Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Системы образования некоторых европейских стран.Французская система образования. Французская система

Системы образования некоторых европейских стран.Французская система образования. Французская система

Наряду с американской и британской системами образования принято выделять так называемую европейскую систему образования, которая в каждой стране (Франция, Испания, Германия, Италия) имеет свои особенности.

Французская система образования

В основе французской системы образования, признанной одной из лучших в Европе, лежат принципы, имеющие столетнюю историю, которые были заложены в 1880—90-х годах. Образование бесплатное, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей 6— 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучаются около 20 % всех учащихся страны. Все школьные программы для частных и государственных школ, конкурсы и экзамены утверждаются государством. Именно только государство вправе выдавать дипломы до уровня бакалавра (baccalaureat).


Образовательная система во Франции имеет следующую структуру:

Дошкольное образование (до 6 лет);

Начальное образование (6— 11 лет);

Среднее образование (11—18 лет);

Заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра;

Высшее образование.

Дошкольное образование

Детские сады принимают детей с 2 лет (при наличии свободных мест) и до 6 лет. Дошкольное образование не является обязательным, но практически все дети в возрасте от 3 до 6 лет посещают детский сад.

Упрочена точка зрения о том, что детские сады — самая большая удача французской образовательной системы. Кроме того, что интерьер классов оформлен в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, которым в них нравится пребывать, дети здесь получают основы общения между собой и со старшими, приобретают массу полезных навыков, хорошие манеры поведения в обществе и т. д. В детском саду имеются три возрастные группы:

Первая младшая (2— 4 года), где дети учатся играть;

Вторая средняя (4—5 лет), в которой дети приобретают навыки лепки, постигают основы рисования, участся общаться между собой;

Третья старшая (5— 6 лет) является подготовительной к школе группой, где дети познают азы чтения, письма, счёта.

Сады, как правило, работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах — с раннего утра до 18— 19 часов, в том числе и в период каникул, потому как большинство родителей в этот период работают, и дети нуждаются в присмотре.

Начальное образование

Начальная школа обучает детей до 14 лет и является последним этапом обязательного образования. По окончании цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании (certificat d"etudes primaire, CEP).

Начальное образование охватывает пять лет, (6—11 лет (если у ребенка нет проблем с учебой) и включает:

Обучение длится 27 часов в неделю (9—12 час., и с 14 час.до 17): четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают.

Следует отметить, что формально в начальной школе запрещены задания на дом, однако практически это повсеместно осуществляется.

В школах дети фактически обучаются в так называемых смешанных классах (вместе и девочки, и мальчики), но на старых школьных зданиях все еще можно увидеть надписи «Школа для мальчиков» или «Школа для девочек».

Как правило, все предметы в одном классе проводятся одним преподавателем.

Среднее образование

Среднее образование во Франции состоит из двух блоков: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения.

Первый цикл обучения

6, 5 классы — цикл наблюдения.

Все дети поступают в коллеж, проходят одинаковую программу обучения и в обязательном порядке изучают один из живых языков.

В конце пятого класса некоторые дети, у которых имеются серьезные проблемы с адаптацией в школе или имеющие разного уровня задержку умственного развития, направляются в специальные секции обучения.

4, 3 классы — цикл ориентации.

Дети начинают изучение второго живого иностранного языка и могут выбрать дополнительно латынь, греческий или другие языки.

В конце 3 класса ученики сдают экзамены на получение свидетельства об окончании коллежа (ранее — BEPC).

После 3 класса ориентация дальнейшего обучения не зависит от наличия свидетельства об окончании коллежа. Она является главной целью и главным направлением в обучении, так как дальше ученики смогут продолжить свою учебу либо по так называемому короткому циклу обучения, либо по длинному .

Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся выносит совет класса после консультации с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно покажется им необоснованным.

В некоторых коллежах создаются специальные секции для обучения детей с различными видами отклонений развития и поведения. С ними работают преподаватели, прошедшие профессиональную подготовку.

Обычно эти секции называются SEGPA.

Второй короткий цикл профессионального образования.

Профессиональные лицеи LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение двух лет к профессиональному диплому.

CAP (сертификат профессиональной подготовки) выдается учащимся, овладевшим определенной профессией.

BEP (сертификат общего профессионального образования) готовит к работе в определенной области деятельности, например, в гостиничном хозяйстве, транспорте и т. п.

В системе французского образования профессиональное и общее образование имеют большее разделение, чем в других странах, и в силу этого обстоятельства профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся.

LEP имеет плохой имидж в обществе, поскольку считается прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это вызвано тем, что долгие годы на данный цикл обучения отправлялись плохо успевающие ученики.

Среди учащихся, получающих BEP, почти половина продолжает обучение, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра («бак»), благодаря наличию так называемых переходных классов.

Второй длинный цикл обучения (лицей).

Лицей осуществляет подготовку в течение трех лет к экзамену на степень бакалавра:

Второй класс является так называемым неопределенным классом, т. е. пока не имеющим определенной специализации.

Первый класс имеет много направлений — филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

«Терминаль», или последний класс лицея, заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра.

«Бак», как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как в дальнейшем ведет к высшему образованию.

Высшее образование

Высшее образование доступно только при наличии степени бакалавра. Французская система образования имеет различные формы: короткий и длинный циклы, обучение в высших школах (Grandes ecoles), университетах .

Высшее образование(короткий цикл).

Начнем с образования, охватывающего обычно два года и поэтому называемого коротким циклом высшего образования. Оно пользуется спросом в обществе, так как дает возможность реального и быстрого трудоустройства.

Существуют следующие виды образовательных учреждений короткого цикла:

1. Отделения высшего технического образования в лицеях. Они готовят к получению BTS (brevet de technicien superieur) — диплома о высшем техническом образовании.

2. Университетские технологические институты (institut universitaire de technologie) работают при университетах и ведут к получению DUT (diplome universitaire de technologie) — университетского технологического диплома.

3. Специализированные школы готовят в течение 2—3 лет по специальностям здравоохранения и для социальных служб (акушерки, медсестры, массажисты-кинезиотерапевты и т. п.).

Высшее образование (длинный цикл).

Университеты являются единственными учреждениями, которые принимают всех кандидатов без предварительного отбора (хотя негласно и нелегально существует отбор по оценкам на степень бакалавра), и поэтому в университетах часто оказываются студенты, не поступившие в другие школы.

Более половины бакалавров поступают в университет, но около 40 % из них бросают учебу в течение первого года обучения.

Возможно поступление в университет без наличия степени бакалавра, путем сдачи специального экзамена в университет (ESEU), но это допустимо только в ограниченном количестве случаев и только для опытных специалистов, имеющих большой стаж практической работы.

За исключением нескольких конфессиональных все университеты являются государственными,.

Университетское образование имеет три цикла:

Первый цикл в течение двух лет готовит к получению DEUG (диплом об общем университетском образовании), но который не имеет практической ценности на рынке труда.

Второй цикл готовит к лицензии (licence) в течение одного года после DEUG и maitrise (год после licence).

Недавно была также создана возможность получения профессионального образования: MST (maitrises des sciences et techniques) и магистратура (les magisteres),где обучение длится три года.

Третий цикл делится на два филиала:

1. DESS (диплом высшего специализированного образования), который является профессиональным дипломом, подготовка к которому длится один год после получения степени maitrise и включает в себя обучение и практику.

2. DEA (диплом углубленного изучения) — это обучение исследовательской работе.

По получении DEA (в течение одного года) можно подготовить научную работу (these) минимально в течение двух лет.

Изучение медицины и фармацевтики является особым разделом образования, которое проходит в CEU (госпитальных университетских центрах), и при этом университет обеспечивает теоретическое обучение, а больница — практические навыки.

Изучение медицины продолжается 2—10 лет. В конце первого года студенты сдают очень сложный экзамен, и только успешно сдавшие его могут продолжать обучение.

После шести лет обучения студенты проходят конкурс в специализированную интернатуру, которая позволяет стать врачом-специалистом после четырех или пяти лет обучения, либо получить диплом по Общей медицине на основании конкурса после двух лет обучения.

Французский аналог MBA — DESS.


Обучение на диплом DESS приравнивается к третьему, последнему циклу высшего образования (идентично нашей аспирантуре и кандидатской степени).

DESS получают не только студенты, но и сотрудники компаний, заключившие со своим предприятием соглашение о повышении квалификации.

При поступлении проводится отборочный тест — собеседование (concours d"entre). Конкурс порядка 4—5 человек на место. Обязательное условие для поступления — высшее образование (диплом Maitrise) по любой специальности. Не менее (а иногда и более) важен опыт управленческой работы. В отдельных случаях он может быть засчитан как первые четыре университетских курса. Подобные вопросы решает комиссия по эквивалентности. Она же занимается признанием полученных вами в российском вузе квалификаций. Для всех иностранцев есть еще одно общее требование — хорошее владение французским языком. В качестве подтверждения этому принимается документ об успешной сдаче экзамена DELF.

Допустим, вы благополучно прошли отбор и вас зачислили. Далее предстоит выбрать подходящую специализацию. Наиболее известны и популярны следующие специализации: управление предприятием, международный маркетинг, дизайн и качество, управление персоналом, стратегия и руководство малыми и средними предприятиями.

Обучение по программе DESS любой специализации ориентировано на практику. Кроме безусловной полезности для студента, это еще и своеобразный ответ взаимностью предприятиям, направляющим сотрудников на программы formation continue (так называется постуниверситетское образование) и оплачивающим 20 тыс. франков за каждый год одного обучающегося студента. В любую программу DESS включена 3—4-месячная стажировка.

Цель послеуниверситетского обучения одна: подготовить выскоклассного специалиста в области экономики и управления, а поэтому нет ничего удивительного в том, что в университетах наравне с прочими есть департаменты с так называемой говорящей аббревиатурой AIDE (aide - помощь). Здесь студент университета может пройти стажировку по собственному проекту и даже открыть собственное дело (в этом ему посодействует региональный совет предпринимателей).

Кроме того, сами школы регулярно публикуют предложения стажировок, календари ярмарок вакансий, рекомендации по составлению CV и т. д. в специализированных изданиях Figaro GEU (Grands Ecoles et Universites), Les Echos. Как показывает опыт, для многих студентов чтение таких изданий оказывается куда полезней скучных учебников по маркетингу.

Предупреждаем сразу: для получения диплома DESS придется много и напряженно учиться. Французы считают, что любой управленец должен знать основы стратегического планирования, аудита и контроля, логистики, управления производством, анализа рынков и политики сбыта, управления персоналом и социопсихологии менеджмента, финансов и коммерческого права.

На диплом DESS обычно готовят институты управления предприятиями (Institut d"Administration des Entreprises, IAE — французский аналог бизнес-школ), которые создаются при крупных учебных заведениях. В настоящее время во Франции 27 таких институтов, которые удивительно равномерно расположились по всей территории страны. Это государственные учреждения, и обучение здесь полностью регламентировано Министерством национального образования. В силу того, что бизнес-специализаций DESS в государственном реестре более 10, то каждый институт, заботясь прежде всего об уровне обучения, предлагает не все сразу, а в среднем 4—5 специализаций. Государство в свою очередь осуществляет контроль за тем, чтобы в среднем по стране не возникало профицита или дефицита какой-либо из специализаций.

Помимо IAE, получить французскую MBA можно еще и в бизнес-школах. Следует отметить, что не так давно пять наиболее престижных французских школ менеджмента, в их числе Высшая коммерческая школа (НЕС), Высшая школа экономических и коммерческих наук (ESSEC) и Высшая коммерческая школа Парижа, образовали консорциум, в рамках которого в течение двух лет можно получить диплом MBA на английском языке. При всем этом самой известной французской бизнес-школой по праву остается легендарная INSEAD.

Конечно, кто имеет возможность дать своим детям европейское образование, должны иметь представление - КАК это сделать. Образование за границей возможно при условии знания этих общих принципов. При необходимости в таких случаях, надо просто набрать в интернете "Образование за границей " - и Вы сразу становитесь обладателем всех необходимых знаний.

Директор французского лицея Lycée Comte de Foix в Андорре Даниэль Рейналь (Daniel Raynal) рассказал сайт о новых тенденциях развития французской системы среднего образования, в том числе за пределами Франции:

Каковы последние тенденции развития французской системы среднего образования в целом?

Французская система среднего образования подвержена большим изменениям. Новый министр национального образования Франции Жан-Мишель Бланке (Jean-Michel Blanquer) выступил с инициативой реформировать систему среднего образования, которая во Франции называется бакалавриат (baccalauréat). Совсем скоро реформа вступит в силу. Основная идея состоит в том, чтобы разгрузить июнь, который сегодня практически весь состоит из письменных и устных экзаменов. Ученикам будет гораздо проще, если они будут сдавать экзамены в течение года. В июне будет проводится самый главный устный экзамен, и у учеников будет достаточно времени, чтобы достойно к нему подготовиться.

Реформа бакалавриата автоматически подразумевает реформу программы средней школы (до поступления учеников в лицей). Сегодня в образовательной системе средней школы есть три направления – литературное (L), научное (S) и экономическое и социальное (ES). В следствие реформы обучение станет модульным. Ученик сможет выбрать направление, на котором он хочет сосредоточиться, чтобы более детально изучать профильные предметы.

Реформа системы среднего образования во Франции очень важна. Ведь она не менялась уже 200 лет.

Если говорить о системе среднего образования в Европе в целом, какая система, на Ваш взгляд, является более сильной?

Я работаю за пределами Франции последние десять лет – я был в Италии, в Польше, теперь в Андорре… И я достаточно знаком с другими европейскими образовательными системами. Очевидно, что все образовательные системы преследуют одну и ту же цель – дать образование. В Европе существует множество систем образования, и у каждой есть свои сильные и слабые стороны, а также свои характерные особенности, которые соответствуют истории той или иной страны. Во Франции предметам, связанным с изучением науки, уделяется больше внимания, чем, например, в Великобритании или Германии. В Польше система образования далека от демократичной – она более элитарна: для поступления в лицей необходимо сдать экзамен, и в зависимости от результатов ученики распределяются в сильные или слабые группы.

Каковы основные преимущества и недостатки французской системы образования по сравнению с другими образовательными системами?

Французская система образования побуждает учеников размышлять. Это действительно очень важно, я бы назвал это основной силой французской системы. Наши ученики мотивированы размышлять, прогнозировать, излагать. Мы много работаем над развитием презентационных навыков учеников, развиваем их речь, уделяем устной речи больше внимания, чем письменной.

Раньше французская система образования строилась на развитии письменной речи с её тезами, антитезами. Ученики обучались организации изложения мыслей в письменном виде, основной упор уделялся сочинениям, изложениям.

Сегодня мы задаём ученикам устные вопросы и просим давать быстрые и аргументированные решения. В современном мире очень важно быстро думать и быстро находить решения.

Могу также добавить, что раньше французская система образования была более элитарна. Существовало ранжирование студентов в зависимости от их успеваемости. Сегодня наша система более открыта и доступна. Максимум студентов даёт больший процент успеваемости.

У французской системы образования есть особенность: каждую среду ученики заканчивают занятия в 12 часов. Почему?

Это связано с тем, чтобы ученики могли больше заниматься спортом. Каждую среду студенты лицея Lycée Comte de Foix имеют возможность ездить во Францию, чтобы кататься на лыжах, заниматться регби, волейболом, триатлоном, плаванием и т.д. Мы работаем с высшими учебными заведениями Тулузы и Арьежа.

Так что послеполуденное время по средам – это время спорта. Мы действительно очень большое значение уделяем физической культуре и спорту наших учеников, это отличительная особенность французской системы образования.

Такое правило действует уже много лет. Правда, когда я был учеником, это был четверг.

К студентам университетов это не относится. У них другой, не такой напряжённый график. Они старше, организованнее и автономнее. Студенты высших учебных заведений, как правило, занимаются спортом по вечерам.

Сколько предметов у учеников средней школы? Появились ли новые обязательные предметы?

Мы придерживаемся одной и той же системы вот уже много лет. Разница лишь в том, что, как я упомянул раньше, ученики теперь смогут сконцентрироваться на том или ином направлении. Если ученик выбрал науку – он будет более углублённо изучать науку, если экономику – предметы, связанные с экономикой; если литературу – ему предстоит прочитать много книг по философии, и у него почти не будет математики.

По статистике, сколько выпускников французского лицея в Андорре поступают в университеты Франции?

75% или трое из четырех учеников.

Какие это, в основном, университеты? Какие факультеты?

В основном, это университеты Тулузы. Факультеты науки, экономики, права. Медицинский факультет. Университет спорта STAPS в Фон-Рому (Font-Romeu) также очень популярен среди наших студентов.

Совсем немногие студенты уезжают учиться в Перпеньян или другие города Франции.

Сколько учеников сейчас в лицее? Их количество стабильно или растёт?

В этом году у нас около 1500 учеников. В последнее время их количество стремительно растёт, и эта тенденция продолжится. По нашим прогнозам, через 4-5 лет у нас будет учиться 1700-1800 учеников.

А сколько учителей?

У нас работают 165 учителей.

Какова их квалификация? Дипломы каких университетов позволяют работать в образовательных учреждениях Франции?

Во Франции чтобы стать учителем необходимо окончить магистратуру и быть интегрированным в образовательную систему путём сдачи специальных экзаменов. Наши преподаватели имеют научную степень BAC плюс 5. Раз в год проводится тестирование.

Что Вы можете сказать об уровне знаний учеников, которые приходят учиться в лицей после французских школ Андорры?

Общий уровень знаний довольно высокий – это подтверждено результатами тестов и экзаменов. Мне нравится, что французская система образования имеет отношение ко всем поколениям учеников – как в рамках общего, так и в рамках профессионального образования.

Каков бюджет лицея?

Нас полностью субсидирует министерство национального образования Франции, бюджет стабилен. Проблем с финансированием французских учебных заведений за пределами Франции, насколько мне известно, нет.

И много таких заведений?

Всего около 160, включая Россию.

Мой следующий вопрос касается бесплатных вечерних курсов французского языка для взрослых. Два года назад количество часов занятий сократилось: теперь вместо двух часов занятия длятся полтора часа. Есть ли планы вернуть количество часов?

Курсы для взрослых не имеют никакого отношения к лицею. Лицей даёт площадку для проведения бесплатных занятий для взрослых по вечерам. Курсы сейчас полностью финансируется правительством Андорры. Раньше часть финансирования брала на себя администрация региона Лангедок-Руссильон. После того, как Лангедок-Руссильон объединился с регионом Миди-Пиренеи, финансирование прекратилось.

Могу сказать, что на курсы французского языка в Андорре большой спрос. Я знаю, что многие не могут попасть в списки из-за перегруженности – в классах более 30 человек. Бесплатные курсы французского языка – некий трамплин для людей, которым нужно изучать французский язык для учебы или работы.

Сегодня финансирование курса поддерживается только правительством Андорры. Поэтому и сократилось количество часов. Правительство Андорры заинтересовано в продолжении существования бесплатных курсов. Есть планы по сокращению количества человек в группах, например, путём привлечения новых преподавателей. Правительство Андорры ведёт переговоры о возобновлении финансирования с администрацией образовавшегося региона Окситания. Но это вопрос политический.

Можете ли Вы назвать имена выпускников лицея, которые стали известными людьми?

Я не так давно в лицее и не слишком хорошо знаю бывших выпускников. Однако мне известно, что среди андоррцев есть много бывших учеников лицея. В их числе – министр образования Андорры, мэр Ордино, мэр Канильо…

Вы – новый директор лицея. Намерены ли Вы проводить какие-либо изменения?

Я не в праве проводить радикальные изменения – мои инициативы ограничены общими правилами. То, что я пытаюсь и буду пытаться сделать, – это привлечь новых учеников, создать комфортные условия для обучения и, конечно же, приводить в действие реформу средней школы.

Структура образовательной системы Франции включает четыре ступени: начальную, среднюю и старшую школы, а также университет (высшую школу). На всех ступенях образовательной системы Франции представлены как государственные, так и частные учебные заведения.

Подготовка к начальной школе осуществляется в детском саду , который также именуется «материнской школой» (ecoles maternelles ). Посещение детского сада во Франции обязательно. Воспитательно-образовательный процесс «материнской школы» рассчитан на три-четыре года.

Обучение в начальной школе во Франции начинается в шестилетнем возрасте и продолжается пять лет. Первый класс начальной школы называется подготовительным , второй и третий - элементарными , четвертый и пятый - средними . Обучение в начальной школе является бесплатным для всех граждан Франции.

Обязательное образование во Франции продолжается в средней школе (college ), куда выпускники начальной школы поступают в 11-летнем возрасте. В1975году французское правительство установило единый образовательный стандарт для коллежей . Курс средней школы рассчитан на четыре года, а классы коллежа нумеруются в обратном порядке - с шестого по третий. Курс шестого класса является адаптационным (преподаются математика, французский язык, история и другие общеобразовательные дисциплины), пятого и четвертого классов - центральным (вводятся физика, химия, латынь и второй иностранный язык), а третьего класса - ориентационным (начинается преподавание специальных предметов, углубленное изучение которых будет продолжено в старшей школе).

В 15-летнем возрасте учащиеся коллежей переходят в старшую школу , или лицей (lycee ). Курс лицея рассчитан на три года, а классы называются соответственно второй, первый и выпускной (terminale ). В отличие от начальной и средней школы, обучение в старшей школе носит специализированный характер. Лицеи во Франции делятся на профессиональные (lycee professionnel ), центры подготовки подмастерий (CFA ), общеобразовательные (general ) и технологические (technologique ). Обучение в старших школах двух первых типов не подразумевает получения в дальнейшем университетского образования, тогда как общеобразовательные и технологические лицеи являются своего рода подготовительными курсами к университету. Общеобразовательные лицеи, в свою очередь, подразделяются на социально-экономические (BAC-ES ), естественно-научные (BAC-S ) и филологические (BAC-L ), а технологические лицеи - на научно-промышленные (STI ), сервисные (STT ), лабораторно-исследовательские (STL ) и медико-социальные (SMS ). Для французских лицеев характерен индивидуальный подход к ученику - уровень овладения каждой учебной дисциплиной разделяется на три степени, и ученик может самостоятельно выбирать, в какой степени он хочет овладеть той или иной дисциплиной.

По итогам обучения в старшей школе ее выпускникам присваивается степень бакалавра (baccalaureat, сокращенно BAC ). Выпускникам, не сдавшим после двух попыток экзаменов на степень бакалавра (в 2001 году таких было около25процентов от общего числа учащихся лицеев), выдается свидетельство об окончании средней школы, которое исключает возможность продолжения образования в университете. Степень бакалавра воспринимается во Франции как первая ступень высшего образования и соответствует российскому понятию «неполное высшее образование». Поэтому старшая школа занимает промежуточное положение между средним и высшим образованием.

Выпускники профессиональных лицеев и центров подготовки подмастерий, лишенные возможности сразу поступать в университет, могут продолжить свое образование в техникуме (STS ) или технологическом институте (IUT ), которые относятся к категории дополнительной старшей школы . В этих учебных заведениях ежегодно обучается около 300 тысяч французов. По результатам двухгодичного обучения в дополнительной старшей школе выдается диплом BTS (техник высшей квалификации) или диплом DUT (диплом технологического института). Эти дипломы дают право поступления в университет или приравненную к нему специализированную высшую школу.

Система собственно высшей школы во Франции состоит из государственных и частных университетов и приравненных к ним специализированных высших школ . Количественно преобладают государственные университеты - всего их в стране около 70. Плата за обучение в государственном университете незначительна. Структурными подразделениями университетов являются разного рода институты и исследовательские центры ; при некоторых университетах существуют «подшефные» коллежи и лицеи. К числу основных преимуществ государственных университетов относятся регламентация и стандартизация их учебных планов Министерством национального образования Франции (государственная гарантия качества образования), строгий отбор по конкурсу профессорско-преподавательского состава, государственные социальные гарантии преподавателям и студентам.

Зачисление абитуриентов во французские университеты осуществляется без вступительных экзаменов - для поступления достаточно представить диплом старшей школы и-в некоторых случаях-ответить на вопросы теста. Во Франции не предусмотрено никаких ограничений для абитуриентов из зарубежных стран - они должны лишь сдать экзамен по французскому языку.

Курс высшей школы во Франции состоит из трех циклов - двух основных (продолжительностью по два-три года) и дополнительного, который сопоставим с российской аспирантурой и представляет собой цикл последипломного образования. По итогам первого цикла высшей школы (le premier cycle ) студенту выдается диплом об общем университетском образовании (Diplome d’etudesuniversitaire generales - DEUG ) или диплом о научно-техническом университетском образовании (DEUST ). Диплом DEUST позволяет устроиться на работу в качестве менеджера младшего и среднего звена. По итогам первого года второго цикла высшей школы студенту присваивается степень лиценциата (Licence ), а по итогам двух лет второго цикла - степень магистра (Maitrise ). Эта степень соответствует российскому понятию «законченное высшее образование». В тех университетах, где второй цикл рассчитан на три года, после третьего года обучения студенту присваивается степень инженера . В большинстве университетов студенты имеют возможность выбора между постепенным получением каждой из степеней или поступлением на монолитный двухгодичный (магистратурный) или трехгодичный (инженерный) курс обучения. В зависимости от уровня университета, его выпускник может получить как национальный диплом , обладающий одинаковой правомочностью на всей территории Франции, так и «внутренний диплом» , который признается лишь определенными учреждениями или фирмами.

Дополнительный цикл высшей школы позволяет получить диплом о специальном высшем образовании (DESS, Diplome d’Etudes Superieres Specialisees ) либо исследовательский диплом (DEA ). Получение первого диплома, как правило, подразумевает продолжение профессиональной деятельности в соответствующей сфере, а диплом DEA позволяет продолжить академическую научную работу и поступить в докторантуру. Обучение в докторантуре рассчитано на три-четыре года и завершается защитой диссертации на степень доктора (Doctorat de Nouveau Regime ) (соответствует российскому кандидату наук). Эта ученая степень позволяет преподавать в университете. Для получения высшей ученой степени - профессора - соискатель, уже имеющий степень доктора, должен представить Национальному жюри свои научные труды.

Значительная часть французских высших учебных заведений сосредоточена в Париже и столичном округе. В отличие от столичных, провинциальные университеты имеют более узкую специализацию (например, университет Монпелье - естественные науки и медицина, университет Страсбурга - история, юриспруденция и немецкий язык).

Флагманом системы образования Франции является Парижский университет Сорбонна (старейший в Европе, основан в1215 году). В 1968 году Сорбонна была разделена на несколько автономных университетов - Paris I (Pantheon-Sorbonne - Пантеон-Сорбонна); Paris III (Sorbonne Nouvelle - Новая Сорбонна); Paris IV (Paris Sorbonne - Париж-Сорбонна) и ParisV (UniversiteRene Descartes- университет имени Рене Декарта). Они имеют единую инфраструктуру, а также общие административные органы.

Во Франции существуют приравненные к университетам специализированные высшие школы (Grandes ecoles ) (общее число - около 300), созданные по инициативе государственных властей и частных предпринимателей для подготовки специалистов в конкретных сферах экономической деятельности или служащих органов государственной власти. Так, высшие педагогические школы готовят преподавателей, Политехническая школа и Сен-Сирское училище - военных специалистов, Национальная историко-архивная школа- архивистов и хранителей национального достояния, Национальная школа управления (Эколь Нормаль)-высококвалифицированных служащих государственного аппарата. К разряду высших школ относятся также Высшая коммерческая школа (Ecoles des hautes etudes commerciales ), Центральная школа гражданских инженеров (Ecole centrale des arts et manufactures ), Национальная школа администрации (Ecole Nationale d’administration) , Высшая агрономическая школа (Ecole Nationale Superieure Agronomique ), Высшая коммерческая школа (Ecoles des Hautes Etudes Commerciales ), Военная общевойсковая школа (Ecole Speciale Militaire Interarmes ) и др. К высшим школам относят также пять католических институтов. Специализированные высшие школы являются во Франции более престижными учебными заведениями, чем государственные университеты.

В большинстве случаев в специализированные высшие школы принимаются лишь лица с неполным высшим образованием, имеющие диплом об общем университетском образовании DEUG или аналогичные ему дипломы (например, DUT, BTS и др.). В отличие от университетов, специализированные высшие школы имеют свои правила приема; во многих случаях при поступлении в такие школы проводятся вступительные экзамены.

Франция занимает третье место в мире по числу иностранных студентов - в системе высшего образования страны обучается около 125 тысяч иностранных граждан (преимущественно из франкофонных стран Африки).

В силу устойчивой государственнической традиции во Франции, начиная с Наполеоном I окончательно сложились две ветви юстиции- обычная и административная.

Общегражданскими судами первой инстанции считаются трибуналы большой инстанции с коллегиальной формой отправления правосудия единолично, а также специализированные трибуналы. Трибуналы большой инстанции , каковых в стране 181 (в том числе 175- палат (11- в Марселе, 10- в Лионе, 31- в Париже) и решают дела, по которым обязательно используются услуги адвоката, а размер иска превышает 7600 евро (в случае, если они компетентны решать некоторые категории дел с меньшей суммой иска, при сумме иска в 3800 евро и ниже их решения не подвержены апелляции). Им подсудны строго определенные категории дел: например, о браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве.

Трибуналы малой инстанции, в каждом из округов числом в 473 (из них 462-в метрополии), используют простую, устную и дешевую судебную процедуру и им подсудны дела с суммой иска менее 7600 евро. Кроме того, эти суды обладают по ограниченному кругу дел предметной подсудностью (например, все споры об аренде жилых помещений, споры, касающиеся потребительского кредита, жалобы по вопросам составления избирательных списков).

Еще одну разновидность судов - судов, находящихся в непосредственной близости от граждан, ввел органический закон от 26 февраля 2003г. с целью улучшения доступности правосудия. К 2008г. их число должно достигнуть 3300. В этом случае судопроизводство осуществляет единоличный судья - причем не обязательно действующий, а возможно профессор права или магистрат или нотариус в отставке, бывший чиновник юридических ведомств. Им подсудны некоторые категории исков с ценой менее 1500 евро и малозначимые уголовные правонарушения.

Уголовная юстиция как бы совмещается с гражданской. Наименее серьезные правонарушения (например, превышение скорости или охота вне сезона) рассматриваются полицейскими трибуналами (т. е. теми же трибунами малой инстанции), и они наказываются небольшими денежными штрафами и до 2 месяцев тюремного заключения. Уголовные деликты являются предметом рассмотрения исправительных трибуналов (т. е. теми же трибуналами большой инстанции), и здесь выносятся приговоры в виде лишения свободы на срок не свыше 10 лет. В этом случае не существует права на судебное разбирательство с участием присяжных.

Наиболее тяжкие преступления, такие как убийство, вооруженный грабеж, подсудны 99 региональным судам ассизов - специализированным судебным органам в составе коллегии из 3 судей и 9 присяжных (для обвинительного заключения требуется не менее 8 голосов). На приговоры данных судов невозможно подать апелляцию; имеется только возможность представить петицию в высшую судебную инстанцию страны по вопросам применения права. В процессе уголовного судопроизводства - особенно по делам высшей и средней тяжести, предварительное следствие после полицейского дознания проводит следственный судья , назначаемый на 3 года из числа судей Трибунала большой инстанции. Он вправе осуществлять широкий спектр следственных мероприятий, включая выезды на место преступления, обыски, наложение ареста на имущество, аресты, экспертизы и судебные полномочия в виде предварительного помещения лица под стражу и т. д.

Важную роль выполняют35 апелляционных судов (30 из них находятся в материковой части страны), являющиеся второй судебной инстанцией. В их составе кроме нескольких палат по гражданским и уголовным делам, имеется обвинительная палата, которая «осуществляет контроль за предварительным заключением, выносит решения по жалобам на все распоряжения следственного судьи и принимает решения о передаче дела в суд ассизов»

Увенчивает пирамиду общегражданского судопроизводства Кассационный Суд - старейший и наиболее авторитетный судебный орган страны, возглавляемый первым президентом и состаящий из 6 палат (3 по гражданским делам, одной - по коммерческим спорам, одной - по социальному праву и одной - по уголовному праву). В его составе заседает около 90 судей советников и около 40 советников - референтов (количественные параметры время от времени меняются). При нем прикомандированы генеральный прокурор, главный генеральный адвокат и 22 генеральных адвоката.

Суд в силу особенности своей позиции как высшего судебного звена постоянно сталкивается с перегруженностью делами, с которой власти пытаются бороться уменьшая кворум судейской коллегии, принимающей дела к рассмотрению, и кворум при рассмотрении дела. Одновременно налицо попытки расширить полномочия Суда с целью недопущения затягивания судебных процессов. «По традиции Кассационный суд, признав обоснованность жалобы, был вправе лишь кассировать решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции». Впоследствии у Суда появилось право выносить окончательное решение. Однако ни эта реформа, ни закрепленная законом 1967г. обязательность указаний пленарного собрания для суда, в которое дело направляется на новое рассмотрение, не спасли высшую судебную инстанцию и французскую юстицию от перегрузки, «поскольку ее причины исходили извне судебной системы. Среди них необходимо указать на инфляцию законодательства, дефекты в текстах законов, возросшие число делопроизводств, составленных без участия адвокатов, частые перемены в позициях сторон, наличие большого количества промежуточных инстанций и т. п.».

К специализированным судам относятся прежде всего коммерческие трибуналы (на территории материковой Франции их 191), и они состоят из трех членов, избираемых самими коммерсантами. Эти суды компетентны рассматривать в конечной инстанции коммерческие иски с «ценой» до 3800 евро.

В случае отсутствия на данной территории коммерческого суда истец может обращаться в трибунал большой инстанции.

К иной категории специализированных судов относятся советы прюдомов , осуществляющих разбирательство трудовых споров между работниками и работодателями. Они формируются на паритетной основе из выборных членов (по два от работодателей и по два от работников), а в случае необходимости для преодоления равенства голосов к ним присоединяется судья трибунала малой инстанции. 271 подобный орган на территории материковой Франции в составе около 15.000 советников (7500 от работодателей и 7500 от работников) выбранных на 5 лет, выносят ежегодно примерно 160.000 решений.

Во Франции еще при Старом режиме по сути дела была заложена традиция административной юстиции, а после Великой Французской революции, в начале XIXв., Государственный Совет и советы префектур приобретают судебные функции. С XIXв. существование особого административного права базируется на понятии публичной службы, действующей во имя всеобщего интереса. При этом в последние годы отказываются от жестокого противопоставления административных служб и коммерческой деятельности, допуская, что коммерческая организация может оказывать публичные услуги или что их может осуществлять публично-частное партнерство. Таким образом объективно возрастает значимость административной юстиции в лице ее 36 административных трибуналов , 6 административных апелляционных судов и Государственного Совета как вершины административной судебной пирамиды.

В современной Франции особое положение административной юстиции подкрепляется еще и характером формы правления V Республики. В ситуации, когда структура исполнительной власти замыкается на президента, являющегося не только главой государства, но руководителем исполнительной власти в стране, и в то же время когда следует говорить не о разделении функций президента и премьер-министра, а об их совмещении при доминирующей роли главы государства создаются предпосылки для актуализации административного управления и административной юстиции. Следует признать, что «в отличии от англосаксонской модели управления, не допускающей наделения административного аппарата юридическими привилегиями из-за боязни ущемить индивидуальные свободы,…французы полностью доверяют аппарату управления, предоставляя ему ряд правовых привилегий для беспрепятственного осуществления исполнительно-распорядительной и контрольной деятельности в центре и на местах», что предполагает существование административных судов.

Конституционная юстиция во Франции достаточно молода, и ее функции с 1958г. выполняет Конституционный Совет , который в полном смысле этого слова судом и не является. Формируется он на паритетной основе председателями обеих палат парламента и президентом Республики (по 3 назначенца),и в отношении его членов не существует конституционно закрепленных цензов. Справедливо, кроме того, мнение, что Конституционный Совет был сконструирован отцом V Республики Генералом де Голлем и его сторонниками во многом для того, чтобы ограничить права парламента в борьбе с наследием предшествующих парламентских III и IV Республик. В отличии от США, Конституционный Совет воплощает европейскую, централизованную модель конституционной юстиции. Обычно он рассматривает дело по поступившему запросу обязательному или факультативному, правом на который обладает президент, премьер-министр, председатели обеих палат и группы депутатов.

В целом следует подчеркнуть, что во Франции судебная власть не является в полной мере равной ветвью власти по отношению к другим властным ветвям. «Принцип конституционного ревю со стороны судов никогда не укоренялся здесь, как это имело место в Америке в первые десятилетия независимого государства. Роль судов в защите индивидуальных прав является предметом дискуссии во Франции, а к их полномочиям пересматривать законодательство или исполнительные приказы по причине несоответствия конституции относятся с большим подозрением. Суды пострадали от Великой Французской революции, и они испытали огромную потерю власти и престижа после нее». Тем не менее из этого не следует, что французская система является в каком-то смысле неполноценной, как в том нередко пытаются уверить некоторые англо-американские авторы.

В детский сад дети идут в возрасте трех лет, где проводят три года в разных группах: сначала в младшей группе, затем в средней, а после в старшей группе. Занятия во французском детском саду начинаются в девять часов и заканчиваются в половине пятого вечера. Малыши, как и в России, выполняют различные поделки, учатся обращаться с клеем и ножницами, рисуют, раскрашивают и лепят из глины, а также поют и танцуют. В некоторых детских садах ребятам преподают основы работы с компьютером. В младшей и средней группах после обеда тихий час. В старшей группе дети учатся читать и писать.

Начальная школа (L’ecole Primaire)

В возрасте шести лет дети идут в начальную школу. Первый год обучения в этой школе называется C.P. (от французского – le cours preparatoire – подготовительный курс). По окончанию этого года дети должны уметь читать и писать. После подготовительного класса идут 4 следующих: C.E.1 (cours elementaire 1 – элементарный курс 1), C.E.2 (cours elementaire 2 – элементарный курс 2), C.M.1 (cours moyen 1 – элементарный курс 1), C.M.1 (cours moyen 2 – элементарный курс 2). Учебная неделя – пятидневная, но дети не учатся по средам и воскресеньям. Однако сейчас многие школы переходят на четырехдневную учебную неделю: в них занятий нет по средам, субботам и воскресеньям. С понедельника по пятницу занятия длятся с девяти до шестнадцати тридцати, в субботу – с девяти часов до полудня. Многие дети ходят в группу продленного дня, которая во Франции называется la garderie. В отличие от российской группы продленного дня, французская начинает свою работу утром, до начала занятий, в 8 утра и продолжает свою работу после занятий, до половины седьмого вечера.

Колледж (Le College)

Первый класс колледжа – это уже шестой год обучения. В колледж поступают после начальной школы, в возрасте 11 лет и проводят там 4 года: в шестом, пятом, четвертом и третьем классе. В отличие от российской системы, где классы идут на повышение, французские школьники в ходе обучения переходят в меньший класс. В шестом классе школьник должен выбрать иностранный язык для обучения: обычно это английский, но также может быть немецкий или испанский. В четвертом классе выбирают второй иностранный язык. Здесь выбор шире: английский, немецкий, испанский, итальянский или русский. С шестого по третий класс занятия идут всю неделю, кроме субботы и воскресенья. Обеденный перерыв длится полтора часа – с полудня до половины второго. Занятия начинаются в восемь часов и заканчиваются в половине пятого, кроме среды, когда занятия заканчиваются в полдень. Помимо иностранных языков в колледже изучают математику, французский язык, историю-географию (это один предмет во французской системе обучения), химию, физику, естествознание, есть занятия по физкультуре и музыке, труду, изобразительному искусству, правоведению, и иногда по латыни. В течение недели между занятиями у учеников есть несколько свободных часов, в течение которых они должны оставаться в школе и проводить это время в специальном классе под присмотром преподавателя, выполняя домашние задания. Помимо этой работы, французские школьники выполняют часть домашних заданий по вечерам, уже после колледжа. По окончанию колледжа, в третьем классе, все сдают экзамен, который называется le Brevet des colleges. Ученик покидает колледж в возрасте пятнадцати с половиной – шестнадцати лет.

Лицей (Le Lycee)

После колледжа французские школьники идут в колледж, где и заканчивается их обучение в школе. В лицее обучение длится три года – во втором, первом и терминальном (последнем) классе. Занятия начинаются в восемь часов и заканчиваются обычно в половине шестого вечера. Во втором классе изучают те же предметы, что из в колледже, за исключением музыки, изобразительного искусства, права и труда. По желанию можно выбрать третий иностранный язык для изучения.
В первом классе необходимо выбрать общую специализацию: направление литературы, научное направление, экономическое или направление в области сервиса и непроизводственной сферы. Можно выбрать более узкое направление: например, медицинское, актерское или гостиничное дело. В конце первого класса учащиеся сдают экзамен по французскому языку и оценки за данный экзамен суммируются с оценками, полученными учеником в последнем терминальном классе; все оценки будут отображены в финальном дипломе по окончанию лицея. В конце обучения в терминальном классе ученики сдают бак (le bac) – экзамен по выбранной специальности. В последнем классе к имеющимся предметам добавляется философия. Средняя оценка за бак, которую получают учащиеся, 10 и более баллов из 20.

Университет (L’Universite)

Если французский школьник сдает бак с первого раза, он поступает в университет в 18 лет. Вступительных экзаменов во французские университеты не предусмотрено. По результатам бак можно выбрать университет и подать туда документы. Обычно у студентов занятия проходят не каждый день. Бывают недели, когда студенты ходят на пары не более 3-4-х дней. Предмет, который выбран студентом в качестве основного, занимает, обычно, бОльшую часть времени в обучении. Так, студенты, изучающие в университете английский язык, занимаются им около 18 часов в неделю (это зависит от университета). Почти все студенты, которые не получают стипендию, работают, чтобы оплатить свое обучение. Ранее во французской системе образования было 5 видов дипомов: le D.E.U.G., le diplome d’etudes universitaires generales (его получали спустя 2 года обучения в университете после получения бак), la Licence (3 года обучения), la Maitrise (4 года обучения), le D.E.A. (Diplome d’Etudes Approfondies) или le D.E.S.S. (Diplome d’Etudes Superieures Specialisees) после пяти лет обучения, и le Doctorat (8 лет обучения). Сейчас во Франции действует новая европейская система и дипломов всего три, их называют L.M.D. (по заглавным буквам названий дипломов): la Licence (3 года обучения после бак), le Master (5 лет обучения) и le Doctorat (8 лет обучения).