Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Настольная игра го. Какие применить стратегии древней игры го в бизнесе

Настольная игра го. Какие применить стратегии древней игры го в бизнесе


Эти анекдоты родились из реальных ответов Мастера.

Ведь Мастер не из тех, кто полезет за словом в карман. Это гуманитарное оружие нового типа, показанное им в бою. Ведь любой диалог Мастера — это сражение за собственную и чужую обучаемость.

Ценители знаков зодиака найдут эти анекдоты обворожительными.

Боевое искусство стратегии. Русский стиль. 9 изящных решений

Книга закончена весной 2008 года. Еще до наступления мирового экономического кризиса авторы предложили изящные решения по выходу из тех непростых ситуаций, в которых оказались российские предприятия уже осенью.

Это оказалось возможным благодаря стратегическому искусству, возраст которого насчитывает более 5000 лет. Игровые схемы книги древнее китайских иероглифов и знаков Книги Перемен. Эти схемы лежат в основе стратегической традиции индоевропейской цивилизации.

Гитлин и Сталер

Стать великим диктатором можно не только путём политической борьбы. Место отверженных — отличная стартовая площадка для головокружительной общественной карьеры. Два отечественных психа представляют себя Сталиным и Гитлером. Всё бы ничего, но их реплики настолько точно взяты у настоящих персонажей, а диалоги настолько хорошо воссоздают реальность, что начинают её замещать.

Книга-игра предназначена для широкого круга революционеров и их противников.

Клуб любителей Го

Героическая книга для героического читателя. Рамка повествования охватывает половину земного шара и простирается от доисторических времён до наших дней. Это книга-вызов. Кто победит в смертельном противоборстве за древний и могущественный артефакт? И где проходит черта между многоходовой игрой и безумной реальностью?

Книга не рекомендована детям до 16 лет, сотрудникам МИД, членам комиссии по фальсификации истории, руководству музея палеонтологии РАН, бывшим политтехнологам, некоторым представителям российского бизнес-сообщества, последователям восточных околорелигиозных культов, любителям японской кухни, игрокам го.

Мастер Го

«Мастер Го» — роман из серии «Го учит видеть».

Главный герой книги — москвич, увлекшийся новым знанием. В свободное от работы время он летает на самолёте в маленький город, где проходит довольно загадочное обучение под руководством человека, которого он называет Учитель. Учитель обучает Игоря игре Го.

Благодаря усилиям главного героя читатель знакомится с целостной и мощной традицией. При чтении книги не покидает ощущение живой передачи. Книга ориентирована на самый широкий круг читателей. Он в ответе за тех, кого увидел!

Мастера классической школы ставят камни во главу угла и следят, чтобы они были в хорошей форме . Основными операционными линиями являются третья и четвертая от края, а ключевая идея — это идея золотой середины и равного дележа владений. Таким образом, игровая техника сводится к четырем базовым компетенциям:

  • чувство формы и стиля;
  • знание стандартных построений в углах и на сторонах;
  • методы атаки чужого владения и защиты своего;
  • умение вести расчеты (необходимо во всех школах).

Космическое Го

Космический стиль подразумевает отказ от сидения по углам в пользу активного развития в центре и по сторонам. Ключевая идея в том, чтобы накапливать влияние как можно быстрее и как можно больше. Затем, дойдя до позиционной полноты, вовлечь соперника в передел сфер влияния, пользуясь накопленным опережением в развитии и масштабом. Здесь нет жестких формул, на которые можно было бы опереться без оглядки. Главным подспорьем является здоровый авантюризм и творчество. Но все же можно обозначить несколько комплекций, без которых не обойтись:

  • умение строить большие агломерации (мойо) и управлять ими;
  • чувство баланса;
  • понимание связки владение-влияние, использование ее при разменах;
  • умение вести конфликт.

Способности довольно общие, но они предполагают владение базой знаний классического Го или навыком силовой борьбы.

Школа войны

Как охарактеризовать боевой стиль Го, выпестованный корейской школой Го? Быстро займи позицию поудобнее и начинай тотальную схватку с чужими камнями за территорию. Зачем строить и организовывать, когда можно отнять? Этот подход позволил корейцам на десятилетие разгромить японцев с их страстью к формам и «правилам». Особенностью данного подхода к Го является примат тактики и операций над стратегией, которая оказывается не нужна при достаточной сокрушительности удара.

Однако искусственный интеллект AlphaGo наглядно показал пределы школы войны. Ты можешь выиграть все битвы, но проиграть войну, если не будешь опираться на стратегию. Еще один аспект — сила расчета. В игре Го он необходим, но в школе войны точный расчет занимает, пожалуй, первое место. Другие ключевые инструменты школы:

  • понимание нюансов жизни и смерти;
  • владение приемами и методами атаки и защиты;
  • сила духа и психическая устойчивость;
  • чувство хаоса схватки.

До сих пор представители этой школы занимают господствующие позиции в мире Го. Поколебать их положение смог лишь искусственный интеллект Google.

Стратегическое Го

Любую технологию можно разобрать до принципа мышления. То же относится и к стратегии. Игра Го может быть просто настольной игрой, а может стать тренажером нашего интеллекта. Идея стратегической школы в том, чтобы применить Го в качестве программной среды мышления. Звучит слишком сложно. Говоря по-простому, игра Го используется как стратегический симулятор. Это похоже на тренажеры, на которых готовят пилотов самолетов. Возможно ли это?

Но именно такую роль играло Го в Древнем Китае! С его помощью строили стратегическое мышление. Проблема современного человека в том, что он не сталкивается с такими инструментами практически нигде. Вам построили интеллект в школе? Если да, то вы счастливчик.

Русская стратегическая школа базируется на классической японской и китайской школах Го. Отличается методика изучения. Упор сделан не на выработке автоматических навыков, а на формировании понимания. Второй важный момент — связь схем и принципов игры Го с реальными проблемами, будь то военная стратегия, политика или предпринимательство.

«В моей жизни было достаточно разочарований - например, я хотел быть лучшим в мире игроком в го, но так им и не стал», - рассказывал в одном интервью Билл Гейтс. Правила этой древней китайской игры просты: нужно отгородить на игровой доске камнями чёрного или белого цвета большую территорию, чем противник. Стратегические принципы, которые позволяют добиться победы в го, универсальны и абстрактны. Их можно использовать в любой сфере человеческой жизни, где идёт конкурентная борьба, - например, в бизнесе. «Секрет» публикует фрагмент книги преподавателя игры Павла Авраамова «Стратегия го: Древняя игра и современный бизнес» (выходит в издательстве «Олимп–Бизнес»), в котором рассказывается, чему одна из старейших логических игр может научить предпринимателей.

Краеугольный камень стратегии го - концепция адзи. Адзи - это одновременно и скрытая угроза, и потенциальная возможность. В пору кризиса многие разглагольствуют о том, что кризис-де - это огромное количество возможностей для развития. Однако где эти возможности скрываются и как их использовать, никто точно сказать не может. Кому-то удаётся их обнаружить самостоятельно, кому-то - нет. Зато неприятные последствия накрывают всех. (Ну, кроме разве что похоронных контор - этим любой кризис нипочём).

Кризис всегда вскрывает проблемы экономического характера. Не стал исключением и 2008 год. Всё, что могло бабахнуть, но до поры до времени держалось на последней ниточке, таки бабахнуло. Как гласит закон Мёрфи, если неприятность может случиться, она непременно случится. И неожиданно мы убедились, что игнорирование собственных слабостей - путь к поражению.

В реальной жизни идея адзи проявляется множеством способов. Хороший пример - разбалансировка структуры активов и пассивов банка по срокам. Для неспециалистов поясню: пассивы - это привлечённые средства (например, депозиты вкладчиков); активы - это размещённые средства (в частности, выданные кредиты). И те и другие грубо можно разделить на три группы: кратко-, средне- и долгосрочные. Опасность заключается в том, что в какой-то момент банк может перекосить: сегодня нужно возвращать депозиты, а мы навыдавали кредитов, которые вернутся только через месяц (неделю, год, - главное, что не сегодня). Что делать?

Как правило, вкладчики в обычных условиях не торопятся снимать деньги. Вклад просто пролонгируется (автоматически продлевается), и фактически мы (то есть банк) можем пользоваться деньгами дальше. Если же кто-то всё-таки захотел забрать деньги, такие проблемы решаются за счёт межбанковского кредита: банк-партнёр даёт нам 10-20 миллионов «до получки». Пока всё было стабильно, именно так и происходило. Однако в августе 2008 года всё резко изменилось: сначала обрушился отечественный фондовый рынок, затем в течение суток прекратил своё существование рынок межбанковских кредитов, а вслед за этим в банки потянулись вереницы вкладчиков. И все, кто не заботился о балансировке структуры активов и пассивов, оказались в очень неприятной ситуации: люди требуют вернуть деньги, а взять их неоткуда. Друг другу банки не доверяют и кредитов не дают, выданные кредиты вернутся не скоро... Реальное попадалово, извините за сленг.

Чтобы такого не случалось, отдел анализа рисков должен бдить и постоянно отслеживать изменения структуры активов и пассивов. С другой стороны, в условиях стабильного экономического роста банк может сознательно проигнорировать это адзи и выбрать агрессивную стратегию: надеясь на лояльность кредиторов, использовать их средства для стремительного развития. Высокий риск означает высокую доходность. Это аксиома.

Ещё пример - ресторанный бизнес, который в принципе представляет собой одно сплошное адзи. Однажды я слышал рассказ о том, как в процессе консультирования одного ресторана выяснилось, что воровать можно в 92 (!) различных точках производственного процесса.

Ну и, само собой, особенности отечественного законодательства: по большому счёту, у нас вообще всё незаконно (в той или иной степени). К примеру, в любой момент к вам может заглянуть трудовая инспекция и найти такое количество нарушений, что мало не покажется.

Virgin против British Airlines

Как пример - история противостояния Ричарда Брэнсона и British Airlines. Когда между British Airlines и Virgin Airlines, авиакомпанией Ричарда, началась жёсткая конкуренция, British Airlines развернули PR-кампанию по дискредитации Брэнсона. Для очернения конкурента British Airlines наняла Брайна Бешама - известного специалиста по связям с общественностью. Журналист Крис Хатчинс, приглашённый на встречу с Бешамом, тайно записал разговор на диктофон и передал запись Брэнсону. Когда Ричард прослушал плёнку, выяснилось, что Бешам рассказывал Хатчинсу о нескольких серьёзных адзи, угрожавших Брэнсону. Прежде всего, речь шла о весьма рискованном хобби Ричарда - полётах на воздушном шаре. Действительно, находиться в герметичной капсуле на высоте десяти километров - не самое безопасное занятие на свете. Любая непредвиденная ситуация может привести к гибели пилота. А это, безусловно, сказалось бы и на бизнесе, поскольку Брэнсон всегда был главным «драйвером» развития компании.

Помимо этого, была и другая угроза, на этот раз - репутационная. Дело в том, что Ричард владел ночным клубом Heaven, который в основном посещали гомосексуалисты. По мнению Бешама, это потенциально могло привести к различным негативным последствиям для основного бизнеса Брэнсона: «Можете ли вы представить себе такую гипотетическую ситуацию: Salomons инвестиционный банк Salomon Brothers в перспективе хочет организовать совместное предприятие и как раз находится на полпути к образованию компании, когда на Heaven организуется облава? Против владельца выдвигаются обвинения. Так? Нельзя представить себе такую невообразимую ситуацию».

Этот пример показывает, что даже мегакорпорация имеет уязвимые места. Впрочем, я не собираюсь наводить панику и призывать к сверхбдительности. Так и до паранойи недалеко. Важно лишь понимать, что адзи в нашей позиции - это угроза нашему благополучию. И наоборот: адзи в построениях противника - это шанс для нас. «Что русскому хорошо, то немцу - смерть». Чтобы не быть голословным, расскажу ещё одну историю.

CNN: как всё едва не закончилось, не успев начаться

Тед Тёрнер - знаменитый медиамагнат, основатель телеканала CNN. Однако мало кто знает, что этого канала могло бы и не быть. Дело в том, что для запуска CNN Тёрнер зарезервировал частоту на новом спутнике-ретрансляторе (транспондере) САТКОМ-3. До этого он с успехом пользовался «Сатком-1» для трансляции другого своего телеканала Super Channel, а аренда частоты на «Сатком-3» позволяла кабельным операторам принимать канал CNN без дополнительного оборудования. Поэтому аренда частоты была жизненно необходима для успешного запуска CNN: вещание без транспондера было невозможно.

Первое адзи заключалось в том, что Тед даже не рассматривал возможность каких бы то ни было проблем с запуском спутника. Но внезапно, за четыре месяца до старта CNN, позвонили сотрудники компании RCA, которой принадлежал транспондер, и сообщили, что во время запуска возникла нештатная ситуация, в результате которой спутник погиб. Они предлагали частоты на других своих транспондерах, что категорически не устраивало Тёрнера. В этом случае кабельным операторам пришлось бы покупать дополнительное оборудование для приёма сигнала, что потребовало бы крупных затрат, к которым они были не готовы. Они и так неохотно соглашались включить CNN в свою сетку вещания, а тут ещё и лишние деньги нужно было потратить! В результате проект по запуску первого круглосуточного новостного канала оказался под угрозой. Тёрнеру требовалось срочно придумать способ получить дополнительную частоту на уже используемом спутнике «Сатком-1».

К решению проблемы были привлечены лучшие адвокаты. Поначалу ничего сделать не удавалось: по условиям договора частота на потерянном «Сатком-3» предоставлялась только в случае успешного запуска. Маленькой Turner Broadcasting было очень сложно бороться с крупным конгломератом, который представляла собой RCA.

Однако затем один из адвокатов вспомнил, что имеется другое адзи, на этот раз - благоприятное для Тёрнера. За несколько лет до происшествия с «Сатком-3» он включил специальную оговорку в другой договор с RCA. Этот пункт предусматривал, что Turner Broadcasting получала приоритетное право арендовать частоту на каждом новом спутниковом транспондере. Обязанностью RCA было предложить компании Теда арендовать дополнительную частоту, а уж дальше он мог решать, делать это или нет. Но RCA запустила несколько транспондеров, каждый раз забывая про это требование. Это было чисто формальным нарушением условий договора, но, поскольку иных зацепок не имелось, Тёрнер решил использовать свой единственный аргумент в споре с RCA. Ведь от успеха CNN зависело будущее его компании: он вложил миллионы долларов в запуск нового телеканала, и неудача грозила пустить его бизнес под откос.

На состоявшейся в Нью-Йорке встрече с руководством RCA Тёрнер прямо с порога заявил, что намерен подать на них в суд за нарушение условий договора, если ему не предоставят необходимое место на «Сатком-1». Если его требование не будет выполнено, он намерен взыскать с RCA все деньги, вложенные в запуск CNN, а это без малого $30 000 000! Как рассказывал сам Тед, он увидел, что партнёры не только всерьёз восприняли его заявление, но как будто даже обрадовались ему. Выяснилось, что на спутнике «Сатком-1» оставалось всего два свободных места, на которые одновременно претендовало много разных компаний, оставшихся без необходимых частот на «Сатком-3». В этой ситуации, даже если бы руководство RCA пошло Тернеру навстречу, им было бы сложно объяснить с юридической и логической точки зрения, почему частоту получил именно он, а не кто-то другой. А официальный судебный иск развязывал им руки.

Адвокаты Теда немедленно подготовили заявление в суд, и неделю спустя было принято решение, требовавшее от RCA предоставить место на «Сатком-1» Turner Broadcasting. И хотя гарантировать успех новому телеканалу никто не мог, проблема с запуском вещания была решена.

Итак, что же делать с адзи? Список вариантов невелик:

Устранять известные; выявлять неизвестные; не помогать противнику устранять свои адзи; расслабиться.

В плане устранения всё понятно: службы безопасности банков проверяют потенциальных сотрудников на судимость; пожарный надзор следит, чтобы где надо висели огнетушители; страховые компании предлагают разнообразные программы и т. п.

Выявление неизвестных адзи - задача гораздо более нетривиальная. Первое, что приходит на ум, - аудит. Причём не только аудит бухгалтерской отчётности, но и юридический: верно ли составлены договоры, надлежащим ли образом оформлены на работу сотрудники и т. д. Ещё вариант - работа аналитиков в целом и риск-менеджеров в частности. Их задача - искать потенциальные угрозы и возможности для развития компании (инвестирования, запуска новых направлений и т. п.). Наконец, помогает изучение литературы и беседы с опытными коллегами.

Третий совет призывает не помогать противнику с устранением адзи. Напротив, как показывает практика Го, нужно их не только сохранять и использовать, но и по возможности культивировать. Пример адвоката Теда Тернера иллюстрирует именно эту мысль. Возможно, это далеко от романтическо-идеалистического взгляда на мир, но зато близко к практическо-реалистическому. Несомненно одно: игра определённо учит нас именно такому образу действий.

И наконец, самый ценный совет - расслабиться.

С одной стороны, вы должны понимать, что все адзи выявить невозможно. Есть стандартные, хорошо известные прорехи - их надо затыкать. Есть менее очевидные, которые тем не менее можно обнаружить при помощи здравого смысла. Есть совсем невидимые, которые недурно время от времени искать, в том числе привлекая экспертов. Но постоянно проверять всё попросту невозможно. Со временем энергия, затрачиваемая на поиск угроз, начнёт превышать реальную пользу. Ведь каждая точка контроля требует дополнительных сотрудников, отчётов, барьеров... Ухудшается атмосфера в коллективе, растут бюрократия и количество макулатуры. Граница между разумной осторожностью и паранойей зыбка. И очень скоро вас начнут одолевать мысли о неведомых угрозах и неотвратимых бедах, лишая сна и аппетита.

Semco: иногда нужно просто расслабиться

С другой стороны, не всегда стоит устранять даже те адзи, что известны. Пример - бразильская компания Semco и её владелец Рикардо Семлер.

Рикардо всегда интересовали проверки, которым подвергались работники его завода на выходе с предприятия. Это делалось для того, чтобы люди не выносили с производства материалы и инструменты. Эта практика была абсолютно стандартной для всех производственных компаний в то время, но она не устраивала самого Рикардо. Ему казался нелогичным и ханжеским такой подход к собственным сотрудникам: с одной стороны, ты рассказываешь им, что «мы все одна большая семья», а с другой - ежедневно обыскиваешь их.

Семлер решил полностью прекратить досмотры в Semco, повесив вместо этого на воротах табличку, гласящую: «Пожалуйста, убедитесь, что, когда вы идёте домой, вы не взяли случайно ничего, что вам не принадлежит». Рикардо вовсе не был наивным идеалистом. Он понимал, что некоторые работники, в среднем 2–3%, будут злоупотреблять доверием в собственных интересах. Но для него было важно, чтобы оставшиеся 97% были избавлены от ежедневных обысков. В конце концов, даже компании с огромными ревизионными департаментами не могут на 100% избавиться от краж и растрат. Вот что говорит сам Рикардо: «Возросло или снизилось количество краж? Я не знаю, и мне всё равно. Я не хочу быть владельцем компании, где не доверяют своим сотрудникам».

Такой подход действительно может показаться наивным идеализмом, если бы не одно «но»: досмотры в Semco были отменены в 1985 году. С тех пор компания успешно преодолела тяжелейший экономический кризис, увеличила свою чистую прибыль в 50 (!) раз и добавила множество новых направлений к своей основной деятельности, включая благотворительность, электроэнергетику и образование. Объявление об открывшейся вакансии обычно получает больше 1000 откликов, не считая архива резюме 2000 людей, готовых работать в Semco кем угодно, лишь бы их приняли.

Бизнес, как и го, - это искусство гармонии. Вовремя расслабиться не менее важно, чем вовремя напрячься. Обращайте внимание только на критические угрозы. Чрезмерное внимание к мелочам ворует ваше время и не даёт идти к главной цели. В игре постоянно возникают ситуации, когда вам прекрасно известны изъяны в вашей позиции, но вам просто некогда заниматься ими - развитие партии требует внимания к другим участкам доски. Поэтому стоит закрыть глаза на мелочи и сконцентрироваться на главном. К примеру, в своей компании я не беспокоился, что менеджеры периодически читают анекдоты в интернете. Да, это увеличивало трафик и расходы на связь (по ряду причин мы были вынуждены пользоваться крайне невыгодным тарифом). Но меня интересовали только два показателя - выполнение плана продаж и качество обслуживания клиентов. Ведь если клиенты довольны, а план выполняется, то прибыль позволяет покрыть любые расходы на чтение анекдотов. Так зачем было изводить сотрудников параноидальным контролем и «экономить на спичках»? Достаточно было лишь попросить их не выходить за рамки разумного и не скачивать на работе музыку. К тому же я не расценивал такое времяпрепровождение как «воровство денег компании». В том смысле, что менеджер бездельничает, а должен работать. Нет ничего страшного, если после обеда, когда мозговая активность снижается, человек потратит 30–40 минут на отдых. Главное, чтобы он качественно выполнял обязанности, когда действительно есть, что делать. Думаю, нормальное отношение со стороны компании и руководства оказывает гораздо больший положительный эффект, чем бездумное «закручивание гаек».

Короче говоря, «релакс, тэйк ит изи»! Подходите к проблеме адзи творчески. Ведь, по большому счёту, труд руководителя только в том и состоит, чтобы помогать людям справляться с их работой и принимать верные решения, но главное - очень много думать.

Книга предоставлена издательством «Олимп–Бизнес»

Стратегия - искусство руководства, основанного на грамотном и глубоком владении ситуацией.

Тактика - совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.

Применительно к военному делу стратегия определяет общий план ведения войны, соединяющий в себе военные средства с политическими целями, а также направлена на концентрацию военной силы и маневрирование с целью создания условий для сражения. Тактика имеет дело с концентрацией сил, маневрами и столкновением непосредственно на поле боя.

Стратегия - это искусство вынудить противника вступить в бой в наиболее выгодных для вас условиях; она определяет время, место и численность войск в предстоящем сражении. Тактика - это способы и средства достижения победы над врагом, которого мы заставили принять бой.

В терминах бизнеса стратегия представляет собой тщательно обдуманное представление о том, куда должно двигаться предприятие и как туда попасть, - на основе глубокого понимания целей и при помощи наиболее эффективных и практичных способов их достижения, то есть тактических приемов.

Стратегия - искусство общего, глобального, а тактика - искусство частного, локального. Стратег - тот, кто управляет общим, находясь вне общего или внутри общего, как он пожелает. Тактик управляет частным, находясь внутри общего. Приемы обоих аналогичны, однако уровни и техники мышления разнятся.

Игра Го позволяет оттачивать мастерство тактики и стратегии на уровне абстрактного мышления и применять постигаемые закономерности в любой сфере жизни.

Сущность стратегии Го заключается в концепциях, представленных в этой главе. Понимание этих концепций и их взаимосвязи помогает оценить красоту мира, в котором мы живем.

СТРАТЕГИЯ КО-БОРЬБЫ

Не любишь Ко - не играй в Го.

(Пословица)


В Го существует запрет на повторение позиции. Эта ситуация получила название правило Ко или Kо-борьба. Мы уже рассматривали это понятие в разделе, посвященном правилам Го, сейчас мы вернемся к нему и рассмотрим еще раз, подробнее.

Взгляните на диаграмму 12-1. Слева мы видим позицию, где отмеченный треугольником белый камень находится под атари. Черные ходом 1 снимают этот камень с доски. И теперь черный камень, отмеченный треугольником, также оказывается под ата-ри. Если белые немедленно снимут черный камень, сходив в пункт В, то позиция вернется к своему первоначальному виду. Очевидно, что такое взаимное съедение камней может продолжаться бесконечно.


Диаграмма 12-1


Для того чтобы выйти из ситуации Kо, было введено правило, запрещающее игроку сразу снимать одиночный камень противника. В случае нашей диаграммы игрок белыми не может сразу съесть отмеченный треугольником черный камень. Необходимо сделать ход в другом месте доски, чтобы изменить позицию. Если черные захотят, они сами закроют слабость в пункте В, ликвидируя Ко-борьбу. Если же нет, то тогда белые спокойно забирают черный камень, и теперь черные должны играть в другом месте доски.

Ко-борьба - один из важнейших стратегических принципов Го. Ведь играя в другом месте доски, мы выбираем такие ходы, не ответить на которые будет весьма болезненно нашему оппоненту. Таким образом, слабости в позиции противника мы можем использовать как Ко-угрозы.

Вот классический пример вторжения белых в угол черных. В данной позиции (диаграмма 12-2) белые не могут накопить жизненное пространство, достаточного для безусловного выживания, поэтому они вынужденно предлагают черным разыграть здесь Ко. Теперь черные следующим ходом снимают белый камень 3, а белые должны играть в другом месте доски, нанося черным Ко-удар.


Диаграмма 12-2


Здесь мы видим ту же позицию в правом верхнем углу, но уже в разрезе всей доски (диаграмма 12-3). Ходом 2 белые наносят Ко-удар, угрожающий пленением черной группы в левом нижнем углу. Теперь черным необходимо посчитать: сколько очков они потеряют и сколько получат, если отдадут левый нижний угол в обмен на правый верхний. При этом стоит помнить, что левый нижний угол принадлежал черным, равно как и правый верхний угол был зоной их интересов. Поэтому если белые получают что-то в этой Ко-борьбе, то они явно оказываются в плюсе. В любом случае черным удается отбить один из углов.


Диаграмма 12-3


Итак, в правом верхнем углу пять белых камней, которые дают при их пленении 10 очков. Также там порядка 7–9 очков территории. Итого победа в правом верхнем углу приносит черным около 20 очков. В левом нижнем углу у черных восемь камней, которые дадут белым сразу 16 очков. Если прибавить к этому 9 очков территории, то окажется, что потеря нижнего левого угла принесет белым как минимум 25 очков. То есть захват черными правого угла принесет им убыток в 5 очков, не считая того факта, что у них в принципе отняли один из их углов.

Поэтому черные должны принять решение, как вести себя в такой невыгодной Ко-борьбе. Основой стратегии черные избирают пленение камней белого в правом верхнем углу. При этом черные не хотят вообще что-либо терять. Для того чтобы реализовать эту стратегию, черным необходимо выявить Ко-угрозы, которые имеются у них против белых, и оценить их стоимость. Такую же операцию они должны провести и за белых, то есть выяснить, сколько Ко-угроз имеется у оппонента и какова их стоимость. В реальной игре это сложная задача, при решении которой игроки нередко ошибаются и допускают просчеты. Считается правильным при начале Ко-борьбы наносить сначала мелкие Ко-удары, а затем, приближаясь к моменту, когда у обоих игроков останется минимум Ко-угроз, наносить самые жесткие и болезненные. Однако при этом главное - не прогадать и не потерять объект Ко-борьбы сразу же (если Kо-угроза окажется слишком эфемерной, оппонент на нее не ответит, выиграв более ценную Ко-борьбу).


Диаграмма 12-4


Посмотрим, какие в данной позиции имеются Ко-угрозы у черных (диаграмма 12-4). Ход в пункт А угрожает, с одной стороны, захватить два белых камня, с другой стороны, этот ход выбивает потенциальные глаза, так как нанесен в ключевую точку группы. Ход в пункт В угрожает отрезать пять белых камней и пленить их. Ход пункт Сугрожает, с одной стороны, соединиться со своими угловыми камнями, а с другой, - выпрыгнув в центр, отрезать шесть белых камней. Ход в пункт D угрожает построить жизнь в углу и забрать большой кусок территории из-под белых камней. Ход в пункт Е угрожает жесткой атакой четверки белых камней с угрозой их пленения. На все эти Kо-угрозы белым очень желательно ответить. Безусловно, на доске имеются и другие неплохие Ко-угрозы за черных.


Диаграмма 12-5


При изучении Kо-угрозу белых оказывается, что их не так уж и много (диаграмма 12-5). Ход в пункт А хорош тем, что отрезает черный камень, принося немало очков на нижней стороне. Ход в пункт В несет в себе потенциал еще как минимум одной Ко-угро-зы, но белые ничего здесь не получат с точки зрения выгоды. Ход в пункт С угрожает разрезать камни черных - это неприятная Ко-угроза. А вот ходы в пункты D и Е, по сути, Ко-угрозами не являются. Философия белых заключается в том, что если черные не ответят на любой из этих ходов и пробьют Ко в правом верхнем углу, то у белых появляется еще один «бесплатный» ход, который можно с умом использовать на верхней стороне. Считается, что любой хороший ход в начале и середине партии приносит около 15 очков. Поэтому Ко-борьбу можно обменять на два хороших хода, получив около 30 очков компенсации. Это тоже приемлемый вариант стратегии при возникновении Kо-борьбы.


Ко-борьба - одно из самых сложных и изощренных искусств в стратегии Го. Надо постоянно учитывать, что в игре - или в жизни - в любой момент может случиться ситуация Ко, и когда она случится, мы не сможем придумать ничего лучше, чем использовать при обращении с нею Ко-маневр: ход, отвлекающий внимание. Мы должны всегда быть настороже на случай возникновения где-нибудь на доске ко-борьбы, и располагать достаточным количеством возможностей для отвлечения внимания. Мы должны/ тщательно создавать Ко-угрозы для обмена на Ко. Этот маневр может заставить соперника уступить в Ко-борьбе, поскольку в противном случае, если он оставит без внимания Ко-угрозу, ему придется заплатить куда большую цену.

(Ясуюки Миура. «Го и восточная бизнес-стратегия»)

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВМЕСТЕ - МИАИ

Термин миаи означает «рассматриваемые вместе, совокупно» и предполагает наличие двух или нескольких возможностей действия в локальной ситуации. Рассмотрим примеры миаи.



Диаграмма 12-6


На диаграмме 12-6 черные вторглись на сторону белых. Такое разделяющее вторжение называется вариути. Этот ход, на первый взгляд странный (ведь черные могли удобно приблизиться к любому из угловых камней белых с помощью какари), содержит в себе глубокий стратегический смысл. Теперь у черных есть миаи А и В, то есть в зависимости от того, с какой стороны белые приблизятся к черному камню, будет сделан ход черных. Если белые пойдут в пункт А, то черные пойдут в пункт В, и наоборот. И в первом, и во втором случае черной группе обеспечена стабильность и жизнь. А зная о том, что у них имеется миаи, черные могут свободно играть в интересующем их месте доски.



Диаграмма 12-7


На диаграмме 12-7 стандартное дзёсэки кейма-какари на черный камень комоку. Здесь белые оставляют позицию в данном положении и играют в другом месте, зная, что у них есть миаи А или В, которое позволит им в любом случае стабилизировать свою группу.



Диаграмма 12-8


Здесь приведено стандартное начало партии, когда черные сыграли нирэнсэй, а белые - «китайский стиль» (диаграмма 128). Атака белых ходом 1 основана на миаи А, В и С, что позволяет в любом случае выйти из этой ситуации с честью.


ПРИНЦИП СРАВНЕНИЯ

Каждый ход в Го обладает определенной ценностью. Ценность хода можно выразить в очках. Они показывают, насколько будет отличаться результат партии, если игрок пропустит этот ход, разумеется, при условии оптимального доигрывания в обоих случаях. Другими словами, ценность хода выявляется в сравнении с ходом, обладающим нулевой ценностью (пасом). Лучшие ходы в начальной стадии партии имеют ценность около 10 очков, ходы похуже - 9, 8, 7 и т. д. Ценность ходов может колебаться в широких пределах, но к концу игры она постепенно падает и доходит до нуля: в этом случае партия заканчивается. Результат партии определяется разницей набранных игроками очков, что точно соответствует общей разнице ценностей сделанных ходов.

Ценность хода нельзя путать с конкретными очками, которые он приносит. Делая два глаза в большой группе камней, игрок получает всего два пункта территории. Но если он пропустит ход, то результат партии будет резко отличаться, скажем на 100 очков. Чтобы точно определить ценность хода, надо просчитать всю партию до конца, что невозможно. Игроки выбирают ходы, пользуясь целым рядом критериев: принципом баланса, законами гармонии, тактическими особенностями позиции. В игре одинаково плохо быть безрассудно смелым и чересчур нерешительным, чрезмерно жадным и излишне расточительным, слишком активным или пассивным - все это сказывается на выборе хода и в конечном итоге выражается в проигранных очках. Го не терпит крайностей. Это игра, в которой только «золотая середина» может гарантировать успех. Научившись сдерживать свои эмоции в игре, можно научиться сдерживать их и в жизни, и наоборот. Высоко оценивая эту воспитательную роль игры го, японцы! часто говорят: «Го учит человека жить».

(В. А. Асташкин, Г. И. Нилов. «Школа Го»)

СКРЫТАЯ УГРОЗА - АДЗИ. СКОРОСТЬ РАЗВИТИЯ

Мы уже сталкивались с понятием адзи, когда говорили о слабостях групп и построений камней. Само слово адзи означает «вкус», а использование этого слова в качестве термина Го связано с тем, что вкус характеризуется длительностью. Адзи, или скрытый потенциал (скрытая угроза), может сохраняться в позиции достаточно долго, и при разработке стратегии постоянно приходится учитывать адзи. С чем же связано появление и накопление адзи в наших построениях? Объяснение этому просто: мы не можем играть, ориентируясь исключительно на крепость и надежность. При таком подходе мы безнадежно отстанем в скорости развития от нашего конкурента уже в самом начале игры. По этой причине необходимо соблюдать баланс скорости развития и количества накопленных адзи. Если у нас их становится слишком много, то необходимо притормозить и потратить время на защиту, если же у нас нет или мало адзи, то мы можем начинать активную деятельность по важным для нас направлениям. Наличие адзи очень важно при ведении Kо-борьбы.


Диаграмма 12-9


Вот пример адзи в позиции белых (диаграмма 12-9). Камень хоси ориентирован на быстрое динамичное развитие, однако он не способен защитить угловую территорию под собой. Пункт А - это адзи белых, с которым придется считаться.



Диаграмма 12–10


Разыгранный на диаграмме 12–10 вариант хоть и выгоден белым, но несет в себе неприятное адзи А, которое придется закрывать, иначе туда вторгнутся черные. Получая высокую скорость развития, белые оставляют слабость в своем тылу.



Диаграмма 12–11


На диаграмме 12–11 черные не реагируют на ход белых 8 и занимают большой пункт ходом 9. Получив преимущество в развитии, черные оставили большое адзи - пункт А, в который немедленно пойдут белые.

Большую пищу для анализа адзи представляет собой стратегия белых при игре на форе. Ведь именно на форе игрок белыми пытается обогнать черных, которые сильно опережают белых по уровню развития своих построений на доске.



Диаграмма 12–12


Ставя широкую форму на нижней стороне, белые оставляют в ней два изъяна - пункты А и В, в которые черные с легкостью вторгнутся, забирая там практически всю территорию (диаграмма 12–12). Белые вынуждены идти на такие меры, чтобы наверстать отставание в уровне развития.



Диаграмма 12–13


Еще одна позиция из игры на 9 камнях форы (диаграмма 12–13). Позиция белых вся в дырах. Адзи А, В, С и D позволяют черным вообще не играть в этом месте, не беспокоясь за судьбу своего окруженного камня.

С понятием адзи тесно связана идея ликвидации адзи, или адзикэси. Играя, необходимо избегать ходов, которые уничтожат чужие адзи, и приветствовать ходы, которые помогут нам избавиться от наших адзи.


Диаграмма 12–14


Самым ярким примером адзикэси является ход черных 1 на диаграмме 12–14. Белые с радостью отвечают ходом 2, и адзи в пункте А исчезает. Теперь в углу - территория белых. Черные могут идти на подобные ходы только в экстренных ситуациях, когда это действительно необходимо.



Диаграмма 12–15


В данном случае (диаграмма 12–15) черные, если у них имеются хорошие перспективы на правой стороне, могут делать ходы 1 и 3. Но в результате белые укрепляют слабости в своей группе, превращая ее в прочные территориальные камни. И теперь уже в позиции черных появились адзи А и В.

ТРЕБОВАНИЕ ОТВЕТА - КИКАСИ

Мы уже говорили о кикаси. Рассматрим этот стратегический прием подробнее. Кикаси - это ход, на который противник должен ответить, причем обычно только одним способом. Тот, кто играет кикаси, вызывает ответ на него намеренно, то есть кикаси должно приносить какую-то выгоду.


Диаграмма 12–16


Ход белых 1 - кикаси, угрожающий вторжением на левую сторону (диаграмма 12–16). Если черные защищаются с помощью кейма 2, то белые вторгаются в сан-сан. В этом-то и был замысел хода 1! Теперь черные уже не смогут построить хорошую стену, так как их ход 2 оказывается слишком близким к своей плотности, и камни черных окажутся переконцентрированными.



Диаграмма 12–17


Здесь ход черных 4 - кикаси, рассчитанный на ответ белых в пункт А, после чего следует ход черных в пункт В (диаграмма 12-17). В результате у белых получается стесненная, переконцентрированная позиция.



Диаграмма 12–18


Однако белые наносят контркикаси 1, вынуждая черных ответить ходом 2, а затем белые просто распространяются в пункт 3, будучи готовыми пожертвовать свой камень 1 (диаграмма 12–18). В запасе у белых адзи А.

ПЛОТНОСТЬ- АЦУМИ

Термин ацуми означает «плотность» и приблизительно равнозначен слову «сила». Группа камней называется плотной, если в ней нет или мало уязвимых мест и она устойчива перед атакой.



Диаграмма 12–19


На диаграмме 12–19 приведен фрагмент партии между Сака-той Эйо (белые) и Хосино (черные). Ход белых 1, безусловно, неверный. Он расположен слишком близко к плотности - ацуми - и совершенно не использует ее потенциал. В подобных позициях так играть нельзя.



Диаграмма 12–20


В партии белые сделали ход 1, как показано на диаграмме 12–20. Белые начинают как бы гнать черный камень на свою плотность. Как видим, черные сразу выпрыгивают ходом 2. Теперь обратите внимание на кикаси белых 3, в результате которого их группа получает базу. В результате черные камни оказались окружены и сдавлены между двумя ацуми белого. Даже если им удастся ускользнуть, атакуя их, белые получат определенные преимущества.


Диаграмма 12–21


Диаграмма 12–22


На диаграмме 12–21 ход белых 2 бессмысленен, так как совершенно не использует плотность белых внизу. Черные же получают прекрасное распространение.

Для белых верным будет сделать ход 2, как показано на диаграмме 12–22. Затем в ответ на ход черных 3 - закрепить зону на верхней стороне, а на ход черных 5 играть в пункт 6, жестко атакуя черную группу. Как видим, черным не удалось построить базу, поэтому черной группе придется тяжело. Не стоит переживать из-за того, что стена внизу якобы ничего не принесла белым. Они получили изрядную зону на правой стороне вверху, да и черной группе еще предстоит долгий путь в поисках стабилизации. Такие размены безусловно выгодны (речь идет конечно же о белых).

ПЕРЕКОНЦЕНТРАЦИЯ - КОРИГАТАЧИ

Коригатачи переводится как «замороженная форма». Термин коригатачи означает переконцентрацию камней, когда они используются неэффективно.


Диаграмма 12–23


На диаграмме 12–23 представлен простой пример переконцентрации белых камней. По дзёсэки отмеченный треугольником белый камень должен был бы находиться либо в пункт А, либо в пункт В. Правило распространения гласит: «От одного камня распространяйся через два пункта. От двух камней распространяйся через три пункта. От трех камней распространяйся через четыре пункта ». В данном случае белые нарушили это правило, распространившись от двух камней через два пункта. Теперь в этой локальной позиции белые получат меньше территории, чем могли бы.



Диаграмма 12–24


На какари белым камнем, отмеченным треугольником, черным следует играть дзёсэки, начиная с хода 1 на диаграмме 12–24. В результате черные получают большой угол, а белые строят стенку на нижней стороне.



Диаграмма 12–25


Теперь у белых переконцентрированная форма (диаграмма 12–25). От левой стенки правильно распространяться в пункт А, а от правой стенки - в пункт В. Оказывается, что эти пункты перекрывают друг друга. В результате белым придется рано или поздно сыграть в любой из пунктов, отмеченных крестом, что приведет к коригатачи.


Диаграмма 12–26


Диаграмма 12–27


На ход белых 1 черные отвечают ходом 2 (диаграмма 12–26). Смысл этого хода черных - вызвать у белых коригатачи.

Теперь, после завершения операции (диаграмма 12–27), черные получили прекрасную плотность на верхней стороне без единой слабости, а у белых отмеченный треугольником камень стоит слишком близко. Белые нарушили правило: «От трех камней распространяйся через четыре пункта».


Диаграмма 12–28


Для того чтобы избежать коригатачи, белым следовало делать ход 1 и далее 3, как показано на диаграмме 12–28. В результате отмеченный треугольником белый камень расположен эффективно и блокирует движение черных камней, а в позиции черных осталось две больших слабости: пункты А и В.



Диаграмма 12–29


В данном фусэки (диаграмма 12–29) ходы черных 2–6 сомнительны. Черным стоило сделать ход 4 в пункт А, а ход 6 - в пункт В. Сейчас же белые могут вызвать коригатачи черных, сыграв серию кикаси.



Диаграмма 12–30


После кикаси белых 1, 3,5, 7 у черных слева низкая позиция (диаграмма 12–30). Такая позиция оставляет ощущение, что черные не получают достаточно территории от вложенных в нее камней. А белые начинают формировать стену на протяжении всей левой стороны, и эта стена будет обладать стратегическим влиянием на протяжении всей средней стадии игры.

ОБМЕН - ФУРИКАВАРИ

Понятие фурикавари означает «обмен». В игре часто бывают ситуации, когда игрок забирает чужую территорию, отдавая свою собственную. Фурикавари может относиться к камням, к территориям и сферам влияния.


Диаграмма 12–31


На диаграмме 12–31 представлен простейший пример фурикавари. Белые сыграли какари 1 на комоку черного. А на хасами (клещи черных) 2 белые делают ход 3, предлагая черным забрать камень 1 в обмен на распространение белых по верхней стороне. Это дзёсэки - то есть локально эта ситуация признается равной для обеих сторон.



Диаграмма 12–32


Вот пример (диаграмма 12–32) из партии между У Чинюанем (черные) и Кариганэ Дзюнъити (белые), сыгранной в 1941 году. Черные, сыграв кикаси 1, 3, 5, распространились в 7, построив большую зону. Ходом 8 туда немедленно вторглись белые. Далее до хода 17 черные отдают белым свои камни 1, 3, 5, взамен строя плотность на нижней стороне. При этом три черных камня еще не сняты с доски. В конце партии ситуация сложилась так, что У Чи-нюаню удалось соединить их со своими основными силами и в итоге выиграть партию.



Диаграмма 12–33


Вот еще пример масштабного фурикавари из партии 1942 года между теми же игроками. Здесь У Чинюань опять играет черными (диаграмма 12–33). В результате ходов 5, 7, 9 черные строят поннуки и захватывают правый верхний угол, строя большое мойо на верхней стороне. Цена этого - 8 черных камней, которые белые захватывают ходом 12.

ЛЕГКОЕ РАЗВИТИЕ - САБАКИ

Термин сабаки (ударение на последнем слоге) означает «развитие» и относится к способам развития своих камней, находящихся в сложной ситуации. Обычно к сабаки прибегают в случаях вторжения в хорошо защищенную зону противника.


Диаграмма 12–34


На диаграмме 12–34 после разрезания отмеченным черным камнем ход белых 1 не решает всех их проблем. Из-за хода черных 6 белым угрожает как продолжение хода черных в А, так и ход черных в пункт В. Ситуация белых затруднительна.


Диаграмма 12–35


Однако если белые играют кикаси 1 (диаграмма 12–35), они получают возможность построить сабаки, обезопасив угловые камни. И лишь затем они играют гэта 7. Теперь черные ничего не могут сделать.


Диаграмма 12–36


Диаграмма 12–37


Ход белых 1 на диаграмме 12–36 - стандартное вторжение в двукрылое построение черных, называемое «Крылья дракона». Белые надеются разрушить позицию черных, построив сабаки.

В результате проведенной операции белые ходом 10 достраивают форму своих камней, оставляя слабости, отмеченные крестиками (диаграмма 12–37). Сабаки предполагает легкую трактовку выставленных камней. Белые готовы при случае отдать часть своих камней, так как для них главное - не утяжелять форму. Зона черных оказалась разрушена, а белую группу, с учетом ее свободного выхода в центр доски, атаковать очень сложно.



Диаграмма 12–38



Диаграмма 12–39


На диаграмме 12–38 ход белых 1 и продолжение 3 базируются на знании сабаки.

Если черные по оплошности ответят ходом 1, то белые с удовольствием построят легкую форму сабаки (диаграмма 12–39).

Наличие слабостей не смущает белых, они готовы отдать часть своих камней, взамен укрепив свою форму.



Диаграмма 12–40


При правильном ответе черных ходом 1 белые строят другую форму сабаки, отдавая один камень наверху (диаграмма 12–40).


Диаграмма 12–41


Диаграмма 12–42


Вот еще пример с двукрылой конструкцией черных и построением сабаки белыми (диаграмма 12–41). Если черные сделают ход 1, то белые ходами 2, 4, 6 построят форму сабаки. У белых при этом остается большая слабость - разрезание в пункте, отмеченном крестом, но это их совершенно не пугает.

Если черные решат сразу же разрезать белых (диаграм-ма12-42), те с радостью отдадут три камня, строя себе хорошую форму без адзи.

ХОД-ВОПРОС - ЁСУ-МИРУ

Ёсу-миру - это зондирующая техника, которая вынуждает оппонента фиксировать форму своих камней. По другому ёсу-миру называют «ход-вопрос», или «пробный ход». Пожалуй, это одна из самых сложных стратегических концепций, ибо она требует использования всех предыдущих, нами рассмотреннных, а кроме того, здесь не обойтись без интуиции.



Диаграмма 12–43



Диаграмма 12–44


На диаграмме 12–43 приведен пример из партии профессиональных игроков между Рин Кайхо (черные) и Сакатой Эйо (белые). После хода белых 18 фусэки заканчивается. Черные хотели бы сыграть в пункт А, но тогда белые играют кикаси в пункт В, а после ответа черных в пункт С играют в пункт D, строя при этом огромное мойо наверху. Поэтому черным нужно играть на верхней стороне.

Черные делают ход 1 (диаграмма 12–44). Этот ход - ёсу-миру, и его назначение в том, чтобы посмотреть, как белые собираются защищать эту часть доски. В зависимости от ответа белых черные и будут планировать свою дальнейшую стратегию. Белые могут ответить в пункты А, В, С или D.



Диаграмма 12–45



Диаграмма 12–46


Если белые соединяются ходом 2, как показано на диаграмме 12–45, это означает, что в их замыслах важное место занимает внешняя сторона. Тогда черные начинают противодействовать белым, играя кикаси 3, которое создает коригатачи, а затем вторгаются ходом 5 в зону белых, разрушая ее. При этом черный камень 1 все еще обладает большим скрытым потенциалом, адзи.

Если белые выбирают ход 2, как показано на диаграмме 12–46, то у черных есть вариант с жертвой своего камня ёсу-миру и отрезанием белого камня на левой стороне. Это тоже выгодно черным.



Диаграмма 12–47



Диаграмма 12–48


В этой партии белые ответили ходом 2 так (диаграмма 12–47). В результате черные пожертвовали свой камень в углу, получив взамен группу на верхней стороне, которая разрушила всю заготовку белых. Теперь перед белыми встает вопрос: как им атаковать черных на правой стороне? Эта задача также решается с помощью ёсу-миру.

На ход белых 1 на диаграмме 12–48 черные ответили ходом 2. Белые сразу же переключились на вторжение ходом 3. С чем связана такая стратегия белых? Ход черных 2 ориентирован на внешнее влияние, а отмеченный треугольником камень белых аннулирует влияние черных, поэтому белые выбрали вторжение. Не исключено, что их угловой камень 1 еще выживет в углу.



Диаграмма 12–49



Диаграмма 12–50


Помимо хода 2, приведенного на предыдущей диаграмме, у черных имеются еще ответы в пунктах А, В, Си D (диаграмма 12–49).

К примеру, при ходе черных 2, как показано на диаграмме 12–50, белые легко строят сабаки, недвусмысленно угрожая вторгнуться в пункте А.



Диаграмма 12–51



Диаграмма 12–52


Если же черные отвечают ходом 2, как показано на диаграмме 12–51, то белые строят сабаки, с формой которого мы уже встречались в этом разделе.

На ход черных 2 на диаграмме 12–52 белые строят живую группу в углу. При этом ход в пункт А белых - сэнтэ, а также ходы в пункты В и С - возможные варианты атаки черных групп.



Диаграмма 12–53


Если же черные ответят ходом 2 так, как показано на диаграмме 12–53, то белые опять строят живую группу, а ход белых в пункт А - сэнтэ.

Применение перечисленных основных стратегических концепций Го позволит высоко поднять уровень понимания искусства этой игры. При этом всегда нужно помнить, что главное в Го - это гибкость и изменчивость.

Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих Гришин Игорь Алексеевич

ЧТО ТАКОЕ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА?

Стратегия - искусство руководства, основанного на грамотном и глубоком владении ситуацией.

Тактика - совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.

Применительно к военному делу стратегия определяет общий план ведения войны, соединяющий в себе военные средства с политическими целями, а также направлена на концентрацию военной силы и маневрирование с целью создания условий для сражения. Тактика имеет дело с концентрацией сил, маневрами и столкновением непосредственно на поле боя.

Стратегия - это искусство вынудить противника вступить в бой в наиболее выгодных для вас условиях; она определяет время, место и численность войск в предстоящем сражении. Тактика - это способы и средства достижения победы над врагом, которого мы заставили принять бой.

В терминах бизнеса стратегия представляет собой тщательно обдуманное представление о том, куда должно двигаться предприятие и как туда попасть, - на основе глубокого понимания целей и при помощи наиболее эффективных и практичных способов их достижения, то есть тактических приемов.

Стратегия - искусство общего, глобального, а тактика - искусство частного, локального. Стратег - тот, кто управляет общим, находясь вне общего или внутри общего, как он пожелает. Тактик управляет частным, находясь внутри общего. Приемы обоих аналогичны, однако уровни и техники мышления разнятся.

Игра Го позволяет оттачивать мастерство тактики и стратегии на уровне абстрактного мышления и применять постигаемые закономерности в любой сфере жизни.

Сущность стратегии Го заключается в концепциях, представленных в этой главе. Понимание этих концепций и их взаимосвязи помогает оценить красоту мира, в котором мы живем.

Из книги Надежды, разочарования, мечты… автора Тихонов Виктор Васильевич

Стратегия и тактика Да, в будничной нашей работе случается и так, что соображения тактики или вынужденные обстоятельства диктуют необходимость игры в три звена. Такое временное отступление возможно и даже необходимо. Завтра обстоятельства станут иными и команда сможет

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 1. автора Кадочников Алексей Алексеевич

4.3. Стратегия и тактика рукопашного боя 4.3.1. Стратегия рукопашного боя Стратегия - составная часть военного искусства, представляющая ее высшую область... «Словарь иностранных слов» Рассматривая стратегию, как высшую область военного искусства, а рукопашный бои - как

Из книги Фитнес-спорт: учебник для студентов автора Шипилина Инесса Александровна

4.3.1. Стратегия рукопашного боя Стратегия - составная часть военного искусства, представляющая ее высшую область... «Словарь иностранных слов» Рассматривая стратегию, как высшую область военного искусства, а рукопашный бои - как наиболее простое и наглядное обобщение

Из книги Вокруг поплавка автора Балачевцев Максим

СТРАТЕГИЯ ДИЕТЫ ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ Бодибилдинг является наиболее эффективным способом для тренировки, формирования и развития мышц человеческого тела.Бодибилдинг – один из самых трудных видов спорта, требующий большей отдачи и дисциплины по сравнению с другими видами

Из книги Железный человек есть в каждом. От кресла бизнес–класса до Ironman автора Кэллос Джон

Стратегия ловли Куда поехать в ближайшие выходные? Этот вопрос постоянно терзает умы рыболовов. Порой мы не находим себе места, решая этот поразительно трудный вопрос. Тут нам могут помочь несколько вещей, о которых я и хочу рассказать. Все нижеследующее может показаться

Из книги Новая энциклопедия бодибилдинга. Кн.4 Соревнования автора Шварценеггер Арнольд

Моя стратегия на соревнованиях Ironman Моя задача заключалась в том, чтобы финишировать во что бы то ни стало, независимо от боли и неудач. К тому же согласно методике соревнований, разработанной для меня Дэвидом, получалось, что я участвую в соревнованиях с наименьшей

Из книги Тай-Цзи цюань. Полное руководство по теории и практике автора Кит Вон Кью

Глава 3. Стратегия и тактика соревнований Тактика в бодибилдинге включает все, о чем мы говорили до сих пор: навыки и практика позирования, выбор музыкального сопровождения, цвет и стиль плавок для позирования, загар и средства для его совершенствования. К тактике

Из книги Дао шахмат. 200 принципов изменить вашу игру автора Курцдорфер Питер

Глава 10. Последовательность действий и тактика боя Техника, тактика и требования к искусному поединку Никогда не следует забывать о том, что все движения тай-цзи цюань имеют боевую направленность.Боевые искусства и спортТрудно перечислить все возможные способы

Из книги Игра Бадминтон автора Щербаков А В

Глава 14 СТРАТЕГИЯ «Тактика – это то, что вы делаете, когда знаете, что вам делать, а стратегия – когда не знаете». Зигберт Тарраш «Сначала ограничение, затем блокада и, наконец, разрушение!» Арон Нимцович Долговременные планы, помогающие добиваться результата,

Из книги Харрингтон о холдеме. Том I автора Харрингтон Дэн

б. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ИГРЫ тратегия - это общий план ведения игры с целью достижения победы, с учетом реальных возможностей основных игровых качеств спортсменов (стабильность, точность, выносливость, психологическая устойчивость и т.д.), рационального использования

Из книги Учебник шахматной игры автора Капабланка Хосе Рауль

ОСНОВНАЯ СТРАТЕГИЯ На следующих нескольких страницах я опишу основную стратегию торговли до флопа. Это общая стратегия, которая показывает, как бы я стал играть в следующих обстоятельствах:1. Я за полным столом из девяти игроков в начале средней части турнира.2. Я не знаю

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Часть II Стратегия и тактика шахматной игры

Из книги Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих автора Гришин Игорь Алексеевич

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

СТРАТЕГИЯ КО-БОРЬБЫ Не любишь Ко - не играй в Го. Пословица В Го существует запрет на повторение позиции. Эта ситуация получила название правило Ко или Kо-борьба. Мы уже рассматривали это понятие в разделе, посвященном правилам Го, сейчас мы вернемся к нему и рассмотрим

Из книги автора

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Стратегия обладает набором качеств, не свойственных ни стилю руководства (тактика), ни стилю бухгалтерии. И мы можем определить стратегию, исходя из противного - по крайней мере, это будет интересное определение. Неважно, насколько оно будет

Из книги автора

Раздел II Техника, тактика и стратегия каратэ Соревнования и связанные с ними победы и поражения не есть истинное будо. Настоящая победа – это победа над самим собой! Морихэй Уэсиба Говоря о технике, тактике и стратегии каратэ, следует всегда помнить, что основу каратэ