Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Особенности социального положения молодежи Молодежь социальная группа выделяемая по

Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Особенности социального положения молодежи Молодежь социальная группа выделяемая по

· переходность положения

· высокий уровень мобильности

· освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса

· активный поиск своего места в жизни

· благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане

Б. Молодежь - это наиболее активная, мобильная и динамическая часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами:

· неустойчивость психики

· внутренняя противоречивость

· низкий уровень толерантности (от лат. tole­rantia - терпение)

· стремление выделиться, отличаться от остальных

· существование специфической молодежной субкультуры

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:

2. Признаки неформальных молодежных групп

· возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации

· обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки)

· выражение иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, не характерных для общества в целом

· самоорганизация и независимость от официальных структур

· относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников группы

· атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Типы самодеятельности молодежи

Наименование типа Его характеристика
Агрессивная самодеятельность Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития
Эпатажная (фр. epater - поражать, удивлять) самодеятельность Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям, как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на се6я со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)
Альтернативная самодеятельность Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которое становится самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. п.)
Социальная самодеятельность Направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)
Политическая самодеятельность Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.



Этнические общности

1. Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру , включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности Земли входят в состав двухсот с лишним государств. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе современной Российской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30 наций.

2. Этническая общность - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подробных образований.

А. Виды этнических общностей
Род Племя Народность Нация
Группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материн- ской или отцовской) Совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов Исторически сложив-шаяся об-щность лю-дей, объеди-няемая об-щей терри-торией, язы-ком психическим складом, культурой Исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания

2. В социологии широко используется понятие «этнические меньшинства», которое включает в себя не просто количественные данные:

· его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп

· его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»

· оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества

3. Предпосылки складывания этноса

· Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории , поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от греч. diaspora - рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

· Другое важное условие формирования этноса - общность языка . Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

· Более устойчивый признак этнической общности - единство таких компонентов духовной культуры, как ценности , нормы и образцы поведения , а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей .

· Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Национальные интересы. Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов :

5. Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации-государства.

Производным от понятия «нация» является термин «национальность », который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов - язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть ученых полагают, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

1. Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление.

А. Они включают две разновидности:

Б. Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Лекция 4.

Типы самодеятельности молодежи.

Агрессивная самодеятельность - Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная (пора­жать, удивлять) самодеятельность - Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность - Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделœей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность - Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность - Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнических групп и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Большинство современных стран полиэтничны. В составе РФ более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность - ϶ᴛᴏ исторически сложившаяся на определœенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка,психического склада , самосознанием и исторической памятью , а также осознанием своих интересов и целœей, своего единства и отличия от других подобных образований.


  • - Этнические общности. Основные черты и этапы формирования, русской нации

    Видное место в общественной жизни занимают этнические общности - этнос, которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос - это истори­чески сложившаяся на определенной территории, устойчивая сово­купность... [читать подробенее]


  • - Этнические общности. Межнациональные отношения.

    Этнос – исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, обладающая общими чертами культуры, языка, психологического склада. Этнические общности: Род- самая первая производственная, социальная и... [читать подробенее]


  • - Этнические общности

    Большие группы (общности) Большая группа - это настолько многочисленная группа, что все ее члены не знают друг друга в лицо и контакты между ними не могут совершаться непосредст­венно. Обычно под большими группами имеются в виду разные объединения, охватывающие... [читать подробенее]


  • - НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ.

    Важнейшим элементом социальной структуры общества являются социально-этнические общности людей. Они включали в себя (с учётом эволюции человеческого общества) род, племя, народность, нации. Эти объединения людей можно также называть историческими общностями, поскольку... [читать подробенее]


  • - Особенности социальной стратификации в современной России. Этнические общности.

    Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык,... [читать подробенее]


  • - Социально- этнические общности как субъекты и объекты политики

    Население Земли образует множестворазнообразных общностей. Особое место среди них по устойчивости в истории, по вкладу в культурное достояние человечества занимают этносы. Научное осмысление понятия «этнос» для обозначения особой общности людей активизировалось во...

  • Лекция по обществознанию в 10 классе

    Тема: Молодёжь как социальная группа

    Особенности молодёжной субкультуры

    Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе-ристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психоло-гических качеств.

    Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо-мической независимости и социально ответственного поведе-ния.

    Молодость является определенной фазой, этапом жиз-ненного цикла человека и биологически универсальна.

    Особенности социального положения молодежи

    Переходность положения.

    Высокий уровень мобильности.

    Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

    Активный поиск своего места в жизни.

    Благоприятные перспективы в профессиональном и ка-рьерном плане.

    Молодежь — это наиболее активная, мобильная и дина-мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас-судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль-но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант-ности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо-лодежной субкультуры.

    Субкультура - часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства

    Типичным для молодежи является объединение в нефор-мальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

    Возникновение на базе стихийного общения в конкрет-ных условиях социальной ситуации;

    Самоорганизация и независимость от официальных структур;

    Обязательные для участников и отличающиеся от ти-пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут-верждение, придание социального статуса, обретение защи-щенности и престижной самооценки);

    Относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

    Выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

    Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан-ной общности.

    В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

    Агрессивная самодеятельность

    Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь-ным уровнем интеллектуального и культур-ного развития.

    Эпатажная (фр. epater — пора-жать, удивлять) самодеятельность

    Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

    Альтернативная самодеятельность

    Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

    Социальная самодеятельность

    Направлена на решение конкретных соци-альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

    Политическая самодеятельность

    Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот-ветствии с идеями конкретной группы

    Ускорение темпов развития общества обусловливает воз-растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

    Тема 12. Молодежь как социальная группа

    Молодежь – это социально‑демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально‑психологических качеств.

    Молодость – это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

    Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

    – Переходность положения.

    – Высокий уровень мобильности.

    – Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

    – Активный поиск своего места в жизни.

    – Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

    Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально‑психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia – терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

    Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

    – возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

    – самоорганизация и независимость от официальных структур;

    – обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);

    – относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

    – выражение иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

    – атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

    В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

    Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

    Образец задания

    A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?

    А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.

    Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Понятие "молодёжь" как определение социально-демографической группы берёт своё начало с конца XVIII - начало XIX вв. До этого молодых людей в качестве особой социальной группы не признавали. Вплоть до конца XIX века проблемы молодёжи рассматривали через проблемы развития личности, воспитания гражданина исторически конкретного общества, что нашло научное выражение в педагогике, философии, психологии эпохи Возрождения, Нового времени, Западной философии XVII-XVIII веков. Актуализация теоретических исследований молодёжи, создание самостоятельных концепций возраста пришлось на начало XX века и получили развитие в социологических теориях молодёжи.

    Молодёжь как особая социальная группа была признана по объективным признакам, которые определяют существование, развитие и изменение всех сторон данного социального образования.

    Исходная позиция жизненного цикла, совпадающая с молодостью и связанная с процессом подготовки к взрослым функциям, появилась в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путём передачи из поколения в поколение ценностей, видов деятельности, средства и цели которых столетиями существовали в качестве устойчивых образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.

    Поэтому сегодня невозможно изучать молодёжь либо только с точки зрения социологии (социально-демографическая группа), либо только с точки зрения культурологического подхода (духовные ценности и идеалы молодёжи). Это делает процесс изучения односторонним. Выход лежит в соединении двух подходов в единый неразрывный социокультурный подход.

    Концепции молодёжи в социокультурном аспекте начали разрабатывать в 50-гг XX в. такие исследователи как Г. Шельский, К. Мангейм, А Тенбрук, С. Эйзенштадт. В отечественной литературе по молодёжной проблематике социокультурный подход не всегда получает должного объективного освещения.

    На сегодняшний день в кругах социологов утвердился взгляд на молодёжь как на референтную, социально-демографическую группу, важнейшими признаками которой большинство авторов считают возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а так же обусловленные тем и другим социально-психологические качества, что позволяет говорить о многоуровневом анализе молодёжи как социального феномена.

    Однако вопрос по поводу окончательного определения понятия "молодежь" остается дискуссионным. Ученых разделяют различные подходы к предмету изучения - с позиции социологии, психологии, физиологии, демографии и др.

    Исследователи Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В. А. и др. выделяют в качестве наиболее типичных подходов, встречающихся в научной литературе, следующие:

    • - психологический: молодость - это период развития человеческой личности между "puberty" (половая зрелость) и "maturity" (полная зрелость);
    • - социально-психологический: молодость - это определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого - всеми особенностями возрастного класса;
    • - конфликтологический: молодость - это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни, продолжительный конфликт между индивидом и обществом, проблемная стадия в развитии человека;
    • - ролевой: молодость - это особая поведенческая фаза в жизни человека, когда он более не играет роли ребенка, и в то же время еще не является полноправным носителем роли "взрослого";
    • - субкультурный: молодежь - это группа со своим специфическим образом жизни, стилем жизни, культурными нормами;
    • - стратификационный: молодежь - это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со специфическими позициями, статусами, ролями;
    • - социализационный: молодость - это период социального роста, первичной социализации;
    • - аксиологический: молодость - это социально значимый, важный этап жизненного цикла человека, именно на этом этапе происходит формирование системы ценностных ориентации индивидов, особого мироощущения, устремленности в будущее, оптимизма.
    • - возрастные;
    • - социально-исторические;
    • - социологические;
    • - духовно-культурологические;
    • - социально-психологические;
    • - культурологические.

    Таким образом, в рамках рассмотренных подходов существует множество дефиниций молодежи, отражающих в большей или меньшей степени те или иные стороны жизнедеятельности и качественные характеристики этой социальной группы.

    Молодежи присуща более высокая степень удовлетворенности жизнью, что связано с большей уверенностью в собственных силах, ориентацией на реализацию личных целей и интересов, на достижение и успех. Молодым людям свойственна приверженность к ценностям индивидуализма, личной инициативы и самостоятельности.

    Успех для значительной части молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса. Высшее образование как условие достижения успеха ценится меньше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним очень высок.

    Отношение к труду весьма противоречиво. С одной стороны молодежь в основном не причисляет труд к перечню наиболее значимых ценностей. Это частично объясняется упразднением идеологии особой общественной значимости труда и трудового воспитания. Однако большую роль для многих играет интересная работа. Вместе с тем, основным мотивом молодых людей, объясняющим выбор ими рабочего места является возможность получения большего дохода. Это связано с ослаблением в молодежном сознании связи между деньгами и работой в ее трудовом значении.

    Большинство представителей сегодняшней молодежи отводят довольно важную роль семье, считая ее непременным условием счастья. Сожительство как способ организации семейных отношений во многом уступает браку. Большая часть считает, что обязательным условием семейного счастья являются дети. Среди главных факторов, обеспечивающих устойчивость и стабильность семьи, молодые люди называют следующие: уважение и поддержка между супругами, супружеская верность, удовлетворенность сексуальными отношениями, достойный доход, нормальные жилищные условия, проживание отдельно от родителей и готовность обсуждать проблемы, возникающие между супругами. Набирает силу тенденция, в соответствии с которой роль женщины в материальном обеспечении семьи возрастает. Можно отметить возросшую роль материальных факторов в функционировании молодежной семьи.

    Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения. молодёжь семья социальный воспитательный

    В широком смысле, молодежь представляет собой совокупность групповых общностей, образованных по возрастным признакам и по связанным с ними видами деятельности. И.С. Кон определял молодежь как "социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем или другим социально-психологических свойств". Определение понятия "молодежь" взаимосвязано с характеристикой поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. В этом определении выстраивается четкая структура, начальным звеном которой является "поколение", затем "класс" (или "страта") и, наконец, молодая часть класса - молодежь.

    Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия "молодежь". При этом исследователи исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь между различными классами и социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.

    Первый, так называемый демографический подход рассматривает молодежь как особую часть населения, т.е. как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.

    Второй подход - статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.

    Третий подход - социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т.е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.

    Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия "молодежь", нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннею структуру молодежи с разных точек зрения.

    Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:

    • а) учащиеся неполных и полных средних школ;
    • б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;
    • в) в возрасте от 20до 24 лет;
    • г) от 25 до 30 лет.

    Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие "молодежь" входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде.

    • - Производственные рабочие. Механизаторы, работники ферм, транспортники, строители. В основном они имеют специальное образование на базе курсов и представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.
    • - Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом, представляют еще довольно многочисленную группу молодежи. Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.
    • - Техники, технический обслуживающий персонал. Активно растущая прослойка молодежи в условиях компьютеризации труда и появления новых профессий по обслуживанию современной техники.
    • - Особую группу молодежи составляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства. В этой группе самый высокий уровень среднего и высшего образования.
    • - В последнее время активно формируется еще одна группа молодежи - научная и творческая интеллигенция. К ее числу следует отнести медицинских работников, учителей и работников народного образования, культуры. В этой группе самый большой процент "утечки мозгов".
    • - Учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по различным формам (очно, очно-заочно, заочно). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны.

    Итак, молодежь - это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных форм культуры

    Особая ценность для современной молодежи - возможность заниматься любимым делом. Как специфическая социально-демографическая группа молодежь характеризуется помимо возрастных рамок, еще и наличием определенного места в структуре общества, а также особенностями социального становления и развития. В рамках особенностей молодого поколения можно выделять основные и второстепенные. К основным характеристикам можно отнести физиологические, психологические, возрастные и социально-классовые. Данные характеристики присущи всем молодым людям. Второстепенные же признаки вытекают из основных и проявляются в зависимости от видов деятельности, места проживания и социального статуса молодого человека.

    Н.Ф. Головатый выделяет следующие объективные обстоятельства, обуславливающие особую роль молодежи в жизни общества:

    • · молодежь играет важную роль в народно-хозяйственном производстве, т.к. является единственным источником пополнения трудовых ресурсов;
    • · молодежь - носитель интеллектуального потенциала общества, она обладает большими способностями к труду и творчеству во всех сферах жизни;
    • · молодежь способна гораздо быстрее, нежели другие социальные группы, овладевать новыми знаниями, умениями, профессиями, благодаря чему она имеет большую социальную и профессиональную перспективу.

    Роль молодежи как объекта и субъекта в историческом процессе развития общества также имеет свою специфику. При вступлении в общественную жизнь молодой человек является объектом социального воздействия окружающей внешней среды: семьи, друзей, институтов образования и т.п. По мере взросления он учится и начинает заниматься творческой деятельностью, становясь субъектом социально-экономических, политических и общественных преобразований.

    Молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу, играющую свою незаменимую роль в обществе. Молодежь является единственным источником пополнения трудовых ресурсов, носителем интеллектуального потенциала общества. Она в большей мере способна к адаптации в новых условиях, изучению и усвоению новых знаний и навыков. Ценностные ориентации молодежи не могут не оказать влияния на жизнедеятельность общества в целом.