Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Интеллектуальное воспитание темы классных часов. Примерная тематика интеллектуально-познавательных классных часов

Интеллектуальное воспитание темы классных часов. Примерная тематика интеллектуально-познавательных классных часов

Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы: интеллектуальные марафоны; дни творчества; интеллектуальные ринги и викторины; заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д. Примерная тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся предлагается в приложении 5.

РАСПИСАНИЕ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

Формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом.

Классный час в единый день недели для звена или параллели удобен для осуществления внутришкольного контроля за проведением основной формы работы с классным коллективом. Тематические классные часы (при наличии тематического планирования с 1 по 11 класс) проходят одновременно, при необходимости можно провести тематическое мероприятие на параллель. Имея отведённое время в расписании можно собрать звено или параллель на ученическое собрание или пригласить для выступления лекторов, узких специалистов и т. д.

Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.

СИСТЕМНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Воспитательная работа – это часть (подсистема) учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, эстетического, сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения. Традиционно воспитательную работу ведут классные руководители, педагоги школ.

Какое место в системе внеклассной воспитательной деятельности школы должен занять классный час как основная форма воспитательной работы с классным коллективом?

Н.П. Капустин в учебном пособии «Педагогические технологии адаптивной школы» предлагает конкретную структуру, содержание, основные формы, методы, алгоритмы и организацию воспитательной работы в адаптивной школе. Особенность воспитательного процесса в адаптивной школе в его системности. Прежде всего, в данной школе упорядочили систему целей воспитания. Главная воспитательная цель – развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов ребенка. Конечный результат – нравственная позиция личности (идеальное), нравственное поведение (реальное). Между главной целью и конечным результатом имеются подцели, выражающие всю совокупность отношений человека с внешней средой, с миром и самим собой. Именно подцели, или цели среднего уровня, определяют содержание (наполнение) основных воспитательных форм.

К основным воспитательным формам с классным коллективом данная школа относит классное собрание и классный час.

Выделяются два вида собраний: по планированию и организации жизнедеятельности; по подведению итогов жизнедеятельности и ее анализу.

Выделяются тематические и ситуационные классные часы. Задачи у них разные. Первый отвечает в большей мере потребностям духовного роста ребенка, его интересам, природному самовыражению. Второй служит социально-нравственной адаптации личности.

На классных часах и классных собраниях используется общая структура развивающего метода, различаются технологии и методики. На собраниях используются первые три компонента технологии и методики коллективного воспитания. На ситуационных классных часах – технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания. На тематических классных часах – специальные сценарии.

Кроме основных воспитательных форм используются игры, марафоны, дискуссии, походы, экспедиции, экскурсии. По методике проведения данных форм работы имеется много литературы, и их проведение не составляет особого труда.

Система воспитательной работы с использованием основных форм выстраивается в течение месяца.

На 1-й неделе проводится классное собрание по планированию коллективной деятельности на предстоящий месяц. На 2-й – ситуационный классный час с обсуждением какой-либо поведенческой ситуации. На 3-й – тематический классный час с целью расширения сознания той областью знаний, которая отвечает потребностям и интересам детей. На 4-й неделе – классное собрание по подведению итогов и анализу деятельности учащихся.

Как правило, классные часы и собрания проводятся в школах после уроков и в тот день, который удобен классному руководителю. В адаптивной школе указанные формы включаются в расписание уроков: 1 раз в неделю (например, по вторникам) на 3-м уроке для первой смены, на 1-м уроке – для второй смены. Тем самым задаются упорядоченность и динамизм в воспитательной работе. Сведем высказанные соображения в таблицу.

Системность задается совокупностью таких компонентов, как цели, содержание, формы, методы и технологии, условия и оценивание результатов, их соотнесение с целями. Что касается содержания, то в отсутствие программ воспитания оно определяется планом воспитательной работы школы или планом воспитывающей деятельности.

В последние годы в педагогической литературе появился термин "воспитывающая деятельность». Данная школа рассматривает воспитывающую деятельность как средство воспитания. Но не всякая деятельность воспитывает, а только та, которая позволяет переводить педагогические цели в цели деятельности детей, в процессе которой формируются определенные качества личности.

Приведенная схема позволяет увидеть общее в учебном процессе и процессе воспитания, что позволяет сделать вывод о системной организации воспитательной работы. Авторы обращают внимание читателя на отсутствие термина "воспитательная система". В этом нет противоречия. Воспитательный процесс рассматривается как целостная система, и в рамках его – подсистема, воспитательная работа, которая и несет в себе все признаки системности.

Структура, основные формы и алгоритмы

В работе классного руководителя с учащимися класса

Я неделя

Классное собрание

Планирование коллективных дел

Технология:

1.Информация о событиях за прошедшую неделю.

2.Выбор цели деятельности.

3.Планирование деятельности.

4.Обсуждение.

5.Выбор ответственных за подготовку и проведение выбранного дела.

6.Распределение времени для подготовки.

7.Рефлексия: на что надо обратить внимание при подготовке и проведении запланированного мероприятия

Я неделя

Ситуационный классный час.

Обсуждение ситуации

Технология :

2.Информация по теме ситуации.

3.Обсуждение ситуации по алгоритму: "Я – позиция"; причина "Я - позиции" и общественно значимая норма; дискуссия; рефлексия; свободный выбор.

Я неделя

Тематический классный час

Технология :

1. Информация о событиях за прошедшую неделю.

2.Проведение мероприятия по сценарию.

3.Рефлексия: какие впечатления остались у участников после проведенного мероприятия.

Я неделя

Классное собрание.

Подведение итогов.

Технология :

1. Информация о событиях за прошедшую неделю.

2.Обсуждение жизнедеятельности класса за прошедший месяц. По кругу учащиеся вспоминают о делах класса и отвечают на вопросы: что понравилось, почему? Какие проблемы, связанные с культурой поведения, надо решать всем учащимся?

3.Рефлексия.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

Начинающему классному руководителю, да порой и опытному, не всегда легко и быстро удаётся поставить цели и задачи, определить форму подготовить и провести классное мероприятие, классный час. Этот творческий процесс требует осмысления, времени на подготовку и организацию. Зачастую учащиеся на классном часе чувствуют себя как на уроке (слушают монологи учителя, отвечают на вопросы).

Такой подход к использованию времени ученика после уроков ни в коей мере не способствует развитию школьника как члена ученического коллектива, как личности. Не всегда то, что интересно учителю, интересно и его воспитанникам, так как классными руководителями не всегда учитываются возрастные особенности детей, их умение воспринимать на слух ту или иную информацию, выполнять задуманное учителем, пусть даже интересное (по мнению взрослого), задание.

Поэтому сегодня мы говорим о новых подходах в воспитании детей через классный час. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа – личностно-ориентированный.

В целях повышения компетенции педагогов школы в вопросах современных воспитательных технологий, способствования формированию у педагогов установки на использование личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе, овладения классными руководителями методикой подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа в школе необходимо осуществление обучения, методического сопровождения и поддержки классных руководителей по данному вопросу. Заместитель директора по воспитательной работе с методическим объединением классных руководителей, помимо обучающих традиционных форм: педагогических советов (приложение 6 , педагогический совет «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания») , семинаров, лекций, тренингов, организационно-деятельностных игр, индивидуальных и групповых консультаций, может организовать проведение мастер-класса, педагогической гостиной, «круглого стола», педагогических дебатов. Кроме этого, в школе целесообразно создавать на базе библиотеки (медиатеки) или кабинета воспитательной работы базу данных форм работы, информационные тематические справки из разных источников, комментарии специалистов, сценарии проведения классных мероприятий по тематическим направлениям, возрасту учащихся. Систематизированная методическая копилка повысит качественную, творческую подготовку классных руководителей и учащихся к классным мероприятиям.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

КЛАССНЫХ ЧАСОВ

Составление календарно-тематического планирования классных часов необходимо осуществлять в соответствии:

ü с целями и задачами программы воспитательной деятельности классного руководителя;

ü с основной циклограммой традиционных школьных дел на учебный год.

Рассмотрим составление тематического планирования классных часов на основе циклограммы традиционных школьных дел поэтапно.

1 этап: определяем 1-2 основные темы (направления воспитательной работы) для тематического классного часа по месяцам на учебный год;

2 этап : определяем в данной теме(ах) примерную тематику классных часов для школьного звена или всей школы с 1 по 11 класс с учётом динамики познавательного и духовного развития ребёнка.

Данное решение вопроса особенно выгодно и полезно тем школам, где приоритетными формами работы являются коллективные творческие дела (особенно традиционные, значимые), которые решают комплекс задач, охватывают всех (или значительную часть) участников образовательного процесса, разнообразны по формам работы и содержанию, длительны по времени, предполагают взаимодействие всех школьных структур (школьная библиотека, предметные МО, МО классных руководителей и руководителей ДО, объединения дополнительного образования, органы школьного ученического самоуправления, психолого-педагогическая служба, школьный музей, теплица и др.) в контексте единого дела. При планировании дела рекомендуем учесть рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм воспитания.

Кто и каким образом может участвовать в разработке тем для классных часов? В начальной школе это можно сделать на заседании методического объединения классных руководителей в форме деловой игры. В среднем и старшем звеньях тематические направления распределить между школьными структурами, например темы по гражданско-патриотическому воспитанию могут разработать педагоги методического объединения учителей истории и обществознания, по духовно-нравственному воспитанию учителя литературы, библиотекари. Правовое воспитание в рамках всей школы необходимо согласовать с учителем обществознания, социальным педагогом школы, направление «Здоровый образ жизни» грамотно спланируют валеолог при взаимодействии с методическими объединениями учителей естественных наук, физического воспитания и т. д.

При составлении тем необходимо опираться на нормативные документы федерального, регионального, муниципального уровней, учитывать цели и задачи Программы развития школы, воспитательной системы, а также реальное состояние качества воспитания в школе.

Рабочие материалы по составлению тематического планирования классных часов представлено в приложении 8.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ДЕЛА)

(по И. П. Третьякову)

В анализе учитывается, что подготовка воспитательного мероприятия (дела) проходит ряд взаимосвязанных взаимодействующих этапов, на каждом из которых педагог включает определённую группу детей в тот или иной вид деятельности, формируя отношение к тем или иным сторонам действительности. Таких этапов в воспитательном мероприятии пять: анализ обстановки и формирование цели, планирование, организация , непосредственное воздействие на коллектив, заключительная фаза.

Осуществление любого этапа вне связи с другим теряет всякий смысл, поэтому анализ включает все этапы. Собранная информация по всем пяти этапам является основой для глубокого и всестороннего анализа.

Основные аспекты анализа

  1. Место данного воспитательного дела в образовательном процессе школы, класса, его связь с учебным процессом, с другой деятельностью воспитательного характера (кружки, клубы, секции и т. д.).
  2. Цель воспитательного дела (предметная, воспитательная, насколько она достигнута).
  3. Педагогическое обоснование темы и формы организации воспитательного дела.
  4. Виды и содержание деятельности детей в его процессе (познавательная, художественно-творческая, техническая, спортивная, игровая, организаторская и др.), оценка её воспитательного влияния.
  5. Взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей на всех этапах. В ходе обсуждения (свободный разговор) оцениваются: степень охвата воспитательным делом, психологическое состояние детей в процессе его (организованность, увлечённость, эмоциональные реакции , высказывания). В итоге определяется результативность воспитательного дела (познавательная, воспитательная) , наличие элементов положительного опыта , недостатки и их причины, формируются выводы, советы, рекомендации.

Схемы анализа классного мероприятия (классного часа) как варианты предлагаются в приложении 7 .

Приложение 1

Формы от А до Я

Агитбригада. Агитсуд. Азбука полезных действий академия сказочных, волшебных наук. Аукцион сказочных, полезных вещей, знаний, народных мудростей. Аппликация.

Бал сказочных, литературных героев, героев сегодняшнего дня. Беседа тематическая (цикл бесед). Беседа-экскурсия, беседа-викторина. Беседа музыкальная. Бюро добрых услуг. Брейн-ринг.

Вернисаж. Вечер у камина. Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Викторины тематические: экологические, литературные, музыкальные. Викторина-тест. Вечера знакомств, вечера спортивные, вечера игровые. Вечер вопросов и ответов. Вечера тематические: легенд, сказок, загадок. Вечера-диспуты. Вечера-концерты. Встречи с интересными людьми. Встречи с увлечением. Выпуск газет, вестников, листовок, оформление информационных уголков. Выставки: рисунков, поделок. Домашних растений. Фотовыставки. Выставки персональные (учителей, учеников, родителей).

Галерея. Гиннес-шоу. «Горячая линия». Гостиная.

Деловые игры. Десанты. Диалоги творческие. Дискотеки «А нам весело!». Дни открытых уроков и воспитательных мероприятий. Дни тематические: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День ребенка, День здоровья, День семьи, День Земли, День дерева и т.д. Дни открытий. День чудес. День добрых сюрпризов. День тезок (или фестиваль однофамильцев). Дискуссия, диспут (круглый стол – беседа, форум-обсуждение, дебаты – формализованное обсуждение, симпозиум).

Жизнь замечательных идей. Журнал устный.

Занятия: занятие-поиск, занятие-фантазия, занятие-игра, занятие-сказка. Занятия-практикумы. Загадывание загадок. Знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей, проявивших себя в истории Отечества, в мировой истории как яркие индивидуальности.

Издание книжек-малышек, рукописных журналов. Игра познавательная. Игровые часы: крестики-нолики, звездный час, брейн-ринг, морской бой. «Что? Где? Когда?» Поле чудес. Крестики-нолики. Игра-путешествие. Использование различных сюжетов для ролевой игры – театрализованного или кукольного спектакля. Игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д. Игроклассы. Игробанк. Изготовление игрушек-героев сказок, костюмов сказочных героев. Инсценирование сказок.

Карнавал. Календарь (исторический, литературный, музыкальный). КВН. Классные часы (тематические, ситуативные). «Компас в книжном море». Композиция литературно-музыкальная. Конкурсы (формы конкурсов: викторина, головоломка, кроссворд, ребус, эстафета): чтецов, рассказчиков и фантазеров, тематических загадок, карнавальных костюмов, полезных дел, юных художников, рисунков; скороговорок, театральный, на лучшего танцора, скульптора, на лучший рассказ с продолжением. Конкурсно-игровые программы (крестики-нолики).

КТД. Организованные : газета-молния, живая газета, журнал-эстафета. Познавательные творческие дела : вечер-сбор путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, защита фантастических проектов, пресс-бой (свободный пресс-бой, пресс-бой по континентам), рассказ-эстафета, турнир знатоков (разнобой), словарь различных наук.

Литературно-художественные конкурсы : конкурс на лучшую сказку на одну и ту же тему, букву, слово; конкурс на лучший рассказ или сказку в картинках; конкурс на лучший коллективный рисунок на общую и свободную тему; конкурс на лучшую подпись под рисунком или серией рисунков. Кольцовка песен. Концерт-молния. Конкурс рисованных фильмов.

Трудовые и творческие дела : атака, десант, рейд («связка», «звезда», «веер»). «Ромашка».

Модифицированные КДТ с учетом сегодняшних реалий : школа социального успеха, создание ситуаций социального успеха, создание ситуаций выбора, приобретение детьми видов деятельности для себя.

Книжное обозрение. Кружки, клубы: «Веселый теремок», «Подружка», «Мелодия», «Диалог», «Почемучка», дискуссионные, клуб интересных встреч. Клубные объединения: исторические, экологические, профессиональные. Концерт тематический. Конференции.

Лабиринт. Лаборатория проблем (оперативный поиск новых решений). Лекторий. Лекция-концерт. Линейки тематические («Посвящение в первоклассники», «Посвящение в рыцари» и т.д.). Лото.

Магазин сказок, загадок, скороговорок. Мастерские творческие, подарков. Мастер-классы. Марафон (интеллектуальный, танцевальный, театральный, игр). Моделирование. Музей забытых вещей. Мини-проект. Мини-практикум. Митинг. Мозговая атака. Мониторинг.

Наблюдение. Недели тематические: музыки, театра, кино, детской и юношеской книги, цветов, неделя вежливости, неделя цветов и т.д. Недели тематические по предметам: русого языка, математики, истории и т.д.

Объединения по интересам: любителей книги, музыки. Обзор литературы, периодической печати. Обозреватели за круглым столом. Обыгрывание и разбор ситуаций. Огонек. Операции. Олимпиады. Отчет творческий по предметам. Оформление стендов (информационных уголков).

Парад. Постановка сказочного спектакля, постановка сказок духовно-нравственного содержания. Посиделки. Праздники (народные, политические, религиозные, профессиональные, семейные, обрядовые, календарные, спортивные). Праздники тематические: моего имени, Солнца, Первой Звезды, птиц, Волшебной Воды, труда, книги и т.д. Презентации в сфере общения и отношения с людьми. Пресс-диалог. Пресс-конференция, читательская конференция. Прослушивание и обсуждение. Просмотр слайд-фильмов, диафильмов. Проблемно-практические ситуации. Политическая информация. Проекты.

Развлечение. Рассказ. Рассматривание книжных иллюстраций к сказкам, репродукций, предметов. Решение задач и ситуаций. Рисование. Ринг (выпускной, сказочный, музыкальный, политический, предметный и т.д.).

Салон (музыкальный, театральный, кукольный и т.д.). семинар (семинар-соревнование, семинар в форме пресс-конференции, семинар-диалог, семинар-дискуссия, семинар-исследование). Сказки дидактические. Создание ситуаций выбора в различных сферах жизнедеятельности с последующим анализом, имитационное моделирование таких ситуаций. Создание зон уединения. Составление фотоальбомов с сопроводительными текстами, составление и отправление поздравительных открыток, составление генеалогического дерева. Сочинения-рассуждения. Студии. Суд.

Театрализованное представление. Телеобозрение. Телемост. Тематические альбомы. Оформление. Творческие отчеты. Тренинги по развитию креативных характеристик мышления, эмоционально-волевой сферы, по самопрезентации, саморефлексии, тренинги ролевые (родители-дети) и т.д. Турниры знатоков, турнир политический, пресс-конференция. Турнир-викторина («Цепочка», «атака веером», «оборона веером»).

Уголок (загадок, викторин, ребусов, головоломок, шарад и т.д.). Университет школьников.

Уроки нетрадиционные, опирающиеся на фантазию : урок-сказка, урок творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок - творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок-выставка, урок – «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, урок-бенефис, урок-портрет, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

Уроки, имитирующие какие -либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка. Гостиная, путешествие в прошлое (будущее), поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов.

Уроки с игровой состязательной основой : урок-игра, урок-«домино», проверочноый кроссворд, урок в форме «Лото», урок типа: «Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, дуэль, соревнование и т.д.

«Умники и умницы». Уроки мужества. Утренники. Устный журнал.

Фабрика звезд. Филармония школьная. «Философский стол». Фестивали (рисованных фильмов, народных игр). Форум.

Художественно-продуктивная деятельность.

Циклы занятий: «Азбука Вежливости», «Шедевры мировой художественной и музыкальной культуры», «Чудеса света» и т.д.

Чайная цветочная, чайная музыкальная и т.д. Часы тематические: час занимательный, час содружества, час клубный, час откровения, час творческих конкурсов, час игр и развлечений, час рисования, час сочинений и фантазий, час интересных сообщений и т.д. Часы-размышления. «Что? Где? Когда?».

Школы: вежливых наук, умелых хозяев, «Стиль», «Имидж» и т.д.

Шоу-программы.

Энциклопедия.

Экскурсия.

Эстафеты: вежливых детей, смеха, творческой мысли.

Экспедиция-игра.

Ярмарка (вещей, рисунков, поделок). Ярмарка идей.

С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Воспитатьная работа в современной школе». - Воронеж, 2006

  1. Способствовать формированию творческих способностей и интереса к творческой деятельности
  2. Развивать мышление и познавательную активность учащихся
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами будем развивать логическое мышление, внимание и память и познакомимся с новым стихотворением, которое нам поможет подвести итоги занятия.

Деление на команды согласно цвету жетона.

Представление жюри.

1 гейм “Разминка”

Ответить на 5 вопросов. Вопросы командам задаются по очереди.

  1. Сколько ножек достаточно стулу, чтобы он не качался? (3)
  2. Сколько единиц в дюжине? (12)
  3. Часы показывают без 15 минут 12. Меняем часовую и минутную стрелку местами – который час? (9)
  4. Продолжение романа А. Дюма “Три мушкетера” – “… лет спустя” (20)
  5. Роман Ильфа и Петрова “… стульев” (12)
  6. Роман Ю. Семенова “… мгновений весны” (17)
  7. Наименьшее двузначное число (10)
  8. Порядковый номер января в своем сезоне? (2)
  9. Какая нога собаке ни к чему? (5)
  10. Приспособление для увеличения скорости плавания (ласты)
  11. Ячейка для хранения меда у пчел (соты)
  12. Секретное условное слово (пароль)
  13. Антоним слова “победа” (поражение)
  14. Обладатель языка без костей (болтун)
  15. Город, “приютивший” Биг Бена (Лондон)
  16. Вязкий осадок на дне водоема. (ил)
  17. Место в пустыне, где есть вода (оазис)
  18. Место захоронения египетских фараонов (пирамида)
  19. Ее надел вместо шапки человек рассеянный с улицы Бассейной (сковорода)
  20. Место, где Чуковский не рекомендует гулять детям (Африка)

2 гейм “Узнай слово”

(Развитие логического мышления)

Вспомните, какие буквы называются гласными. Сколько их в алфавите? Перечислите их. А теперь я предлагаю вам восстановить слова, в которых пропущены гласные буквы. Ответы записываете на листочке. Как только одна из команд заканчивает выполнение этого задания, все прекращают писать слова.

ГР – З - , Г – Л – С, - КЛ – Д, З – М – К, ДР – В - , ДР – М - , Ц – Г – Н,
- РГ – Н, Л – М – Н

Листочки сдать. Устно проговорить слова.

3 гейм “Что общего?”

Как известно, некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться в прямом и переносном значении.

Пример: хлеб, климат, подушка – общее определение “мягкий”

Какая команда быстрее подберет определение к следующим существительным.

Дорога, воля, дисциплина (железная)
- Деревня, тетеря, старушка (глухая)
- Клен, малыш, парик (кудрявый)
- Пирог, поцелуй, сон (сладкий)

3 гейм “Озадачивающий”

(развитие зрительной памяти)

Прочитайте 3 раза эти слова, попытайтесь их запомнить. Затем, не глядя на них, ответьте на вопросы, ответы писать на бумаге крупными буквами.

МОЛОКО РЫБА КАНАТ ОКНО
СТОЛ ЛЕС ВЕРА СТЕНА
  • Второе слово с начала ряда?
  • Сколько в предложенных словах было существительных мужского рода?
  • Вторым с конца было слово Вера?
  • Все восемь слов начинались с согласной буквы?

4 гейм “Внимательный”

(проверка произвольного внимания)

Внимательно и только один раз прослушайте текст. А затем попробуйте точно ответить на вопрос. По очереди всем командам

  • Света съела вечером 4 красных мухомора, а ее друг Вася утром на 3 таких же гриба больше. Сколько всего грибов съели дети? (мухоморы есть нельзя)
  • Чтобы дойти до работы, Ивану Васильевичу требуется полтора часа. Вечером он возвращается домой по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясняете такую разницу? (90 минут = 1,5 часа)
  • Наступил декабрь. В лесу распустились три подснежника, а потом – еще один. Сколько всего цветов распустилось? (в декабре подснежники не распускаются)
  • Сколько орехов в пустом стакане? (нисколько)

Переменка “Знаете ли вы?”

Послушайте интересную информацию из раздела “Знаете ли вы?”

Неделя названа так потому, что число 7 (дней) неделимое, т.е. не делящееся без остатка. Потому и назвали период времени, равный 7 дням, НЕДЕЛЕЙ.

Понедельник – это день, который идет после недели, вторник – 2 день недели, среда – третий, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота на языке древний вавилонян значит – шесть.

5 гейм “Ты - мне, я – тебе”

Ребус – это своеобразная загадка, которая изображается при помощи букв, фигур, знаков. Если буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением буквы “в”; если одна буква находится под другой, то читать их надо с прибавлением “на”, “над” или “под”; если между буквами стоит знак (+), это означает прибавление буквы “с” или “и”. Еще одна буква может быть расположена “у” или “за” какой-то.

Отгадывают ребусы. Кто быстрее.

Каждой команде дается по 2 слова, которые они должны зашифровать.: лимонад, триумф, листопад, нутрия.

Командам предлагается отгадать составленные ребусы.

6 гейм “Спички детям не игрушки, а зарядка для ума”

Переставьте одну спичку так, чтобы получилось новое имя (буквы е и ё взаимозаменяемы). Какая команда быстрее?

По одной задаче со спичками друг другу.

7 гейм. Развивающий канон.

Задания состоят из 6 элементов, соединенных между собой логическими, ассоциативными или иными связями. Определив тип связи по этим элементам, напишите вместо знака вопроса правильный ответ.

Ответы: Лена – Р (река), отчим – М (мачеха), осень – Ж (желтая), осень – С (сентябрь), платье – О (одежда), земля – Ж (женский род)

Подведение итогов. Награждение.

Рефлексия

В начале урока я пообещала вас познакомить с новым стихотворением под интересным названием синквейн. Причем это стихотворение мы будем писать сами. Слово синквейн произошло от французского числительного пять. Это стихотворение, которое состоит из 5 строчек, написанных по правилам. Сейчас я познакомлю вас с правилами написания синквейна.

1 строчка – это называнием темы одним словом. Чаще это существительное, но может быть и местоимение.
2 строчка – это определение темы в двух прилагательных.
3 строчка – это три глагола, показывающая действие в рамках темы.
4 строчка – фраза из четырех слов, показывающее ваше отношение к этой теме
5 строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Сейчас я предлагаю вам подвести итог нашего занятия, написав свое собственное стихотворение.

Чтение синквейнов.

В разработке классного часа “Интеллектуальные заморочки” использованы задания из книги “Лучшие тесты на развитие творческих способностей” Н. Винокуровой, М., “АСТ- ПРЕСС”, 1999 г.

Сценарий классного часа для 8 класса на тему «Человек читающий»

Уровень культуры человека определяется не тем, что он читает, а тем, что он не читает.

О. Уайльд

Классный час, посвященный развитию книжной культуры.

Чтение, книжная культура - фундаментальные достижения человечества. Носитель этой книжной культуры - homo legens (человек читающий) - внес решающий вклад в развитие цивилизации. Во всем мире осознают роль чтения и читательской культуры: 2003-2012 гг. объявлены ООН десятилетием грамотности. Но в современной России педагоги все чаще говорят о кризисе чтения, о падении интереса детей к книге, классике. Это сказывается и на уровне общей грамотности Детей. Причем дело тут не столько в компьютерных играх, которые отрывают детей от книги, сколько в потере интереса к чтению (уже с третьего класса), в отсутствии привычки к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться. Это ведет к малограмотности, которая «слишком дорого обходится обществу». Конкурентоспособность развитых стран всесильнее зависит от уровня образования работников, их умения и способности к постоянному повышению квалификации. Самообразование становится непрерывным, длящимся в течение всей жизни. В связи с этим проблема читательской культуры приобретает для общества чрезвычайно важное значение. И многие развитые страны в течение последних 20 лет уделяют этой проблеме постоянное внимание. В предлагаемом сценарии учитель организовывает общение детей, побуждает их к высказываниям на темы чтения, читательских предпочтений, общей культуры. В сценарии использованы разнообразные формы работы: беседа, викторина, проблемные вопросы.

Цели: расширить кругозор детей; формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция; воспитывать уважение к книге, знаниям; побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.

Форма проведения : час общения.

Подготовительная работа с детьми:

За 2-3 дня до классного часа предложить детям заполнить анкету «10 самых любимых книг» с целью определения круга чтения детей;

По результатам анкеты выявить самых активных читателей и предложить им подготовить короткие рассказы на тему «Моя любимая книга». Задача рассказа - заинтересовать одноклассников, побудить их к чтению этой книги.

Оформление : выставка книг из школьной библиотеки, из домашних библиотек восьмиклассников.

План классного часа

I. Вступительное слово «Самая лучшая система информации».

II. Проблемный вопрос: «Станет ли книга пережитком прошлого?».

III. Книжная викторина.

IV. Интерактивная беседа по теме «Круг чтения».

V. Рассказы детей по теме «Мои любимые книги».

VI. Заключительное слово «Самая читающая страна».

VII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Самая лучшая система информации»

Классный руководитель. Мы живем в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство - ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, ученые всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. Компьютерные специалисты постоянно проводят конференции по этой проблеме. На одной из таких конференций выступил знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов. Он заявил, что уже нашел самую лучшую, просто идеальную систему информации. Вот как он описал ее свойства:

Первое: доступность - пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;

Второе: портативность - для ее использования не нужны никакие дополнительные устройства;

Третье: надежность - информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнес: «Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о...» Как вы думаете, что имел в виду Айзек Азимов?

(Дети высказывают предположения: компьютер, телевизор, радио и т. п.)

Да, речь шла о самой простой книге! На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надежный источник информации.

II. Проблемный вопрос: «Станет ли книга пережитком прошлого?»

Классный руководитель. Книга - это еще и очень древний источник информации. Ему около 2,5 тыс. лет. В начале прошлого века стали появляться новые источники информации - кино, радио телевидение. И люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот умрет. С появлением Интернета любителей книжек стало еще меньше, кажется, еще чуть-чуть - и книгу окончательно похоронят. Но... Как вы думаете, грозит ли книгам скорая смерть? И если нет, то почему?

Примерные ответы детей:

Кино, радио телевидение могут дать быструю, понятную информацию. Но научные знания все равно будут распространяться только через книги.

Книги будут жить вечно. Над книжкой можно подумать, читать не спеша.

Книжки - это информация, которую ты сам выбираешь - хочешь - читаешь, хочешь - нет, а телевизор навязывает информацию.

Компьютер тоже не заменит книгу. Книгу можно читать и при свечах, а для компьютера нужно электричество, монитор, клавиатура, мышка.

Если ученый напечатает свой труд в книге, ее прочитают и через 10ОО лет, а с компьютера информация постоянно теряется портится из-за вирусов и «глюков».

Книжку можно просто положить в карман и читать где придется.

Современный КПК тоже можно положить в карман и читать где хочешь.

А вдруг у него закончится питание? А книгам питания не требуется.

Все равно компьютер заменит книгу - придумают новые диски, научатся сохранять информацию, уменьшат размеры и найдут новые источники питания. Правда, это будет нескоро.

Сейчас очень модно слушать аудиокниги. Едешь в машине и слушаешь - и не надо ни листать, ни глаза портить. Скоро все книги будут такими - электронными, на лазерных дисках.

Когда все научатся обращаться с компьютерами, тогда, может быть, и перестанут читать книги.

Классный руководитель. Что бы там ни говорили, но книга жила, живет и еще будет жить очень долго.

III. Книжная викторина

Классный руководитель. Книга - это такой предмет, который все знают с детства. Для одних она стала близким другом, а для других до сих пор остается таинственной незнакомкой.

Предлагаю вам небольшую викторину, которая покажет, насколько хорошо вы знакомы с книгой.

(Учитель читает предложения, дети поднимают руки, отвечают.)

1. Так называется заглавие книги, а также страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (Титул, титульный лист.)

2. Точное воспроизведение книги, которая была издана много лет назад. (Факсимиле.)

3. Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. (Тираж.)

4. Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (Форзац.)

5. Материал, который придумали для книжек арабы. Без этого материала книги бы и дальше печатали на папирусе и пергаменте. (Бумага.)

6. Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др. (Корешок.)

7. Сотрудник, который исправляет ошибки и опечатки в книге. (Корректор.)

8. Бумажная дополнительная обертка поверх переплета, которая украшает книгу и защищает ее от загрязнения. (Суперобложка.)

9. Картонная коробка, предназначенная для защиты ценных изданий. (Футляр.)

10. Человек, который коллекционирует старые книги. (Букинист.)

11. Одной из первой славянских рукописных книг было «Остромирово Евангелие». В каком веке оно появилось? (XI в.)

12. В XV в. в Европе появилась первая печатная книга. Кто был ее создателем? (Иоганн Гутенберг.)

13. В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу России. Как она называлась? (Апостол.)

14. Первые печатные книги стоили дорого, тиражи были небольшими - 2-5 тыс. экземпляров. Но техника развивалась, и тиражи возрастали. И вдруг в 1814 г. за один день продали 10 тыс. экземпляров одной книги - это была поэма Байрона «Корсар»! Как сейчас называют книги, которые продаются лучше других? (Бестеллер.)

Что ж, приятно было убедиться, что большинство из вас знакомо с книгой, знает ее биографию и строение.

IV. Интерактивная беседа по теме «Круг чтения»

Классный руководитель. Вы обратили внимание на эпиграф к сегодняшнему классному часу? (Читает эпиграф.) Мне кажется, это очень точное и остроумное замечание, которое касается круга чтения каждого из нас. У многих читателей есть какие-то стойкие интересы: одни любят фантастику, другие увлекаются детективами, третьи предпочитают любовные романы, а четвертым подавай классику. Есть еще любители поэзии, сатиры, философской литературы. Но О. Уайльд считает, что показателем культуры являются именно те книги, которые мы не читаем. Как вы это понимаете?

Примерные ответы детей:

У людей, которые читают только фантастику или детективы, низкая культура, потому что они не читают классику, серьезную литературу.

Те, кто любит классику, философию, - люди высокой культуры, они не станут тратить время на детективы и дамские романы.

В общем, те, кто не читает анекдоты и всякие приколы, - культурные люди, а те, кто не читает классику и философию, - некультурные.

Классный руководитель. А как вы формируете круг своего чтения? Как вы решаете, что нужно читать, а чего читать не стоит?

Примерные ответы детей:

На уроках литературы дают список книг - еле-еле успеваю его читать.

Книги по программе вообще не читаю. Если о какой-то книге говорят, прочту, чтобы не считали отсталым.

Прихожу в библиотеку, говорю: «Дайте что-нибудь почитать». И мне дают.

Читаю то, что приносите работы мама, - она называет это жвачкой и читает, чтобы отвлечься от работы.

Пролистала Детскую энциклопедию, выписала названия книжек и, когда прихожу в библиотеку, прошу дать мне именно эти конкретные книги, а не что попало.

Классный руководитель. Круг чтения действительно имеет очень большое значение для человека. А цитату Оскара Уайльда можно заменить другой фразой: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты».

V. Рассказы детей по теме «Мои любимые книги»

Классный руководитель. Книга может сыграть ключевую роль в жизни человека, поэтому иногда говорят: «Эта книга перевернула всю мою жизнь». Очень много людей изменили свой характер под влиянием книги. Вот, например, что рассказывает великий советский физик Лев Ландау. Он рано научился читать, был очень способным ребенком, но страдал от насмешек сверстников, потому что был хилым и слабым. Ему было всего лишь 13 лет, когда он решил, что жизнь не удалась и нужно с ней покончить. Но вдруг ему в руки попался роман А. Стендаля «Красное и черное». Эта книга буквально перевернула его жизнь. Он понял, что человек может стать хозяином своей судьбы.

Я ликовал, - вспоминал ученый, - мне хотелось во весь голос кричать об этом открытии.

Но предстояла большая работа, и он начал трудиться над собой. Тринадцатилетний подросток стал вырабатывать в себе волю, развивать память, воспитывать характер. Этот изматывающий труд - искоренение собственных недостатков и воспитание воли - вошел у него в привычку и продолжался всю жизнь. Один из ученых так скажет потом о Льве Ландау: «Да, он умел держать себя в узде. Ни в чем не давал спуску. И он сумел сделать себя счастливым, это несомненно»- Попадалась ли вам такая книга, после которой вы захотели что-то сделать, изменить себя?

(Дети рассказывают о книгах.)

Ребята, познакомившись с вашими анкетами, я поняла, что многие из вас читают без разбора, без системы. Хотелось бы дать вам мудрый совет одного знакомого библиотекаря: «Жизнь слишком коротка для того, чтобы успеть прочитать всю хорошую литературу. Вот почему хороших книг надо выбирать и читать только лучшие и, конечно, ни в коем случае не тратить свое драгоценное время на всякую ерунду»-

VI. Заключительное слово «Самая читающая страна»

Классный руководитель. Одна американская компания недавно провела исследование, чтобы выяснить, какая страна самая читающая в мире. И оказалось, что самый читающий народ - это индийцы, которые проводят за книгами больше 10 часов в неделю. За ними идут таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи. Россия занимает всего лишь седьмое место. Мы тратим в среднем 7 часов в неделю на чтение. Интересно, что жители Таиланда и Филиппин, входящие в первую пятерку «книжных червей», оказались и чемпионами по просмотру телепередач. А вот россияне по этому показателю занимают 15-е место. Это лишний раз доказывает, что ни телевидение, ни Интернет не являются врагами книг. Те, кто почувствовал удовольствие от чтения, не променяют его ни на что.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какое настроение осталось после классного часа? Изменилось ли ваше отношение к чтению?

Примерные ответы детей:

Захотелось найти такую сильную книгу, чтобы она меня затронула, пока не нашел.

А я все равно буду слушать аудиокниги - можно параллельно что-то полезное делать!

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РГКП «Семипалатинский финансово-экономический колледж имени Рымбека Байсеитова»

Классный час по развитие интеллектуальной культуры

на тему « Интеллектуальные заморочки »

Подготовила: классный руководитель Конкашева К.С.

Декабрь

г.Семей

Классный час "Интеллектуальные закорочки"

Цели:

Способствовать формированию творческих способностей и интереса к творческой деятельности.

Развивать мышление и речь.

Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами будем с вами работать над развитием речи и мышления. Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ обучающиеся получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

Группа делится на команды.

1. “Разминка”

Ответить на вопросы. Вопросы командам задаются по очереди.

1 команда

1.Сколько ножек достаточно стулу, чтобы он не качался? (3)

2. Сколько единиц в дюжине? (12)

3. Часы показывают без 15 минут 12.

4. Меняем часовую и минутную стрелку местами – который час? (9)

5.Приспособление для увеличения скорости плавания (ласты)

6. Ячейка для хранения меда у пчел (соты)

7. Секретное условное слово (пароль)

8.Антоним слова “победа” (поражение)

9. Обладатель языка без костей (болтун)

2 команда

1. Продолжение романа А. Дюма “Три мушкетера” – “… лет спустя” (20)

2.Наименьшее двузначное число (10)

3. Порядковый номер января в своем сезоне? (2)

4. Какая нога собаке ни к чему? (5)

5. Вязкий осадок на дне водоема. (ил)

6. Место в пустыне, где есть вода (оазис)

7. Место захоронения египетских фараонов (пирамида)

8. Ее надел вместо шапки человек рассеянный с улицы Бассейной (сковорода)

2. “Узнай слово”

(Развитие логического мышления)

Вспомните, какие буквы называются гласными. Сколько их в алфавите? Перечислите их. А теперь я предлагаю вам восстановить слова, в которых пропущены гласные буквы. Ответы записываете на листочке. Как только одна из команд заканчивает выполнение этого задания, все прекращают писать слова.

ГР – З - , Г – Л – С, - КЛ – Д, З – М – К, ДР – В - ,

ДР – М - , Ц – Г – Н,

- РГ – Н, Л – М – Н

Листочки сдать. Устно проговорить слова.

3. «Необычное чтение»

Команды получают тексты. И дается задание: «прочитать строчки наоборот по словам», «чтение строчек наоборот по буквам», «поочередное чтение слов нормально и наоборот», «чтение только второй половины слов».

Текст 1.

Текст 2.

Текст 3.

После уроков пришла Ира:

Текст 4

Текст 5.

Текст 6.

Переменка “Знаете ли вы?”

Послушайте интересную информацию из раздела “Знаете ли вы?”

Неделя названа так потому, что число 7 (дней) неделимое, т.е. не делящееся без остатка. Потому и назвали период времени, равный 7 дням, НЕДЕЛЕЙ.

Понедельник – это день, который идет после недели, вторник – 2 день недели, среда – третий, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота на языке древний вавилонян значит – шесть.

4. Замените слова в скобках так, чтобы равенство было верным:

1. /МЕРА ВЕСА, РАВНАЯ 16 КГ./ + /НОВОГОДНЕЕ ДЕРЕВО/ (ЕЛЬ) = ПОРОДА СОБАКИ (ПУДЕЛЬ).

2. /ЛЮБИМОЕ СЛОВО ВОРОНЫ/ + /ГЛАВНАЯ КАРТА В КОЛОДЕ/ = ГОЛОВНОЙ УБОР (КАРТУЗ)

3. /ТО, ПРОТИВ ЧЕГО НЕТ ПРИЁМА/ + /НЕРВНОЕ ПОДЕРГИВАНИЕ/ = КУСОЧЕК (ЛОМТИК ).

4. /НОТА/ + /КОНЕЧНОСТЬ/ = РЫБА (МИНОГА).

5. /НАКАЗАНИЕ/ + /НЕГЛУБОКОЕ МЕСТО/ = СОРТ КОНФЕТ

6. /АЛКОГОЛЬНЫЙ НАПИТОК/ + /АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ/ = ФРУКТ (ВИНОГРАД).

7. /ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ КИСЛОРОД/ + /ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО/ = АНТИЛОПА (ГАЗЕЛЬ).

8. /ГЛАВНАЯ ПЕСНЯ СТРАНЫ/ + /ЧАСТЬ СВЕТА/ = УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ГИМНАЗИЯ).

5. Проговори поговорки.

Обучающиеся должны быстро и правильно проговорить скороговорки.

1.ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ.

2. ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.

3 . СШИТ КОЛПАК НЕ ПО - КОЛПАКОВСКИ, ВЫЛИТ КОЛОКОЛ НЕ ПО - КОЛОКОЛОВСКИ, НАДО КОЛПАК ПЕРЕКОЛПАКОВАТЬ И ПЕРЕВЫКОЛПАКОВАТЬ, НАДО КОЛОКОЛ ПЕРЕКОЛОКОЛОВАТЬ, ПЕРЕВЫКОЛОКОЛОВАТЬ.

4. НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ ДРОВА, ДВА ДРОВА, ТРИ ДРОВА, ДРОВА ВДОЛЬ ДВОРА, ДРОВА ВШИРЬ ДВОРА. НЕ ВМЕСТИТ ДВОР ДРОВ, ДРОВА ВЫДВОРИТЬ.

5. ПРИШЕЛ ПРОКОП, КИПИТ УКРОП, КАК ПРИ ПРОКОПЕ КИПЕЛ УКРОП, ТАК БЕЗ ПРОКОПА КИПИТ УКРОП.

6. «Грибной кузовок».

Команды получают по «корзинке» - пакету для «сбора грибов», где находится карточка со слогами:

КА – РО – МАС – ЛЕ – СЫ – ЕЖ – ВИК

НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК

КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО

НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – МОК – ВОЛ – ОВ – О

Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами? «Грибы» - это слоги, из которых следует «собрать» названия грибов.

(Ответы: масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка).

7. Расшифровщики.

Участникам предлагаются карточки с вариантами шифровок. Необходимо определить «ключ» к шифру. Учитываются время и количество правильных ответов.

Вариант 1.

    Вс яккули кнас во ембол отеве лик

    Вти хомом утеч ертив одят ся

    Неим ейст оруб лейаи мейст одру зей

    Кт оплат итдень гитот муз ыкуза казы вает

    Поодежкеп ротяг ивайн ож ки

    Свя том ест оп усто неб ыва ет.

Ответы: 1. Всяк кулик на своём болоте велик.

2. В тихом омуте черти водятся.

3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4. Кто платит деньги тот музыку заказывает.

5. По одежке протягивай и ножки.

6. Свято место пустым не бывает.

Вариант 2.

Н В Р Ш А О И

А О Е А К Г Р Т

КО А О С А Т О У О П Д Е

Т Р Н В Т Е Т М Б Г О А Т

Н Х З А А Т Х Е

О Д Е Ж Й А Н Р

В Р Й И А Р Е Я

Ы У Н В С Ы Т И

Б Б О А И В А Б

Ы Ы Т Л Т С Я О

Л О А А С Я Р Т

А Х З Д Я К А А

В О Е Т О Е

С Е Н Р М Т

Я У Ь У Д С

К М Е Д А Я

Б Е И О О О Т

Е Л Т Л Н К И

З А Ь Ь Е О Т

Д Ж Т К Б П Ь

Ответы: 1. На воре и шапка горит.

2. Кто рано встает тому бог подает.

3. Новых друзей наживай, а старых не теряй.

4. Была- бы охота заладится всякая работа.

5. Всякое уменье трудом дается.

6. Без дела жить только небо коптить.

Вариант 3.

УТЕЛОП ОП АЦИТП

ТЕН ЫНЕЦ УГУРД

ЯИНЕЧУ ТЕН

ЯИНЕПРЕТ ЗЕБ

АДЕБО И ТЕ ДУБЕН – АБЕЛХ

ИМАБУЗ А З КЫЗЯ

ТЕДЕВОД ЕН АРБОД ОД АРОСС

Ответы: 1. Видна птица по полету. 2. Верному другу цены нет.

3. Без терпения нет учения. 4. Не будет хлеба – не будет и обеда.

5. Держи язык за зубами.

6. Ссора до добра не доводит.

Вариант 3.

Фразы читаются справа налево.

УТЕЛОП ОП АЦИТП

АНДИВ

ТЕН ЫНЕЦ УГУРД

УМОНРЕВ

ЯИНЕЧУ ТЕН

ЯИНЕПРЕТ ЗЕБ

АДЕБО И ТЕ ДУБЕН – АБЕЛХ

ТЕДУБЕН

ИМАБУЗ А З КЫЗЯ

ИЖРЕД

ТЕДЕВОД ЕН АРБОД ОД АРОСС

Вариант 2.

Н В Р Ш А О И

А О Е А К Г Р Т

КО А О С А Т О У О П Д Е

Т Р Н В Т Е Т М Б Г О А Т

Н Х З А А Т Х Е

О Д Е Ж Й А Н Р

В Р Й И А Р Е Я

Ы У Н В С Ы Т И

Б Б О А И В А Б

Ы Ы Т Л Т С Я О

Л О А А С Я Р Т

А Х З Д Я К А А

В О Е Т О Е

С Е Н Р М Т

Я У Ь У Д С

К М Е Д А Я

Б Е И О О О Т

Е Л Т Л Н К И

З А Ь Ь Е О Т

Д Ж Т К Б П Ь

Вариант 1.

Предложения с произвольными интервалами внутри текста.

    Вс яккули кнас во ембол отеве лик

    Вти хомом утеч ертив одят ся

    Неим ейст оруб лейаи мейст одру зей

    Кт оплат итдень гитот муз ыкуза казы вает

    Поодежкеп ротяг ивайн ож ки

    Свя том ест оп усто неб ыва ет.

КА – РО – МАС – ЛЕ – СЫ – ЕЖ – ВИК - НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК - КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО - НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – МОК – ВОЛ – ОВ – О

    ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ.

2. ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.

4. СШИТ КОЛПАК НЕ ПО - КОЛПАКОВСКИ, ВЫЛИТ КОЛОКОЛ НЕ ПО - КОЛОКОЛОВСКИ, НАДО КОЛПАК ПЕРЕКОЛПАКОВАТЬ И ПЕРЕВЫКОЛПАКОВАТЬ, НАДО КОЛОКОЛ ПЕРЕКОЛОКОЛОВАТЬ, ПЕРЕВЫКОЛОКОЛОВАТЬ.

5. НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ ДРОВА, ДВА ДРОВА, ТРИ ДРОВА, ДРОВА ВДОЛЬ ДВОРА, ДРОВА ВШИРЬ ДВОРА. НЕ ВМЕСТИТ ДВОР ДРОВ, ДРОВА ВЫДВОРИТЬ.

6. ПРИШЕЛ ПРОКОП, КИПИТ УКРОП, КАК ПРИ ПРОКОПЕ КИПЕЛ УКРОП, ТАК БЕЗ ПРОКОПА КИПИТ УКРОП.

ГР – З - , Г – Л – С,

- КЛ – Д, З – М – К,

ДР – В - , ДР – М -,

Ц – Г – Н, - РГ – Н,

Текст 1.

На полке стояли две кастрюли. Одна большая, блестящая, другая поменьше и постареет.

Большая редко покидала своё место, а та, что поменьше, то и дело спрыгивала на плиту. Большая считала себя хозяйкой полки и очень важничала. Вот и на этот раз она подбоченилась, мигнула блестящим боком и фыркнула…

Другая кастрюлька не любила ссорится. Но тут она не выдержала:

Ты боком сверкаешь да бездельничаешь! А я каждый день людей кормлю. Вот и подумай, кто из нас важнее.

Текст 2.

Каждое время года по-своему хорошо, но лето я люблю большое всего. Лето – самое лучшее время года!

Во-первых, летом не нужно ходить в школу и учить уроки, а можно делать, что хочется.

Во-вторых, летом можно целые дни проводить на свежем воздухе. Как отдыхает тело от тёплой одежды, пальто, ботинок!

И наконец, летом так много удовольствий: купание в речке, походы с рюкзаком за плечами и ночёвки у костра, прогулку в лес за грибами и ягодами! Да разве перечислишь все летние развлечения!

Теперь, надеюсь, вы согласитесь со мной, что лето – самая лучшая пора.

Текст 3.

Люда не пошла в школу: просидела вечер у телевизора, забыла про уроки. А двойку получать стыдно, двоек у Люды не было с 1 класса.

Утром, когда папа и мама ушли на работу, люда позвонила подружке:

Ира, я не пойду сегодня в школу. Если спросят – придумай что-нибудь. Ну. Скажи, что ли: заболела. Погода вон какая гриппозная. А на улице действительно сеял нудный дождик и ветер рябил лужи.

Время до обеда пролетело незаметно. Люда читала. Слушала музыку, перебирала старые тетрадки.

После уроков пришла Ира:

Всё в порядке! Сказала, что у тебя ангина. Проверили!

Текст 4

Однажды я пришла в школу поздно вечером, чтобы встретить свою маму, которая должна была возвратиться с родительского собрания.

Двери школы были открыты, я поднялась по лестнице на второй этаж, где находился наш класс. В коридоре было темно и тихо. Неужели все уже разошлись? Я решила всё же зайти в класс. Подошла к двери, остановилась, прислушалась… И вдруг я услышала разговор. Говорили наши парты, наша доска, стул… Одним словом, разные вещи, которые «живут» в нашем классе и на которые я честное слово, раньше не обращала никакого внимания.

Текст 5.

Вечером отец сказал дочери, чтобы она принесла посуду для ужина. Когда она протянула руку к шкафу за чайником, на нее свалилась со шкафа змея. Дочь вскрикнула от страха. И тут на змею прыгнул кот. Завязалась отчаянная борьба. На помощь поспешил отец, но кот справился со змеёй сам, перекусив ей шею.

Текст 6.

Солнце прогрело воду в речной заводи. Насквозь просвечена теплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин. Лежат на воде листья кувшинок. Не шелохнуться. Смотри – ка, смотри! Под этими листьями неподвижно стоят рыбёшки – плотвички и верхоплавки.

1./МЕРА ВЕСА, РАВНАЯ 16 КГ./ + /НОВОГОДНЕЕ ДЕРЕВО/ (ЕЛЬ) =

2./ЛЮБИМОЕ СЛОВО ВОРОНЫ/ + /ГЛАВНАЯ КАРТА В КОЛОДЕ/ =

3. /ТО, ПРОТИВ ЧЕГО НЕТ ПРИЁМА/ + /НЕРВНОЕ ПОДЕРГИВАНИЕ/ =

4. /НОТА/ + /КОНЕЧНОСТЬ/ =

5. /НАКАЗАНИЕ/ + /НЕГЛУБОКОЕ МЕСТО/ =

6. /АЛКОГОЛЬНЫЙ НАПИТОК/ + /АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ/ =

7. /ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ КИСЛОРОД/ + /ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО/ =

8./ГЛАВНАЯ ПЕСНЯ СТРАНЫ/ + /ЧАСТЬ СВЕТА/ =

Классный руководитель: Конкашева К.С.

Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к знаниям, книга; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

Форма: интеллектуальная игра.

Класс: учащиеся 5 класса

Место проведения: кабинет

Подготовительная работа.

1. Работа с детьми.

Разбить класс на капитанов. Каждый капитан должен выбрать название и девиз. Девиз нужно произнести громко и дружно во время представления кораблей.

Примерные слоганы для девиза:

«Ученье - свет, а неученье - тьма!»

«Грамоте учиться - в жизни пригодится!»

«Науки и знания - наше призвание!»

«Кто любит науки, тот не знает скуки!»

«Хочу все знать!»

«Учись, учись и больше не ленись!»

2. Реквизит.

А) За день-два до классного часа изготовить 55 маленьких «монет» достоинством от 1 до 5 «умов» из плотной бумаги (можно разного цвета):

«1 ум» - 9 штук

«2 ума» - 12 штук

«3 ума» - 3 штуки

«4 ума» - 3 штуки

«5 умов» - 3 штуки

Эти монеты ведущий будет вручать капитанам за каждый правильный ответ. Перед началом классного часа «монеты» нужно сложить столбиками на столе учителя.

Б) для награждения победителей изготовить из плотной бумаги «паспорт» гражданина страны Знаний.

В) подготовить карточки (полоски бумаги), на которых записать по два слова с перепутанными буквами:

1.НАРОВО ЛЯДЕТ

2.АРОСОК АЛГАК

3.ЦЕРВОСК ТАИС

3. Оформление класса.

Записать на доске название игры и перечислить в столбик названия остановок интеллектуального путешествия: «Лесные тропинки», «Долина Чисел», «Вершина Рекордов», «Путаница», «Деревня Узелки», «Перекресток трех дорог», «Столица Пятёрочка», «Остров Сокровищ».

План классного часа:

1.Вступительное слово.

2.Интеллектуальная игра «Умники и умницы»:

З.«Остров сокровищ» - подсчет результатов

3.Подведение итогов.

1. Вступительное слово.

Классный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране Знаний. В этой стране созрел богатый урожай интересных и сложных вопросов. Вот мы и отправимся на сбор этого урожая. Правильные ответы на вопросы оплачиваются в у. е. - в умственных единицах - так называется валюта Страны Знаний. В зависимости от сложности вопроса правильные ответы оплачиваются монетами в 1, 2, 3, 4 или 5 «умов».

Вы тоже будете отвечать на вопросы. Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту. Последний пункт нашего путешествия - «Остров сокровищ». Здесь вы будете подсчитывать заработанную валюту, а те, кто набрал больше всех, получит звание умника и станет гражданином страны Знаний.

В путешествие мы отправляемся на воздушных шарах, которые мы назвали именами советских космических аппаратов. Каждый капитан должен был выбрать девиз, связанный с темой ума, знаний, учёбы, учения.

Итак, знакомьтесь: в/ш №1 «Восток», капитан (имя, фамилия), в/ш №2 «Союз», капитан (имя, фамилия), в/ш №3 «Салют», капитан (имя, фамилия).

Во время представления кораблей капитаны встают и громко произносят свой девиз.

Классный руководитель. Капитаны готовы, отправляемся в путь. Мы будем посещать острова и города страны Знаний. И везде нас ждут интересные вопросы. Капитаны по очереди будут отвечать на вопросы, зарабатывать валюту. Если капитан не дает ответа, то на это вопрос сможет ответить следующий по порядку капитан.

2. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Классный руководитель. А вот и первая остановка - «Лесные тропинки». Тут нас ждет разминка - вопросы, на которые нужно дать быстрые и точные ответы. За правильный ответ на вопрос капитан корабля получает монету достоинством в 1 ум. На все вопросы разминки ответ один - название животного или птицы:

(задает вопросы капитанам по очереди (по два вопроса каждому капитану). За правильные ответы ведущий вручает капитанам монеты.)

Вопросы для разминки:

1.Пассажир без билета (заяц)

2.Ее отчество Патрикеевна (лиса)

3.Друг человека (собака)

4.Он всегда в лес смотрит (волк)

5.«А Васька слушает да ест» (кот)

6.Ей «где-то Бог послал кусочек сыру» (ворона)

Классный руководитель. С лесных тропинок мы направляемся прямо в Долину Чисел. В этой долине растут вопросы, на которые нужно отвечать каким-нибудь числом. Ответы не обсуждаются, цена вопроса - 1 ум. Задача понятна? Поехали!

(задаёт по одному вопросу каждому капитану)

1.Сколько колец на Олимпийском флаге? (Пять)

2.Сколько чудес света? (Семь)

3.Сколько цветов на флаге России? (три)

(задаёт по два вопроса каждому капитану.)

1.Назовите самую большую планету Солнечной системы (Юпитер)

2.Назовите самое глубокое озеро на Земле (Байкал)

3.Назовите самый большой океан? (Тихий)

4.Назовите самый большой по площади материк на Земле (Евразия)

5.Назовите самое большое морское животное (Кит)

6.Назовите самый сухой материк (Австралия)

Классный руководитель. Ну, что ж, вы покорили вершину Рекордов. А теперь мы прибыли на птичий базар. Но птиц здесь не видно и не слышно. Они запутались в сетях паутины - все буквы у них перемешались, Нужно сложить буквы правильно, и птицы вырвутся на свободу. А капитан получит в кошелек монетку в 2 ума. На выполнение этого задания каждому капитану дается 1 минута.

(раздает детям листочки бумаги, на которых записаны сочетания букв (по два на каждого капитана)

1.НАРОВО (ворона)

ЛЯДЕТ (дятел)

2.АРОСОК (сорока)

АЛГАК (галка)

3.ЦЕРВОСК (скворец)

ТАИС (аист)

Классный руководитель. Минута истекла. Прошу показать результаты расшифровки.

(называет капитанов, те произносят названия птиц, которые зашифрованы в их словах. Вручает монеты за выполнение задания.)

Классный руководитель. Очень хорошо, что мы освободили птиц из путаницы и бедные пернатые радостно полетели в свои гнёзда!

Классный руководитель. А теперь мы отправляемся в деревню «Узелки». Здесь растет множество слов, которые связаны между собой невидимыми узелками. У Вас на столах лежат карточки. Вы должны связать эти слова. Если угадаете, узелки станут видимыми и слова породнятся. А вы получите за правильный ответ монету достоинством в «3 ума». Время обдумывания - 1 минута. Время пошло.

Пословицы:

1. "Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

2."Без труда не выловишь и рыбку из пруда”.

3.«Любишь кататься, люби и саночки возить»

(Карточки с пословицами разрезаны на фрагменты и перемешаны.)

Классный руководитель. Вот мы и выбрались из деревни Узелки и оказались… на перекрестоке трех дорог. Тут, как и положено, стоит большой камень. На нем вопросы с тремя ответами. Выберешь правильный ответ - получишь монету в «4 ума», а выберешь неправильный, останешься с носом.