергают многие факты. Научный подход подчинен множеству составляющих, большую роль играют причинно – следственные связи.

В научной деятельности процесс познания осуществляется путем выдвижения гипотез и доказывания их практическим путем. В результате проводимого исследования научный деятель может подтвердить свои предположения или полностью от них отказаться, если конечный продукт не будет соответствовать заявленной цели. Научное познание опирается, прежде всего, на логику и здравый смысл.

Художественное познание

Данный вид познания еще называют творческим. Такое познание основано на художественных образах и затрагивает интеллектуальную сферу деятельности личности. Здесь истинность каких-либо утверждений нельзя доказать научным путем, поскольку художник соприкасается с категорией прекрасного. Реальность отражается в художественных образах, а не строится методом мыслительного анализа. Художественное познание безгранично по своей сути. Природа творческого познания мира такова, что человек сам моделирует образ у себя в голове с помощью мыслей и представлений. Созданный таким способом материал является индивидуальным творческим продуктом и получает право на существование. У каждого художника имеется свой внутренний мир, который он раскрывает перед другими людьми посредством творческой деятельности: художник пишет картины, писатель – книги, музыкант сочиняет музыку. У всякого творческого мышления есть своя правда и вымысел.

Философское познание

Данный вид познания состоит в намерении интерпретировать реальность с помощью определения места человека в мире. Для философского познания характерен поиск индивидуальной истины, постоянные размышления о смысле жизни, обращение к таким понятиям как совесть, чистота помыслов, любовь, дарование. Философия пытается проникнуть в суть самых сложных категорий, объяснить мистические и вечные вещи, определить сущность человеческого существования, экзистенциальные вопросы выбора. Философское познание направлено на осмысление спорных вопросов бытия. Нередко в результате такого исследования деятель приходит к пониманию амбивалентности всего сущего. Философский поход подразумевает видение второй (скрытой) стороны любого объекта, явления или суждения.

Религиозное познание

Данный вид познания направлен на изучение отношений человека с высшими силами. Всевышний здесь рассматривается одновременно как объект исследования, и в то же время как субъект, поскольку религиозное сознание подразумевает восхваление божественного начала. Религиозный человек интерпретирует все происходящие события с точки зрения божественного промысла. Он подвергает анализу свое внутреннее состояние, настроение и ждет какого-то определенного отклика свыше на те или иные поступки, совершаемые в жизни. Для него огромное значение имеют духовная составляющая любого дела, мораль и нравственные устои. Такая личность часто искренне желает другим счастья и хочет исполнять волю Всевышнего. Религиозно настроенное сознание подразумевает поиск единственно правильной истины, которая была бы полезной многим, а не одному конкретному человеку. Вопросы, которые ставятся перед личностью: что такое добро и зло, как нужно жить по совести, в чем заключается священный долг каждого из нас.

Мифологическое познание

Данный вид познания относится к первобытному обществу . Это вариант познания человека, который считал себя неотъемлемой частью природы. Древние люди искали ответы на вопросы о сущности жизни иначе, чем современные, они наделяли природу божественной силой. Вот почему мифологическое сознание сформировало своих богов и соответствующее отношение к происходящим событиям. Первобытное общество снимало с себя ответственность за то, что случается в повседневной реальности и всецело обращалось к природе.

Самопознание

Данный вид познания направлен на изучение своих подлинных состояний, настроений и умозаключений. Самопознание всегда подразумевает глубокий анализ собственных чувств, мыслей, поступков, идеалов, стремлений. Те, кто активно занимается самопознанием в течение нескольких лет, отмечает у себя высокоразвитую интуицию. Такой человек не потеряется в толпе, не поддастся «стадному» чувству, а будет принимать ответственные решения самостоятельно. Самопознание приводит личность к пониманию своих мотивов, осмыслению прожитых лет и совершенных деяний. В результате самопознания у человека возрастает психическая и физическая активность, он накапливает уверенность в себе, становится по-настоящему смелым и предприимчивым.

Таким образом, познание как глубокий процесс приобретения необходимых знаний об окружающей действительности имеет свою структуру, методы и виды. Каждый вид познания соответствует разному периоду в истории общественной мысли и личному выбору отдельно взятого человека.

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» - человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .

Эмпирические методы :

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез . Обратный процесс - объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение . Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция - движение от фактов к общему.
  11. Идеализация - создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование - создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация - изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание . (Оно же - искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы - самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к