Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Молодому учителю. Первый урок: как справиться с волнением? Памятки, советы молодому учителю Что нужно знать молодому учителю

Молодому учителю. Первый урок: как справиться с волнением? Памятки, советы молодому учителю Что нужно знать молодому учителю

Советы молодым учителям. Как установить дисциплину на уроках.
Все меньше и меньше приходят молодые коллеги в школу. А если и приходят, долго не задерживаются. Причина - трудности из-за большого объема работы, документация, воспитательный процесс и т.д. Но первая причина любого педагогического провала - неумение справляться с плохим поведением учеников.
Большинству типов поведения дети учатся незаметно, наблюдая за поведением авторитетного человека и перенимая его. Это верно для всего общества в целом. Часто ученики перенимают поведение своего учителя. У вежливых учителей ученики тоже вежливы. Учителя, которые спокойно справляются со сложными ситуациями, скорее всего воспитают учеников, также способных на это. Директор нашей школы говорил, что со временем школьники становятся похожими на своих классных руководителей. Учителя, даже не чувствуя этого, становятся примером поведения для учеников. Соответствие между образом поведения, ожидаемым от учащихся, и поведением самих учителей является мощным средством предупредительного планирования и одним из важнейших методов, которыми следует пользоваться хорошим учителям.
Когда требования, предъявляемые к школьникам, расходятся с поведением тех, кто с ними работает, то это нередко становится причиной плохого поведения учеников. Таким образом, причиной проблемы в этом случае является сам учитель.
Хорошие учителя умеют налаживать дисциплину всего класса. Вот некоторые способы поддержания дисциплины:
. Планируйте вашу работу и следуйте разработанному плану.
Готовьтесь к урокам заранее, так, чтобы ученики были достаточно загружены в течение всего времени занятий. Пусть у вас всегда будут альтернативные планы и материалы.
. Держать класс постоянно начеку. Учеников вызывают не по порядку, а в разбивку. Когда они знают, что их могут вызвать, они более внимательны.
. Отчетность. Вовлеченность учеников в работу класса проверяется вопросами, чтением вслух, проверкой правильности ответов.
. Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр. Учитель должен подстегивать интерес школьников, их увлеченность и желание участвовать в работе на уроке.
. Не раздражайте учащихся. Причиной раздражения является незнание того, что от них ожидают, не справедливое обращение с учениками, непоследовательные действия учителя, невозможность высказать свое мнение.
. . Контролируйте свой гнев. Если вы чувствуете, что у вас возникает раздражение, всеми силами старайтесь не дать вашим чувствам выйти из под контроля и постарайтесь расслабиться, пусть руки будут ненапряженными, жесты - медленными, голос - тихим.
. Задержите реакцию. Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. "Факт незамечания" явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес учителю.
. Переведи реакцию. Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку, казалось бы, не терпящую отлагательства. В итоге "герой" конфликта остается наедине с собой. Этим снижается "замысел" борьбы..
. Постоянная близость. Во время урока учитель ходит по классу. Можно, например, продолжить объяснение, идя по направлению к ученику, который, как Вы заметили, собирается нарушить дисциплину.
. Общение взглядом. Просто посмотреть ученику в глаза, как бы говоря: «Я все видел!» Иногда этого бывает достаточно, чтобы переключить его поведение.
. Косвенное обращение. Учитель хвалит ученика за правильное поведение, которое ожидается от того, кто неправильно себя ведет. Например, Айдос подает реплики с места, а учитель говорит: « Молодец, Миша, что поднимаешь руку!»
. Пауза. Учитель замолкает и ждет, пока ученик не перестает нарушать дисциплину.
. Управление голосом. Понижение тона, высоты и громкости голоса можно использовать, чтобы уменьшить уровень шума в классе. Напротив, повышенный энтузиазм учителя может расшевелить учеников, повысить их интерес.
. Переключение внимания. Когда ученик начинает шалить, учитель задает ему вопрос по учебному материалу.
. Соблюдать дистанцию в отношениях. Ученикам нужен учитель, а не партнер по игре. Будьте всегда общительны, но не забывайте, что фамильярность воспитывает неуважение. Вы можете вполне успешно взаимодействовать с учащимися, не превращаясь в одного из них. Стоит только раз уступить назойливым просьбам отпустить пораньше, задать поменьше, и т. д., как можно смело ставить крест на своей репутации: класс очень остро чувствует твою слабину и всегда бьёт именно туда.
. Напоминание о правилах. Простое напоминание о правилах положительно влияет на поведение. Например: во время самостоятельной работы вести себя тихо.
Следует отметить, что ни один из этих моментов не является панацеей; важно, чтобы учитель был решителен. В определенный учитель должен дать твердо понять ученикам, что он совершенно серьезен: всему есть предел. Для этого необходимы решительность, ясный и твердый тон. Ведите себя так, чтобы было видно, что вы - руководитель. Проявляйте решительность. Будьте хозяином ситуации. Умейте направлять. Вы учитель, и ученики ждут, чтобы ими руководили. Они быстро распознают нерешительность. Отсутствие хорошей подготовки и четких распоряжений является стимулом к плохому поведению. Чем хуже ведет себя ученик, тем лучше должен вести себя учитель пред ним и по отношению к нему. К каждому ребенку можно найти ключик, но для этого нужно просто очень любить всех детей.

Библиотека
материалов

В помощь учителю

Гораций

.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ

и увеличивать свои силы.


Помните, в природе существует три грани справедливости - наше восприятие, восприятие человека, который находится рядом с Вами, и сама действительность. Поэтому, предлагаем Вашему вниманию несколько советов как научиться эффективно использовать и увеличивать свои силы.


Оценивайте, чего Вы стоите.


Празднуйте свои победы!

Работа с родителями

Обязательно при всех.


Не практикуйте ситуацию: "Чтобы завтра же родители были здесь!" - ведь разговор сгоряча всегда приносит только обратный эффект. До тех пор пока встреча учителя и родителей будет для ребенка наказанием, рассчитывать на полноценное сотрудничество преждевременно...

· работа с книгой;

· самостоятельная работа;

Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. (Для директоров и заместителей директоров школ) - М: Центр "Педагогический Поиск",2000 г.

Степень затруднения

очень сильно

сильно

средне

почти нет

Поурочное планирование:

Работа с родителями

· В чем вы испытываете затруднение при проведении анализа педагогической деятельности (нужное подчеркните):

· Недостаточность каких знаний и умений Вы ощущаете при планировании своей деятельности (нужное подчеркните):

Направления деятельности

Оценка деятельности

Собственная

Собственная

могу поде-литься опытом

владею

испыты-ваю затруд-нения

может поде-литься опытом

владеет

испыты-вает затруд-нения

Поурочное планирование:

· определение обучающей, воспитательной, развивающей цели темы

1.Активизация познавательной деятельности уч-ся

2.Использование на ряду с уроками других организационных форм обучения:
- семинаров;
- консультаций;
- зачетов;
- практикумов;
- общественных смотров знаний;
- деловых игр;
- др.

3.Применеие лекционно-семинарской системы в старших класса

4.Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными

5.Организация самостоятельной работы на уроке

6. Техника и методика расчетных задач различных типов и сложности:
- демонстрационного;
- лабораторного;
- практических работ

7.Организация систематического контроля и учета знаний уч-ся

8.Объективный учет и оценка знаний, умений, навыков

9.Выявление типичных ошибок и затруднений уч-ся, причин неуспеваемости

10.Развитие интереса к учению и потребности в знаниях

11.Формирование умений и навыков учебного труда (планирование, самоконтроль и т.д.)

12.Использование методов развивающего обучения

13.Использование новых педагогических технологий

14.Соблюдение логики поэтапного усвоения материала:

Подготовка к восприятию - восприятие - осмысление - предварительный учет - предварительное совершенствование - закрепление - итоговый учет - итоговое совершенствование

15.Работа с родителями

16.Организация внеклассной работы по предмету

17. Использование ТСО

18.Умение провести самоанализ педагогической деятельности

Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. (Для директоров и заместителей директоров школ) - М: Центр "Педагогический Поиск",2000 г.

Примерный перечень заданий для стажировки молодого учителя

1.Разработка календарно-тематического планирования с учетом особенности класса и учебной программы.

2. Разработка технологической карты учебных занятий по одной из тем с учетом результатов входного контроля.

3. Разработка тестовых заданий для рубежного и итогового контроля.

4. Разработка поуровневых контрольных заданий для рубежного и итогового контроля.

5. Разработка программы ликвидации пробелов в знаниях учащихся, с учетом данных входного контроля.

6. Разработка планов уроков различных типов.

7. Разработка сценариев учебных занятий и внеурочных мероприятий.

8. Написание характеристики с анализом достижений школьника

9. Анализ уровня развития классного коллектива.

10. Анализ результатов обучения школьников.

11. Анализ учебного занятия.

12. Подготовка и проведения занятий с родителями школьников по одной из педагогических проблем.

13. Проведение различных занятий и др. Мероприятий с уч-ся, родителями школьников и др.

Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. (Для директоров и заместителей директоров школ) - М: Центр "Педагогический Поиск",2000 г.


Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

В помощь учителю

Если ты учишь, старайся быть кратким, чтоб разум послушный Тотчас понял слова и хранил бы их в памяти верно! Все, что излишне, хранить понятие наше не может. Если ты, что вымышляешь, будь в вымысле к истине близок! Гораций .

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.


2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.


3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.


4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.


5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.


6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над, чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.


7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.


8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
9. Удерживайтесь от излишних замечаний.


10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

Как научиться эффективно использовать

и увеличивать свои силы.


Главными компонентами человеческих эмоций, которые определенным образом влияют на профессиональные качества учителя и определяют их, являются:
- сопереживание - делает общение гуманным;

Заинтересованность - помогает продвигаться вперед;

Волнение - стимулирует активность;

Любознательность - помогает познать новое;

Уверенность - добавляет солидности, является важным фактором личного "имиджа".


Помните, в природе существует три грани справедливости - наше восприятие, восприятие человека, который находится рядом с Вами, и сама действительность. Поэтому, предлагаем Вашему вниманию несколько советов как научиться эффективно использовать и увеличивать свои силы.


Не стесняйтесь выражать свои чувства.


Ведь Ваше здоровье - это Ваши духовные силы. Открыто переживайте, признавайте чувства других людей, и смело выражайте свои. Иначе Вы будете ощущать себя огорченным, не понимая причин этого состояния. У таких педагогов усложняются отношения с коллективом коллег, учениками, руководством школы (да и дома не все ладно), ухудшаются результаты в работе, уменьшается полнота позитивного ощущения жизни. Больше и теснее общайтесь с людьми Вашего окружения. Это наиболее непосредственный и наиболее эффективный способ разрядки напряжения, получения поддержки и достижения гармонии в отношениях.


Ищите вызов. Смело преодолевайте препятствия.


Успех увеличивает способность конструктивно и эффективно использовать свою энергию. Победы, преодоление трудностей вызывают удовлетворение, внутреннее наслаждение. Но, непомерные преграды на пути педагога обязательно приводят к истощению сил и угнетенному состоянию.


Оценивайте, чего Вы стоите.


Вырабатывайте по отношению к себе реалистическое и, по возможности, более оптимистическое и позитивное отношение. Сделайте все возможное для того, чтобы позитивное чувство собственной ценности, самоуважение Вы выражали свободно, не стесняясь.

Американский психолог У.Джеймс предложил формулу определения самоуважения: "Самоуважение" равно "успех" плюс "притязание". Он считал, что "...наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы решили стать и чего мы решили достичь", т.е. чем выше уровень притязаний, тем более значительным должен быть успех.


Празднуйте свои победы!


Спокойно воспринимайте свои неудачи, пытайтесь учиться на них.
Ошибки, неудачи - вечные спутники нашей жизни. А как потом больно мы казним себя за них! Вместе с тем, именно неудачи дают нам возможность лучше познать себя и внести коррективы в свое поведение. Признание неудач - необходимая составляющая Вашего жизненного, профессионального опыта.


Не ждите волшебника, который подарит Вам чувство уверенности. Этого не будет никогда! В этом Вам сможет оказать помощь несложная программа, разработанная английским психологом Клер Райнер.


1. Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обеденное время посмотрите на себя в зеркало, проверьте, все ли у вас в порядке, а потом перед сном, когда умываетесь. Это поможет вам не думать целый день о том, как вы выглядите.


2. Не зацикливайтесь на своих физических недостатках. Они есть у всех. Ведь большинство окружающих Ваши недостатки или не замечают, или не догадываются об их существовании. Чем меньше Вы думаете о них, тем лучше себя чувствуете.


3. Помните, что люди не замечают вещи очевидные для Вас. Вы ощущаете, что ужасно краснеете, когда приходится говорить в присутствии нескольких людей. Для них же Ваше лицо приятно порозовело. До того момента, пока Вы сами не привлечете внимание других к тому, что Вас смущает, никто Вас этим смущать не будет.


4. Не будьте сверх меры критичным по отношению к другим. Если Вы для себя постоянно замечаете недостатки других людей, и такая критичность стала Вашей привычкой, от нее нужно избавляться немедленно. Иначе Вы будете все время думать, что и Ваша внешность, и одежда - мишень для критики. Уверенности это не добавляет. Французский модельер Соня Рикель советует женщинам: "Старайтесь быть разными: в понедельник - элегантными, во вторник - соблазнительными, в среду - таинственными, в четверг - холодными, в пятницу - понимающими, в субботу - божественными, в воскресенье - просто матерями".

5. Помните, что люди более всего любят слушателей. Вам совсем необязательно "выдавать" каскад остроумных реплик, чтобы привлечь к себе внимание. Слушайте внимательно других, они будут боготворить Вас.


6. Будьте искренними, Вы не понимаете, о чем идет речь? Так и скажите об этом. Пытаясь быть холодным и невозмутимым, Вы только отталкиваете от себя людей.


7. Найдите кого-нибудь в окружении, с кем Вы можете разделить свое волнение. И тогда Вы не будете единственной "несмелой" душой среди коллег. Подойдите сами к тому, кого Вы избрали, вместе Вы выиграете.


8. Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если кто-то разговаривает с Вами резко, не думайте, что виноваты именно Вы. Может быть, для такого человека это единственный, хотя и не лучший способ преодолеть смущение. И остерегайтесь сами пользоваться таким методом самоутверждения.


9. Помните: самое худшее, что самого себя поставить в неловкое положение. Если такое произошло, то и здесь окружающие будут относиться к Вам с симпатией: Вы же дали возможность почувствовать свое преимущество.

Работа с родителями

Благодарите родителей за все подряд. Много раз за одно и то же; всех за что-нибудь.

Обязательно при всех.

Благодарите учеников за их замечательных родителей.

Благодарите бабушек и дедушек за то, что встречают детей из школы, помогают организовать праздники.

Отдельно благодарите пап - за удивительное внимание к нуждам школы, за любой шаг навстречу ребенку и учителю.

Конечно, форма выражения благодарности может быть любой. Но особенно запоминаются благодарственные письма.

Записи в дневнике любимого чада - самая больная тема для многих родителей. Как правило, записи безлико информируют о том, чего ребенок не сделал в школе.

А если тактику поменять и начать писать позитивные вещи: хвалить ребенка, официально (письменно) и регулярно закрепляя похвалу?! Да, потребуется ваше время, но ведь оно того стоит!

Основная задача школы, если она действительно хочет изменить порочный круг противостояния с родителями по поводу прав и ответственности за воспитание и обучение детей, - убедить родителей в своем искреннем желании разделить эту самую ответственность поровну.

Родители не должны бояться школы (вспомните отсутствие оптимизма на лице родителей, когда вы сообщали им о приглашении на очередное собрание). Родители не должны чувствовать себя в школе гостями, которых приглашают только по большим праздникам, или подсобными рабочими, чьи руки нужны для покраски парт или мытья окон, или безразмерными кошельками, чтобы вытряхивать из них нужные суммы по мере необходимости.


Никогда не употребляйте термин вызвать родителей в школу! Всегда приглашайте их поговорить. И обязательно - заранее.


Не практикуйте ситуацию: "Чтобы завтра же родители были здесь!" - ведь разговор сгоряча всегда приносит только обратный эффект. До тех пор пока встреча учителя и родителей будет для ребенка наказанием, рассчитывать на полноценное сотрудничество преждевременно...


Изучайте родителей (и других членов семьи) - их интересы, сферу профессиональной деятельности, их методы воспитания - не как маму Миши или папу Светы, а просто как взрослых и опытных людей, с которыми столкнула вас судьба. Возможно, среди них есть удивительные люди, и они станут, известны другим благодаря вашему искреннему интересу.


Учитесь у родителей, ведь учитель - это не всегда тот, кто знает больше, а тот, кто знает другое.


К сожалению, сегодня родительское собрание - самая распространенная форма взаимодействия учителя и семьи. А где же лекции, семинары, педагогические практикумы, дискуссии, тренинги, конференции, психолого-педагогические консультации? Что это - лень, нехватка времени или профессиональная несостоятельность многих учителей? Выходит, количество родителей, присутствующих на собрании, - единственный показатель их активности, доверия к школе, готовности принять участие в жизни класса. Но и тут соблюдение простейших правил может существенно стимулировать процесс привлечения родителей в школу.


- Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще. Всегда искренне (без сарказма!) радуйтесь их появлению в классе.


- Обязательно называйте родителей по имени и отчеству, не говорите "мама Миши Петрова". Иначе может создаться впечатление, что родители значимы для вас только в этой роли.


- На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребенке. А вот хвалите - персонально и обязательно всех. Найдите несколько теплых слов для каждого ребенка. Дети меняются, взрослеют, осваивают новые области. И часто успешнее, чем, кажется на первый взгляд.

Особенно эффективно, если вам удастся проанализировать, чего достигли школьники с момента вашей последней встречи с родителями, а в чем им так и не удалось поднять планку. Выявление проблем должно быть конструктивным: вот есть проблема; для ее решения неплохо было бы сделать то-то и то-то; со своей стороны я постараюсь, а вы со своей попробуйте...


- Когда родителям предлагается посильная и конкретная модель приложения своих родительских ресурсов, то отдача повышается. Потому что пошаговые целенаправленные действия всегда приносят позитивные результаты. Повышают заинтересованность родителей. Они чаще обращаются к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье.


- Старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения.


- При необходимости попросите родителей об оказании какой-либо помощи, подробно объясняйте, почему вы не можете обойтись без них, просите предложить другие варианты решения проблемы, охотно обсуждайте их.


- Как вести себя учителю, если возникла проблемная ситуация и вы вынуждены просить родителей о встрече?


- Приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит, прежде всего, вашу работу.


- Во время обсуждения в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного - это нечестно!


- Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах, не поощряйте ябедничество.


- Говорите о конкретных вещах, старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа "плохо себя ведет", "не хочет учиться". Выражайтесь ясно: "Не сделал два домашних задания по математике", "Отказался отвечать на уроке химии" и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.


- Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится "разбор полетов", этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети будут стараться скрыть от родителей дату очередного собрания.


- Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли мои ожидания от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на меня ученик завтра?


Развитие ребенка - сложный, неоднозначный процесс. И от того, насколько тернистым и болезненным будет ваш совместный путь по, конечно же, всегда индивидуальному образовательному маршруту, зависит, о чем будет вспоминать человек через десять или двадцать лет после школы. Куда приведет его та дорога, которую он, пыхтя и отдуваясь, неуклонно преодолевал, опираясь на ваши и родительские руки? Ведь когда тебя поддерживают с двух сторон, как-то надежнее...

Чтобы ваши усилия были эффективными,

воспользуйтесь следующими советами:


1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.


2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.


3. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

4. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.


5. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы. 6. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора.

Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Итак, успехов вам и - больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Памятка молодому учителю при подготовке к уроку

1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.

2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.

3. Изучите методические пособия к проведению урока.

4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.

5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.

6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.

7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.

8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством.

9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.

10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.

11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.

12. Постарайтесь "примерить" свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки - это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.

13.Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.

Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. (Для директоров и заместителей директоров школ) - М: Центр "Педагогический Поиск",2000 г.

Памятка начинающему учителю при анализе своего урока

Приучите себя к самоанализу урока. Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:

1. Работа по формированию учебных навыков и умений:

· работа с книгой;

· использование справочников и словарей;

· развитие устной и письменной речи учащихся;

· самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;

· самостоятельная работа;

2.Сколько учащихся не справилось с самостоятельной работой? Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?

3.Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:

· не преобладали ли фронтальные опросы?

· как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?

· включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?

· каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?

Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. (Для директоров и заместителей директоров школ) - М: Центр "Педагогический Поиск",2000 г.

Анкета для изучения трудностей в работе учителя №1

Виды и элементы педагогической деятельности

Степень затруднения

очень сильно

сильно

средне

почти нет

Поурочное планирование:

В определение обучающей, развивающей, воспитательной цели темы;

В планировании текущего и обобщающего повторения;

В определение мер по предупреждению возможных затруднений уч-ся;

В планировании проверки результатов на каждом этапе и результатов урока в целом;

В планировании учебно-познавательной деятельности уч-ся, в том числе коллективной, групповой и индивидуальных форм.

Использование разнообразных форм работы на уроке, в том числе нестандартных

Соблюдение логики поэтапного усвоения учебного материала: подготовка к восприятию-восприятие-осмысление-предварительный учет-предварительное совершенствование-закрепление-итоговый учет-итоговое совершенствование.

Обеспечение самостоятельной и активной работы уч-ся в течение всего урока

Использование методов развивающего обучения

Использование новых педагогических технологий

Проведение практических работ

Формирование умений и навыков учебного труда (планирование, самоконтроль, чтение, счет и т.п.)

Развитие интереса к учению и потребности в знаниях

Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учении

Осуществление индивидуального подхода к уч-ся в процессе обучения

Использование межпредметных связей

Выявление типичных причин неуспеваемости

Объективный учет и оценка знаний, умений и навыков уч-ся

Работа с родителями

Умение провести самоанализ урока

Анкета для изучения трудностей в работе учителя №2

· В чем вы испытываете затруднение при проведении анализа педагогической деятельности (нужное подчеркните):

Самоанализ урока и всей своей педагогической деятельности;

Анализ деятельности своих коллег;

Анализ качества знаний, умений, навыков учащихся.

· Недостаточность каких знаний и умений Вы ощущаете при планировании своей деятельности (нужное подчеркните):

Знания теоретических основ курса;

Знания требований программы,

Знания содержания и качества школьных учебников;

Умение составлять тематическое планирование,

Умение выделять трудности, которые могут испытывать учащиеся при усвоении конкретной темы,

Умения определять и решать в единстве дидактические цели урока;

Знания основных методов преподавания;

Умения выбрать их в соответствии с целями и задачами урока.

Анкета для изучения трудностей в работе учителя №3

Отметьте знаком "+" по каким направл

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на Подать заявку Очное участие Дистанционное участие Курс повышения квалификации (36 часов) + Сертификат участника “Инфофорума”

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Психология и педагогика

Итак, вы окончили педагогический институт и планируете сделать неслыханную вещь - пойти преподавать в школу. Но учить детей - не фунт изюму слопать. Молодой педагог, как и любой начинающий специалист, временами оступается. Существует несколько типичных ошибок, присущих новичкам в преподавательской деятельности. И в этом есть плюс, потому что «предупреждён - значит вооружён». Рассмотрим типичные ситуации на учительском поприще и выделим основные правила для молодого педагога.

1. Учить - и никаких гвоздей!

До полноценного преподавания в школе начинающий педагог сталкивается с детьми только во время университетской практики. Но одно дело преподавать детям, когда в классе присутствует их педагог, и совершенно другое - учить самостоятельно.

Для начала нужно определить для себя манеру поведения. Каким педагогом вы хотите быть? Учитывайте при этом своё реальное поведение. Нельзя улыбаться детям на перемене, а со звонком на урок становиться Медузой Горгоной. Вас немедленно раскусят.

Не нужно бояться детей - отводить взгляд, лепетать что-то под нос. Возьмите себя в руки, выпрямитесь, произносите слова чётко, помните про визуальный контакт. Если ученики почувствуют ваш страх, то построить отношения с ними в дальнейшем будет непросто.

2. Преступление и наказание

Выбрав определённое поведение с детьми, кратко «обрисуйте» школьникам причинно-следственные связи их плохого поведения или нежелания учиться. Например, если ученик болтает на уроке, мешает остальным, то вначале он получит лишь устное предупреждение. Три подобных замечания - дневник на стол. Ещё один проступок - запись для родителей в дневнике.

По такому принципу можно построить «условия» получения двоек, пересдач и т.п. Если меры наказания будут озвучены заранее, то и возмущений среди учеников не будет. Когда ученик решится хулиганить, он будет в полной мере осознавать, на что идёт.

3. Всегда на связи

Не будьте для своих учеников Цербером. Специально обговаривать нужно не только меры наказания, но и различные «плюшки». Объявите удобное вам время для всевозможных пересдач, а также для пояснения непонятных тем. Часто учащимся бывают непонятны некоторые моменты на уроке, но они стесняются об этом сказать. В семье тоже не всегда есть человек, способный объяснить трудную тему. В итоге неусвоенные материалы копятся, как снежный ком, который со временем почти невозможно разгрести. Уведомите учеников, что к вам можно обращаться во внеурочное время за разъяснениями, и выполняйте свои обещания.

4. Право на ошибку

Часто способные и дерзкие ученики следят за деятельностью нового преподавателя лишь для того, чтоб подловить последнего. Цель - заметить ошибку, неточность, указать на неё перед всем классом, дабы унизить педагога.

В подобных случаях всегда стоит помнить, что все мы ошибаемся. Что-то из школьной программы вполне может вылететь у вас из головы. Или банальная описка может подвести всю формулу. Не стоит нервничать и обижаться на весь класс. Дайте ребёнку высказать своё мнение, попросив, однако, привести аргументы. Спокойный диалог, основанный на примерах и чёткой аргументации, позволит ученику почувствовать себя на равных. У дерзкого ребёнка пропадёт желание вас «подлавливать» без причины, а внимательному ученику будет приятно поправить ошибку и получить одобрение.

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер - профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре - популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

5. Доброе слово и кошке приятно

Будьте справедливы и проявляйте уважение. Не кричите на учеников, не шутите над ними, не обижайте и не дразните, не приказывайте. «Волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста» и здесь сослужат службу.

Дать возможность детям почувствовать себя на равных, суметь войти в их положение и объяснять мотивы вашего поведения - залог успешных отношений с учащимися. Например, не кричать с требованием «закрыть всем рты», а объяснить, что у вас мигрень и попросить вести себя потише. Дети - тоже люди, вот в чём секрет.

6. Не «по понятиям»

Однако тут важно соблюсти грань: доброе отношение и неформальное общение. Второй вариант между учителем и учеником не уместен.

Часто, начиная работать в школе сразу после окончания университета, молодой преподаватель чувствует небольшую возрастную разницу между собой и учениками (особенно старших классов). Хочется общаться с учениками «современно», употребляя сленговые слова, шутки и прочее. Кажется, так будет гораздо проще установить дружеские отношения, дети начнут вас любить и слушать, и вот уже премия «Учитель года» начинает маячить на горизонте.

В реальности же ваши слова и действия могут быть превратно истолкованы, а также переданы родителям и администрации. К тому же слишком «расслабившихся» учеников будет очень сложно заставить вновь вдумчиво относиться к вашим занятиям. Важно придерживаться некой золотой середины: не отталкивать школьников, но и не слишком сближаться с ними.

Ещё по теме:

7. Почувствуйте себя архивариусом

Многие преподаватели гораздо больше любили бы свою профессию, если бы не «бумажная волокита». Нужно не только провести урок и проверить тетради, но и заполнить классный журнал и электронный дневник. Кажется, что это пустая трата времени, однако в некоторых случаях выполнение столь скучной работы поможет сберечь ваши нервы.

Не отдавайте на руки детям проверенные самостоятельные, контрольные и лабораторные работы. Огласите итоги, позвольте ознакомиться, но проверенные задания отдавайте родителям на собрании. Таким образом, в случае обращения к вам истеричной родительницы, не понимающей, почему у её сына выходит двойка в четверти, вы сможете всё спокойно объяснить и показать. Нередко школьники прячут от семьи свои неудачные работы, ведут несколько дневников, лгут об успеваемости. Ваши подробные записи, отражение происходящего в электронном журнале спасут ситуацию в случае конфликта.

8. Время вести дневник

И ещё раз по поводу дневников. Лучше всего работать не только со школьными журналами и дневниками учеников, но и со своим/своими. Вам придётся делать много заметок не только о текущих занятиях, но и о различных встречах, экскурсиях, совещаниях, педсоветах и прочем. Эффективнее всего будет завести два дневника и разделить заметки: в одном отмечать только учебные моменты, в другом записывать данные о мероприятиях и т.п. В данном случае не стоит надеяться на свою память - информации будет слишком много, лучше всё зафиксировать на бумаге.

Разгрузить ваши бумажные записи помогут различные интернет-ресурсы для педагогов. С их помощью можно получить готовую презентацию, план урока, полезные советы. Некоторые сайты, например сервис , предлагают подготовку к урокам и ВПР, проверку заданий и посещение курсов. Используйте современные технологии, чтобы оставить больше времени для себя.

Внимайте советам и замечаниям администрации. Часто ваши уроки будут посещать, особенно поначалу. И, порой, замечания будут неприятные. Старайтесь отделить реальный совет от устаревшего, невзирая на тон самого замечания.

Администрация может дать дельный совет по поводу ведения занятий, правда в резкой форме - подобным часто грешат и преподавательские коллективы, и дирекция школы. Но комментарий этот может вам действительно помочь - так что прочь эмоции, слушайте замечания и подстраивайте сказанное под себя.

10. «С ремеслом спеши дружить - в коллективе легче жить»

Будучи частью школьного коллектива, вам так или иначе придётся общаться с другими учителями. Не всегда атмосфера педагогического коллектива бывает приятной, но не стоит сторониться коллег. Будьте открыты и дружелюбны. По возможности выберите себе наставника - человека, который мог бы вам помогать на первых порах. Разобраться с календарно-тематическим планированием, объяснить основные ошибки, рассказать про тонкости профессии - с этим и многим другим сможет помочь друг-коллега.

Рассматривая советы, нетрудно заметить, что в их основе лежат простые истины: быть открытым, аккуратным, справедливым, не бояться того, что делаешь. Такие «правила» помогут избежать некоторых проблем в будущем и сработают в любой профессии, а особенно в педагогической сфере.

Множество молодых специалистов, окончивших учебное заведение совсем недавно, не могут найти работу по своей специальности.

Устроиться на работу, не имея опыта работы, сложнее вдвойне. Возникают проблемы с жильем. Данные проблемы появились не вчера, они появились давно и продолжают существовать далее.

Чтобы решить эту проблему, необходимо мотивировать специалистов, а для этого требуется их трудоустроить. Прежде всего, эта помощь необходима специалистам, работающим в .

Молодой специалист – кто он?

Молодой специалист – это работник, который получил начальное, среднее или высшее образование, а также принявшийся за работу в течение года после того, как окончил учебное заведение.

С юридической точки зрения этот статус имеет особые права и гарантии, нежели остальные категории работников.

Чтобы обладать статусом молодого специалиста , нужно отвечать некоторым признакам:

  1. Обучение на очной форме;
  2. Обучение на бюджетной основе;
  3. Прохождение итоговой аттестации и получение соответствующего диплома;
  4. Направление на работу по распределению.

При несоблюдении хотя бы одного условия в статусе может быть отказано. Также поддерживать молодых специалистов будут только бюджетные организации. Для коммерческих это не обязательное условия, но возможное. Выпускник принимается за работу на основании договора и без испытательного срока.

Уволить молодого специалиста можно в случае прекращения деятельности организации, по состоянию его здоровья или нетрудоспособности.

Выплаты

Молодой специалист вправе получить следующие виды выплат .

Единовременная выплата. Например, такие профессии, как воспитатель и учитель каждый месяц получают надбавку к заработной плате на протяжении трех лет со дня вступления в должность.

В данном аспекте есть одно условие: в том случае, если молодой специалист увольняется с места работы по личному желанию, то он обязан выплатить все надбавки, которые ему предоставлялись. Также выплата может быть выполнена другим образом – по окончанию срока действия трудового договора.

Подъемные выплаты. Данные виды выплат вступили в силу с 2012 года специалистам, которые окончили высшие и средние учебные заведения.

Законодательная база

Согласно постановлению правительства государства Российской Федерации был составлен проект, который указывал на выплату молодому специалисту в течение первого места со дня принятия его на рабочее места и подписания договора. Данные выплаты называются подъемными . Они зависят от специальности и места работы. Задача данного проекта заключается в привлечении специалистов для их устройства по полученной специальности.

Дополнительной льготой, которая предоставляется специалистам, является программа по предоставлению жилья. Чтобы быть претендентом, необходимо отработать в одной организации в течение пяти лет. Более проще этой программой воспользоваться специалистам, которые остались работать в сельской местности.

Особенности предоставления денежных выплат

Чтобы молодой педагог смог рассчитывать на льготы и выплаты, он должен отвечать определенным условиям , а именно:

  • возраст не старше 35 лет;
  • устройство на работу сразу же после окончания учебного заведения;
  • заключение договора с работодателем на срок не менее трех лет;
  • для предоставления льготной ипотеки – стаж по специальности.

В зависимости от региона предлагаются различные особенности по предоставлению поддержки. Согласно законодательству статус молодого специалиста может быть установлен только один раз. Стаж не должен превышать три года.

Но он может быть продлен в следующих случаях:

  • призыв на срочную военную службу;
  • учеба в аспирантуре на дневной форме;
  • стажировка или дополнительное обучение, которое подразумевает отрыв от рабочего места.

Иными словами – учитель, получивший данный статус, отработавший в школе некоторый период и ушедший в отпуск по уходу за ребёнком, а затем вернувшийся вновь, продолжает обладать этим статусом.

Размер подъемных выплат для педагогов

Подъемные начисляются согласно стипендии, которую получал сотрудник в период обучения. Размер выплат зависит от региона, в котором работает молодой специалист. В 2019 году молодые учителя могут рассчитывать на несколько видов социальной поддержки :

  1. Единоразовая выплата , размер которой варьируется в диапазоне от 20 000 руб. до 100 000 руб. (самая высокая помощь оказывается учителям, работающим в столице – 100 000 руб., а если начинающий специалист трудоустроится в школе СПБ, то он сможет рассчитывать не более чем на 50 592 руб.) Стоит отметить, что на такие подъемные могут рассчитывать только те молодые специалисты, которые трудоустроились в государственные учреждения. Максимальная величина подъемных фиксируется в сельских местностях, но в тоже время регулируется региональными программами соцподдержки.
  2. Прибавка к заработку . На повышение ежемесячного дохода на 50% могут претендовать учителя, закончившие ВУЗ с красным дипломом. Остальные молодые специалисты могут рассчитывать на повышение заработка не более чем на 40%.
  3. Участие в ипотечном кредитовании на льготных условиях . Если молодой специалист решит улучшить жилищные условия, то, став участником такой программы, он сможет рассчитывать на поддержку государства, которое погасит часть его долговых обязательств перед кредитно-финансовым учреждением.
  4. В некоторых регионах Российской Федерации для начинающих педагогов предусмотрены компенсационные выплаты на приобретение жилья .

На государственную поддержку могут рассчитывать те молодые педагоги, которые соответствуют следующим критериям :

  • максимальная возрастная граница зафиксирована на уровне 35 лет (в некоторых субъектах РФ верхняя планка спускается до 30 лет);
  • у претендента должен быть диплом о получении среднего или высшего профобразования в учреждении, которое прошло госаккредитацию;
  • молодой специалист должен трудоустроиться в государственное учебное учреждение в течение трех месяцев с момента завершения учебы.

Порядок получения

Выплаты осуществляются работодателем, который предоставил выпускнику место работы. То пособие, которое направлено на поддержку, не облагается налогами . Важным условием получения выплат является обязательная работа по полученной специальности.

Чтобы стать обладателем жилья на льготных условиях, потребуется к нужному пакету документов добавить бумагу, подтверждающую вашу нужду в жилой площади.

Но здесь есть один минут – первый взнос должен составлять 30% от общей стоимости квартиры или дома.

Перечень необходимых документов

Чтобы претендовать на выплату подъемных нужно прийти к работодателю и написать заявление. Далее ваш работодатель создает специальный приказ о выплатах и сообщает вам об этом. Внимательно ознакомившись с приказом, специалист должен подписать его.

Чтобы все прошло безошибочно работодатель должен приложить к написанному заявлению следующее: копию диплома о законченном образовательном учреждении и копию трудовой книжки, заверенную у нотариуса. В трудовой книжке обязательно должна стоять дата, когда сотрудник приступил к работе.

Другие льготы

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации учителям предоставляются некоторые льготы :

  1. Отпуск составляет 42-56 дней. Если педагог трудится без отпусков, то он может взять трудовой отпуск сроком до одного года;
  2. Рабочая неделя не более 36 часов;
  3. Досрочный выход на пенсию;
  4. Предоставление ежемесячной выплаты на покупку литературы.

Для учителей, работающих в сельской местности также разработаны некоторые льготы: предоставление повышенного оклада; обеспечение льготами на коммунальные услуги, например, оплата света, тепла и электричества.

Сельская местность, как ничто другое, нуждается в квалифицированных кадрах. Но специалисты не хотят там работать из-за сравнительно низких заработных плат и отсутствия жилья.

Именно поэтому государство большое внимание уделяет предоставлению жилья педагогам, устроившимся работать в село.

Чтобы принять участие в данной целевой программе потребуется собрать необходимый пакет документов :

  1. Специальное заявление;
  2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  3. Диплом о законченном учебном профессиональном заведении;
  4. Свидетельство о рождении детей или справка об усыновлении, если такая имеется;
  5. Документ, указывающий на необходимость предоставления жилья;
  6. Справка из банка, которая свидетельствует о присутствии финансов, необходимых для первого взноса;
  7. Документы на строительство или приобретение жилища.

В некоторых регионах страны предусмотрены следующие льготы:

  • Предоставление материальной помощи при начале трудовой деятельности;
  • Выплата премии после одного, двух и трех лет работы;
  • Скидка на проезд в общественном транспорте.

Также предусмотрено предоставление льгот на приобретение жилья . Заработная плата учителей невелика и вряд ли они смогут позволить себе приобрести жилье в кредит.

Поэтому государством разработана льготная ипотека , которая предусматривает:

  • оплата части жилья государством (не более 40% от общей стоимости);
  • продажа жилья по доступной для педагогов стоимости;
  • предоставление ссуды на выплату процентов от ипотеки.

В том случае, если после распределения специалист-учитель переезжает в другую местность, то он получает жилье независимо от очереди.

Итак, предоставляя льготы, государство вместе с местными органами власти решают вопрос с кадрами, тем самым обеспечивают школы страны молодыми квалифицированными специалистами.

О государственной поддержке молодых учителей смотрите в следующем видеосюжете:

Советы для молодого учителя



1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: Кто не выполнил домашнее задание? - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание не-устойчивое , кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

9. Удерживайтесь от излишних замечаний.

10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

В помощь молодому учителю.

Памятка обобщения опыта учителя

  1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
  3. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.
  4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по другому . Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
  5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.
  6. Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
  7. Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.
  8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
  9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)
  11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.

    Памятка для составления тематического плана (примерная схема)

    Общие вопросы плана:

    1 - дата;
    2 - номер урока по теме;
    3 - тема урока;
    4 - тип урока;
    5 - триединая задача урока;
    6 - методы обучения;
    7 - повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся;
    8 - виды контроля знаний и обратной связи;
    9 - планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке.

    Частные вопросы, решаемые на уроке:

    1 - реализация воспитательного потенциала урока;
    2 -

    осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой;
    3 - дидактические средства урока;
    4 - самостоятельная работа учащихся на уроке;
    5 - методы закрепления пройденного на уроке;
    6 - домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

Индивидуальный план самообразования на 2009-2010 учебный год.

Учителя ___________________________________

Классного руководителя __ класса

___________________________________________

Образование________________________________

Год обучения на курсах ______________________

1. Общешкольная тема

2. Индивидуальная тема

3. Когда начата работа над проблемой

4. Когда предполагается закончить работу

5. Цели и задачи самообразования по теме

6. Основные вопросы, намеченные для изучения

7. Литература по теме

8. Чей опыт предполагается изучить

9. Творческое сотрудничество по теме

10. Практические выходы (доклады, рефераты)

История молодого учителя в пяти конфликтах

Задачка с тремя неизвестными

Перед тем как наш герой войдет в школу, небольшой комментарий. Кто он такой – молодой человек, окончивший институт?

Во-первых, как профессионал он еще достаточно слаб – сдавая в институте экзамены, он выучивал факты, которые просто образовали в его сознании некоторую сумму знаний. Как известно, чтобы действительно знать предмет, по нему зачастую надо самому прочитать аудитории курс. Такой практики у молодого человека, естественно, нет.

Во-вторых, он не имеет ни малейшего представления о том, с кем ему придется работать. Да, сам он окончил школу 5–8 лет назад, но, с одной стороны, в нашей жизни все очень динамично меняется, с другой – этот груз воспоминаний ему может помешать: чтобы объективно оценить себя как ученика, у него опять же нет опыта.

И в третьих (хотя это надо бы по значимости поставить на первое место), он совершенно не понимает, что его первая работа – это десятилетиями сложившаяся система с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами.

И начинает решаться задачка с тремя вышеописанными неизвестными. На первых порах ему все в школе улыбаются, новенькая трудовая книжка кладется в отдел кадров, первые дни и недели – душевный подъем и полная эйфория. А далее неминуемо начинаются конфликты.

Конфликт первый
АДМИНИСТРАЦИЯ

То, что для школьных директоров и завучей сегодняшний тинейджер – существо странное и абсолютно непонятное, – об этом говорить нет смысла. Школьная экскурсия, дискотека или выпускной вечер – всегда момент чрезвычайной опасности, требующий всеобщей учительской мобилизации, блокирования входов-выходов и перевода всех человеческих ресурсов в «готовность № 1».

Но молодой учитель – это тоже «непонятный зверь». По возрасту он отличается от одиннадцатиклассников не так уж сильно (что такое срок в 5–8 лет для пятидесятилетнего директора?)

Кроме того, представления о специфике профессии у неофита, с точки зрения школьного администратора, отсутствуют – он не знает самых очевидных вещей . Помню, на третий день моей работы завуч хлопнула перед моим носом дверью со словами: «Заполните родителку в журнале, не забудьте про ОШ и в пятницу приходите на МО». Что имелось в виду, поймет любой немного работавший в школе человек. Для меня тогда это оказалось полным откровением. Молодой учитель сталкивается с таким объемом школьной документации, что начинает ощущать свою полную проф­непригодность.

В итоге весь первый год молодой человек понимает очень мало из происходящего и пытается вписаться в предлагаемые рамки. В результате в указанный период он совершает множество ошибок, каждая из которых может быть «награждена» строгим выговором, а то и увольнением. Терпеливо-внимательная администрация, которая могла бы молодому специалисту спокойно, без нервов все толково объяснить, – большая редкость, поэтому даже без выговоров учитель пишет гору объяснительных и докладных с мотивацией и раскаянием относительно очередного «ужаснейшего» поступка, который он совершил, не зная, как поступать.

Конфликт второй
УЧЕНИКИ

Впервые входя в класс, учитель открывает приготовленный конспект и думает: «Так, тема урока у нас сегодня такая… Н ачну с этого, перейду к этому, задам такие-то вопросы и т.д.» Но звенит звонок, дети рассаживаются, и… все идет наперекосяк. То, что только что казалось таким интересным, не вызывает никакого оживления у класса, вопрос оказывается слишком сложно сформулирован, и ученики его вообще не понимают, потому что привыкший к институтской среде вчерашний студент говорит безумно сложными конструкциями.

Нового учителя ученики всегда начинают «пробивать», пробовать, что называется, «на слабо». В трудном классе это может принять весьма экстравагантные формы, воспитанные дети проведут этот этап спокойнее. Но он обязательно будет: могут начать стучать или громко говорить, не замечая повышения учителем голоса, могут (старшие классы) выдать что-то эпатирующее, могут просто принципиально замолчать, чтобы посмотреть «а что будет?». Для молодого учителя, не понимающего, что его просто проверяют, ситуация выглядит как полностью вышедшая из-под контроля и требующая немедленного реагирования.

Усугубляет положение также то, что дети видят человека молодого, интересного: «Ну и что он сделает, если мы…» Если учитель с честью выйдет из цейтнота – честь ему и хвала, если в этом эксперименте проиграет – плохо дело: восстановить свой авторитет ему будет очень непросто.

Вообще самая существенная проблема для молодого педагога в первое время работы – это умение «держать класс». Чтобы 30 человек в течение урока были направляемы в нужное русло, требуется бездна энергии, мгновенная реакция, стремительные переходы от расслабления к работе и одновременное создание ощущения, что весь процесс идет легко, свободно и естественно.

Только со временем придет понимание, что учитель на уроке – слаломист, которому обязательно нужно пройти ряд обязательных флажков на трассе (опорных пунктов урока), а в остальном можно отдаться на волю детей. Дети как-то подсознательно чувствуют, что учителю тяжело, и начинают помогать: с готовностью идут на диалог, лучше, чем с более старшими по возрасту учителями, выполняют заданное, своими силами «затыкают» особенно распоясавшихся одноклассников. Но это оказывается возможным, только если дети чувствуют, что перед ними искренний, не равнодушный к ним человек.

Детское тепло, явно или неявно выраженное, молодой учитель ощущает очень сильно, и от этого на задний план отступают многие нерешенные проблемы.

Конфликт третий
ТЕКУЧКА

Возвращаясь домой, учитель садится работать. С одной стороны, не отпускает так называемая текучка.

Литератор перечитывает объемные тексты, поднимает филологические исследования, проверяет сочинения и на каждое пишет рецензии.

Русист в ср едних классах каждый день (!) должен проверять стопку тетрадей (хорошо, если одного класса).

Математик и физик подыскивают и решают занимательные задачки.

Историк должен быть в курсе всех последних событий и исследований. И т.д.

Все это отнимает уйму времени, и, как показывает практика, в первый год желающий работать учитель практически не имеет свободного времени – дома или на работе он живет школой.

С другой стороны, он постоянно ощущает необходимость читать. Во-первых, работы по специальности и, во-вторых, художественную литературу, чтобы не ударить в грязь лицом перед учениками. А в-третьих, он вынужден интересоваться работами по психологии и педагогике – чтобы понять, кто перед ним сидит, как его воспринимают и почему в который раз «такая красивая концепция» из вузовского учебника была встречена школьниками прохладно.

Конфликт четвертый
КОЛЛЕГИ

Очевидно, что молодой специалист, приходящий в школу, менее опытен, чем его коллеги, работающие в школе уже не первый год или даже десятилетие. Не хватает знаний по предмету, методике, психологии, навыков контакта с учениками, в общем, всего того, что принято называть профессионализмом.

Теоретически нормальной была бы ситуация, при которой старшее поколение профессионалов постепенно передавало бы накопленный опыт молодым. Но тео­рия, как обычно, расходится с практикой. Не знаю, возможно, это мой эксклюзивный негативный опыт, но, насколько я видел, реально передачи опыта не происходит. Много чаще можно услышать: «И чему вас только в институте учили?» или: «Как, вы и этого не знаете?!»

Как и в случае с администрацией, зачастую, с точки зрения своих коллег, молодой учитель не знает «элементарных вещей». При этом в большинстве случаев недавний выпускник вуза бывает значительно более компетентен в специальности, чем закончившие институт за 20–30 лет до него.

В первый год моей работы учитель высшей категории с 30-летним стажем горячо меня уверяла, что структуралистская школа Ю. Лотмана – авангард современной филологии, имени Е. Мелетинского она не слышала никогда. Говорить о рецептивной эстетике и герменевтике, что меня тогда дей­ствительно интересовало, было также не с кем.

Конфликт пятый
РОДИТЕЛИ

Не дай Бог работающему в школе первый год учителю получить классное руководство! В очень редких случаях родители оказываются достаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность спокойной профессиональной жизни. Вполне понятна их тревога за судьбы собственных детей (зрелый учитель однозначно совершит меньше ошибок и научит лучше), но учителю от этого не легче.

Естественно, срабатывает возрастной момент: не каждый сможет серьезно слушать советы от 22–23-летнего молодого человека. Основным аргументом становится очевидное : «Да что вы нам говорите, если у вас собственных детей нет. Вот будут – поймете!»

Положение усугубляет то, что у нас, как известно, все всё знают о своих детях лучше всех и стопроцентно уверены, как и чему их надо учить. Что-то возразить при таком подходе весьма и весьма проблематично.

В итоге если на сторону молодого педагога не становится администрация (см . пункт 1), то устоять против родительского напора вчерашнему выпускнику института оказывается очень непросто.

Примерная схема самоанализа урока учителем

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА УЧИТЕЛЕМ.

1. Характеристика класса.
А) Здесь рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, аутсайдеры; наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса.
Б) Затем необходимо охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность ; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.
В) После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.
Г) После этого можно перейти к анализу недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.
Д) Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.
(Конечно, совершенно необязательно при каждом самоанализе урока давать столь подробную характеристику класса, в котором он проходил. Однако самоанализ урока учителем отличается от его анализа руководителем тем, что он сориентирован не только на конкретный класс, но н на конкретных учащихся)
2.
Затем анализируются внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.
3. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса, чего надо добиться в знаниях и умениях, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.
4. Характеристика замысла урока (план): что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его ученики, т.е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами ; какая часть материала потребует помощи учителя при сто усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие задачи.
5. Как был построен урок, исходя из его замысла? Характеристика этапов урока, выделение учебно - воспитательных моментов, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.
6. Структурный аспект самоанализа: подробный анализ этапов, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока; анализ соответствия в рамках этих моментов задач, содержания, методов и форм (доказательство оптимальности выбора).
7. Функциональный аспект анализа; определяется, насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся; анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.
8. Оценка конечного результата урока: оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке, определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом урока. Причины этого разрыва; оценка достижения воспитательных и развивающих задач урока; выводы и самооценка урока.

Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков:

1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структурные элементы учебного занятия

ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия.П одготовка учащихся к работе на занятии.Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания.У становление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.О беспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.О беспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания.У становление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий.О беспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний.Ф ормирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных имежкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.В ыявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.Получение достоверной информации о достижении всемиучащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий.Д ать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информациио реальных результатах учения.

10. Рефлексия.М обилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.О ткрытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании.О беспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.Р еализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Этапы комбинированного урока: Организация начала урока Проверка выполнения домашнего задания Всесторонняя проверка знаний Подготовка к усвоению нового учебного материала. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Закрепление новых знаний. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы: Организация начала урока Подготовка к активному усвоению нового учебного материала. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

Основные компоненты современного урока

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА

Образовательная : вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная : формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Как же построить такой урок ? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.

– четко определить и сформулировать для себя его тему;

– определить место урока в теме, а темы - в годовом учебном курсе;

– выделить общую задачу урока;

– конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;

– определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;

– определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:

1) особенности учащихся класса :

– уровень класса;

– отношение к предмету;

– темп работы класса

сформированность ЗУН;

– отношение к разным видам учебной деятельности;

– отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным;

– общая дисциплина учащихся.

2) учет индивидуальных особенностей :

– тип нервной системы;

коммуникативность ;

– эмоциональность;

– управление восприятием нового материала учащихся;

– умение преодолеть плохое настроение;

– уверенность в своих знаниях, умениях;

– умение импровизировать;

– умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

III. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.

Для этого надо:

1) Подобрать литературу по теме. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно – популярные, методические. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Для этого необходимо:

– просмотреть учебную программу;

2) Подобрать учебные задания, целью которых является:

– узнавание нового материала;

– воспроизведение;

– применение знаний в знакомой ситуации;

– применение знаний в незнакомой ситуации;

– творческий подход к знаниям.

3) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному ». Составить три набора заданий:

– задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

– задания, способствующие осмыслению материала учеником;

– задания, способствующие закреплению материала учеником.

IV. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

V. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

– что контролировать;

– как контролировать;

– как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

V. Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает.

Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

VI. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

VII. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Конспект должен содержать три основные части :

– формальную;

– аналитическую.

Литература:

______________________

______________________