Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Развивают ли шахматы интеллект. Миф или польза: зачем на самом деле нужны шахматы

Развивают ли шахматы интеллект. Миф или польза: зачем на самом деле нужны шахматы

Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? Какова польза шахмат для детей ? Сегодня вы узнаете о пользе, которую дают шахматы детям.

Для того чтобы вы могли представить себе, что дают детям уроки шахмат, какую воспитательную функцию они выполняют перед подрастающим поколением юных шахматистов, открывая детям ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫ, мы обратимся к мнению людей, посвятивших большую часть своей жизни изучению этой проблемы и на протяжении долгих лет проводивших шахматные занятия с детьми непосредственно в школах, а затем сделаем собственный вывод. Начнем с того, что в школах уроков логики нет.

А шахматы, с первых же дней знакомства с ними, учат детей логически мыслить и рассуждать. Шахматный всевобуч стал источником появления в Молдове выдающихся гроссмейстеров мира: Виорела Бологана, Эльмиры Скрипченко, Виорела Иордакеску и других. Кишинев, май 1984 г. Здесь возникает вопрос: как именно, играя в шахматы, дети учатся логическому мышлению?

Судите сами: во время урока тренер рассказывает детям правила игры в шахматы, дети усваивают их. А во время практической игры каждому из них приходится принимать свое собственное решение, руководствуясь правилами игры, а именно: какой ход нужно сделать в создавшейся позиции? Во время поиска необходимого хода, руководствуясь правилами игры, ребенок находит два и даже три возможных хода. Затем он начинает логически рассуждать и сопоставлять: какой из этих ходов является лучшим?

Скажем прямо, что не сразу ребенку удается сделать правильный логический выбор, но он стремится к этому и это уже здорово, что ребенок самостоятельно анализирует, думает, рассуждает и старается выбрать лучший ход!
Определив, какой же ход, по его мнению, является лучшим, ребенок принимает решение и делает его.

Ребенок учится принимать самостоятельные решения

Вот здесь мне хочется добавить и еще одно хорошее качество, которому обучается ребенок во время игры в шахматы. Он учится самостоятельно принимать свое собственное решение, а это очень важно.
В ребенке также вырабатывается уверенность в собственном суждении, в умении правильно оценивать ход своих мыслей. И при этом шахматы учат ребенка не только логическому мышлению, но и делать
выводы.

Планомерные, регулярные занятия шахматами и практическая игра способствуют все более широкому развитию этих качеств у ребенка. И, что особо нужно отметить, ребенок с каждым занятием начинает понимать, что он что-то может делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. И вот так в каждом ребенке постепенно утверждается самостоятельность, он раскрывается и зреет как личность.

Говоря о безграничной пользе шахмат для детей , я не могу пройти мимо таких суждений, что в мире есть очень много интересного, достойного особого внимания молодых. Особенно в наше время молодежь повсеместно увлекается Интернетом, многими другими увлекательными видами спорта. А тут со “своими” шахматами. Поговаривают, мол, нужно ли увлекать юношей и девушек, чтобы тратить драгоценное время на шахматы?

Школа или шахматы?

Стоит ли родителям втягиваться во всевозможные организационные, а зачастую и финансовые проблемы, ведь ни для кого не является секретом, что достижения Таля, Карпова, Каспарова, Крамника, сестер Полгар ждут далеко не каждого. Не лучше ли сделать ставку на учебу в школе, а свободное время заполнять чем-либо более полезным?

Прежде чем ответить на такой вопрос, необходимо дать себе отчет в том, чего же именно мы хотим? Для одних шахматы являются возможностью самоутвердиться, для других – провести время с пользой, избегая множества ненужных соблазнов, иные видят в этом профессиональное будущее, а для некоторых – это просто интеллектуальное времяпрепровождение.

Во многих семьях считают, и правильно, что занятия шахматами помогают детям, чаще всего младшего возраста, оживить воображение, упорядочить мысли , а потому приводят мальчиков и девочек в шахматные школы или нанимают индивидуального тренера.

Иногда получается так, что ребенок проявляет к игре повышенный интерес, демонстрирует способности, и к нему приходят первые, пусть даже скромные, но все же успехи. Родителей, естественно, очень интригует тот факт, что их ребенок выделяется среди других детей.

Они гордятся им и, незаметно для себя, оказываются втянутыми в шахматную жизнь. А ведь кое-кто считает, что углубленное изучение шахмат иногда негативно влияет на молодых людей. В этом нет ничего удивительного, ибо любое увлечение, в ущерб чему-то другому, может оказаться изначально ошибочным.

Но все же, если юное дарование реально увлечено шахматами, действительно стремится повысить свое мастерство и достичь высоких результатов, то единственной задачей окружающих должна быть поддержка в этом устремлении. Бесспорно, может возникнуть вопрос: “А как же школа?

Однако, опытный педагог или детский психолог может подтвердить, что в данном возрасте способности ребенка практически неограниченны и все упирается лишь в умелое распределение времени (Кстати, рекомендую прочитать новую книжку от нашей школы шахмат — « »). А вот воспитание организованности детей, является одной из важных задач для родителей, а умный и чуткий тренер всегда в этом поможет.

Шахматы помогают избавиться от застенчивости

Ведь подростки часто прислушиваются к мнению авторитетного человека, не входящего в семейный круг. А таким авторитетом для детей и является тренер. Из своей практики приведу такой пример. В 2001 году ко мне в шахматный клуб зашел Бутук Александр для решения служебного вопроса, а с ним пришла и его восьмилетняя дочь.

Я, конечно же, обратил на нее внимание: скромная, молчаливая, застенчивая, ничем не отличалась от многих ее сверстниц. Но ее детский внимательный и пронзительный взгляд, которым она смотрела на меня своими черными горящими глазками, зажгли во мне неодержимое желание узнать хоть немного о ней.

После короткой беседы с ней я кое-что узнал. А на мой вопрос: – хочет ли она, чтобы я научил ее играть в шахматы, – она ответила, да! Но ее отец тут же возразил: мол, она занимается музыкой, танцами, плаванием, учит английский и ходит играть в большой теннис. Я, как бы, пропустил мимо ушей тот факт, что дочь загружена до предела и спросил ее: – как тебя зовут? Она ответила:- Маша. Так вот Маша, если ты хочешь научиться играть в шахматы, то приходи завтра с мамой в клуб на занятия к10-00.

На этом мы попрощались, а назавтра Маша вместе с мамой пришли в клуб в 10-00. Состоялось первое занятие… десятое и... сотое. А вскоре застенчивую Машу трудно было узнать. Маша стала одной из самых активных и общительных девочек. Ей потребовался всего год, чтобы стать чемпионкой Кишинева среди девочек до 10 лет, еще год потребовался, чтобы стать чемпионкой Молдовы до 10 лет и еще год, чтобы в 11 лет стать бронзовым призером чемпионата Европы среди девушек до 12 лет и самым молодым мастером спорта ФИДЕ по шахматам в Молдове. Сейчас Маша Бутук совершенствует свое мастерство в Санкт Петербурге. За короткое время успела стать чемпионкой города на Неве и вице-чемпионкой России – 2007 среди
девушек до 14 лет.

Маша является одной из самых перспективных молодых шахматных дарований Молдовы, кому по плечу штурмовать в недалеком будущем и шахматный Олимп. Надеемся, что она сумеет не только повторить, но и превзойти спортивные достижения нашей замечательной шахматистки международного гроссмейстера Эльмиры Скрипченко. Вот так шахматы помогли Маше раскрыть свои незаурядные способности, которые “прятались” в ней так же, как и у многих других. А кроме всего, шахматы помогли Маше раскрыться и как личности.

А я добавлю, что сегодня Машу знает шахматный мир. Оправдались и мои слова, адресованные родителям: “учите детей
играть в шахматы. Научив их играть, вы ничего не потеряете, а найти сможете многое”.

Шахматы развивают логическое мышление

О влиянии шахмат на развитие логического и аналитического мышления у детей, а также о том, как шахматы формируют детский характер, как шахматы приучают детей к порядочности, благодаря соблюдению правила: тронул фигуру – ходи, известно много примеров из истории шахмат в мире.

Дети иногда плачут на глазах у многих, но делают ход той фигурой, которую они тронули. Это правило учит детей порядочности, оно же учит детей и другим более важным в их жизни поступкам. Шахматы также учат детей не принимать поспешных решений, ибо они, как правило, являются ошибочными. Хочу еще добавить, что, играя в шахматы и соблюдая законы и правила шахматной игры, ребенок вырабатывает в себе целый комплекс жизненно необходимых качеств, и что не менее важно, у ребенка вырабатывается свой собственный, спортивный характер.

Подобные правила применимы и в жизни: прежде чем сделать шаг, обдумай его так же, как и ход в шахматной партии, чтобы он не оказался ошибочным. Не зря же в народе о шахматистах говорят так:

“Шахматисты редко ошибаются, так как они умеют считать на несколько ходов вперед”. Мне кажется, что это мнение довольно объективное. Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба.

В подтверждение сказанному напомню, что вице-премьер Правительства России Александр Жуков является кандидатом в мастера спорта по шахматам, он же является и президентом Федерации шахмат России. Многократный чемпион мира Михаил Ботвинник был выдающимся ученым, доктором технических наук. Министр информационного развития Молдовы Владимир Моложен является опытным шахматистом и возглавляет Федерацию шахмат Молдовы.

Воспитанник шахматной школы Молдовы мастер ФИДЕ Сергей Вырлан, благодаря шахматам, сумел защитить степень доктора информатики. В настоящее время он работает профессором в парижском Университете. Международный гроссмейстер Каролина Смокина стала не только членом олимпийской сборной Молдовы по шахматам, но и в свои 29 лет защитила степень доктора международного права и в настоящее время заведует кафедрой Кишиневского международного Университета УЛИМ.

Всему, чего я достиг жизни — я обязан шахматам

Все, чего достиг в жизни, я обязан тому, что меня в 5 классе совершенно случайно научили играть в шахматы. А в 15 лет я сделал свой самый верный шаг в жизни: я пошел в райком и по путевке комсомола был направлен, как доброволец, на харьковский тракторный завод на работу. Именно в Харькове я вырос как шахматист, именно в Харькове я понял, что если я не буду стремиться и добиваться поставленной цели, я буду никем.

Меня, как и многих других, шахматы научили логически мыслить, выбирать и делать правильный ход в жизни. И я сделал его. Я посвятил свою жизнь шахматам и шахматной педагогике. Обучению детей игре в шахматы и организационной шахматной работе я посвятил более 50 лет, а попутно занимался и спортивной журналистикой.

Если бы природа подарила мне вторую жизнь, я вновь бы выбрал этот же путь. Шахматы достойны такого признания и чисто человеческой преданности.

Тот, кто знал Виорела Бологана и Виорела Иордакеску в их детские годы, тот наверняка помнит этот факт, что эти ребята пришли в шахматы застенчивыми, скромными, стеснялись лишнее слово сказать.

Но благодаря постоянным и настойчивым занятиям шахматами, они сумели очень быстро раскрыться: стали общительными, проявив настойчивость в достижении цели. У них выработался бойцовский, спортивный характер. Сегодня эти ребята во многом являются примером для тех, кто выбрал их путь.

После окончания 10-летки, Виорел Бологан поступил учиться в Москву в ГЦОЛИФК (как и ChessMaster), защитил ученую степень кандидата педагогических наук, стал международным гроссмейстером, лидером олимпийской сборной Молдовы, а в дальнейшем и одним из ведущих гроссмейстеров мира. Виорел Иордакеску также стал членом олимпийской сборной нашей страны и одним из ведущих гроссмейстеров мира.

Молодцы ребята! Решили, и добились своего. Удивительно и интересно сложилась судьба у Светланы Петренко.

Познакомившись с шахматами в детстве, она полюбила их по особому, усердно занималась, а шахматы вполне вознаградили ее и она стала знаменитостью. Шахматы любят и награждают за настойчивость. Светлана упорно и настойчиво шла к цели. Она не только стала международным гроссмейстером, но и под руководством своего тренерам Ивана Солонарь 5 раз завоевывала звание чемпионки Молдовы среди женщин.

После перехода Эльмиры Скрипченко под юрисдикцию Федерации шахмат Франции, Светлана возглавила, и довольно успешно, женскую сборную страны. А на Олимпиаде в Испании Светлана Петренко сотворила чудо: на первой доске она сыграла 13 партий и выполнила норматив мужского международного мастера. Но еще большее чудо она сотворила у себя дома, в Молдове. Она единственная из женщин, кто в борьбе с ведущими шахматистами Молдовы стала чемпионом Молдовы 2005 года среди мужчин. Браво Светлана!

Елена Пырцак, малоизвестная девушка из Калараша, благодаря занятиям шахматами, стала одной из популярнейших в Молдове. В 2003 году была признана “Мисс шахмат” Молдовы. Она трижды завоевывала звание чемпионки Молдовы по шахматам среди женщин, стала международным гроссмейстером и членом женской олимпийской сборной команды страны. Окончила факультет журналистики Международного независимого Университета Молдовы УЛИМ.

Пользу от занятий шахматами, отмечают педагоги и ученые

Полезность изучения шахмат в школе для ускорения общего развития ребенка и раньше отмечали многие школьные педагоги и ученые. Например, известный русский педагог В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления.

Игра в шахматы, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы должны войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры.

Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место. Нет необходимости доказывать степень влюбленности в шахматы В. Сухомлинского. Я хочу снять шляпу и преклониться перед этим великим педагогом, который на много раньше других так глубоко осознал воспитательную роль шахмат для детей.

Вы познакомитесь поближе с тем, какой размах приобрел процесс во многих странах мира после того, как общество осознало неоценимую значимость влияния шахмат на умы детей. Осознав значение сказанных слов В. Сухомлинским, я, будучи председателем федерации шахмат Молдавской ССР, добился введения шахматных уроков в общеобразовательных школах для первоклашек еще в 1966 году, об этом узнал и писал весь шахматный мир. А сегодня мы являемся свидетелями преобразовательных процессов у детей, научившихся играть в шахматы за школьной партой.

Благодаря введению шахматного всеобуча в школах Молдовы, у нас появились шахматисты мирового уровня. После длительных экспериментов и шахматных тренировок, немецкий ученый Г. Клаус сделал следующий вывод:

«Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели специальные учебники»

Вывод Г. Клауса, по своей сути, дополняет мнение В. Сухомлинского. Нужно отметить также, что шахматы помогают познать окружающий мир и самого себя. Осознав воспитательную роль шахмат, в 1983 году в Венесуэле Министерство образования ввело в школах экспериментальное обучение 4500 второклашек шахматной игре.

Исследования ученых показали, что методическое обучение детей игре в шахматы ускоряет интеллектуальное развитие детей. Такой же эксперимент был проведен и в Бельгии профессором Фридманом в 1990-91 гг. Исследования показали, что шахматы способствуют увеличению интеллекта у детей, играющих в шахматы, на 21% по шкале “Wechsiler”.

А я напомню читателям еще раз, что среди основных элементов и принципов развития шахматной партии есть такие рекомендации, которые дети, играя в шахматы и выполняя их, начинают логически мыслить, рассуждать, делать собственные выводы в создавшейся ситуации, (какой ход является лучшим) и лишь убедившись в правоте собственного анализа, они принимают решение и делают запланированный ими ход.

Если бы вы знали, сколько радостей приносят тренеру правильные выводы его подопечного! И особенно, если во время анализа сыгранной партии ученик сумеет отстоять и доказать правоту своего решения.

После многих лет наблюдения и ведения уроков шахмат с детьми профессор Московского Государственного Университета Наталья Талызина высказала такое мнение: “Дети и шахматы нашли друг друга”. У детей, играющих в школах в шахматы, повысилась успеваемость по всем предметам, заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными”. В подтверждение высказыванию Натальи Талызиной, приведу из моей практики работы с детьми, до- вольно любопытный случай, когда я вел шахматные занятия в 17-ой средней школе Кишинева.

Ко мне в группу пришла девочка по имени Таня и стала настойчиво заниматься шахматами, причем не пропускала ни единого занятия. Дело в том, что я никому из учеников школы не препятствовал посещать шахматный кружок в удобное для ученика время. Однако, вскоре ко мне подошла классный руководитель и показала школьный журнал. Я обратил внимание, что у Мареньгевич Тани в журнале стоят не очень высокие оценки по успеваемости.

Такой факт меня совершенно не расстроил, а, наоборот, я был удивлен приходом педагога. Наверное, она хотела меня убедить, что не стоит тратить время на Таню и учить ее играть в шахматы. Забегая вперед, скажу, что вскоре у Тани исчезли из журнала частые тройки, а закончила Таня школу на 4 и 5 и поступила в Московский железнодорожный институт, стала членом сборной команды Центрального Совета ДСО “Локомотив” по шахматам. Успешно окончив институт,Татьяна вышла замуж в Москве, по мужу она Цыгоева Татьяна Сергеевна, родила двух сыновей и стала москвичкой.

Когда Таня приехала в Кишинев на вечер встречи бывших выпускников своей школы, там каждому выпускнику был задан один и тот же вопрос: «Какой момент был у тебя самым памятным в период обучения в школе?». Таня ответила так:

«Самым памятным для меня был тот день, когда к нам в школу пришел тренер и научил меня играть в шахматы»

Эти слова убеждают нас в том, что именно шахматы сыграли решающую роль в судьбе Татьяны Мареньгевич. Вряд ли нуждается в особом представлении заслуженный тренер СССР из Львова Виктор Эммануилович Карт. Достаточно сказать, что он воспитал целую плеяду знаменитых гроссмейстеров мира, среди них Марта Литинская, Александр Белявский, Адриан Михальчишин, Олег Романишин.

Все они являлись костяком олимпийской сборной Украины. Виктор Карт часто рассказывал родителям, когда они приводили к нему своих детей о том, какое значение для детей имеют шахматы: кроме всего прочего, он говорил, что шахматы способствуют становлению личности у детей, приучают их к самостоятельности и порядочности. Три слова, но какие?

Как «слаборазвитый» мальчик добился успеха

В 1976 году в кишиневский шахматный клуб привели мальчика 10 лет, инвалида первой группы от рождения с нарушениями двигательных функций и речи, Виктора Пануша, который учился в спецшколе для умственно отсталых детей. Мальчик изъявил страстное желание научиться играть в шахматы и посещать при клубе занятия.

Отказать такому ребенку в посещении шахматных занятий было бы непростительной ошибкой. И его определили в спортивную группу международного гроссмейстера Наиры Агабабян. Виктор приходил на занятия в клуб чуть ли не каждый день и вскоре начал проявлять особые способности при решении задач, комбинаций и различных шахматных окончаний. Он стал любимцем всей группы, дети привыкли к нему и крепко подружились.

Шли годы. По настоянию шахматных педагогов и тренеров, Виктора перевели учиться из спецшколы в обыкновенную общеобразовательную кишиневскую школу № 22, которую он закончил, имея в аттестате несколько оценок 4 а остальные 5. Выступая в соревнованиях, он добивался хороших результатов, часто занимал призовые места в различных турнирах, сумел выполнить разряд кандидата в мастера спорта и стать чемпионом Кишинева среди юношей.

После окончания школы поступил в Кишиневский Университет, успешно закончил экономический факультет. Затем поступил учиться в шахматную Академию в Москву. Играя в международных турнирах, выполнил звание международного мастера. Закончив учебу в ГЦОЛИФКе, он защитил ученую степень кандидата педагогических наук.

В настоящее время Виктор Пануш является заведующим сектором и занимается научной работой в исследовательском Институте при Академии наук Молдовы.

Вот так шахматы помогли мальчику, посещавшему когда-то занятия в спецшколе, раскрыть себя как личность, помогли ему стать ученым, кандидатом педагогических наук. Вот как шахматы могут помочь многим детям таким, как Виктор Пануш, и я уверен, что это не последнее слово, которое сказали шахматы в примерных ситуациях, раскрывшие в “слаборазвитом” Викторе Пануше всесторонне развитую, творческую личность.

Мне, как тренеру и организатору, приходилось наблюдать множество моментов, когда 7-8 летние мальчики и девочки, усевшись за шахматную доску, с «профессорским» видом сидят, не шевелясь и, всматриваясь в позицию, не замечая никого вокруг, ищут лучший ход или анализируют проблему, которую соперник поставил перед ними. А ведь где-то рядом стоит мама, бабушка, папа или брат с сестрой и наблюдает за действиями своего «чада».

Вот это и есть сцена настоящей родительской гордости за своего ребенка, который совсем недавно не мог ни минуты спокойно посидеть, а тут, познакомившись с шахматами, научился думать и анализировать, прежде чем принимать свое решение. Я знаком с намерениями многих родителей, которые приводили своих детей, чтобы их научили играть в шахматы, без “претензий” на чемпионство.

Хотели просто научить дочку играть, а стала чемпионкой мира

Вот характерный пример для многих: родители Кристины Мошин – представители молдавской интеллигенции: мать – педагог, отец-врач, доктор медицинских наук. Они поставили перед собой простую цель: научить свою дочь играть в шахматы, совершенно не думая о спортивной карьере. Однако, шахматы оказали в жизни Кристины огромное влияние. Раньше у Кристины был мягкий характер, она часто пасовала перед трудностями, а иной раз даже не хотела учить урок, если тема ей не нравилась.

И что же стало с Кристиной, спросите вы? А вы приходите на одно из соревнований, когда она играет, познакомьтесь с ней поближе, поболейте душой за нее и вы сможете найти исчерпывающий ответ на ваш вопрос, а я лишь добавлю, что Кристина научилась собираться в трудный момент, она умеет концентрироваться и выполнить, поставленную цель.

Так произошло на чемпионате мира в Испании среди девушек до 16 лет. После 7 туров у нее был скромный результат 4,5 очка из 7. Оставалось всего четыре тура и шансов на успех, казалось, не было. Но это только казалось. А Кристина именно в этот момент, проявила те черты своего характера, которые выработались у нее в процессе занятий шахматами: она сумела собраться, настроить себя на борьбу и выиграть все оставшиеся четыре партии, в том числе и у чемпионки Украины Елены Маковецкой, которая явно претендовала на золотую медаль. А Кристина в последнем туре обыграла ее в 20 ходов!

Что значит выиграть в последнем туре «под заказ» да еще у чемпионки Украины, хорошо известно многим спортсменам: это значит, что нужно играть, как минимум, не хуже ее. Набрав 8,5 очков из 11 возможных, Кристина добавила к своим двум золотым медалям чемпионки Европы среди девушек до 14 лет, завоеванные в 1995 и 1996 годах и серебряную медаль чемпионки мира среди девушек до 16 лет.

Редко у какой шахматистки найдется такая коллекция наград, как у Кристины. После возвращения в Кишинев в аэропорту журналисты задавали ей много вопросов. Мне запомнился один из принципиальных. Кристину спросили: – кем ты хочешь быть, и на кого будешь равняться? Кристина откровенно сказала:- я хочу быть похожей на Эльмиру Скрипченко и достичь ее успехов.

Описывая последний успех Кристины на чемпионате мира среди девушек до 16 лет в Италии, где она заняла 2 место, мне вспомнился точно такой случай, который произошел в Братиславе в 1993 году на чемпионате мира среди девушек до 18 лет с Эльмирой Скрипченко. После 7 туров я сказал ей: «Эльмира, твои дела уже непоправимы, отдыхай». А в ответ последовала довольно убедительная реплика:

«Я выиграю все оставшиеся партии»

И она их выиграла, а в последнем туре Эльмира, как и Кристина, встретилась с чемпионкой Украины, Инной Гапоненко, которой нужна была ничья, чтобы стать призером. Но Эльмира победила ее и, набрав 8 очков из 11 возможных, разделила 2-3 места и завоевала бронзовую медаль.

Именно этот спортивный подвиг Эльмиры Кристина имела в виду, отвечая журналистам. Она знала о нем и через 5 лет повторила его в Испании на чемпионате мира среди девушек.
Готовя эту книгу к печати, я просматривал многие шахматные издания, пожелтевшие от времени, но не потерявшие своей ценности и содержащие в себе методические рекомендации и высказывания великих людей современности.

Среди многих мне особо запомнилось высказывание многократного Чемпиона мира, патриарха советских шахмат Михаила Моисеевича Ботвинника. В Советском Союзе долгие годы существовала шахматная Школа Михаила Ботвинника, где занимались выдающиеся гроссмейстеры современности, в том числе и Гарри Каспаров. Ученики школы любили патриарха шахмат, он был очень общителен с ребятами и, особенно в свободные минуты, любил делиться своими мыслями о шахматах с учениками.

Именно благодаря шахматам я работаю сейчас над составлением экономической программы для нашей
страны и хочу добавить, что именно шахматы научили меня мыслить комплексно. Уверен, что комплексно мыслить должен уметь каждый руководитель и, тем более, политический и государственный деятель.

После слов Михаила Ботвинника, стоит еще раз призадуматься над тем, что делают шахматы из наших мальчишек и девчонок? Шахматы, кроме всего, воспитывают в них чувство ответственности за свои поступки, умение координировать свои действия, находить и делатьмправильный выбор.

Мы убедились, что игра в шахматы не только развивает логическое мышление, но и вырабатывает целый комплекс положительных качеств, что положительно влияет и на учебу: дети, умеющие играть в шахматы, успевают хорошо в учебе и умеют вести себя достойно.

Еще в 1966 году многочисленная пресса в бывшем Советском Союзе писала об успехах юных шахматистов Молдавской ССР, где шахматы были введены в школах, как общеобразовательный предмет. И мы, по праву, гордимся этим и сейчас, ведь шахматисты Молдовы успешно выступают на международной арене, а фундамент этих успехов, был заложен, проводимым шахматным всеобучем среди детей.

Шахматы являются одной из форм всестороннего воспитания детей

Итак, выводы, сделанные учеными и специалистами в разные времена и в разных странах, едины и свидетельствуют, что шахматы являются одной из новых форм всестороннего воспитания детей . Ученые и педагоги многих стран мира давно пришли к выводу, что без шахмат нельзя себе представить полноценного развития умственных способностей и памяти у детей.

Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в области детского образования и воспитания. Достаточно упомянуть о том, что Ассоциация представителей США и Канады – двух великих держав Запада – выработала специальную программу по обучению детей шахматной игре в школах, как одного из плановых уроков учебной программы.

Шахматы вводят в обязательную школьную программу

Осознав значение шахмат в комплексном воспитании детей, в школах США предусмотрено преподавание шахмат, как предмета учебного плана. В некоторых районах США создали собственный учебный план обучения детей шахматной игре и обеспечения школ необходимыми грамотными специалистами. Рассматривается и изучается возможность введения шахмат в обязательную школьную программу.

В самом богатом городе планеты Нью-Йорке сегодня более чем в 150 школах шахматы введены как общеобразовательный предмет. Преуспел в этой области район Нью-Джерси, где во всех школах шахматы введены, как общеобразовательный предмет. Другие районы Нью-Йорка ссылаются на нехватку шахматных педагогов, но работу ведут в том же направлении. В 1798 году Бенжамин Франклин очень здорово подметил:

“Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности”

Вдумайтесь, это же сказано более 200 назад!

Популярность во всем мире

Целый ряд Университетов предлагает грант абитуриентам-шахматистам, имеющим определенное шахматное звание или рейтинг. А Университеты Штата Техас и Меринео полностью оплачивают таким студентам учебу и проживание. Я уверен, что таким отношением к шахматам у американцев в ближайшем будущем появится много шахматистов, таких, как Фишер, Каспаров, Карпов, Бологан.

Ведущие корпорации Запада сегодня выделяют миллионы долларов на пропаганду шахмат и на введение уроков шахмат в общеобразовательные школы, а в США и многих других странах разрабатываются комплексные программы по обучению детей шахматной игре в общеобразовательных школах. Я был в Нью-Йорке и знакомился с этой работой. Там царит повышенный шахматный бум.

Не зря же чемпионка мира венгерка Жужа Полгар переехала из Будапешта в Нью-Йорк и там открыла свою частную шахматную школу.

А если кто-то думает, что капиталисты имеют много денег и бросают их на ветер, то он глубоко ошибается! Капиталисты денег на ветер не бросают, они вкладывают их в будущее своей нации. Шахматисты, кому пришлось побывать в Перу и в ее столице Лиме, имеют все возможности подтвердить, что в Перу шахматы являются общенациональной игрой. Любители шахмат играют в клубах, в парках, на первой попавшейся свободной скамеечке.

В Лиме есть специальные шахматные площадки, где установлены шахматные столики и стулья к ним, на специальном столике шахматная доска выложена очень красиво. Если за шахматным столиком сидит любитель в ожидании партнера, и вы пройдете мимо, отказав ему сыграть партию в шахматы, то это значит, что вы не играете в шахматы, а у перуанцев это считается недостатком.

Самый большой сюрприз – это то, что практически все школы Лимы имеют в настоящее время шахматные классы, а где нет, то хотят найти «профессора» шахмат. Интерес к обучению детей шахматной игре в Перу все возрастает, а специалистов катастрофически не хватает. В соревнованиях среди школьников и в сеансах одновременной игры в Лиме принимают участие тысячи юношей и девушек.

Сеансы проводятся на правительственном уровне с приглашением известных мировых личностей как Каспаров и Полгар.
Также, особое внимание шахматному образованию детей уделяется в Испании, стране, которая имеет давние шахматные традиции.

В Европу шахматы проникли именно через Испанию, которую в свое время завоевали арабы, и даже первая шахматная книга была издана в городе Саламанка, студентом тамошнего университета Лусеной в 1497 году. Испания находится в авангарде развития шахмат, и особенно в области обучения детей в школах.

Осознав пользу шахмат в воспитании подрастающего поколения, Сенат Испании в 1995 году принял специальное постановление, разрешающее преподавать в школах шахматы, как общеобразовательный предмет, благодаря чему, многие тысячи испанских школьников имеют возможность постигать премудрости шахматной игры.

По его инициативе, ежегодно в Молдове проводится Международный турнир “Кубок УЛИМа”, в котором участвуют гроссмейстера и мастера, члены олимпийской сборной Молдовы. А студентами УЛИМа являются ведущие шахматисты Молдовы Светлана Петренко, Елена Пырцак, Виорел Иордакеску, Дмитрий Светушкин, Руслан Солтанич и многие другие, а член женской олимпийской сборной гроссмейстер Каролина Смокина, успешно закончив УЛИМ, сумела защитить ученую степень доктора международного права и сейчас заведует кафедрой международного права в УЛИМе. Ни один ВУЗ нашей республики, не добивался таких успехов на международной арене по шахматам, как спортивный клуб УЛИМа.

Сборная команда студенток этого Университета в составе международных гроссмейстеров Эльмиры Скрипченко и Светланы Петренко завоевали серебряные медали на командном чемпионате Европы среди сборных женских команд европейских стран, и этот серебряный Кубок горделиво хранится в музее спортивной славы УЛИМа.

Участвуя в одном из самых престижных соревнований Европы – в Кубке европейских чемпионов, – студентки УЛИМа вышли в главный финал и завоевали почетное 6 место. Сборная команда спортклуба УЛИМа – неоднократные чемпионы Молдовы по шахматам среди студенческих команд.

У ректора УЛИМа Андрея Галбен есть прекрасная задумка: в недалеком будущем при УЛИМе открыть кафедру шахмат, для подготовки высококвалифицированных специалистов и шахматных тренеров, в которых так нуждается наша республика и другие страны. Именно на этом мне хочется закончить свой рассказ о необходимости обучения детей игре в шахматы, и какую пользу шахматы дают детям.

Если кто-то из родителей, ознакомившись с материалами этой статьи, примет решение научить своих детей играть в шахматы, я уверен, что их решение будет правильным. Записывайтесь на занятия в ChessMaster прямо сейчас! Благодарим за статью заслуженного тренера СССР — Эдуарда Скрипченко.

Не просто так шахматы известны как «игра королей». Нет никакого сомнения в том, что правители империй и королевств рассматривали данную игру как прекрасную возможность попрактиковаться в стратегическом мышлении и предсказании поведения противника на настоящем поле боя, в противостоянии с другими монархами или захватчиками. По мере того как люди больше узнают о мозге, многие начинают настаивать на том, чтобы шахматы широко использовались в образовании. В чем же заключается столь невероятное воздействие данной игры на мозг? Как она улучшает его работу?

Может повысить ваш уровень IQ

У шахмат всегда была проблема с имиджем - они воспринимались как игра для гениев и людей с уже высоким уровнем IQ. Долгое время велись споры о том, умные люди начинают играть в шахматы или же игра в шахматы делает людей умными. Как минимум одно исследование наглядно показало, что эта игра может повысить уровень человеческого интеллекта. Исследование, проведенное среди четырех тысяч подростков, продемонстрировало значительный рост IQ у тех детей обоих полов, которые четыре месяца учились играть в шахматы.

Помогает предотвратить болезнь Альцгеймера

Так как ваш мозг работает подобно мышцам, ему, как и любой мышце, требуются нагрузки, чтобы избежать травм и истощения. Во время недавнего исследования 75 человек, принявших в нем участие, постоянно занимались мозговой активностью, в том числе и играли в шахматы. И это привело к значительному снижению вероятности развития слабоумия. Собственно, как мышцы, которые не получают физических нагрузок, теряют силу, так и неиспользование мозга ведет к потере его мощности. Это еще одна причина, по которой вам стоит начать играть в шахматы.

Нагружает обе половины мозга

В ходе исследования в Германии ученые показали экспертам и новичкам в шахматах различные геометрические фигуры и шахматные позиции и замеряли реакцию людей в вопросе их распознавания. Они ожидали, что левая половина мозга экспертов будет работать намного интенсивнее, но они вовсе не думали, что и правое полушарие будет столь же активным. Время реакции на простые задания также было одинаковым, но эксперты по шахматам лучше использовали оба полушария мозга, чтобы быстрее реагировать на изображения шахматных позиций.

Повышает креативность

Так как правое полушарие мозга отвечает за креативность, вас не должно удивлять, что его активация помогает вам развиваться с творческой точки зрения. Конкретно шахматы очень сильно повышают вашу оригинальность. В течение четырех лет проводилось исследование, суть которого заключалась в следующем: ученики 7-9 классов должны были играть в шахматы, пользоваться компьютером и заниматься различными видами деятельности в течение 32 недель, а ученые замеряли, какой из видов активности провоцировал наибольший рост креативного мышления. Шахматы оказались на первом месте по всем параметрам креативности - развитие оригинальности мышления победило с большим отрывом.

Улучшает вашу память

Игроки в шахматы знают, что данная игра улучшает память. Быть хорошим игроком - значит помнить все ходы, которые совершил ваш противник, а также все время вспоминать, какие из них могут быть в том или ином случае наиболее эффективными с вашей стороны. Это не только пустые слова, есть и научные доказательства. В ходе двухлетнего исследования в 1985 году группе студентов была предоставлена возможность в любое время играть в шахматы. В результате их оценки повысились абсолютно по всем предметам, а преподаватели отметили, что эти студенты стали демонстрировать лучшую память и лучшие организационные навыки. То же исследование было повторено с детьми - и результаты подтвердились. Дети, которые играли в шахматы, стали лучше все запоминать, а их вербальные навыки также улучшились.

Совершенствует навыки решения проблем

Шахматная партия - это как одна большая загадка, которую нужно решить, при этом решить на ходу, так как ваш противник все время меняет условия. В 1992 году в рамках исследования почти полтысячи школьников были разделены на три группы. Первая группа занималась традиционными уроками математики, вторая заменяла математику шахматами, начиная со второго класса, а третья - с первого. В результате в ходе централизованного тестирования оценки третьей группы выросли очень заметно, а также третья группа внушительно обошла первую по результатам.

Улучшает навыки чтения

Очень часто люди ссылаются на исследование 1991 года, в ходе которого были изучены навыки чтения у 53 школьников, участвовавших в шахматной программе. Результаты были оценены и сравнены с результатами тех детей, которые не играли в шахматы. Они четко показали, что игра в шахматы значительно улучшает навыки чтения.

Улучшает концентрацию

Эксперты по шахматам могут выглядеть как рассеянные, немного странные ученые, но правда заключается в том, что те гримасы, которые они корчат во время игры, являются результатом предельной концентрации, которой требует игровой процесс. И именно концентрацию вы можете улучшить, играя в шахматы. Если вы отвлечетесь или подумаете о чем-то другом хотя бы на мгновение, это может привести к тому, что вы проиграете партию, так как ваш противник не обязан отчитываться вам, как именно он походил. Большое количество исследований по всему миру раз за разом подтверждают, что способность концентрироваться становится лучше благодаря игре в шахматы.

Способствует росту дендритов

Дендриты - это древоподобные нервные ответвления, проводящие сигнал от нервных клеток к нейронам, к которым они прикреплены. Вы можете представить их как антенны, которые ловят сигнал всех нервных клеток вашего тела. Чем больше у вас этих антенн, тем более эффективно вы сможете принимать сигналы. Изучение нового, например игры в шахматы, позволяет дендритам расти. Однако рост не прекратится, когда вы освоите игру. После этого вы сможете все время состязаться с другими людьми, и каждый поединок будет разным - именно поэтому шахматы являются идеальным способом генерации дендритов.

Если подростки будут играть в шахматы, это может даже спасти их жизни. Одним из элементов мозга, развивающимся в последнюю очередь, является префронтальная кора. Это часть мозга, ответственная за планирование, суждения, самообладание. Таким образом, подростки даже с научной точки зрения являются незрелыми, пока у них не разовьется эта часть мозга. Стратегические игры, такие как шахматы, могут ускорить развитие префронтальной коры и помочь принимать лучше решения во всех сферах жизни. А это, свою очередь, вполне возможно, предотвратит совершение глупых и рискованных поступков, которые чаще всего и ассоциируются с подростковым периодом.

Человеческий мозг ничем не отличается от нашего тела и способен к умственным тренировкам и наращиванию «мыслительных мускулов». Шахматы в данном случае выступают универсальным тренажером, который не имеет аналогов по степени своей эффективности. Особенностью игры является то, что она воздействует сразу на два полушария человека, заставляя использовать серое вещество на максимум. Рассмотрим пользу от игры в шахматы детальнее.

Особенности игры

Шахматы являются игрой с многовековой историей, которая отличается сложной многослойной логикой и неординарным игровым миром, работающим по строгим законам. Однако преимущество игры заключается в том, что данные законы в большинстве случаев можно нарушать (речь идет не о правилах шахмат), в результате чего нарушитель получает победу. Феномен шахмат заключается в развитии нестандартного мышления.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

Рассмотрим ситуацию: в ходе игры участник намеренно жертвует одной, двумя и даже тремя фигурами. Стратегия игрока хорошо скрыта, а бдительность противника усыплена. В один момент ситуация на шахматной доске резко меняется и первый игрок наносит матовую атаку. Всего несколько ходов способны разительно изменить положение дел, сокрушив противника. В этом и заключается очарование и высшая логика игры.

Игра позволяет одновременно задействовать логическое и абстрактное мышление. Игроку приходится продумывать шаги наперед, строить предположительные варианты развития событий. Во время партии у человека одновременно задействуется оперативная и долговременная память. Мало какая деятельность способна вызывать данные состояния. Предельная нагрузка сказывается на умственных способностях самым благоприятным образом.

Что развивают шахматы:

  • Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Ходы могут меняться в процессе игры, так как необходимо ориентироваться на существующее положение дел и динамичность развития партии. Логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии;
  • Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно;
  • Память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум;
  • Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности. Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять. Даже если Вы не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту. Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;
  • Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;
  • Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры;
  • Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Но это далеко не все, ведь в учебниках дается поверхностный обзор и рекомендации. Человеку необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях. Используя рекомендации в каждой уникальной партии;
  • Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра. Несмотря на это, она способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление;
  • Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы так же способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.

Польза игры – подтверждение исследованиями

Положительное влияние шахмат подвергается ежегодным исследованиям и экспериментам. Так в 2008 году в Германии ученики начальных классов среди 4-х школ были разделены на две тестируемые группы.

Первая должна была в течение года заниматься игрой на протяжении одного часа в неделю. Вторая использовала это время для занятий математикой. Ученики обеих групп ранее испытывали сложности в усвоении школьной программы и отставали от своих сверстников.

В результате эксперимента стало известно, что участники первой группы существенно опередили своих «коллег» по вычислительным способностям, которые были проверены в ходе тестов. Подобные исследования были проведены и в Италии в 2013 году.

Участниками эксперимента стали 500 школьников, разделенных на группы. Первой группе было предложено регулярно играть в шахматы. Спустя полгода ученные провели математические тесты между группами, первая группа показали наилучшие результаты. Ученные так же выяснили, что рост интеллектуальных способностей школьников растет по мере увеличения нагрузки в шахматную игру.

Игра в шахматы – как правильная модель восприятия мира

Ключевым преимуществом шахмат является то, что игра обучает игрока думать на перспективу и использовать необходимые для достижения цели ресурсы максимальным образом. Сегодня игра в шахматы – это своего рода бизнес-модель мира, где мы учимся выигрывать, принимать поражение или соглашаться на временный компромисс. Игра формирует правильное отношение к достижению целей и умение принимать проигрыш, закаляет дух целенаправленности.

Не важно, играет взрослый или ребенок, в процессе умственных баталий вырабатывается привычка размышлять подобным образом всегда. Иными словами просчитывать свои ходы в жизни, смотреть дальше линии сегодняшнего дня. Шахматы учат ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели, вырабатывать тактику и стратегию их достижения. Предусматривать возможные затраты и «жертвы». Все это необходимо современному человеку для достижения успеха в жизни.

Дополнительные преимущества:

  • улучшение вербальных навыков – во время игры общение между соперниками сводится к минимуму, однако одновременно задействуются участки мозга, отвечающие за коммуникацию и умение владеть языком;
  • развитие критического мышления – проведенные исследования показали, что люди, занимающиеся шахматами, отличаются более развитой логикой и критическим мышлением на 19% больше, чем другие;
  • нормализация эмоционального фона – во время игры используется холодный расчет, который предусматривает сведение эмоций к минимуму. Шахматы учат владеть собой и своим эмоциональным состоянием всегда, сохраняя спокойствие и внутреннюю гармонию в любой ситуации;
  • защита от возрастных недугов – медицинские исследования показали, что люди преклонного возраста, которые практикуют шахматы, подвержены меньшему риску развития синдрома Альцгеймера.

После рассмотренных особенностей игры можно смело утверждать, что шахматы полезны для людей любого возраста и социального положения. Они, в отличие от физических нагрузок, не имеют противопоказаний и ограничений. Шахматы представляют собой уникальный тандем приятного времяпровождения и развития умственных способностей.

В 1798 году Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Этой увлекательной игрой с древнейшей историей, которая сегодня считается вид спорта, увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты. Мы решили напомнить родителям о том, как обучение этой игре влияет на интеллект и характер детей.

Способ отвлечься от компьютера (телевизора)

В последнее время и врачи, и учителя, и родители бьют тревогу. Дети перестают играть во дворе - не играют в догонялки или «казаки-разбойники», девочки не прыгают через скакалку или ещё недавно популярные резинки. Почему позабыто так много игр и развлечений, из-за которых раньше детей нельзя было зазвать домой, даже чтобы поужинать? Сегодня всё свободное время у них отнимают компьютерные игры или «общение» в социальных сетях.

Умные родители, стремясь воспитать из ребёнка самостоятельного и успешного человека, стараются ограничивать время, проводимое чадом за компьютером. А для этого стараются заполнить свободное время занятиями в спортивных секциях, возят в музыкальную или художественную школу. Ещё один отличный способ избежать интернет-зависимости - это научить ребёнка играть в шахматы. Эта игра доставляет детям много радости, в то же время оказывает огромное влияние на их умственное и психическое развитие.

Развитие логики и пространственного воображения

Прежде всего шахматы - это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.

Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Обратите внимание: в школах уроков логики нет, а занятие шахматами с первых же дней знакомства с ними учат детей логически мыслить и рассуждать.

Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.

Тренировка памяти и концентрации внимания

Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом (Испании, Германии, Китае, Мексике, Лиме, Японии), а где-то их только начинают активно внедрять в области детского образования и воспитания (США, Канада, Венгрия и некоторые другие европейские державы).

Приучение к самостоятельности и ответственности

Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

Увы, многие из нас зачастую лишь запоздало вспоминают поговорку «семь раз отмерь, один – отрежь». А вот шахматы научат детей не принимать поспешных решений, ибо они часто являются ошибочными. Статистический анализ доказывает, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, вырастают многие выдающиеся специалисты, учёные и руководители большого государственного масштаба.

Творческое самовыражение

Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

Формирование характера

Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития - как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и боятся лишнее слово сказать, быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость.

Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Это продолжение первой части статьи . Во второй статье из цикла развитие разумы мы поговорим о таком универсальном и всестороннем способе развития интеллекта как логические и интеллектуальные игры. Это шахматы, нарды профессиональный покер и т. д.

Самым ярким примером являются шахматы , игра которая позволяет одновременно развивать логические, аналитические, дедуктивные, прогностические способности, абстрактное мышление, концентрацию, память, быстроту мышления (если не понятно о чем я, то читаем первую часть). Тот кто в детстве занимался шахматами лучше и быстрее соображает в зрелом возрасте.

Шахматы

Игра подразумевает глубокий анализ действий противника, сбор и обобщение разбросанной по доске информации, планирование ходов наперед, и тщательное продумывание стратегии. Умение играть в шахматы позволит вам поднять на нужный уровень многие интеллектуальные способности. Если вы хотите тренироваться, то не нужно изобретать велосипед, найдите хороший доступный учебник по шахматам и учитесь по нему. Что касается практики, то, если вы играете в интернете, то это упрощает поиски партнера по игре.

Думаю существует масса сайтов, которые позволяют быстро подбирать соперника, который подходим вам по уровню игры. Ну кто-то играет у вас в семье и способен обучить вас(обычно это дедушки: в советское время был очень развит этот спорт), то это даже еще лучше. Не нужно думать, что эта скучная игра, даже если вы в начале не испытываете большого энтузиазма и не видите в ней особого интереса, то начните ее изучать по учебнику.

Отнеситесь к этому с начала просто как к полезному умственному упражнению, которым нужно заниматься. По своему опыту знаю, что интеллектуальные игры не приносят особого удовольствия до тех пор, пока не начнешь в них разбираться и думать над ходами, продумывать стратегию, использовать силу своего ума для того, чтобы обыгрывать противника, это приносит радость соперничества. А в случае проигрыша, когда соперник разыграл изощренную комбинацию вы учитесь у него и получаете удовольствие от искусно разыгранной вашим оппонентом партии. Так что необходимо всего лишь немного терпения и игра начнет приносить удовлетворение.

Покер — математическая и психологическая игра

Я в шахматах не силен, но очень хочу научиться в этой игре. Намного лучше я играю в покер. Хотя далеко не профессионал, так как нет времени практиковаться, но способен обыгрывать новичков(с поправкой на их и мое везение/невезение) и уверенно вести свою партию. Знаю что у этой игры сложилась репутация азартного, безбашенного соревнования крупных ставок, где выигрыш всецело зависит от поворотов колеса фортуны. Хотя на самом деле это игра строгой логики, острой наблюдательности, холодного расчета и крепких нервов. Конечно можно просто поиграть на кухне, особо не задумываясь над ходами, делая ставку на каждый свой ход и часто идя ва-банк… Но настоящий покер совсем в другом.

Конечно если сравнивать его с шахматами, то может это не настолько изощренная и богатая комбинациями игра, вероятно что у шахматистов какие-то части мозга развиты лучше чем у покеристов (хотя тоже можно поспорить), но у покера есть несколько безусловных преимуществ, об этом чуть позднее. Но тем не менее в этих двух играх содержится много общего. Это доказывается тем, что многие шахматисты играют в профессиональный покер, так как там можно заработать больше чем в уже утратившим популярность виде спорта с фигурами на доске. Они грамотно используют умения, которые получили в шахматном спорте в покере и добиваются хороших результатов и больших выигрышей.

В чем особенности покера?

Покер - математическая и психологическая игра , также как и шахматы подразумевает сбор и анализ информации и продумывание стратегии и своих будущих ходов, подразумевает глубокую концентрацию на игре и большую сосредоточенность. Покер развивает все те же способности ума что и шахматы. Есть у покера несколько преимуществ. Во-первых, эта игра способна, в отличие от консервативных и старомодных шахмат, сразу захватить новичка и скрасить досуг в любой компании из-за элемента азарта. Смешно даже подумать что компания молодых людей, парней и девушек может собраться вечером и сосредоточенно рубиться в шахматы. Во-вторых, несмотря на то что, во время шахматного турниры игроки находятся под психологическим давлением, но это даже нельзя сравнить с тем уровнем стресса, который испытывает игрок за покерным столом, в живую или в интернете.

Это связано не только с тем, что соперники пытаются друг-друга запутать, сознательно действовать на нервы, но тут еще и другое. Хоть я и уверяю вас что успех в покере в большей степени зависит от вашего умения играть, а вовсе не от удачи, но элемент фортуны тоже присутствует. И большое умение заключатся в том чтобы сдерживать эмоции, когда изменчивая фортуна поворачивается к вам другой стороной(задней) и новички, которые только недавно узнали что такое покер обыгрывают вашу сильную руку, с каким-то мусором на руках с которым они непонятно зачем входили в игру. Вы испытываете удачу постоянно во время игры: ждете какая придет карта, она может усилить вашу карту так и наоборот сделать сильную руку слабее, бьетесь в догадках какая карта на руках противника. А вдруг он с самого начала был впереди, а вы уже вложили много денег в банк и что делать дальше? А может сейчас вы впереди, но следующая карта его еще усилит? Какую нужно сделать ставку чтобы он сбросил карты? А если он ответит на нее и не сбросит тогда что я буду делать?

И вот вам, терзаемым с одной стороны всеми этими сомнениями, с другой реакцией противника, с третьей изменчивой фортуной, а с четвертой деньгами (выиграете вы все или уйдете ни с чем) нужно еще не забывать проводить анализ, принимать взвешенные решения и при этом не демонстрировать вашей реакции противнику, сохраняя невозмутимое выражение лица и хладнокровие. Эмоции не должны оказать влияния на ваше окончательное действие. Сложно? Не то слово как! Именно это задает возможность такого высокого профессионализма в этой игре и устанавливает большую дифференциацию в умении играть у разных игроков: есть покеристы абсолютно разной степени мастерства, от самых новичков до профессионалов мирового класса, которые уверенно одерживают победу за победой на различных турнирах.

Ну я это все к тому, что покер, в отличие от древней игры в шахматы подразумевает огромную степень владения собой, своими эмоциями, развивает способность абстрагироваться от чувств, а именно автономность ума, о которой я говорил и осознанность. Я очень сильно сомневаюсь, что профессиональные покерные игроки могут показывать волнение во время встреч, переговоров или выходить из себя в стрессовых ситуациях. Эти умения владеть собой очень полезно в жизни. Вот собственно и есть несомненный плюс умения играть в покер, вы учитесь не только каким-то стратегическим умениям и планированию ходов, но и закрепляете за собой полезные эмоциональные и волевые привычки.

Играть можно в как в интернете, так и в живую, как на деньги так и на фантики. Но еще раз повторяю, если вы хотите не только поиграть но и получить какие-то бонусы вроде приращения интеллекта и степени самоконтроля, то не надо превращать покер в рулетку и легкомысленную пьяную забаву на прокуренной кухне! Читайте учебники по покеру (если кому-то интересно, спросите в комментариях - отвечу какие книги лучше читать), материалы в интернете, применяйте ум и логику и только тогда можно ждать какого-то результата, играйте по науке а не по наитию!

Я не хочу давать вредных советов и брать ответственность за неточную интерпретацию моих мыслей. Я не призываю бросить все и начать вкладывать все ваши усилия в покер, так как понимаю насколько эта игра может сильно увлечь. Сложно представить что кто-то способен до посинения рубиться в шахматы, не спать ночами и пропускать важные дела из-за этого. Но в отношении покера такое патологическое пристрастие возможно.

Поэтому еще раз заклинаю, если решите начать, подходите к игре как к математическому состязанию , используйте теорию вероятностей комбинаторику и холодный отстраненный анализ, стремитесь к стабильности и совокупному выигрышу на длинных дистанциях, а не в конкретном, частном поединке. Игра не должна становиться ареной проявления вашего тщеславия и желания морально подавлять окружающих: не нужно никого унижать за столом, стремиться кого-то проучить, выбить из поединка и все силы направлять на это.

Так делает много игроков, но они вряд ли когда-нибудь добьются чего-то так как неадекватно реагируют на проигрыш и ими управляют эмоции. Если воспринимать покер только как азартную игру то он быстро надоест, хотя сначала будет весело. Вот собственно, надеюсь что я сформировал в вас здравое понимание моей позиции в этой отношении.

Польза покера

А теперь поговорим о пользе покера

Если говорить про меня, то мои упражнения в покере научил меня лучше:

  • Мыслить на несколько ходов вперед, рассматривать несколько возможных альтернатив, вариантов развития (помогает за рулем когда нужно быстро проложить на мысленной карте несколько разных маршрутов, по которым до этого не ездил и выбрать оптимальный, легче планировать что-то на будущее, моделировать последовательность действий в уме)
  • Держать в голове результат от любых тех действий, которые собираюсь произвести (раньше не всегда получалось задумываться о последствиях каждого своего поступка, что могло послужить причиной всяких необдуманных, безрезультатных действий или ситуаций с плохим исходом… Очень помогает в работе и бизнесе в т.ч. Помогает избежать лишней работы так как сразу обдумываю результат и цель)
  • Быстро и уверенно принимать решения на основе неполной информации
  • Контролировать эмоции и мимику
  • Считать в уме
  • Анализировать информацию
  • Логически рассуждать

Я не призываю вас играть именно в покер если хотите овладеть какой-нибудь интеллектуальной игрой, все же быстрее и эффективней умственные параметры должны развить шахматы, это дело вкуса, смотрите, решайте сами. Может быть вам вообще захочется рубиться в нарды, что кстати тоже очень неплохо. А лучше играть во все эти игры если позволяет время.

Вот собственно все то что я хотел рассказать про интеллектуальные игры, в следующих статьях продолжу разговор о развитии интеллекта. Расскажу почему полезно читать хорошие книги, как можно развить память и про другие способы улучшения качеств нашего ума. Постараюсь не затягивать с выходом новых статей, мне еще много хочется рассказать!